«Культура как смысл жизни»
 Сегодня: 18 декабря, понедельник
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2016 / «Культура как смысл жизни»

«Культура как смысл жизни»

110 лет со дня рождения Д.С. Лихачёва

(28.11.1906 – 30.09.1999)

 

http://www.lihachev.ru/pic/fotogallery/1/172_85_Image0040.jpg

 

«Не должно быть слепых к красоте,

глухих к слову и настоящей музыке,

черствых к добру, беспамятных к прошлому.

А для этого нужны знания,

нужна интеллигентность,

дающаяся культурой…»

 

Д.С. Лихачёв

 

«Д.С. Лихачев показал нам огромные возможности русской культуры,

её место в жизни народа,

в жизни каждого человека,

он расширил пространство

нашей исторической культурной памяти».

 

Д. Гранин

 

 

Дмитрий Сергеевич Лихачев родился в Санкт-Петербурге 28 ноября 1906 года.  Отец – Сергей Михайлович Лихачев, был главным управляющим почт и телеграфов в Петербурге, мать – Вера Семеновна, из семьи старообрядцев.

 

 

Первые школьные годы Дмитрия Лихачева прошли в стенах гимназии Человеколюбивого общества, с 1915 г. он получал образование в реальном училище К. И. Мая, а с 1918 г. продолжил свое обучение в 190-й советской трудовой школе им. Лентовской на Петроградской стороне.

В возрасте 11 лет он стал свидетелем революции 1917 года.

 

 

В 1923 г. Д. С. Лихачев поступил в Петроградский университет на отделение языкознания и литературы факультета общественных наук,  в 1928 г. успешно окончил университет, защитив два диплома – по романо-германской и славяно-русской филологии.

В одной из своих работ Дмитрий Сергеевич замечал, что его теоретические исследования во многом обязаны петербургской культуре, в которой он вырос. Он вспоминает о годах, проведенных им в Тенишевском училище, о встречах с Александром Блоком, Анной Ахматовой, Самуилом Маршаком и многими другими видными представителями творческой и научной интеллигенции того времени.

Взрослая жизнь Дмитрия Лихачева началась с драмы. Судьба словно потребовала с него расплаты за лучезарное детство, за прекрасных университетских учителей (среди них были В.Л. Комарович, В.М. Жирмунский, В.К. Миллер, Д.И. Абрамович, А.И. Введенский и другие классики русской науки). А началось все с доклада в студенческом кружке, в котором юноша "полушуткой, полусерьезно" доказывал преимущества старой орфографии и говорил о "сатанинской" сущности орфографии новой.  За участие в кружке в 1928 году Дмитрий Лихачев был арестован. Доклад стал одной из главных улик в его «деле».

Д. Лихачёв был приговорён к пяти годам исправительных работ и сослан на Соловки в бывший Соловецкий монастырь, расположенный на севере России, который стал одним из первых лагерей печально известной системы ГУЛАГ. Этот опыт не сломил, а закалил юного Лихачева; он писал, что «все неудобства, лишения и даже несчастья, через которые, возможно, придется пройти из-за своих убеждений, ничто по сравнению с теми душевными и духовными мучениями, которые неизбежны в случае отказа от своих принципов».  Там он написал свою первую научную статью – «Картежные игры уголовников» (1930 г.).

В 1932 г., за полгода до истечения срока заключения, Д.С. Лихачев был освобожден как «ударник Белбалтлага» с правом проживания по всей территории СССР: Беломорско-Балтийский канал, который строили узники, был успешно сдан, и «Сталин, в восторге (пишет Дмитрий Сергеевич), всех строителей освободил». В их числе был и 25-летний Лихачев. Но окончательно Дмитрий Сергеевич  был реабилитирован только в 1992 г.

Дмитрий Сергеевич Лихачев освободился из лагеря не обедненным духовно, а, наоборот, чрезвычайно обогащенным. Там, на Соловках, в нем произошел духовный переворот: «Я понял следующее: каждый день – подарок Бога!» – писал он в своих Соловецких воспоминаниях.  «Всю жизнь я не мог оставаться наблюдателем. Мне всегда надо было быть участником. Всегда вмешивался и получал шишки. Но если бы шишек не было, был бы несчастным».

После освобождения Дмитрий Сергеевич пять лет проработал корректором в Ленинградском отделении издательства АН СССР,  в 1938 г. был приглашен на работу в отдел древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом), в котором и проработал до конца своих дней.

К началу Великой Отечественной войны Дмитрий Сергеевич стал одним из крупнейших специалистов по литературе древней Руси, а по глубине проникновения в ее духовное содержание – несомненно, первым. В 1941 г. Лихачев защитил диссертацию на тему «Новгородские летописные своды XII века».

Но жизнь уже готовила новые тяжкие испытания. В годы войны Д. С. Лихачев со всей семьей – родителями, женой и двумя маленькими дочками – пережил ужасы осады Ленинграда. Решение остаться в осажденном Ленинграде потребовало громадного мужества. Оно полностью разделялось женой, хозяйственным труднейшим заботам которой семья во многом обязана жизнью.

Воспоминания о блокаде, написанные 15 лет спустя, запечатлели правдиво-страшную картину мученичества жителей Ленинграда, картину голода, невзгод, смертей – и удивительной силы духа. В страшном рассказе Лихачевых (Дмитрий Сергеевич и Зинаида Александровна писали попеременно, писали беспристрастно, как в русских летописях) поражает не столько описание непереносимого голода, сколько величайшая выдержка этих людей. Дмитрий Сергеевич пишет: «В голод люди показали себя, обнажились, освободились от всяческой мишуры: одни оказались замечательными, беспримерными героями, другие – злодеями, мерзавцами, убийцами, людоедами. Середины не было. Все было настоящее. Разверзлись небеса, и в небесах был виден Бог. Его ясно видели хорошие».

