Сегодня: 17 октября, вторник
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2011 / «Изобретатель реальности»

«Изобретатель реальности»

190 лет со дня рождения Гюстава Флобера

(12.12.1821 – 08.05.1880)

 

Картинка 16 из 6996

«Великан Флобер, опираясь на дубину, перенес литературу с берега романтизма

на берег реализма».

А. Франс

 

«Если деталь не соответствует действительности, нравы не проистекают из религии, а факты из страстей…

если одеяния и архитектура не приноровлены к обычаям и особенностям климата, одним словом, если нет гармонии, – значит, я на ложном пути…»

Г. Флобер

 

 

 

Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в Руане, где его отец был главным врачом одной из местных больниц.

 

 

С 1823 по 1840 гг. Флобер учился в Королевском колледже Руана, где не добился особых успехов, но проявил интерес к истории и большую любовь к литературе. Он читал не только модных в ту пору романтиков, но также Сервантеса и Шекспира. В школе он познакомился с будущим поэтом Л. Буйе (1822–1869), который на всю жизнь стал его верным другом.

В 1840 году Флобера отправили в Париж изучать право. Прозанимавшись три года, он не сумел сдать экзамены, зато свел дружбу с писателем и журналистом М. Дю Каном (1822–1894), который стал его спутником в путешествиях.

После смерти отца в 1846 г. он вернулся в имение Круассе под Руаном.

Если не считать путешествий Флобера и его поездок в Руан и Париж, он тридцать лет жил в  Круассе с матерью и племянницей.

 

 

В облике Густава Флобера почти легендарны черты героической самоотверженности в творческом труде, преданности призванию. Прикованный к столу страстной жаждой совершенства, он с небывалым упорством добивался точного выражения мысли и чувства, выбирая незаменимые и полнозвучные слова.

Освещенное до поздней ночи окно в Круассе стало маяком и для речных судов на Сене, и для французской литературы.

К счастью, он обладал состоянием, которое избавило его от необходимости зарабатывать на жизнь пером либо иными способами. Равным образом он смог осуществить свою мечту о путешествиях и посвятить многие годы написанию одного-единственного романа. Он совершенствовал свой стиль с предельным вниманием, отвлекаясь лишь на профессиональные беседы с братьями Гонкурами, И.Тэном, Э.Золя, Г.Мопассаном и И.С.Тургеневым, с которым его связывала многолетняя дружба. Даже его  любовный роман связан с поэтессой Луизой Коле, и в их обширной переписке главной темой были литературные проблемы.

 

 

После разгрома революции во Франции в 1848-1851 гг. Флобер занял позицию принципиального неучастия в общественной жизни, не понял и не принял Парижскую Коммуну.

Его эстетические взгляды определяла созданная им концепция элитарности и обособленности литературы, практически приравненной им к науке.  Флобер был воспитан на творениях Ф.Шатобриана и В.Гюго и тяготел к романтическому способу изображения. Всю свою жизнь он стремился подавить в себе лирико-романтическое начало ради максимально объективного изображения повседневной реальности. Рано начав писать, он вскоре осознал в себе конфликт между поставленной целью и склонностями своей натуры.

Первый из его опубликованных романов – «Госпожа Бовари» (Madame Bovary, 1857) – плод 6-летней работы  – принадлежит к шедеврам мировой литературы, это поистине энциклопедия французской провинции XIX в.

«Госпожа Бовари» обозначила поворотный пункт в развитии современного романа. Флобер работал над каждым предложением в поисках знаменитого «правильного слова». «Он был непоколебимо убежден в том, что какое-нибудь явление можно выразить только одним способом, обозначить только одним существительным, охарактеризовать только одним прилагательным, оживить только одним глаголом, и он затрачивал нечеловеческие усилия, стремясь найти для каждой фразы это единственное существительное, прилагательное, глагол. Он верил в таинственную гармонию средств выражения, и, если какое-нибудь слово казалось ему неблагозвучным, он с несокрушимым терпением искал другого, убежденный, что еще не нашел истинного, единственного слова», – писал Мопассан.

 

 

http://i.agoravox.fr/local/cache-vignettes/L256xH275/flaubert_1846-25ans-d.1211960095-de980.jpg

Его интерес к форме романа, успешно реализованный в уникальной структуре «Госпожи Бовари», оказал сильнейшее влияние на последующих писателей, поставивших своей целью создание новых форм и технических приемов – Г.Джеймса, Дж.Конрада, Дж.Джойса, М.Пруста и многих других.

