Сегодня: 28 апреля, пятница
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2016 / «Самый честный музыкант нашего времени…»

«Самый честный музыкант нашего времени…»

110 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича

(25.09.1906 – 09.08.1975)

 

 

Картинка 9 из 520

 

«Нервная, чутко отзывчивая к гигантским конфликтам действительности музыка звучит... как правдивое сказание о волнениях современного человечества, –

именно не отдельной личности

и не отдельных людей, а человечества».

 

Б.В. Асафьев

 

«Густав Малер: пролог к чудовищному веку. Шостакович: сам этот век»

 

Б. Хазанов

 

 

Дмитрий Дмитриевич Шостакович – один из крупнейших композиторов современности, выдающийся пианист, педагог и общественный деятель.

Начало XX века. В семье главы палаты мер и весов родился Дмитрий Шостакович. К этому моменту уже размыты строгие каноны музыки XIX века, многие исторические традиции, вот-вот под натиском революционной толпы рухнут ворота Зимнего Дворца, реки беженцев заполонят Европу. Надвигающийся поезд только что рожденного кинематографа заставит бежать зрителей из зала, поменяются буквы, названия улиц и стран. Дмитрий Шостакович был свидетелем рождения и краха режимов, чудом избежал страшной участи миллионов своих соотечественников, испытал гонения и триумф, повидал много стран. Его жизнь напоминает то историческую драму, то остросюжетный роман, то детективную историю с погонями и преследованиями.

И всему что случится, предстоит быть запечатленным в музыке нового мира, войн, ветра, сардонических маршей, торжественных ораторий и траурных гимнов. Наступил век музыки Дмитрия Шостаковича.

Дмитрий Шостакович родился в Санкт-Петербурге 25 сентября 1906 г. в С.-Петербурге. Его отец, Дмитрий Болеславович Шостакович – инженер-химик, работавший с Д.  Менделеевым, был большим любителем музыки. Обладатель мягкого, приятного баритона, он с тонким вкусом исполнял романсы и народные песни, выступая на домашних вечерах.

 

 

shostakovich roditeli.jpg 

 

Любовь к пению и музыке перешла к нему от отца – Болеслава Петровича Шостаковича – профессионального революционера, сосланного царским правительством на вечное поселение в Сибирь. Прадед композитора, Петр Шостакович, уроженец города Вильно, тоже участвовал в революционном движении и тоже в свое время был сослан в Сибирь.

Музыкально одаренной была и мать будущего композитора, Софья Васильевна. Еще в юности, учась в консерватории, она подавала немалые надежды как пианистка, но раннее замужество и рождение детей помешали ей совершенствоваться в этом.

После занятий в частной музыкальной школе, в 1919 г. Дмитрий Шостакович был принят в Петроградскую консерваторию в класс фортепиано, и позже стал серьёзно заниматься композицией. В эти годы он зарабатывал себе на жизнь тапёрской игрой в кинотеатрах.

В 1923 г. Д. Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано, а в 1925 г. – по классу композиции. Его дипломной работой была «Первая симфония». Она стала крупнейшим событием музыкальной жизни и положила начало мировой известности автора, ставшего продолжателем традиции П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, Лядова.

 

 

http://www.konchalovsky.ru/media/cache/uploads/docfilm/images/shostakovich_004_display.jpg

Важным событием в жизни молодого музыканта стала встреча с Иваном Соллертинским, который в течение их многолетней дружбы обогащал Д.Д. Шостаковича знакомством с творчеством великих композиторов прошлого и настоящего.

После Первой симфонии началась краткая полоса экспериментов, поиска новых музыкальных средств. В это время появились: Первая соната для фортепиано (1926), пьеса "Афоризмы" (1927), Вторая симфония "Октябрь" (1927), Третья Симфония "Первомайская" (1929).

Появление кино- и театральной музыки ("Новый Вавилон" 1929, "Златые горы" 1931, спектакли "Клоп" 1929 и "Гамлет" 1932) связано с формированием новых образов, особенно социальной карикатуры. Продолжение этого было найдено в опере "Нос" (по Н.В. Гоголю 1928) и в опере "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова") по Н.С. Лескову (1932).

