Сегодня: 18 августа, пятница
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Виртуальные выставки 
 Знаменательные даты 
 Полнотекстовые базы данных 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2016 / «Третьяковка – дар бесценный»

«Третьяковка – дар бесценный»

160 лет Государственной Третьяковской галерее

 

d259c76d1262

 

Для меня, истинно и пламенно

любящего живопись,

не может быть лучшего желания,

как положить начало общественного,

всем доступного хранилища изящных искусств,

принесущего многим пользу, всем удовольствие.

 

П. М. Третьяков

 

 

 

Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней.

 

 

sm_users_img-138521

Такой была задумана галерея ее основателем, московским купцом и промышленником Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898), такой сохранилась она до наших дней.

Датой основания Третьяковской галереи принято считать 22 мая 1856 г. Именно тогда Павел Михайлович приобрел две первые картины русских художников «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова.

В конце 1850-х гг. в его собрании появляются полотна «Сбор вишен» И. И. Соколова, «Разносчик» В. И. Якоби, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А. К. Саврасова, «Больной музыкант» М. П. Клодта. Вероятно, уже тогда Третьяков замыслил создать музей, где будет представлена национальная русская школа живописи.

 

 

Свою художественную галерею Павлу Михайловичу пришлось собирать с нуля, зато он мог целиком положиться на свой вкус. В 1860-е гг. Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В. И. Якоби, «Последняя весна» М. П. Клодта, «Бабушкины сны» В. М. Максимова и другие.  Высоко ценил он творчество В. Г. Перова – в 1860-е гг. были приобретены работы «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант». В дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника. 

 

 

http://www.tretyakovgallery.ru/dataphotos/f/f7/f723544c3839906840596d79e08dbe39.jpg

В 1864 г. в собрании появляется первая картина, написанная на сюжет русской истории, – «Княжна Тараканова» К. Д. Флавицкого. В конце 1860-х гг. Павел Михайлович заказывает Ф. А. Бронникову произведение, ставшее впоследствии любимой картиной жены Третьякова Веры Николаевны, – «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу».

П. М. Третьяков любил природу и тонко понимал ее, так что приобретение пейзажей было всегда не случайно.  В 1860-е гг. в его собрании появляются картины Л. Ф. Лагорио, А. П. Боголюбова, М. К. Клодта, И. И. Шишкина. В это же время в Италии был приобретен портрет итальянского археолога М. А. Ланчи работы К. П. Брюллова, чуть позже портреты архитекторов А. М. Горностаева, И. А. Монигетти, поэта В. А. Жуковского и других, также кисти Брюллова.

К концу 1860-х гг. П. М. Третьяков задумал создать портретную галерею выдающихся деятелей русской культуры – композиторов, писателей, художников. Он стал не только покупать уже созданные произведения, но и заказывать портреты. Так, В. Г. Перов, по просьбе П. М. Третьякова, написал портреты А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, А. Н. Майкова, М. П. Погодина, В. И. Даля, И. С. Тургенева;  И. Н. Крамской – портреты Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, С. Т. Аксакова и Н. А. Некрасова. 

Третьяков становится искренним сторонником только что возникшего Товарищества передвижных художественных выставок. Павел Михайлович посещает выставки, оказывает материальную и моральную поддержку художникам-передвижникам. Отныне большая часть картин для галереи покупается на выставках Товарищества или даже до них, прямо в мастерских художников. В 1870-е гг. в собрании Третьякова появляются  картины «Христос в  пустыне» И. Н. Крамского, «Сосновый бор» И. И. Шишкина, «Грачи прилетели» А. К. Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н. Н. Ге, картины В. В. Верещагина и другие.

Приобретаемые картины Павел Михайлович размещал в своем доме в Лаврушинском переулке. Места не хватало. В 1872 г. было начато строительство двух первых собственно музейных залов, в 1874 г. они были готовы. Залы сообщались с жилыми помещениями.

Туркестанская серия В. В. Верещагина заставила задуматься о новой перестройке.  В 1882 г., после ее возвращения в галерею, были пристроены шесть новых залов.  В 1880-е гг.  собрание Третьякова значительно пополнилось. Были приобретены картины В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова»; произведения И. Е. Репина  «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Царь Иван Грозный и сын его Иван»; работы В. М. Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»,  И. Н. Крамского «Неутешное горе», Н. А. Ярошенко «Всюду жизнь» и другие. В галерее появляются картины В. Д. Поленова, И. И. Левитана, А. М. Васнецова, И. С. Остроухова. В 1885 г. к дому в Лаврушинском пристраивается еще 7 залов.

