Сегодня: 27 апреля, четверг
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



«Ты же выжил, солдат…»


АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2016 / «Между стеной и бездной…»

«Между стеной и бездной…»

145 лет со дня рождения Леонида Андреева

(21.08.1871 – 12.09.1919)

 

 

Андреев Леонид Николаевич

Стена – это все то, что стоит на пути к новой,

совершенной и счастливой жизни.

Это, как у нас в России и почти везде на Западе,

политический и социальный гнет;

это несовершенство человеческой природы

с ее болезнями, животными инстинктами,

злобою, жадностью и пр.;

это вопросы о цели и смысле бытия,

о Боге, о жизни и смерти – «проклятые вопросы».

Образы стены и бездны станут ключевыми во всем творчестве Андреева: их символика выразительно

и точно передает суть мировоззрения писателя.

 Алексей Богданов

 

 

Леонид Николаевич Андреев родился 9 (21) августа 1871 г. в г. Орле. Его отец, Николай Иванович, и мать, Анастасия Николаевна, тогда только-только выбрались из нищеты: землемер-таксатор Андреев получил место в банке, приобрел дом и начал обзаводиться хозяйством.

Помимо рисования, орловской природы и уличных боев, жизнь Андреева-гимназиста заполняли книги. Надо полагать, что именно серьезное чтение подтолкнуло Андреева к сочинительству, а «Мир как воля и представление» Шопенгауэра долгие годы оставалась одной из любимейших его книг и оказала заметное влияние на его творчество.

В 1891 г. Андреев после окончания гимназии поступает на юридический факультет Петербургского университета. Глубокая душевная травма заставляет его бросить учебу. Лишь в 1893 г. он восстанавливается – но уже в Московском университете.

В мае 1897 г. Л. Андреев неожиданно успешно сдал государственные экзамены в университете, чего было вполне достаточно для начала адвокатской карьеры.

С 6 ноября 1897 г. Андреев активно печатается уже в двух московских газетах. «Баргамот и Гараська» – рассказ, написанный им весной 1898 г. по просьбе редакции «Курьера» специально для пасхального номера газеты, был первым шагом молодого помощника присяжного поверенного к литературной славе. Рассказ заметил Горький, и его вмешательство в судьбу начинающего беллетриста оказалось решающим. Уже в сентябре в популярном петербургском «Журнале для всех» появляется «Петька на даче». Еще раньше в «Нижегородском листке» печатается «Памятник»; завязываются отношения Андреева с журналом «Жизнь» – его произведения попадают в самый широкий, демократический круг российского чтения.

В 1900 г. Андреев в последний раз выступает в качестве защитника и, несмотря на успех и советы всерьез заняться адвокатской практикой, делает окончательный выбор в пользу литературы. По рекомендации того же Горького Л. Андреев становится участником знаменитых литературных «Сред», знакомится с И. Буниным, Вересаевым, А. Куприным  и другими писателями-реалистами, собиравшимися для чтения и обсуждения только что написанных произведений. Творческое общение, дружеская и в то же время строгая критика, да и просто теплота и понимание,– все это было крайне необходимо Андрееву.

 

 

andreev

В 1901 г. издательство «Знание» напечатало первый сборник его рассказов. Признание пришло сразу. Сюжеты писатель почти не выдумывал – он просто умел их выделить из происходящего вокруг.

Второе издание рассказов (1902), дополненное, в частности, «Стеной», «Набатом», «Бездной» и «Смехом», подтвердило, что настоящий Андреев уже сформировался.

«Стену» плохо поняли читатели. Образы стены и бездны станут ключевыми во всем творчестве Андреева: их символика выразительно и точно передает суть мировоззрения писателя.

 

 

С каждым годом, с каждым новым произведением этого писателя все более заметной становилась его обособленность от всех существовавших тогда литературных течений. Он продолжал читать свои рассказы на собраниях «Среды». «Жизнь Василия Фивейского» была высоко оценена критикой. Но среди символистов, пожалуй, один только А. Блок воспринял повесть как нечто свое, близкое, – как «потрясение». Другие строго судили его за половинчатость, за «грубое материалистическое мировоззрение», которое лишает большое дарование писателя «истинного полета» (Брюсов).

Сейчас нам уже более или менее ясно, что Андреев первым из русских писателей пошел, ориентируясь на Достоевского, по тому пути, которым позднее пойдут художники-экзистенциалисты, прежде всего Камю и Сартр. И для них и для Андреева главной и самой суровой правдой было одиночество человека перед небом и другими людьми, одиночество, на которое каждый обречен с момента своего рождения.

 

 

0_4c43a_20606823_XL

Между тем наступил 1905 г. Андреев стал читать книги по истории французской революции, пытаясь угадать ход событий и их судьбу. Андреев читал свою повесть «Так было» участникам «Среды» накануне московского вооруженного восстания в декабре 1905 г., и всех их поразил общий настрой этой повести, всепроникающий дух мрачной обреченности.

