105
лет со дня рождения российского писателя Виктора Платоновича Некрасова
(17.06.1911
– 03.09.1987)
Виктор
Некрасов пришел в литературу
отнюдь
не как литератор, –
он
пришел как солдат, видавший будни войны
и
стремившийся только к тому,
чтобы
рассказать правду о них...
Е.
Эткинд
Бог
ты мой, как трудно быть русским писателем.
Как
трудно жить по совести…
Виктор
Некрасов
Виктор Платонович Некрасов родился 4 июня (17 н.с.) 1911 г. в Киеве в
интеллигентной семье: отец – банковский служащий, мать – врач. После средней
школы поступает на архитектурный факультет Киевского строительного института,
который оканчивает в 1936 г. Одновременно учился в театральной студии при
театре русской драмы. Работал актером и театральным художником в театрах
Киева, Владивостока, Кирова и Ростова-на-Дону.
С августа 1941 года в армии, воевал в должности полкового инженера,
заместителя командира саперного батальона в Сталинграде, на Украине, в Польше.
Дважды был ранен. Как инвалид войны был демобилизован. В 1945-1947 гг.
работал журналистом в киевской газете «Советское искусство».
В 1947 г., в журнале «Знамя» появилось произведение В. Некрасова «В
окопах Сталинграда». «В окопах Сталинграда» – произведение не о войне, а
изнутри войны, рассказ не наблюдателя, а ее участника, находившегося на
переднем крае.
Эта книга определила очень важное направление нашей военной прозы.
Её исключительное значение признали и писатели старшего поколения – А. Т. Твардовский
и И. Г. Эренбург. К. М. Симонов и А. А. Бек, В. П. Гроссман и А. П. Платонов
считали, что она стоит в первом ряду лучших произведений о Великой
Отечественной войне, что это одно из самых высоких достижений нашей
литературы.
Руководство же Союза писателей отнеслось к повести резко
отрицательно. От запланированного разгрома повесть спасла Сталинская премия,
которую писатель отдал на покупку колясок для инвалидов войны.
В 1954 г. выходит его повесть «В родном городе» о драматической
судьбе фронтовиков, столкнувшихся при возвращении в долгожданную мирную
жизнь, которая оказалась трудной, разоренной, безрадостной, с непробиваемым
партийно-бюрократическим бездушием, за публикацию которой был подвергнут
суровой партийной критике журнал «Знамя», а главный редактор Вс. Вишневский
снят с работы.
В 1959 г. выходит повесть «Кира Георгиевна», и Некрасов пишет в
«Литературной газете» о необходимости увековечить память советских людей,
расстрелянных фашистами в 1941 г. в Бабьем Яре.
Сначала Некрасов пришел в ужас от того, что Бабий Яр превращают в
свалку. И не допустил, чтобы это произошло. Потом, когда прорвались воды на
Куреневке, Бабий Яр решили смыть, а на этом месте построить стадион. Некрасов
не дал сооружать стадион на костях погибших. А потом стал бороться за то,
чтобы здесь поставили памятник.
29 сентября – в годовщину расстрела – он всегда с цветами приходил к
Бабьему Яру. И все-таки памятник в Бабьем Яре был установлен, и в этом
немалая заслуга писателя.
В 1960-е гг. совершает путешествия в Италию, Америку и Францию, впечатления
от которых описаны в очерках «Первое знакомство», «По обе стороны океана»,
«Месяц во Франции». Главное для него «быть самим собой, не врать, не
притворяться, не льстить». После резких слов Н. Хрущева в адрес писателя в
печати появились статьи, обвиняющие Некрасова в «низкопоклонстве» перед
Западом. В киевской квартире писателя был произведен обыск, изъяты все
печатные материалы, журналы, фотоматериалы и т.д. В 1972 г. «за то, что
позволил себе иметь собственное мнение, не совпадающее с линией партии»
писателя исключили сначала из партии, а потом из Союза писателей.
В 1974 г. писатель эмигрировал в Париж. За границей писал для газет и
журналов, для радио, читал лекции о русской литературе. Продолжал творческую
работу: роман «Сталинград» (1981), «Как я стал шевалье» (1986). Последнее
произведение В. Некрасова – «Маленькая печальная повесть».
В 1979 г., после того как он, выступая по радио, иронически отозвался
о «трилогии» Брежнева, главным образом о военной ее части – «Малой земле»,
его лишили советского гражданства. Два с лишним десятилетия на родине его
книги не издавались, циркуляром Главлита были изъяты из библиотек, его имя
было запрещено упоминать в печати, оно вычеркивалось даже из
библиографических справок.
Три повести Некрасова были экранизированы: «В окопах Сталинграда» –
фильм «Солдаты» (1957, режиссер А. Иванов) и «В родном городе» – фильм «Город
зажигает огни» (1958, режиссер В. Венгеров) и «Кира Георгиевна» – фильм
«Многоточие» (2006, режиссер А. Эшпай). Некрасов написал несколько сценариев
документальных фильмов.
Умер В.
Некрасов 3 сентября 1987 г. в Париже, похоронен на русском кладбище
Сент-Женевьев-де-Буа.
«Он обладал смертоносным обаянием», – говорит режиссер Павел
Лунгин и находит точные характеристики поведения Виктора Платоновича. – Он
не был сознательным диссидентом, но "естественно дрейфовал в
свободу".
«В своей жизни я встречал одного настоящего аристократа – Виктора
Некрасова», – признается Владимир Войнович (из документального фильма Е.
Якович и А. Шишова "Вся
жизнь – в окопах").
Виктор Некрасов, заставший самые драматичные моменты XX века,
участник многих из них, видевший ужасы наиболее бесчеловечной войны в истории
человечества, переживший славу и травлю на родине, потерявший ее – не
ожесточился и ни разу не изменил себе, не перестал любить свою родину и ее
людей, сохранил честность, благородство, чуть печальную иронию.
Интернет-ресурсы
Нужно
же было родиться и окончить свои дни в Париже,
чтобы
где-то посредине написать «В окопах Сталинграда»…
А.
Синявский
http://nekrassov-viktor.com– Виктор
Некрасов. Сайт памяти писателя: Хроника жизни, биография, произведения,
материалы о жизни и творчестве, экранизации
произведений и др.