На рубеже 70–80-х гг. XIX в. Третьяков стал коллекционировать и рисунки, а с 90-х годов формировал собрание икон. В общей сложности Павел Михайлович приобрел 62 иконы. При его жизни они не включались в экспозицию, а находились в кабинете владельца. Гораздо реже, чем живопись, приобретал Третьяков скульптуру и графику. Произведения этих видов искусства существенно пополнили музей уже после смерти его основателя.

В конце 1880-х–начале 1890-х гг. в галерею поступают картины М. В. Нестерова и И. И. Левитана.  Вновь приходится расширять экспозиционные площади, и в 1892 г. прибавляется еще 6 залов.

 

 

58765396_454pxIlja_Jefimowitsch_Repin_011

31 августа 1892 г. Павел Михайлович написал заявление в Московскую городскую думу о передаче в дар городу своего собрания, а также собрания брата Сергея (вместе с домом). В сентябре Дума на своем заседании официально приняла дар, постановила благодарить Павла Михайловича и Николая Сергеевича (сына Сергея Михайловича) за дар, а также решила ходатайствовать о присвоении подаренной коллекции наименования «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых». П. М. Третьяков был утвержден попечителем Галереи.

В январе 1893 г. Московская городская дума постановила ежегодно выделять 5 000 рублей на приобретение художественных произведений для Галереи, дополнительно к завещанным С. М. Третьяковым суммам. В августе 1893 г. Галерея была официально открыта для посещения.

 

 

После передачи коллекции городу Павел Михайлович не перестал заботиться о своей Галерее, оставаясь ее попечителем до конца жизни. Картины покупались не только на деньги города, но и на средства Третьякова, который дарил их Галерее. В 1890-е гг. собрание пополнилось произведениями Н. Н. Ге, И. Е. Репина, А. К. Саврасова, В. А. Серова, Н. А. Касаткина, М. В. Нестерова и других мастеров.  Начиная с 1893 г. П. М. Третьяков ежегодно издавал каталоги собрания, постоянно дополняя и уточняя их.

4 декабря 1898 г. Павел Михайлович скончался. Его последними словами были: «Берегите галерею». Третьякова похоронили на Даниловском кладбище, а в 1948 г. перенесли прах на Новодевичье кладбище. Каталог галереи, составленный Третьяковым незадолго до смерти и опубликованный в 1899 г., содержал уже 1635 живописных произведений.

После кончины П. М. Третьякова Галерея не просто лишилась своего попечителя, она осиротела. В 1896 г. составляя завещание, Павел Михайлович решил позаботиться о судьбе своего детища. В 1900–1901 гг. жилой дом Третьяковых был целиком перестроен под музейные нужды, в 1902–1904 г. по проекту В. М. Васнецова выполнен новый фасад, ставший на многие годы эмблемой Третьяковской галереи.

На первом этаже здания была устроена небольшая публичная библиотека по искусству из личных книг П. М. Третьякова. В 1910 г. Галерея получила по завещанию предпринимателя, коллекционера и мецената М. А. Морозова картины из его собрания, среди которых были полотна французских импрессионистов К. Моне, Э. Мане, О. Ренуара, К. Писсаро, Э. Дега и других художников.

 

 

5

В 1913 г. попечителем Галереи стал известный художник и историк искусства И. Э. Грабарь. В это время в жизни Галереи произошли крупные перемены, начался «период реформ Грабаря». Решено было перестроить всю экспозицию по научному принципу, на уровне крупнейших европейских музеев.

Впервые началось составление полного научного описания всего собрания, его фотографирование; были вынуты из рам и обмерены все картины. Эта работа позволила уточнить авторов многих произведений, местами изменив датировку и атрибуцию.  Была создана постоянно действующая реставрационная мастерская.

Реформы в Галерее, особенно перевеска картин, вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Раздавались голоса протеста против изменения экспозиции, составленной еще самим Павлом Михайловичем Третьяковым. Но передовая художественная общественность поддержала Грабаря и одобрила его усилия сделать Галерею крупнейшим современным художественным музеем.

3 июня 1918 г. Третьяковская галерея была национализирована – объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» – и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был назначен Игорь Грабарь.