Главной темой «Госпожи Бовари» стал извечный конфликт между иллюзией и реальностью, между жизнью придуманной и подлинной. Для раскрытия этой темы Флобер использовал не героические порывы благородной личности, а жалкие мечты заурядной мещанки. Флобер придал своим недалеким персонажам возвышенно-универсальное значение.

 

 

Роман был впервые опубликован в журнале «Ревю де Пари» в 1856 г., однако, невзирая на серьезные поправки и сокращения, автора и редакторов журнала привлекли к суду за оскорбление общественной нравственности. После сенсационного судебного разбирательства – одной из самых знаменитых литературных баталий на юридическом поле – Флобер был оправдан, и в 1857 г. роман вышел отдельной книгой без каких-либо купюр.

Второй роман Флобера, «Саламбо» (Salammb, 1862), стал результатом поездки в Африку в 1858 г., а также серьезных исторических и археологических штудий.  Действие происходит в Карфагене после 1-й Пунической войны, когда наемники под предводительством Мато взбунтовались против карфагенян, руководимых Гамилькаром.

 

 

 

В третьем романе, «Воспитание чувств» (L` ducation sentimentale, 1859, рус. перевод 1870 г. под названием «Сентиментальное воспитание»), Флобер пишет историю своего поколения, замороченного романтизмом и щедрыми посулами теоретиков гуманного общественного устройства, однако вынужденного спуститься на землю после катастрофы 1848 г. и крушения идеализма. Роман являет собой нелицеприятный портрет потерянного поколения.

 

 

Выполняя свой гражданский долг, во время франко-прусской войны 1870-1871 годов Флобер служил в армии в чине лейтенанта и был награжден орденом Почетного легиона. 1870 год был трудным. Парижские солдаты оккупировали дом Флобера на время Войны в 1870 году, а в 1872 умерла его мать. После смерти матери у писателя наступили финансовые трудности.

Начатое задолго до «Госпожи Бовари» и, по совету Буйе и Дю Кана, отложенное в сторону «Искушение святого Антония» (La Tentation de Saint-Antoine, 1874) обязано своим возникновением картине Питера Брейгеля Старшего, которую Флобер увидел в Генуе в 1845 году. Мысль выставить напоказ искушения, осаждающие святого, занимала Флобера всю оставшуюся жизнь, и её воплощение в романе-диалоге представляет собой попытку показать все мыслимые грехи, ереси, религии и философии.

Три повести (Trois Contes, 1877) включают в себя сюжеты двух типов – нарочито заурядного и цветисто-исторического. Краткий и сильный рассказ о жизни деревенской служанки («Простое сердце» – Un Coeur simple) весь состоит из цепи утрат, оставивших ее к концу жизни лишь с чучелом попугая, к которому она привязывается до такой степени, что неосознанно начинает относиться к нему как к Святому Духу. В «Легенде о святом Юлиане Странноприимце» (La L gende de Saint-Jullien l`Hospitalier) средневековый праведник, раскаявшийся в грехах юности, подвергается последнему высшему испытанию: прокаженный обращается к нему с просьбой о поцелуе. Исполнив его желание, Юлиан оказывается лицом к лицу с Иисусом, вознесшим его на небеса. «Иродиада» (H`rodias) повествует о Саломее, требующей голову Иоанна Крестителя.

Восемь последних лет жизни Флобер отдал любимому детищу – роману «Бувар и Пекюше» (Bouvard et P cuchet, 1881), который остался незавершенным. В истории двух мелких служащих, решивших посвятить свой досуг и небольшой доход изучению всех отраслей человеческого знания, главной мишенью являются безумства и неизбывная глупость человеческого рода. Флобер с мрачным наслаждением классифицирует все примеры такого рода, заставляя своих героев посвятить жизнь созданию антологии обнаруженных ими нелепостей.

 

 

http://i2.listal.com/image/1853037/600full-gustave-flaubert.jpg

Одним из величайших творений Флобера, продолжающим вызывать пристальный интерес, стали его «Письма» (Correspondence, опубл. 1887–1893). В непринужденном общении с друзьями он изливает на бумагу свои мысли, не заботясь о стиле и тем предоставляя уникальную возможность увидеть художника, анализирующего свой труд в процессе ежедневного созидания и формулирующего свои идеи о природе литературы. Наряду с ярким автопортретом самого Флобера переписка содержит проницательные наблюдения о людях и нравах эпохи Второй Империи.