Искренне сопереживая борцам, поддерживая их (в начале 1905 г. он даже отсидел две недели в тюрьме за предоставление своей квартиры членам ЦК РСДРП), истинное свободолюбие этот писатель находил только в отдельной личности. Но личность, возомнившая себя способной переделать мир, обречена.

 

 

Революционная тематика принесла Леониду Андрееву первые удачи и на поприще драматургии. Пьесы «К звездам» (1905), «Савва» (1906), «Жизнь Человека» писатель посвятил памяти своей жены, которая четыре года (1902-1906) была его «ангелом-хранителем». Александра Михайловна умерла в Берлине 28 ноября 1906 г. от послеродовой горячки, подарив миру одного из самых загадочных людей XX столетия – второго сына Леонида Николаевича, Даниила Андреева – поэта, мистика, визионера, написавшего в сталинской тюрьме философско-поэтический и историософский трактат «Роза мира».

Андреев невероятно тяжело переживал смерть жены, вновь оказавшись в одиночестве. Он немного оправился лишь на Капри, где в феврале 1907 г. написал «Иуду Искариота». По выражению Горького, «этим рассказом он начал один из наиболее плодотворных периодов своего творчества». Вслед за этим появляются «Мои записки» – до сих пор недооцененное произведение Андреева, на много лет вперед предвосхитившее «Замок» Кафки и «Приглашение на казнь» Набокова.

 

 

andreev-gorkij

Борьба тьмы и света, но уже на уровне социальном, становится темой еще одного произведения, начатого Андреевым на Капри. Сюжет «Тьмы» (1907) – это несколько видоизмененная история, действительно случившаяся с эсером-террористом П. Н. Рутенбергом, однажды скрывавшимся от полиции в публичном доме.

Столкновение проститутки, представляющей весь темный и задавленный жизнью народ, и революционера, просветленного идеей служения этому народу, осмысливается Андреевым как философско-этический поединок. Написанный в период политических репрессий, этот рассказ был расценен в революционном лагере как пособничество реакции, в отношениях Андреева с Горьким образовалась глубокая трещина...

 

 

В 1908 г. Андреев вторично женился: его венчание с Анной Ильиничной Денисевич (по первому мужу Карницкой) состоялось 20 апреля в Ялте. Вскоре было закончено строительство его дома на Черной речке (Ваммельсуу) в Финляндии, и новое семейство прочно там обосновалось. Драматург Ф. Н. Фальковский, сосед и добрый знакомый Андреевых, в своих воспоминаниях пишет: «Клочок земли на финской скале стал миром Леонида Андреева, его родиной, его очагом; сюда он собрал свою многочисленную семью, свои любимые вещи, свою библиотеку и из этой добровольной тюрьмы он очень неохотно, только по необходимости, выбирался на несколько дней по делам своих пьес в Петербург или Москву... Где бы он ни находился, он рвался обратно, в свой дом, роскошно, уютно обставленный, с сотнями любимых мелочей, из которых каждая невидимой нитью тянулась к его мозгу и сердцу...».

В это время в творчестве Андреева наряду с устоявшимися темами и найденными формами намечается и своеобразный возврат к некогда заброшенному бытописательству: попеременно появляются совершенно непохожие по своей художественной манере пьесы – «Царь Голод» – и «Дни нашей жизни» (1908), «Анатэма» – и «Gaudeamus» (1909), «Океан» (1911) – и «Екатерина Ивановна» (1912)...

Замечательным примером обращения Андреева к формам реалистического повествования является «Рассказ о семи повешенных» (1908). Снова испытующий взгляд художника останавливается на фигуре террориста, и снова он отыскивает в ней не политически или идеологически значимое, а общечеловечески ценное. Автор отказывается от прямого протеста против смертной казни: мастерски обрисованные образы, тонкая и меткая характерология сделали этот протест гораздо более сильным, чем самый громкий лозунг. За темой казней, столь актуальной в годы реакции, стояла другая, родственная ей, но уже сугубо «андреевская» тема: человек перед лицом объявленной и неизбежной смерти. Исследуя психологию своих персонажей, он пытался найти – и прежде всего для самого себя – способ преодоления страха смерти. И именно революционеры, люди, идейно убежденные, люди сознательного выбора, показали ему возможный выход.

За «Жизнью Человека» последовала пьеса «Царь Голод», которую он закончил в начале 1908 г. и предполагал в дальнейшем написать в той же манере драмы «Война», «Революция» и «Бог, дьявол и человек». Однако план этот реализован не был, и целостной картины мироздания не получилось.

К личности как таковой Андреев вновь обращается в повести «Мои записки» (1908). Это произведение, в котором напряженная философская полемика, поэтически восходящая к Достоевскому и Вольтеру, ведется от лица антигероя-узника, приговоренного к пожизненному заключению за ужасное в своей жестокости преступление.

