Сегодня: 28 апреля, пятница
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2016 / «Паганини фортепьяно»

«Паганини фортепьяно»

205 лет со дня рождения  Ференца Листа, венгерского композитора, пианиста, дирижёра

(22.10.1811 – 31.07.1886)

 

Картинка 22 из 3385

 

 

 

Какой он Лист? Он книга, он поэма!

Слились в ней и земля, и ад, и небеса,

И песни радости счастливого Эдема,

И скорби жалобы, и муки голоса.

П. Вяземский

 

 

 

 

Не будь Листа на свете,

вся судьба новой музыки была бы другая.

В. Стасов

 

 

Ференц (Франц) Лист родился 22 октября 1811 года в деревне Доборьян (Венгрия). В детстве он был очарован цыганской музыкой и веселыми танцами венгерских крестьян. Отец Листа, управляющий в большом имении графа Эстерхази, был музыкантом-любителем и поощрял интерес сына к музыке; он же преподал ребенку основы игры на фортепиано.

В возрасте 9 лет Ференц дал свой первый концерт в соседнем городке Шопроне. Вскоре он был приглашен в великолепный дворец Эстерхази; игра мальчика настолько поразила гостей графа, что несколько венгерских дворян вызвались оплатить его дальнейшее музыкальное образование. Ференца послали в Вену, где он обучался композиции у А.Сальери и фортепиано у крупнейшего педагога Европы К.Черни.

 

 

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/47/493/47493693_liszt_Liszt2_middle.jpg

 

Венский дебют Листа состоялся 1 декабря 1822 г. Критики остались в восторге, и с тех пор Листу были обеспечены слава и полные залы. От известного издателя А. Диабелли он получил приглашение сочинить вариации на тему вальса, придуманную самим Диабелли.

Таким образом, юный музыкант оказался в компании великих Бетховена и Шуберта, к которым издатель обратился с такой же просьбой. Несмотря на это, Лист (как иностранец) не был принят в Парижскую консерваторию, и ему пришлось продолжать свое образование частным образом.

 

 

В это время он совершил ряд поездок с концертами по Франции и Англии. После смерти отца (1827 г.) Лист начал давать уроки. Тогда же познакомился с молодыми композиторами Г.Берлиозом и Ф.Шопеном, искусство которых оказало на него сильное влияние: он сумел «перевести на язык фортепиано» колористическое богатство партитур Берлиоза и сочетать мягкий лиризм Шопена с собственным бурным темпераментом.

В начале 1830-х годов кумиром Листа стал итальянский скрипач-виртуоз Н.Паганини; Лист задался целью создать столь же блестящий фортепианный стиль, и даже перенял от Паганини некоторые особенности его поведения на концертной эстраде. Теперь Лист практически не имел соперников как пианист-виртуоз. «Паганини у пианино» – так называли Листа современники.

Лист выступал в концертах буквально до последних дней своей жизни. Некоторые считают, что он является изобретателем жанра сольных концертов пианистов и особого патетического концертного стиля, сделавшего виртуозность самодостаточной и захватывающей формой.

Порывая со старой традицией, Лист развернул рояль так, чтобы посетители концертов могли получше разглядеть впечатляющий профиль музыканта и его руки. Иногда Лист ставил на сцену несколько инструментов и путешествовал между ними, играя на каждом с равным блеском. Эмоциональный напор и сила удара по клавишам были таковы, что во время турне он оставлял за собой по всей Европе порванные струны и сломанные молоточки. Все это являлось неотъемлемой частью представления. Лист мастерски воспроизводил на рояле звучность полного оркестра, в чтении нот с листа ему не было равных, славился он и блестящими импровизациями.

 

 

http://www.kurier.hu/files/image/Liszt%2C%20a%20zongoravirtu%C3%B3z%20co.jpg

Лист был человеком страстным и обаятельным, он был хорош собой, и каждый его концерт превращался в настоящее представление. Лист стал идолом всей Европы, и концертные поездки тех лет неизменно сопровождались громкими и публично обсуждавшимися «романами».