 

 

Сюжет одноименной повести Н. С. Лескова переосмыслен Д. Шостаковичем как драма незаурядной женской натуры в условиях несправедливого общественного устройства. Сам автор назвал свою оперу "трагедией-сатирой". В ее музыкальном языке гротеск в духе "Носа" сочетается с элементами русского романса и протяжной песни. В 1934 опера была поставлена в Ленинграде и Москве, шла под названием "Катерина Измайлова"; затем последовал ряд премьер в театрах Северной Америки и Европы (опера 36 раз выходила в  Ленинграде, 94 раза в Москве, ее также ставили в Стокгольме, Праге, Лондоне, Цюрихе и Копенгагене). Это был триумф, и Шостаковича поздравляли как гения.

 

 

shostakovich8.jpg

В январе 1936 спектакль "Катерина Измайлова" посетил Сталин. Опера шокировала его. Реакция нашла свое выражение в редакционной статье "Сумбур вместо музыки", опубликованной в "Правде" и на долгие годы определившей пути развития советской музыки. Спустя несколько дней "Правда" напечатала еще одну редакционную статью на музыкальную тему "Балетная фальшь"; на этот раз уничтожающей критике был подвергнут балет Шостаковича "Светлый ручей" (1935).

 

 

Шостакович рассказывал, что в какие-то дни он, собственно, пережил свою смерть, уже считал себя мертвецом. И когда он понял, что на этот раз смерть его минула, он, как пишет, решил надеть на себя маску юродивого: он будет говорить то, что ему прикажут, как бы грязно это ни было, но в своей музыке он скажет правду.

После статей "Правды" большинство произведений Д. Шостаковича, написанных до 1936, практически исчезло из культурного обихода страны. Композитор был вынужден отменить назначенную на осень 1936 премьеру симфонии N4 (впервые она была исполнена в 1961). "Катерина Измайлова" была "реабилитирована" на родине только в 1962. Сочинения 1920-х годов (за исключением симфонии N1 и некоторых миниатюр) не исполнялись в СССР вплоть до середины 1960-х годов, а "Нос" был возобновлен только в 1974.

 

 

 

 

shostakovich4.jpg

С 1937 г. Д. Шостакович вёл класс композиции в Ленинградской консерватории. В 33 года (1939) он становится профессором. 

Находясь в первые месяцы Великой  отечественной войны в Ленинграде (вплоть до эвакуации в октябре), Шостакович начинает работать над 7-й симфонией. Симфония была исполнена 29 марта 1942 г. в Колонном зале московского Дома Союзов. В 1942 году Дмитрий Шостакович получил Сталинскую премию за это произведение, в котором, как следует из более позднего высказывания композитора, он воплотил мужество своих соотечественников перед лицом как войны, так и сталинского террора.

В 1943 г. композитор переезжает в Москву и до 1948 г. преподает в Московской консерватории. В числе прочих у него обучались В.Д. Биберган, Р. С. Бунин, А. Д. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. А. Караев, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский, А. Г. Чугаев. Так складывается «школа Шостаковича» – композитора, который оказывает огромное влияние на современников.

В феврале 1948 было опубликовано Постановление ЦК ВКП(б) об опере В. И. Мурадели "Великая дружба", в котором музыка крупнейших советских композиторов в том числе Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна объявлялась "формалистической" и "чуждой советскому народу". Новая волна нападок на Шостаковича в прессе значительно превзошла ту, что поднялась в 1936. Вынужденный подчиниться диктату, Шостакович, "осознав ошибки", выступил с ораторией "Песнь о лесах" (1949), кантатой "Над Родиной нашей солнце сияет" (1952), музыкой к ряду фильмов исторического и военно-патриотического содержания, что отчасти облегчило его положение.

Отношения Д.Д. Шостаковича с советской властью были очень «неровными», что дорого стоило композитору в плане здоровья – современники отмечали у него признаки затравленности и постоянной неуверенности. Официозная ругань в 1930-х и в конце 1940-х сменялась благосклонностью. В 1957 г. Шостакович становится секретарем Союза композиторов СССР, Союза композиторов РСФСР (с 1960, в 1960-1968 первый секретарь).

 

 

shostakovich5.jpg

Его верность Советской России никогда не подвергалась сомнению, но творчество Д. Шостаковича не укладывалось в официальные рамки. Отказываясь идти в искусстве на компромиссы, он не раз попадал в опалу.

...О нем при жизни говорили: «Святой», – а он с иронией называл себя «убогим», прекрасно понимая двусмысленность своего положения. Затравленный и одновременно обласканный властью, он не питал иллюзий относительно природы этой власти и никогда ею не обольщался. Одному из своих близких он признавался: «Когда я писал «Нос», я все думал, надо бы написать «Портрет» – о трагедии продавшегося художника». О трагедии!..

