Сегодня: 28 июня, среда
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2016 / «Написанное нельзя уничтожить»

«Написанное нельзя уничтожить»

125 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова

(15.05.1891 – 10.03.1940)

 

 

208871894

 

 

 

Нет такого писателя, чтобы он замолчал.

Если он замолчал, значит, был не настоящий.

М.А. Булгаков

 

 

 

Рукописи не горят там,

где художник сам сгорает над рукописью.

Ф. Искандер

 

 

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 (3) мая  1891 года в городе Киеве. Отец – Афанасий Иванович Булгаков, профессор Киевской духовной академии, мать – Варвара Михайловна (рожд. Покровская), получила светское образование – окончила гимназию и до замужества два года работала учительницей прогимназии. В семье было семеро детей; Михаил – старший; ему было шестнадцать лет, когда умирает отец. 

 

 

В 1909 году Булгаков окончил киевскую Первую гимназию. В 1916 – медицинский факультет Киевского университета. В 1913 году, ещё студентом, женился на Татьяне Николаевне Лаппа, дворянке, дочери управляющего Казенной палатой в Саратове.

Весной 1916 года, сдав выпускные экзамены (с тринадцатью оценками «весьма удовлетворительно», притом что одиннадцати было достаточно, чтобы получить степень «лекаря с отличием»), не дожидаясь выдачи диплома, уезжает на Юго-Западный фронт – добровольцем Красного Креста.

http://gazeta.aif.ru/data/mags/dochki/301/pics/42_01_01.jpg

 

 

http://gazeta.aif.ru/data/mags/dochki/301/pics/42_01_00.jpg

Работает хирургом в прифронтовых госпиталях – в Каменец-Подольске и Черновцах. Осенью 1916 г. как военнообязанный отозван с фронта и направлен заведующим и единственным врачом в глухую сельскую больницу Смоленской губернии. Там впервые занимается самостоятельной врачебной практикой и, по-видимому, именно там начинает всерьез писать.  С 1917 года Булгаков стал регулярно употреблять морфий, боясь заражения крови после сделанной операции.

 

 

В начале 1918 года возвращается в Киев, открывает частный прием врача-венеролога. Киев – в центре гражданской войны, в городе бесконечно меняются власти: германские оккупационные войска; украинская Центральная Рада; гетман; петлюровцы; большевики; снова петлюровцы; деникинцы...

В декабре 1918 года «был на улицах Киева», когда петлюровские войска вступали в город, громя наспех собранные из юнкеров и студентов белогвардейские отряды. Эти события станут сюжетной основой романа «Белая гвардия» (1923-1924). В феврале 1919 г.  Булгаков мобилизован петлюровцами, после одних суток службы бежал.

 Осенью 1919 года мобилизован деникинцами и отправлен на Северный Кавказ. Здесь в качестве врача участвует в боях в Чечне. «У речонки, на берегу которой валяется разбухший труп лошади, на двуколке треплется краснокрестный флаг. Сюда волокут ко мне окровавленных казаков, и они умирают у меня на руках» («Необыкновенные приключения доктора», 1922).  

 

 

_289a45f95bde795b1b28edb0860b1662

И все это время урывками пишет. В Киеве пишет рассказы, которые впоследствии, переработанные и преображенные, составят цикл «Записки юного врача» (1925-1926) и роман «Недуг», фрагменты которого лягут в основу повести «Морфий» (1927). В Грозном и Владикавказе – фельетоны. Из публикаций тех лет сохранилось очень мало.

В марте 1920 году белые оставляют Владикавказ. Булгаков лежит в тифу, потом ему будет казаться, что только по этой причине он не ушел с ними. С установлением Советской власти он идет работать во владикавказский ревком: заведует литературной секцией в подотделе искусств, организует литературные и музыкальные вечера, участвует в диспутах, пишет пьесы.

 

 

Четыре из пяти его пьес ставят местные театры. Наиболее органичной для писателя была не дошедшая до нас драма «Братья Турбины» (1920); из газетной рецензии и уцелевшей программки видно, что героя зовут Алексей Турбин – так же, как впоследствии героя «Белой гвардии», и круг действующих лиц и мир дома очень близки миру «Белой гвардии», но действие происходит в 1905 г.

Летом 1921 г. Булгаков уезжает в Тбилиси – под предлогом постановки своей пьесы на тамошней сцене; не исключено, что и с мыслью об эмиграции. Оказывается в Батуми; отправляет жену в Москву; и тут, сидя в одиночестве на обточенных соленой водой голышах батумского пляжа и провожая глазами корабли, уходящие на Запад, неожиданно принимает решение – остаться. «Продал шинель на базаре» и отправился в Москву – через Одессу и Киев. 

В Москве после тяжких мытарств («Мы с женой голодаем». – Из дневника, февраль 1922) устраивается в редакцию газеты «Гудок» – сначала правщиком рабочих корреспонденций, потом фельетонистом. Близко сходится с работающими в «Гудке» И.Ильфом, Е.Петровым, В.Катаевым, Ю.Олешей. Параллельно (1922-1924) публикует большие очерки-фельетоны в «Накануне» – «сменовеховской» эмигрантской газете, выходившей в Берлине, но продававшейся главным образом в Москве.

