Сегодня: 24 апреля, понедельник
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2016 / «Энергия художественного взрыва»

«Энергия художественного взрыва»

135 лет со дня рождения Пабло Пикассо,

французского художника испанского происхождения,

основателя кубизма, скульптора, керамиста

(25.10.1881– 08.04.1973)

 

34rl7

Пикассо пришёл в этот мир,

чтобы хорошенько встряхнуть его,

вывернуть наизнанку и

снабдить его другими глазами…

 

Р. Альберти

 

Если ты изберёшь путь солдата,

быть тебе генералом,

если захочешь быть монахом,

станешь папой, –

говорила мне мать.

Но я избрал путь художника

и стал Пикассо...

 

Пабло Пикассо

 

 

Пабло Руис Пикассо родился в Малаге 25 октября 1881 г. Испанец по происхождению, учился живописи у своего отца – X. Руиса, в школах изящных искусств в Ла-Корунье (1894–95), Барселоне (с 1895) и Мадриде (1897–98).

С 1904 г. постоянно жил во Франции. Первые значительные произведения Пикассо создал уже в начале 1900-х гг. Картины «голубого периода» (1901–04), написанные в почти монохромной гамме голубых, синих и зелёных тонов, и «розового периода» (1905–06), в колорите которых преобладают тёплые розово-золотистые оттенки, посвященные теме трагического одиночества обездоленных (слепых, нищих, бродяг) и романтической жизни странствующих комедиантов («Старый нищий с мальчиком», «Девочка на шаре»).

 

 

pablo_picasso_photo_

С середины 1900-х гг. Пикассо совершает поворот к резкой, разрушительной деформации реальных форм действительности. Его искусство этих лет откликается на социально-исторические кризисы жизни кризисом всего своего состояния, идеалов, творческого метода. Сознательная деформация натуры («Авиньонские девицы») приводит Пикассо (вместе с Ж. Браком) к созданию кубизма («Дама с веером», «Портрет А. Воллара»).

В середине 1910-х гг. творчество Пикассо переживает новый перелом. Наряду с отвлечённо-деструктивными композициями («ассамбляжи»), завершающими период кубизма, он создаёт жизненно-выразительные портреты, антимодернистские по своему строю («Портрет Ольги Хохловой»).

 

 

С этого времени в искусстве Пикассо постоянно пересекаются и противоборствуют гуманистическое жизнеутверждающее начало и отвлечённое формотворчество. Он создаёт классически ясные, глубоко человечные образы («Три женщины у источника», «Мать и дитя», иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия, серия «Мастерская скульптора», входящая в «Сюиту Воллара»), портреты современников, людей из народа (рисунки – «Рыбак», «Отдыхающие крестьяне»).

 

 

untitle

Эйфорическая и консервативная атмосфера послевоенного Парижа, женитьба Пикассо на Ольге Хохловой, успех художника в обществе – все это отчасти объясняет этот возврат к фигуративности, относительный и временный, поскольку Пикассо продолжает писать в то время ярко выраженные кубистические натюрморты.

Наряду с циклом великанш и купальщиц, картины, вдохновленные «помпейским» стилем, многочисленные портреты жены и сына («Поль в костюме Арлекина») являют собой одни из самых пленительных произведений, когда-либо написанных художником, даже при том, что своей слегка классической направленностью и пародийностью они несколько озадачили авангард того времени.

Резким контрастом по отношению к этим произведениям являются многие работы 1920–30-х гг., отмеченные безудержной трансформацией действительности («Танец»), полемической эстетизацией безобразного («Женщина на пляже»). Обе линии – гуманистически-элегическая и иррационально-фантастическая – сталкиваются в серии офортов «Минотавромахия» (30-е гг.), воплощающей в символическом образе Минотавра (человека-быка) извечную борьбу светлого, разумного начала с тёмным, слепо инстинктивным; серия словно проникнута острым предчувствием той трагедии, в которую вскоре будет повергнут мир.

 

 

http://www.pablo-ruiz-picasso.ru/images/photo2/128.jpg

Со второй половины 30-х гг. творчество Пикассо всё сильнее пронизывают отзвуки современных событий. Его реакция на господствующий в буржуазном мире дух насилия, попрание человеческих прав, боль и страдания людей получает метафорическую окраску, зачастую выражается языком мрачного гротеска, в искажённых, режущих глаз формах («Плачущая женщина», 1937, собрание Пенроз, Лондон). С этого же времени во всей полноте начинает выявляться общественная позиция Пикассо. Он становится видным деятелем Народного фронта во Франции, активно участвует в борьбе испанского народа с фашизмом.