В 1925 г. произведения западных мастеров были переданы в Музей изящных искусств, а в собрание Галереи влились Музей иконописи и живописи, Цветковская галерея, которая славилась коллекцией рисунков и акварелей русских художников XVIII–XIX вв., а также произведения русских художников из Румянцевского музея, ядром которого были две значительные частные коллекции – Ф. И. Прянишникова и К. Т. Солдатенкова. Из Румянцевского музея поступила большая часть наследия Александра Иванова, в том числе картина «Явление Христа народу». Из Музея живописной культуры Галерея получила произведения художников «левых» течений и мастеров русского авангарда.

С первых дней Великой Отечественной войны в Галерее начался демонтаж экспозиции. Как и другие музеи Москвы, ГТГ готовилась к эвакуации. Летом 1941 г. экспонаты были эвакуированы в Новосибирск и Пермь. Лишь 17 мая 1945 г. ГТГ была вновь открыта в Москве.

В послевоенные годы (1952–1982) коллекция продолжала пополняться, особенно значительно изменился раздел живописи XVIII в. К новым поступлениям этого периода относятся произведения А. П. Антропова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, П. А. Аргунова, А. Г. Венецианова.

 

 

1240996849_4a69b5386cea14984abe86cef5972203

В 1980-е гг. начались реконструкция и расширение помещений Третьяковской галереи.

В 1985 г. был открыт новый корпус – Депозитарий, включающий в себя хранилища произведений искусства и реставрационные мастерские; в 1989 – второй, так называемый Инженерный корпус, где разместились выставочные помещения, лекционный и конференц-залы, детская студия, информационно-компьютерная и инженерная службы.

 

С 1986 по 1994 г. была проведена реконструкция основного здания. Фасад,  ставший эмблемой Третьяковской галереи, был сохранен и отреставрирован. В состав Музейного Объединения «Государственная Третьяковская галерея» входят отделы: Собрание в Лаврушинском переулке и на Крымском Валу, Мемориальный музей-мастерская скульптора А. С. Голубкиной, Дом-музей В. М. Васнецова, Мемориальный музей-квартира академика живописи А. М. Васнецова, Музей-квартира художника П. Д. Корина.

Третьяковская галерея обладает одной из богатейших в России специализированных библиотек, насчитывающей более 500 тысяч единиц хранения, отделом рукописей, в котором хранятся уникальные документы и архивные материалы.

На протяжении многих лет произведения из коллекции Третьяковской галереи можно увидеть на выставках в зарубежных и российских городах, сотрудники музея проводят научно-исследовательскую работу, осуществляют публикационную и популяризаторскую деятельность. В стенах галереи работает детская студия. Регулярно проводятся музыкальные вечера. В 2006 г. торжественно отмечалось 150-летие рождения галереи.

Собрание Третьяковской галереи насчитывает сейчас около 150 тысяч произведений. Третьяковская галерея сегодня – это не только сокровищница отечественного культурного наследия, прошедшая за 160 лет путь от частной коллекции до всемирно известного музея национального искусства, но и крупный  научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей.

 

Третьяковская галерея в Интернете

 

http://www.tretyakovgallery.ru/ – Официальный сайт Государственной Третьяковской галереи.

 

160-летний юбилей Государственной Третьяковской галереи на сайте Министерства культуры Российской Федерации. 

 

http://www.museum.ru/M281  – Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея» на сайте «Музеи России».

 

Государственная Третьяковская галерея в Википедии

 

Государственная Третьяковская галерея в энциклопедии «Кругосвет»

 

http://abrikosov-sons.ru/tretyakovskaya_galereya. – Третьяковская галерея. Совет Третьяковской галереи и В. А. Абрикосов на сайте «Товарищество А. И. Абрикосова сыновей».

 

http://www.artrussia.ru/russian/artists/rarities.php  – Картины из собраний Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа и др.

 

http://www.icon-art.info/location.php?lng=ru&loc_id=1  – Раздел, посвященный собранию икон в Третьяковской галерее на сайте «Христианство в искусстве. Иконы, фрески, мозаики…».

 

http://art-stamps.narod.ru/catalogues/gtg_1.htm  – Сокровища Третьяковки на сайте «Филателия и живопись».

 

http://www.fond-tretyakov.ru/mission.html Благотворительный фонд имени Павла Михайловича Третьякова

 

http://www.tg-m.ru/ – журнал «Третьяковская галерея»

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"