155 лет со дня
рождения Аполлинария Михайловича Васнецова
(25.07.1856 –
23.01.1933)

|
«Уникальность
его произведений свидетельствует
о
яркой и исключительной его художественной индивидуальности, которая является
как бы кровью от крови и плотью от плоти своей родной среды, – понятной и
связанной
со
всем традиционным укладом и исконным духом великорусского народа».
К.
Ф. Юон
|
|
|
|
|
Аполлинарий Михайлович Васнецов – известный русский художник,
«младший Васнецов» как называли его современники в художественном мире, вошел
в историю русского искусства конца ХIХ – первой трети
ХХ вв. как пейзажист эпического плана, зачинатель исторического пейзажа. Он
нашёл свою тему, свою манеру выражения, своё лицо художника, не похожее ни на
какое другое в многообразной плеяде ярких индивидуальностей рубежа веков.
Кроме того, он известен как автор ряда трудов по истории и археологии
Москвы, астрономии, философии, эстетике и теории искусства.
|
|
|

|
Аполлинарий Васнецов родился 25 июля (ст. ст. 6 августа) 1856 года в селе
Рябово под Вяткой (ныне Кировская область), в многодетной семье священника,
происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. В тринадцать лет
мальчик остался круглым сиротой.
Обладая недюжинным талантом, Аполлинарий не получил систематического
художественного образования. В 1872 году окончил Вятское духовное училище, по
настоянию старшего брата, Виктора Васнецова, переехал в Петербург, где жил с
1872 по 1875 год. Учился живописи у Виктора Васнецова, а также у таких
мастеров, как В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М.
Максимов.
В 1875 году Аполлинарий отказывается от идеи поступить в Академию
художеств и сдаёт экзамен на звание народного учителя, после чего уезжает
работать в село Быстрица Орловской губернии. Вскоре, однако, он разочаровывается
в народнических идеях.
|
|
|
В 1878 году Аполлинарий Васнецов покидает деревню, уезжает в Москву,
к брату, и с тех пор уже полностью посвящает себя искусству. На его
формирование как художника, кроме брата, оказывают огромное влияние творчество
таких мастеров как Шишкин и Куинджи.
С 1882 года А. Васнецов принимает активное участие в жизни
художественного кружка имени Мамонтова в Абрамцеве. В это время тесно
общается со многими художниками.
|

|
|

|
После неоднократных поездок по Северу и Уралу Васнецовым был создан
цикл своеобразнейших пейзажей большого эпического звучания и размаха:
"Тайга на Урале. Синяя гора" (1891), "Горное озеро. Урал"
(1892), "Сибирь" (1894), "Кама" (1895), "Озеро в
горной Башкирии" (1895) и другие.
В этих картинах и этюдах запечатлены бескрайние просторы нашей
Родины, причем с удивительной достоверностью передан в них колорит разных
географических ландшафтов.
|
|
|
В 1888 году его принимают в члены Товарищества передвижников
благодаря его картине "Днепр перед бурей". Это вступление для
Васнецова было значительным событием. Пора расцвета Васнецова как художника
пришлась на 1890-е и первое десятилетие двадцатого века. В последних числах
октября 1900 года Апполинария удостаивают звания академика в Академии
художеств, а через три года он становится действительным членом этой
Академии. В это время он уже является достаточно известным художником, его
работы пользуются популярностью, около десяти работ приобретают для
Третьяковской галереи.
В 1901 году А. Васнецов начинает преподавать искусство живописи,
ваяния и зодчество в училище живописи в Москве и в течение семнадцати лет
преподает там. Среди его учеников было немало таких, которые смогли стать
известными художниками Советского союза.
|
|
|

|
В 900-е годы А. Васнецов активно работает для театра, а также
выполняет ряд архитектурных проектов. В эти годы художником созданы
декорации к операм: С. Н. Василенко "Град Китеж" (1902-1903,
неосуществленная постановка); Н. А. Римского-Корсакова "Садко" для
Мариинского театра, "Сказание о невидимом граде Китеже и деве
Февронии" (1908) для Мариинского театра, "Царская невеста"
(1912) для Народного городского театра; П. И. Чайковского
"Опричник" (1911) для частной оперы Зимина; финальная сцена к опере
М. И. Глинки "Иван Сусанин" (1914) для Большого театра (совместно с
К. А. Коровиным); выполнены декорации и эскизы костюмов к спектаклям
"Купец Калашников", "Шемякин суд" и "Бежин луг"
для Народного городского театра.
|
|
|
В этот период, признанный мастер пейзажа выбирает новый путь в
искусстве – воссоздание архитектурного облика древнейших городов России.
Своеобразие его творчества может быть объяснимо особенностями его натуры, он
был редкой личностью, в которой сочетались романтическое восприятие художника
и трезвый анализ ученого.
Превосходный мастер-пейзажист, А. М. Васнецов прославился как знаток
и вдохновенный поэт старой Москвы. Образ древней столицы лейтмотивом прошёл
через всё его творчество. Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины,
акварели, рисунки, воссоздающие волнующе сказочный и вместе с тем столь
убеждающе реальный образ древней русской столицы.
|
|
|
Старая Москва была для него символом вечной жизни русской культуры.
Им было создано свыше 125-ти полотен на исторические сюжеты. По этим картинам
можно проследить архитектурную летопись истории первопрестольной столицы от
древних времён до построек начала ХХ столетия.
Они украшают многие музеи страны. «Будет большой ошибкой, – писал
художник, – считать жизнь старой Москвы скучной, монотонной и не
одухотворённой. Город жил полной страстей жизнью. Масса народа гудела как
улей и волновалась подчас бурно и жестоко…».
|