Человеконенавистническая сущность фашизма разоблачается Пикассо в серии «Мечты и ложь генерала Франко», гневным протестом против фашистского террора является панно «Герника» (1937, Прадо).

 

 

В годы второй мировой войны 1939–1945 гг. Пикассо остаётся в оккупированной немецко-фашистскими войсками Франции и принимает участие в Движении Сопротивления, вступает в ряды Французской коммунистической партии.

После войны он находится в первых рядах борцов за мир и демократию. Гуманистические воззрения Пикассо особенно проявляются в таких его работах, как рисунок «Голубь мира», ставший символом движения за мир; панно «Мир» и «Война» (капелла «Храм Мира» в Валлорисе). Голубь, изображенный на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже (1949), – наиболее действенное проявление политических убеждений художника. Кроме того, эта работа способствовала тому, что Пикассо стал легендарной, всемирно известной личностью.

Со второй половины 40-х гг. в живописных работах он нередко возвращается к античным реминисценциям, часто в гротескной форме интерпретирует картины старых мастеров («Лас Менинас» Д. Веласкеса, «Расстрел» Ф. Гойи), работает как скульптор («Человек с ягнёнком»), керамист и как график, использующий широкий диапазон техник (рисунок, офорт, линогравюра и др.) и изобразительных средств. В эти годы вновь проявляется характерная для творческого метода Пикассо метафоричность  (цикл рисунков «Человеческая комедия», 1953–54), обращение к постоянным, излюбленным темам – цирку, бою быков, античной мифологии, мотивам художника и модели. Большое место в его наследии занимают женские портреты.

 

 

с Франсуазой и детьми

Послевоенное творчество Пикассо можно назвать счастливым. В 1946 г. Пикассо знакомится с молодой художницей Франсуазой Жило и переезжает с ней в замок Гримальди. Франсуаза вскоре дарит ему сына Клода и дочь Палому. Франсуазе посвящена картина «Женщина-цветок».

(В 1953 г. Франсуаза сбежала от Пикассо с двумя детьми из-за его сложного характера и постоянных измен, художник тяжело переживал это расставание, что отразилось в ряде его работ того времени – например, в серии рисунков тушью, изображающих отвратительного старого карлика буффонадно контрастирующего с юной и прекрасной девушкой).

 

 

057

С 1947 г. Пикассо живет на юге Франции, в городе Валлорисе, где расписывает в 1952 г. стены старой капеллы аллегорическими символами войны и мира и сам называет все это «Храмом мира».

В Валлорисе же Пикассо занялся керамикой. Он создает своих излюбленных персонажей – кентавров, фавнов, быков, голубей, женщин, делает антропоморфные кувшины. До сих пор в этом городке на юге Франции сохранились так называемые «керамические мастерские», которые продолжают держать марку «Пикассо» и тиражировать изделия, придуманные художником.

В 1961 г. почти 80-летний Пикассо женится на 34-летней красавице Жаклин Рок. Она вдохновляет его на серию портретов, на которых можно увидеть ее точеный профиль сфинкса. Для нее и себя он покупает виллу в Каннах.

 

 

http://www.pablo-ruiz-picasso.ru/images/photo2/160.jpg

В позднем творчестве художник часто обращается к женскому портрету (портреты Жаклин Рок). Жаклин остается последней и верной женщиной Пикассо и ухаживает за ним, уже больным, ослепшим и плохо слышащим, до самой его смерти.

Умер Пикассо 8 апреля 1973 г. в возрасте 92 лет, мультимиллионером, в городе Мужене во Франции и похоронен около принадлежавшего ему замка Вовенарг. Он оставил после себя более 80 тысяч работ (по другим сведениям около 20 тысяч). О смерти сам Пикассо говорил так: «Я все время думаю о Смерти. Она всего лишь женщина, которая никогда не покинет меня».

Творчество Пикассо оказало большое влияние на искусство XX в. Воплотив в себе едва ли не все главные тенденции западноевропейского искусства, оно противоречиво сочетает в себе передовые общественные стремления и глубокие кризисные явления. Пикассо прошёл сложный путь, но в ответственные исторические моменты он осознавал своё место – место борца за прогрессивные идеалы.