Конец жизни Флобера был печальный: он страдал тяжелым нервным недугом, был мрачен и раздражителен, порвал отношения с лучшим своим другом, Максимом Дю Каном; материальное положение его ухудшилось, так как значительную часть своего состояния он уступил бедным родственникам.

Полного одиночества Флобер не испытал в старости, благодаря нежным заботам своей племянницы, м-м Комманвиль, а также дружбе с Жорж Санд. Большое утешение доставлял ему также Ги де Мопассан, сын одной из его подруг детства; Флобер заботился о развитии его молодого таланта и был для него строгим и внимательным учителем.

Болезнь и тяжелый литературный труд рано истощили силы Флобера.  Он умер в Круассе 8 мая 1880 года от инсульта в возрасте 58 лет. Похоронили его на семейном участке, на кладбище в Руане.

 

Интернет-ресурсы

 

http://www.flaubert.ru/  – Гюстав Флобер. Биография. Произведения. Галерея.

Г. Флобер в Библиотеке Мошкова

Г.Флобер в Википедии

Г.Флобер в Литературной энциклопедии

Г.Флобер в Литературном клубе Пергам

Биография Г.Флобера в проекте «Хронос»

Биография Г.Флобера в проекте «Кроссворд-кафе»

Г.Флобер в Энциклопедии «Кругосвет»

http://www.bovary.fr/  – Сайт, посвящённый роману «Госпожа Бовари» (на фр.яз.)

http://flaubert.univ-rouen.fr/   – Центр Г.Флобера (на фр.яз.)

 

 

Произведения Г.Флобера

 

http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1000004881.jpg

Флобер, Г. Собрание сочинений. В 5 т. / Г. Флобер; всуп.ст. и примеч. А.Ф. Иващенко. – М. : Правда, 1956. – (Б-ка «Огонёк»).

 

Т. 1: "Госпожа Бовари" (перевод А.Ромма) и "Лексикон прописных истин" (перевод Т.Ириновой).

Т. 2: "Искушение св.Антония" (перевод М.Петровского) и "Саламбо" (перевод Н.Минского).

Т. 3: "Воспитание чувств" (перевод А.Федорова).

Т. 4: "Кандидат" (перевод Т.Ириновой), "Легенда о св.Юлиане Странноприимце" (перевод М.Волошина), "Простая душа" (перевод Н.Соболевского), "Иродиада" (перевод М.Эйхенгольца), "Бувар и Пекюше" (перевод И.Мандельштама).

Т. 5: Письма Гюстава Флобера (перевод М.Ромма, Т.Ириновой, Б.Грифцова, М.Эйхенгольца).

 

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение, библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

 

 

 

http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1000015387.jpg

 

Флобер, Г. Собрание сочинений. В 3 т. / Г. Флобер; пер. с фр. Н. Любимова, Н. Минского, А. Фёдорова и др.; вступ. ст. Я. Фрида; примеч. С. Ошерова.  – М. : Худож. лит., 1983 – .

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность»)

 

 

http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1001585860.jpg

Флобер, Г. Избранные сочинения / Г. Флобер; пер. с фр. Н. Минского, Б. Зайцева, И. Тургенева – М. : Дружба народов. – 1994. – 494 с.

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность», библиотека семейного чтения по К.Маркса, 30; Уральской, 7; Октябрьской, 30; Гайдара, 22; п. Татыш и Метлино)

 

 

http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1000285594.jpg

Флобер, Г. Воспитание чувств : роман / Г.Флобер; пер. с фр. А. Федорова; предисл. и коммент. С. Брахман; ил. М. Майофиса. – М. : Худож. лит., 1989. – 397 с. – (Б-ка классики; Заруб. лит.).

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, библиотека семейного чтения по К.Маркса, 30)

 

 

http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1000266656.jpg

Флобер, Г. Госпожа Бовари : Роман; Повести / Г.Флобер; предисл. и коммент. С. Брахман; худож. М. Майофис. – М. : Худож. лит., 1989. – 428 с. – (Б-ка классики; Заруб. лит.).

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, библиотека семейного чтения по К.Маркса, 30)

 

Другие издания есть во всех подразделениях МУК ЦБС.

 

 

http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1000323324.jpg

 

Флобер, Г. Саламбо / Г. Флобер;  пер. с фр. Н. Минского. – Л. : Лениздат, 1988. – 269 с. – (Б-ка молодого рабочего).