|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А.Н.Бенуа дал
высокую оценку историческим пейзажам А.М.Васнецова: «Его виды старой Москвы,
являющиеся в научном отношении очень верными иллюстрациями, драгоценны и в
чисто художественном отношении. В них он подобно своему брату сумел разгадать
коренную русскую, окончательно в наше время исчезающую красоту – вычурную,
странную прелесть целой, безвозвратно погибшей культуры».
Аполлинарий
Михайлович получил признание и среди профессиональных историков, он стал
действительным членом Московского археологического общества, многие годы
работал в Комиссии по охране древних памятников, уже в советское время был
председателем, а потом почетным председателем Комиссии по изучению старой
Москвы. А.М.Васнецов работал в этой комиссии с известнейшими русскими
историками В.О.Ключевским, И.Е.Забеленным, Д.Н.Анучиным и другими.
Тема «старая
Москва» соединила в себе любовь Аполлинария Михайловича к живописи и к науке, а
работа в Комиссии способствовала тому, что изучение истории и топографии Москвы
превратилось из любительского увлечения в профессиональное занятие, результаты
которого были признаны как уникальный опыт исторической реконструкции города.
Аполлинарий
Васнецов всегда находился словно бы в тени своего старшего брата – Виктора.
Именно ему "младший" Васнецов был обязан почти всем: это по примеру
брата он еще в раннем детстве увлекся рисованием, это брат пригласил его, когда
они осиротели, жить к себе, в Петербург, обучил технике живописи, радовался
успехам, поддерживал и вдохновлял.
И вместе с тем
Аполлинарий Васнецов прошел в искусстве свой путь, создал свой мир
художественных образов. Он вошел в историю русской живописи и как мастер
монументально-эпического пейзажа, воспевшего природу Урала и Сибири, и как
создатель историко-бытового жанра, показавшего древнюю Москву.
Аполлинарий
Васнецов был скромным и спокойным человеком. Большая культура и эрудиция
сочетались в его натуре со спокойной уступчивостью и мягкой незлобивостью. Ни
разу он не повысил ни на кого голоса, не позволил себе резкости. Мягкий и
уживчивый характер не давал возможности наживать врагов, хотя он и умел
постоять за себя, за свои принципы и убеждения.
Аполлинарий
Михайлович Васнецов умер в 1933 году в возрасте семидесяти шести лет.
Художник и
ученый, пытливый историк и вместе с тем вдохновенный поэт русской природы и
седой старины – таков был этот замечательный человек в глазах современников. В
1965 году в доме, где художник жил последние тридцать лет, был открыт
мемориальный музей, в котором собраны уникальные материалы, повествующие о его
творчестве и работе в обществе "Старая Москва". В 1981 году в селе
Рябово, на родине живописца, открыт Дом-музей В.М. и А.М. Васнецовых.
Интернет-ресурсы
http://vasnec.ru/
– Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856 - 1933)
А. М. Васнецов в Википедии
http://moi-zvuki.ru/posts/2217 –
История Москвы в картинах Аполлинария Васнецова
А.М. Васнецов на сайте История графики
(биография, картины, книги о нем)
http://gallerix.ru/album/Vasnecov
– Галерея картин А. Васнецова
А. Васнецов в Электронной
энциклопедии Кругосвет
А. Васнецов на сайте «Товарищество передвижных художественных
выставок»
А. Васнецов на сайте галереи
искусства 20 века "Прошлый
век" (ссылки, библиография)
А. Васнецов на сайте Библиотекарь
http://www.tvkultura.ru/news.html?id=111008&cid=2084
– А. Васнецов на ТВ-Культура
Материалы
о жизни и творчестве
Книги:

|
Аполлинарий
Васнецов. К 100-летию со дня рождения. – М. : Моск. рабочий, 1957. – 170 с. –
(Труды музея истории и реконструкции Москвы. Вып. VII).
В сборнике помещены статьи, отражающие отдельные стороны творчества
А. Васнецова, воспоминания людей, близко знавших художника, а также его
рукописи.
В приложении к сборнику помещены автобиография художника "Как я
сделался художником" и доклад "Кремль при Иване Калите".
Сборник иллюстрирован репродукциями картин Васнецова, эскизами
декораций к операм "Сказание о невидимом граде Китеже" Н. А.
Римского-Корсакова и "Опричник" П. И. Чайковского.
(Имеются
экземпляры в отделах: отдел искусств)
|
|
|

|
Беспалова,
Л. Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933) / Л. Беспалова. – М., 1950. –
40 с.+ вкл. илл. – (Массовая библиотека).
Главы книги освещают биографию художника, историю создания некоторых
картин. Приводится список произведений Васнецова, литературных трудов и
выставок, на которых экспонировались его картины.
Электронная
версия книги здесь >>
(Имеются
экземпляры в отделах: отдел искусств)
|
|
|

|
Кудрявцева,
Л.С. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы : [повесть для мл. шк.
возраста] / Л.С. Кудрявцева. – М. : Дет. лит., 1991. – 108 с.
Лидия Кудрявцева написала повесть о том, как два брата, родившиеся и
выросшие в глухом краю России, стали самобытными художниками – очень разными,
но едиными в главном. Они любили Россию, свой народ, родную природу, историю
своего Отечества. Их творчество было поэтически-возвышенным. Но каждый из
братьев стремился это выразить по-своему.
(Имеются
экземпляры в отделах: «Юность»)
|
Статьи:
Алиев, А. Певец старой
Москвы / А. Алиев // Московский
литератор. – 2011. – № 10.
Васнецова, Е. Древняя
Москва Аполлинария Васнецова / Е. Васнецова; Л. Кандалова // Юный художник. – 1983. – № 3.
Зархи, С. Он писал Москву
: лит.-худ. композиция к уроку МХК, посвященная тв-ву А.М. Васнецова для 6-11
кл. / С. Зархи // Читаем, учимся, играем. – 2011. – № 2. – С. 68-85.
Певец старой Москвы // http://www.centre.smr.ru/win/artists/vasnec_a/biogr_vasnec.htm
Пискун, С. Аполлинарий
Васнецов : Всемирная галерея / С. Пискун // Смена. – 2003. – № 11. – С. 76-93.
Противостояние Аполлинария
Васнецова // Наше наследие. – 1995. – № 35-36. – С. 80.
Рогоза, В. Почему художник
А. Васнецов знал старую Москву лучше, чем историки и археологи? // http://vsiaco.org.ua/post167392664/
Сыпина Л. «Ему
единственному удался Кавказ» / Л. Сыпина // Веч. Ставрополь.
– 2006. – 8 авг.
Памятные места

|
Могила А.
Васнецова (Москва, Введенское кладбище)
В тени
столетних деревьев на гранитной плите его могилы высечена надпись: «Художнику,
историку, мыслителю…»
|
|
|

|
Историко
- мемориальный и ландшафтный музей-заповедник художников В.М. и А.М.
Васнецовых «Рябово».
Старинное
небольшое село Рябово прославленно родом Васнецовых. С Рябово связаны детские
и юношеские годы братьев – художников В. М. и А. М. Васнецовых. В их
творчестве нашли отражение детские впечатления, вятская природа, самобытный
уклад крестьянской жизни.
В 1981 году
в родовом васнецовском доме был открыт мемориальный музей-усадьба.
С 2010 года
– это историко - мемориальный и ландшафтный музей-заповедник «Рябово».
|
|
|

|
Мемориальный
музей-квартира А.М.Васнецова
(Москва,
в Фурманный переулок, 6).
Является
отделом Всероссийского музейного объединения "Государственная
Третьяковская галерея".
|
|
|

|
Памятник
«Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков» перед зданием
Кировского областного музея им. братьев Васнецовых.
(1992,
скульптор – Ю.Г. Орехов, архитектор – С.П. Хаджибаронов)
|
|
|

|
Кировский областной художественный
музей имени В. М. и А. М. Васнецовых – государственный
художественный музей Кировской области, первый художественно-исторический
музей на Севере и Северо-Востоке России.
Музей был
открыт в Вятке 5 (18) декабря 1910 года усилиями Вятского художественного
кружка по инициативе братьев Виктора и Аполинария Васнецовых.
Кировский
музей в Википедии
|
Рожкова И.Ю.,
зав. Интернет-залом