В 1834 году Лист начал совместную жизнь с графиней Мари д’Агу (впоследствии она выступила как писательница под псевдонимом Даниель Стерн). От их союза родилось трое детей – сын и две дочери, младшая из которых, Козима, вышла замуж за великого пианиста и дирижера Г.фон Бюлова, а позднее стала женой немецкого композитора Рихарда Вагнера. Связь Листа с графиней длилась примерно десять лет, причем в последние годы этого периода Лист возобновил длительные концертные поездки и вел вполне свободную жизнь. Он выступал в Австрии, Бельгии, Англии, Франции, Венгрии, Шотландии, России и в 1849 дал цикл концертов, средства от которых пошли на сооружение памятника Бетховену в Бонне.

 

 

Картинка 17 из 48

Лист интересовался русской музыкой, вел переписку с композиторами "Могучей кучки", высоко оценил оперу Глинки "Руслан и Людмила". Он нередко бывал в Петербурге, Москве, Киеве, где выступал на лучших концертных площадках и даже перед царской семьей. Здесь же музыканта ждала и большая любовь – русская княгиня польского происхождения Каролина Сайн-Витгенштейн. После скандала с мужем, попыток семьи упрятать неверную Каролину в сумасшедший дом, и даже гнева императора Николая I, она все-таки сбежала за границу, к Листу. Супруги, хотя и невенчанные (Каролина так и не смогла расторгнуть предыдущий брак), поселились в Веймаре.

Выбор был не случаен – там Листу предложили руководить музыкальной жизнью города. «Веймарский период» (1848-1860 гг.) оказался самым плодотворным в его жизни: именно в это время он написал почти все свои известные произведения. Лист блестяще справился и с миссией капельмейстера, сделав Веймар значительным музыкальным центром Германии.

 

 

Лист ставил в Веймарском театре оперы Вагнера, Берлиоза, Шумана, Верди, Глюка, Рубинштейна, Моцарта, Вебера. За 11 лет им были поставлены 43 оперы, он исполнил все симфонии Бетховена, Шуберта, Берлиоза. В Веймаре композитор начал педагогическую деятельность: его классы, проводившиеся во второй половине дня, были переполнены подающими надежды пианистами из разных стран, которые, по воле учителя, ничего не платили за участие в этих собраниях посвященных. Он воспитал свыше 300 пианистов из разных стран мира.

 

 

File:Liszt-1870.jpg

С 1858 года Лист отказался от поста капельмейстера, но цели своей добился: при нем Веймар действительно стал центром европейской музыки, а сам музыкант – признанным вождем европейской интеллектуальной элиты.

В 1860 г. Лист отправился в Рим, надеясь преодолеть ряд препятствий политического и религиозного характера, которые делали невозможным его брак с княгиней Витгенштейн. Когда же Римско-католическая церковь отказалась благословить их союз, пылкий музыкант, устав и разочаровавшись в жизни, удалился от мирской суеты. В 1865 году Лист вступил во францисканский орден терциариев (члены его могли оставаться в миру, вступать в брак и иметь собственность, но брали на себя особые религиозные обязательства и должны были вести аскетический образ жизни и заниматься благотворительностью) и жил сначала в Риме, а затем в Тиволи у кардинала Густава Адольфа Гогенлоэ. Это уединение, однако, продолжалось недолго: спустя два года он вернулся к своей обычной жизни странствующего виртуоза.

 

 

File:Liszt at piano.jpg

В 1871 году Лист получил звание советника венгерского короля, и через два года в Будапеште было необычайно торжественно отпраздновано пятидесятилетие творческой деятельности музыканта. В 1879 г. папа Римский Пий IX присвоил ему звание почетного каноника, что давало право на ношение сутаны, но не на титул «аббат Лист», которым композитор иногда подписывался.

В начале 1886 г. года 75-летний Лист отправился в Англию, где был принят королевой Викторией и восторженно встречен его почитателями. Из Англии уставший и неважно себя чувствовавший Лист приехал в Байройт на ежегодный вагнеровский фестиваль. В этом городе он и умер 31 июля 1886 года.