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент; другие издания – «Юность»)

 

 

Картинка 2 из 12

Флобер, Г. Саламбо: роман / Г.Флобер; полный перевод с фр. М.А. Энгельгардта; ил. П. Видаля и Пуарсана. – С.-Петербург: Народная польза, 1902. – 233 с. – (Домашняя библиотека).

 

 

(Имеется экземпляр в Фонде редких книг)

 

 

 

 

Материалы о жизни и творчестве Г.Флобера

 

http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1000973220.jpg

Иващенко, А.Ф.  Гюстав Флобер. Из истории реализма Франции/ А.Ф. Иващенко; ред. Ю. Данилин. – М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955. – 490 с.

 

В настоящем исследовании творчество Флобера встает перед нами не как явление, представляющее некий «чистый» историко-литературный интерес, но как явление, развивающееся во времени, перерастающее хронологические рамки жизни и творчества писателя.

 

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

 

 

http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1003213717.jpg

Реизов, Б.Г. Творчество Флобера / Б.Г. Реизов. – М. : Гослитиздат, 1955. – 524 с.

 

Книга посвящена жизни и творчеству французского писателя Гюстава Флобера, подробно рассматриваются романы "Мадам Бовари", "Саламбо", "Воспитание чувств".

 

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

 

 

Электронная книга «Гюстав Флобер»

 

Труайя, А. Гюстав Флобер / А. Труайя; пер. Л.Сережкиной. – М. : Эксмо, 1998.

 

 

Электронная версия книги здесь >>

 

 

 

 

Афанасьев, А. Гюстав Флобер и его роман «Госпожа Бовари» // Великие поэты и писатели

 

Барнс, Дж. Попугай Флобера / Дж. Барнс; пер. с англ. Т.Шинкарь. – М. : АСТ, 2003. 

 

Белоусов, В. Ревнивая муза : «Госпожа Бовари» / В. Белоусов // Смена. – 1998. – № 3. – С. 76-91.

 

Вайль, П. Французская кухня (Руан – Флобер, Париж – Дюма) // Гений места // Иностранная литература. – 1996. – № 8.

 

Глоба, В.И. Г.Флобер (1821–1880). Жизнь и творчество. "Госпожа Бовари" – "строго реалистический роман" // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

 

«Госпожа Бовари» в Википедии

 

Дежуров, А.С. Объективный роман Гюстава Флобера "Госпожа Бовари" // http://dezhurov.ru/science/68-flober.html  

 

Кабанова, И.В. Психологический роман: Гюстав Флобер "Госпожа Бовари". Анализ произведения // http://www.licey.net/lit/foreign/flober  

 

Калюжная, Л. Гюстав Флобер / Л. Калюжная, Г.Иванов // 100 великих писателей

 

Кустова, О. Воспоминания современников и письма Г.Флобера как источник сведений о личности писателя // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

 

Лихтенштейн, И. Мои нервы натянуты, как струны : Гюстав Флобер глазами врача // Семь искусств. – 2011. – № 4.

 

Мережковский, Д. Флобер // Мережковский, Д. Вечные спутники.

 

Моруа, А. Гюстав Флобер "Госпожа Бовари" // Моруа, А. Литературные портреты

 

Моэм, С. Флобер и "Madame Bovary" / С. Моэм; пер. М. Зинде // http://readr.ru/somerset-moem-flober-i-madame-bovary.html

 

Набоков, В. Гюстав Флобер "Госпожа Бовари" / В. Набоков; пер. Г. Дашевского // Иностранная литература. – 1997. – № 11.

 

Половинкина, О. От реализма к натурализму [Текст] : [французская литература 2-ой половины ХIХ в.: Э. Золя, Г. Флобер, Ги де Мопассан] / О. Половинкина // Литература – Первое сентября. – 2005. – № 6. – С. 36-45.

 

Раскин, Б. Гюстав Флобер. Суд над романом ["Мадам Бовари"] // Писатели Франции: Сб. / сост. Е. Эткинд. – М., 1964.

 

Ржевская, Н.Ф. Гюстав Флобер // История всемирной литературы. 19 век. Вторая половина

 

Ржевская Н. Ф. Гюстав Флобер // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М.: Наука, 1983 – 1994. – На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 7. – 1991. – С. 254 – 264.

 

Толова, Г. Тургенев и Флобер // Филолог. – 2009. – Вып.9.

 

Черкашина, М. Мусоргский и Флобер [неоконченная опера Мусоргского "Саламбо"] // Зелёная лампа. – 2005. – № 1.

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"