 

 

В еще большей мере, чем перенесение страшного блокадного голодания, сила Духа Дмитрия Сергеевича проявилась в сохранении почти сверхчеловеческой воли к творчеству. Уже весной 1942 г. голодный, насквозь промерзший, полный дистрофик, Дмитрий Сергеевич Лихачев начал собирать материал по средневековой поэтике, а к осени того же года вышла книга «Оборона древнерусских городов», написанная им вместе М. А. Тихановой.

Весной 1943 г., еще до прорыва блокадного кольца, Дмитрий Сергеевич с семьей по доносу (якобы за связь с Соловками) был выслан в Казань. Но окончание войны он все же встретил в уже освобожденном Ленинграде, в родном Пушкинском Доме, полный творческих планов.

 

 

В 1946 г. Лихачев уже доцент. В 1947 г. он защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук «Очерки по истории литературных форм летописания XI - XVI веков». С 1951 г. – профессор Ленинградского государственного университета, с 1953 г. – член-корреспондент АН СССР, с 1970 г. – действительный член (академик) АН СССР. Началось его поистине триумфальное шествие в науке.

Лихачев смог пережить советскую эру, не поступившись ни своими глубокими религиозными убеждениями, ни патриотической любовью к России. Он более, чем кто-либо другой, имел отношение к формированию той истинной «российской индивидуальности», которая сочетает в себе здоровый патриотизм, глубокое понимание и почитание всех аспектов российской культуры, а также широкую открытость и восприимчивость по отношению к западным и другим нерусским культурам (в том числе к многочисленным культурам малых народностей, вошедших в состав Руси задолго до основания Петром Первым Санкт-Петербурга – родного города Дмитрия Лихачева); и сам же он был воплощением этой индивидуальности.

Это Д.С. Лихачёв спасал от разрушения уникальные памятники архитектуры, это благодаря выступлениям Дмитрия Сергеевича, благодаря его статьям и письмам удалось предотвратить развал многих музеев и библиотек.

Являясь членом Российской Академии наук, Дмитрий Лихачев возглавлял Отдел древнерусской литературы Института русской литературы («Пушкинский дом») РАН в Санкт-Петербурге.  Его моральный авторитет, репутация учёного мирового уровня и личная независимость заставляли руководителей постсоветской России прислушиваться к его голосу.

 

 

 

Лихачев был советником Михаила и Раисы Горбачевых по культурным и духовным вопросам. Он был заметной фигурой в советском парламенте. Во время попытки переворота в августе 1991 года, когда на весах было будущее России, он выступил с одной из наиболее искренних и трогательных речей, отметив, что только возможность высказывать вслух свои мысли имеет истинно высокий моральный смысл, даже если последствия и результаты невозможно предсказать.

И он же впоследствии убедил Президента Ельцина принять участие в «очень спорном»  мероприятии – погребении останков последнего царя Российской империи Николая и членов императорской семьи 18 июля 1997 года. Он же помог в составлении волнующей речи Президента.

 

 

Ученый имел множество наград, как отечественных, так и зарубежных. Среди них высшие награды СССР — сталинская премия (1952), звание Героя Социалистического труда и золотая медаль «Серп и молот» (1986), Большая Золотая Медаль им. М.В. Ломоносова (1993), орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (1996), орден Апостола Андрея Первозванного «За веру и верность Отечеству» за вклад в развитие отечественной культуры. Он стал первым кавалером ордена Апостола Андрея Первозванного после восстановления в России этой высшей награды.

В 1989–1991 гг. академик Д.С. Лихачев избирался народным депутатом Верховного Совета СССР от Советского Фонда культуры.

В 1992 г. ученый стал председателем общественного юбилейного Сергиевского комитета по подготовке к празднованию 600-летия преставления Преподобного Сергия Радонежского.

Умер Дмитрий Сергеевич Лихачев  30 сентября 1999 года.

Фигура академика Д. С. Лихачева символична для российской культуры XX века. Русский интеллигент, переживший советский лагерь, войну, крупнейший ученый и мыслитель, общественный деятель, он сумел сохранить в условиях тоталитарного общества честность, ответственность, верность России.

 

(Использованы материалы с сайта Научной библиотеки ВолГУ)

 

Десять заповедей человечности (Д.Лихачёв «Раздумья»):

 

Не убий и не начинай войны.

Не помысли народ свой врагом других народов.

Не укради и не присваивай труда брата своего.

Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.

Уважай мысли и чувства братьев своих.

Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.

Чти природу как матерь свою и помощницу.

Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.

Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.

Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

 

 

Интернет-ресурсы

 

http://www.lihachev.ru/  – «Площадь Д.С. Лихачева» – сайт, посвящённый Д.Лихачёву. Биография, воспоминания. Библиография трудов и полные тексты. Международные Лихачевские научные чтения. Материалы конференций. Фотоархив.

http://likhachev.lfond.spb.ru/  – Д.С. Лихачёв. Международный благотворительный фонд  

http://likhachev.lfond.spb.ru/memoirs.htm   – Воспоминания о нём

Д.С. Лихачёв в Википедии

http://www.epwr.ru/quotauthor/445/  – Биография-хроника

http://www.orthedu.ru/nev/9-06/biografia.htm – Биография Д.С. Лихачева

Д.С. Лихачев на сайте «Герои страны»

Д.С. Лихачёв в Журнальном зале

Д.С. Лихачёв на сайте «Мир культуры»

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"