Он жил в реальном мире, в реальном обществе и тоже не был свободен от него. Но в своём творчестве Шостакович был свободен и честен всегда.

 

 

Все называли его «великим тружеником», собственноручно записывавшим бессчетное количество нотных знаков своих партитур, самостоятельно делавшим оркестровки всех своих произведений. По словам современников, это был поучительный пример беззаветного трудолюбия, направленного на служение своему делу.

Сегодня Д.Д. Шостакович – один из самых исполняемых в мире композиторов. Его творения – это истинные выражения внутренней человеческой драмы и летописи ужасных страданий, выпавших на XX век, где глубоко личное переплетается с трагедией человечества.

Музыкальное наследие Шостаковича огромно, оно охватывает едва ли не все существующие музыкальные жанры: песни, романсы, музыка к кинофильмам и театральным постановкам, фортепианные произведения, оратории, кантаты, скрипичные и виолончельные концерты, симфонии, оперы, балеты и т. д. 

Особенно велико значение Шостаковича-симфониста. В его 15 симфониях воплощены глубокие философские концепции, сложный мир человеческих переживаний, острые, трагические конфликты, звучит голос художника-гуманиста, борца против зла и социальной несправедливости.

Это огромная музыкальная панорама, в которой композитор предстаёт изумительным мастером, глубочайшим психологом, воплотившим в музыке тончайшие душевные порывы и интеллектуальный мир своего современника.

Дмитрий Шостакович – выдающийся мастер театральной музыки. Ему близки разные жанры: опера, балет, музыкальная комедия, эстрадные представления, драматический театр. Композитором написана музыка к более чем тридцати фильмам: "Встречный", "Трилогия о Максиме", "Молодая гвардия", "Встреча на Эльбе", "Падение Берлина", "Овод", "Пять дней – пять ночей", "Гамлет", "Король Лир". Из музыки к драматическим спектаклям: "Клоп" В. Маяковского, "Выстрел" А. Безыменского, "Гамлет" и "Король Лир" В. Шекспира, "Салют, Испания" А. Афиногенова, "Человеческая комедия" О. Бальзака.

Несчастливо сложилась судьба балетов Д. Шостаковича.  Но музыка, наделенная яркой образностью, юмором, блестяще звучащая в оркестре, сохранилась в виде сюит и занимает заметное место в репертуаре симфонических концертов. С большим успехом на многих сценах советских музыкальных театров идет балет «Барышня и хулиган» на музыку Д. Шостаковича по либретто А.Белинского, взявшего в основу киносценарий В. Маяковского.

Громадный объем, высочайший уровень творчества Д.Д. Шостаковича – это не только вклад в судьбу и историю отечественной музыки, но и вклад в развитие мировой культуры.

Д.Д. Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 г. от рака легких. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Д.Д. Шостакович был удостоен звания Народного артиста СССР (1954), Героя Социалистического Труда (1966), Государственной премии СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Государственной премии РСФСР (1974), премии им. Сибелиуса, Международной премии мира (1954). Почетный член академий и университетов многих стран мира.

 

 

 

Интернет-ресурсы

 

 

http://www.shostakovich.ru/DSCH.  Дмитрий Шостакович Жизнь и творчество Дмитрия Шостаковича (документальная хроника, фотоальбом, сочинения, дискография).  Музыкальное издательство «DSCH»  («Дмитрий Шостакович»), выпускающее произведения композитора. Архив Шостаковича.

http://schostakowitsch.narod.ru/ – Подробная биография Д. Шостаковича

http://shostakovich2.ru/ – Биография и творчество Д. Шостаковича

Д. Шостакович в Википедии

Д. Шостакович в энциклопедии Бельканто (Биография, произведения)

Д. Шостакович в энциклопедии Кругосвет

Произведения Д. Шостаковича в mp3

http://libelli.narod.ru/music/shostakovich/index.html  – О 13 и 14 симфониях Д. Шостаковича

Творчество Д.Шостаковича в проекте «Силуэты композиторов ХХ века»

Д. Шостакович на сайте «Герои страны»

Д.Шостакович в проекте «Люди»

http://www.notomania.ru/comp_cat_view.php?id=37   – Ноты произведений Д. Шостаковича

http://www.kino-teatr.ru/kino/composer/sov/22314/works/ – Музыка Д. Шостаковича к кинофильмам и спектаклям

 

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"