 

 

Лист считается первостепенной фигурой в истории музыки. Как композитор и автор транскрипций он создал более 1300 произведений. Подобно Ф.Шопену и Р.Шуману, Лист в своей композиторской деятельности отдавал пальму первенства сольному фортепиано. Наверное, самое популярное произведение Листа – «Грезы любви» (Liebestraum), а среди грандиозного списка других его сочинений для фортепиано можно выделить 19 Венгерских рапсодий, цикл из 12 Трансцендентных этюдов и три цикла небольших пьес под названием «Годы странствий». Листу принадлежат также более 60 песен и романсов для голоса с фортепиано и несколько органных сочинений, включая фантазию и фугу на тему Баха.

 

 

b_liszt

 

В 1839 году в Европе была изобретена фотография. И кто же стал наиболее часто фотографируемой личностью своего времени? Странствующий пианист, красивый как полубог (выражение Жорж Санд), чью карету восторженная толпа несла на руках – Ференц Лист! Его портреты, выставленные в витринах магазинов, привлекали покупателей; его личность и его музыка покоряли сердца целых наций. Прошедший путь от вундеркинда до Мастера, Лист создал искусство пианизма как таковое; именно он дал первый в мире фортепьянный концерт, оставаясь весь вечер один на эстраде.

 

 

Революционер, гений музыки, Майкл Джексон своего времени и Лорд Гага XIX века – как только не называют Ференца Листа. Он стал первой мировой суперзвездой, и существуй в то время MTV, хит-парады и музыкальные премии, он был бы безусловным лидером во всех номинациях.

 

 

Использованы материалы сайта Архив классической музыки

 

 

Интернет-ресурсы

 

http://listmedia.net.ru/ – «Великий композитор – Ференц Лист»

Ф.Лист в Википедии

Ф. Лист на сайте «Классическая музыка»

Ф. Лист в энциклопедии «Кругосвет»    

http://www.muz-urok.ru/list.htm – Подробная биография Ф.Листа

http://www.notomania.ru/kompozitor.php?n=98 – Ноты произведений Ф.Листа

http://www.notarhiv.ru/zarubkomp/list/spisok.html  – Ноты

http://classic-online.ru/ru/composer/Liszt/42 – Произведения Листа (mp3) в Архиве классической музыки

Ф. Лист в проекте «Люди»

http://de.academic.ru/dic.nsf/dewiki/870956 – Подробная биография на нем. яз.

Ф. Лист в проекте «Хронос»

Ф. Лист в проекте Belcanto  

 

 

Материалы о жизни и творчестве

Книги:

 

Александрова, В.Н. Ференц Лист. 1811 – 1886 : Краткий очерк жизни и творчества / В.Н. Александрова, Е.И. Мейлих. – Л. : Музыка, 1968. – 127 с.: ил.: портр. – (Книжка для юношества).

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел книгохранения)

 

http://mmedia.ozon.ru/multimedia/books_covers/1001575855.jpg

Будяковский, А. Е. Пианистическая деятельность Листа / А.Е. Будяковский. – Л. : Музыка, 1986. – 85 с. ; ил.; ноты.

 

В книге известного музыковеда рассказывается о различных этапах творческой деятельности Ф.Листа, содержится анализ его исполнительских принципов, прослеживаются листовские традиции в фортепианном искусстве.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

http://mmedia.ozon.ru/multimedia/books_covers/1000314653.jpg

 

Гаал, Д.Ш. Лист / Д.Ш. Гаал; авториз. пер. с венг. Г. Лейбутина; предисл. Г. Крауклиса; муз.ред. и примеч. Л. Шкляревского. – М. : Правда, 1986. – 416 с.

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

http://mmedia.ozon.ru/multimedia/books_covers/list_0201-09.jpg

Гаал, Д.Ш. Лист / Д.Ш. Гаал; авториз. пер. с венг. Г. Лейбутина; предисл., примеч. и науч. ред. Г. Крауклиса. – М.: Молодая гвардия, 1977. – 319 с. – (Жизнь замечательных людей).