 

 

 (628x698, 210Kb)

На 1906-1908 гг. приходится пик популярности Леонида Андреева. В это время окончательно определилась содержательная направленность его творчества, проблематика его произведений.

Драма «Анатэма» (1909), продолжившей тему богоборчества, вызвала возмущение в богословских кругах, увидевших в ней слишком произвольную интерпретацию Евангелия. С художественной же точки зрения новый андреевский опыт оказался не столь заметным и скорее неудачным.

Следующая драма Андреева, «Океан» (1910), уже изначально несценична. Большие по объему, содержательно насыщенные авторские ремарки.

 

 

Что же касается первого андреевского романа «Сашка Жегулев» (1910), то большой эпический жанр не подчинился замыслу писателя. Поиски жанра вновь вернули Андреева к драматургии. В двух «Письмах о театре» (1912, 1914) он изложил свое понимание перспектив драматического искусства.  Он создает пьесы «Екатерина Ивановна», «Профессор Сторицын» (1912), «Мысль» (1914).

Этот период исканий и участившихся творческих неудач обозначил начало заката славы Леонида Андреева. Все чаще он узнавал о провале своих спектаклей; не щадили его и критики; М. Горький, раньше поддерживавший все начинания Андреева, не оценил его драматургических новаций. Гнетущая атмосфера непонимания, которую Андреев ощущал вокруг себя все явственнее, еще сильнее сгустилась с началом мировой войны. В прошлом активный пацифист, он вдруг стал не менее активным «оборонцем».

Позже написаны пьесы «Самсон в оковах», «Тот, кто получает пощечины» (1915), «Собачий вальс», «Милые призраки» (1916). В это время писатель хватается за предложение возглавить во вновь созданной газете «Русская воля» отделы беллетристики, критики и театра. Однако накануне Октябрьской революции газета была продана, и Андреев вернулся из Петрограда на Черную речку, вскоре ставшую частью независимой Финляндии.

Наступил последний, самый тяжелый период в жизни писателя. Из России перестали поступать гонорары от проданных книг и театральных постановок; не было ни средств к существованию, ни сил для творчества. «Дневник Сатаны», начатый писателем, не удавался: написав несколько десятков страниц, он к нему охладел. В эти дни он писал только личный дневник. «Дневник Сатаны», к сожалению, так и остался незавершенным, хотя это, несомненно, одно из лучших произведений Леонида Андреева. Стиль его стал гораздо строже, сдержаннее, но и ярче – свободное, уверенное владение словом, подчиненным выверенной, выстраданной мысли. Этот роман воспринимается как итог художественных поисков писателя, в нем переплелись все важнейшие темы его творчества.

Трагедия последнего года жизни Леонида Андреева была трагедией его полной изоляции от России и его невыносимой любви к ней. 19 мая 1918 г. он записал в своем дневнике: «Вчера вечером нахлынула на меня тоска, та самая жестокая и страшная тоска, с которой я борюсь, как с самой смертью. Повод – газета, причина – гибель России и революции, а с нею и гибель всей жизни». Снова он бросился в политику, оказался в чуждой, враждебной ему среде. Все чаще случались сердечные приступы, а 12 сентября 1919 г. в деревне Нейвола в Финляндии, куда семья писателя перебралась из-за близости фронта, Андреев умер от кровоизлияния в мозг. Похоронен в Ваммельсу.

Совсем близкая – рукой подать – Россия, всего несколько лет назад следившая за каждым шагом этого человека, самого последнего его шага как будто и не заметила. Граница, обозначившая в 1918 г. независимость Финляндии, оказалась почти непроницаемой, и долго еще в прессе сменяли друг друга подтверждения и опровержения печальной вести... В 1956 г. перезахоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Петербурге.

 

 

 

Интернет-ресурсы

 

http://andreev.lit-info.ru/ – Сайт «Андреев Леонид Николаевич».

http://andreev.org.ru/  – Сайт «Леонид Андреев».

http://www.leonidadnreev.net.ru/ – «Леонид Андреев. Русский писатель. Родоначальник русского экспрессионизма, писатель «серебряного века».

http://leonidandreev.ru/ –  Сайт «Леонид Андреев» – биография, тексты произведений.

Леонид Андреев в Библиотеке Мошкова

Леонид Николаевич Андреев в проекте Либрусек

Л.Н. Андреев в Википедии

Л.Н. Андреев на сайте журнала «Текстология»

Л.Н. Андреев сайте «Чтобы помнили»

Л.Н. Андреев в проекте «Хронос»

Л.Н. Андреев на сайте МХТ им.А.П. Чехова

Фотографии из собрания Гослитмузея

Группа в ВКонтакте

Фильмография

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"