 

 

В 1950 г. Пикассо был избран во Всемирный Совет Мира, получил Международную премию Мира, а в 1962 г. Международную Ленинскую премию «За укрепление мира между народами».

Пикассо как никто другой умел удивлять и эпатировать. Сломав представление о реальности на пространстве своих холстов, он низвел священнодействие живописи до уровня плакатов или рекламных постеров, открыв в большое искусство дорогу всем, кто не обладает ни подлинным талантом, ни долготерпением для того, чтобы создавать шедевры, коими можно было бы восхищаться и любоваться.

 

Интернет-ресурсы

 

Пикассо оказался в нужном месте в нужное время –

 в бурлящем водовороте

творческой жизни Парижа начала прошлого века,

и в этом основной секрет его успеха.

Взрывной темперамент, неистовая жажда жизни,

нестандартный взгляд на мир и

абсолютная непоколебимая уверенность

в собственной исключительности обеспечили ему самому

и его необычному творчеству неподдельный интерес публики.

П. Глоба

 

http://www.pablo-ruiz-picasso.ru/ – Сайт «Пикассо». Биография, фотографии, музеи. Полное сое собрание репродукций картин художника разных периодов.

http://www.picasso-pablo.ru/ – Сайт «Пабло Пикассо. Путь художника. Человек, изменивший искусство».

http://picassolive.ru/«Пабло Пикассо»: энциклопедия жизни и творчества.

Пабло Пикассо. Картины и биография на сайте «Художественно-исторический музей»

Пабло Пикассо в Википедии

Пабло Пикассо в Энциклопедии «Кругосвет»

 

 

Материалы о жизни творчестве Пабло Пикассо

Книги:

 

Картинка 1 из 356

Аврил, Н. Я – любовница Пикассо [Текст] : [о романе Доры Маар и Пабло Пикассо] / Н. Аврил. – М. : РИПОЛ Классик, 2007. – 208 с.

 

Книга Николь Аврил – пламенный, психологически тонкий рассказ о бурном и надрывном романе музы французской интеллектуальной элиты, художницы, фотографа Доры Маар и Пабло Пикассо. Она предпочла его другим. Он...

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел книгохранения)

                                              

 

 

http://www.libozersk.ru/pics/exhibition_item/image/227/large/vulf.jpg

 

Вульф, В. Кумиры ХХ века [Текст] / В. Вульф, C. Чеботарь. – М. : Эксмо ; Яуза, 2009. – 352 с. : ил.

 

С. 79–117: Художник вроде бога. Пабло Пикассо.

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, отдел искусств, библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

 

 

Картинка 5 из 5

 

Жидель, А. Пикассо [Текст] / А. Жидель ; науч. ред. и авт. предисл. М. А. Бусев ; пер. с фр. Л. Ф. Матяш. – М. : Мол. гвардия, 2007. – 374 с. : ил. – (Жизнь замечат. людей: сер. биогр.; вып. 1068).

 

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

Картинка 1 из 27

Кучкина, О. А. Смертельная любовь [Текст] : Личные истории знаменитых людей : [И. В. Сталина, В. И. Ленина, Ф. М. Достоевского, А. И. Герцена, А. П. Чехова, Б. Л. Пастернака, П. Пикассо, М. Монро, А. Д. Сахарова, М. С. Горбачева и др.]   / О. А. Кучкина. – М. : Время, 2008. – 448 с. – (Самое время!).

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», библиотека семейного чтения по К. Маркса, 30 и в пос. Татыш)

 

 

Картинка 2 из 307

Мусский, И. А. 100 великих кумиров ХХ века [Текст] / И. А. Мусский. – М. : Вече, 2007. – 480 с. : портр. – (100 великих).

 

С. 67–72: Пабло Пикассо.

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, информационно-библиографический отдел, отдел искусств, библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

 

 

Картинка 1 из 78

 

Бык зимой. Последние годы Пабло Пикассо [Видеозапись] : [докум. фильм о великом художнике ХХ в. Пабло Пикассо] / BBC, Великобритания, 1988. – М. : Союз Видео, 2009. – DVD (80 мин.). – (Великие мастера).

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

 

Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"