 

Книга венгерского писателя Дердя Шандора Гаала посвящена жизни великого пианиста и композитора Ференца Листа. Ференц Лист – гордость венгерской культуры и в то же время музыкальный деятель мирового масштаба, с именем которого связана целая эпоха в развитии музыкального искусства прошлого столетия.

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

 

 

 

http://mmedia.ozon.ru/multimedia/books_covers/981106252.jpg

Левашева, О.Е. Ференц Лист: Молодые годы / О.Е. Левашева. – М.: Музыка, 1998. – 334 с.

 

Книга посвящена одному из крупнейших композиторов эпохи романтизма и охватывает первый период его деятельности, отмеченный важными реформаторскими достижениями в области творчества и исполнительства. Подробно освещены факты биографии Листа, его окружение, творческие и личные связи. Для музыкантов-профессионалов и любителей музыки.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

 

http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1000372353.jpg

Лист, Ф. Избранные статьи / Ф. Лист; пер. Н. Мамун, А. Бобович. – М. : Музгиз, 1959. – 463 с.

 

Настоящий сборник содержит наиболее содержательные статьи литературного наследия Листа. Он охватывает почти все вопросы, которыми занимался Лист в своей музыкально-критической и публицистической деятельности.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

http://mmedia.ozon.ru/multimedia/books_covers/1000208866.jpg

Мильштейн, Я.И. Ференц Лист : В 2 т. / Я.И. Мильштейн. – 2-е изд., расш. и доп. – М. : Наука, 1971. – (Классики мировой музыкальной культуры).

 

Т.1: Биография Листа и характеристика творчества. – 863 с.

Т.2: Анализ пианистического искусства Листа и его педагогических принципов. – 863 с.

 

Монография о Листе – капитальное исследование жизни и творчества великого композитора и пианиста.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

 

http://mmedia.ozon.ru/multimedia/books_covers/1001474334.jpg

Рацкая, Ц.С. Ференц Лист / Ц.С. Рацкая. – М.: Музыка, 1969. – 254 с. – (Школьная библиотека).

 

Автор в популярной форме рассказывает о жизненном и творческом пути выдающегося венгерского композитора и пианиста. В книге анализируются наиболее известные произведения композитора – фортепианные, вокальные, симфонические. Интерес представляют страницы, посвященные встречам Ф.Листа с деятелями русской музыкальной культуры – Глинкой и Балакиревым, Бородиным и Стасовым.

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность»)

 

 

 

http://mmedia.ozon.ru/multimedia/books_covers/1001640558.jpg

Стасов, В.В. Лист, Шуман и Берлиоз в России / В.В. Стасов. – М. : Музгиз, 1954. – 162 с.

 

Предлагаемая статья выдающегося критика-искусствоведа В.В.Стасова (1824 –1906) является одной из самых крупных работ, посвященных вопросу о связях русской музыки с западноевропейской музыкальной культурой XIX столетия.

Наибольшее место в статье уделено великому венгерскому композитору Ференцу Листу (1811 – 1886), его яркой творческой фигуре и многогранной деятельности.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел книгохранения)

 

 

 

http://www.libex.ru/dimg/1152e.jpg

Ханкиш, Я. Если бы Лист вёл дневник / Я. Ханкиш; пер. с нем. М. Погани. – 2-е изд. – Будапешт: Изд-во Корвина,  1963. – 188 с.

 

Биография Ф.Листа написана в форме как бы дневника. Она составлена на основе достоверных документов, материалов из газет и журналов того времени, а также писем и воспоминаний современников и, хотя и не является подлинным дневником, даёт верную характеристику венгерскому композитору и пианисту.

 

Электронная версия книги здесь >>

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

 

 

Цуккерман, В.А. Соната си минор Ф.Листа / В.А. Цуккерман. – М. : Музыка, 1984. – 112 с.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"