Пишет много. Главным делом его жизни в эту пору становится «Белая гвардия» – роман о трагедии людей долга и чести в моменты общественных катаклизмов и о том, что самое ценное на свете – не идеи, а жизнь.  Полностью роман впервые  выйдет в 1929 году в Париже, а в России – после смерти писателя.

И одновременно, как бы сама собою, расцветает блистательная сатирическая проза Булгакова: «Похождения Чичикова» (1922), «Дьяволиада» (1923), «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» (1925).

«Собачье сердце» было запрещено. Между тем опубликованные главы «Белой гвардии» уже привлекли внимание театральных режиссеров. Булгаков  приглашен во МХАТ – инсценировать роман; театр крайне заинтересован – впервые возникает возможность поставить настоящую современную пьесу. Следуют восхитительные и мучительные для автора дни работы над спектаклем: пьесу переделывают, ломают, то и дело оглядываясь на цензуру, после многих споров и перемен возникает название «Дни Турбиных». В октябре 1926 года – премьера. Успех потрясающий: зрители смеются, плачут, критики ходят на спектакль столько раз, сколько раз могут достать билеты.  Булгаков стал первым советским драматургом, чья пьеса  была поставлена в Московском Художественном театре и стала для этого театра новой "Чайкой", возродила его.

Карьера драматурга Булгакова разворачивается стремительно. В том же октябре – премьера «Зойкиной квартиры» в Театре им. Вахтангова. Камерный театр готовит к постановке комедию «Багровый остров». Сталин время от времени появляется на «Днях Турбиных» и даже «Зойкину квартиру» раза два почтил своим присутствием. Булгаков задумывает пьесу «Бег».

 

 

http://gazeta.aif.ru/data/mags/dochki/301/pics/42_01_02.jpg

В 1924 году Булгаков разошелся с первой женой и женился на Любови Евгеньевне Белозерской, тогда только что вернувшейся из эмиграции. Вместе с нею заново проживает свою несостоявшуюся, воображаемую, но для художника реальную эмиграцию.

Оставшаяся невоплощенной в прозе, но не ушедшая из его художественного сознания драма крушения Белой армии реализуется в мощной фантасмагории «восьми снов» «Бега». МХАТ жаждет поставить эту пьесу; М.Горький прочит спектаклю «анафемский успех»; прославившиеся в «Днях Турбиных» актеры уже примеряют на себя новые роли.

 

 

И тут происходит неизбежное: победное шествие Булгакова-драматурга вызывает шквал критики. Это была даже не критика, это был поток грязной брани с вкраплениями грубых политических обвинений – сотни больших и малых рецензий в журналах, газетах, иногда по нескольку в день. Писатель становится героем скандальной славы. По свидетельству Л.Е.Белозерской, именно с тех пор у него остался нервный тик – легкое передергивание левым плечом.

Осенью 1929 г. рождается пьеса Булгакова «Кабала святош». О драматурге Мольере, короле Людовике, который пытается покровительствовать Мольеру, и о всесильной «кабале святош», на самом деле решающей все. Впрочем, по желанию пьесу можно было рассматривать как историческую мелодраму, далекую от современности.

С 1930 года произведения Булгакова перестают печататься, пьесы изымаются из репертуара театров. Запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. 

 

 

16095

29 марта 1930 года Михаил Булгаков обратился с письмом к советскому правительству, в котором сообщал, что из 301 отзыва советской прессы о его творчестве «похвальных было три, враждебно – ругательных 298». «На широком поле словесности, – писал он через два дня Сталину, – я был единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашенный ли волк, стриженный ли волк он все равно не похож на пуделя».

В письме Булгаков просил определить его судьбу – либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. Булгакову звонит Сталин, который рекомендует драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

 

 

Булгаков отказался от предложения уехать за границу. Его берут во МХАТ – режиссером; конкретная задача – инсценировка «Мертвых душ» Гоголя. Но пьесы самого Булгакова по-прежнему запрещены, проза не публикуется. 

Страшное давление бесчеловечной «системы» Булгаков ощущал постоянно, и в 1936 году один из его «друзей дома» передал в НКВД горькие слова опального драматурга: «Я похож на человека, который лезет по намыленному столбу только для того, чтобы его стаскивали за штаны вниз для потехи почтеннейшей публики. Меня травят так, как никого и никогда не травили: и сверху, и снизу, и с боков… Я поднадзорный, у которого нет только конвойных».

 

 

Только в начале 1932 г. «Дни Турбиных» по распоряжению Сталина восстановлены на сцене МХАТа. Примерно тогда же разрешен «Мольер» («Кабала святош»); во МХАТе начинаются репетиции. В 1934 г. в Театре Сатиры приступают к постановке комедии «Иван Васильевич», вахтанговцы заключают договор на пьесу «Александр Пушкин». А в марте 1936 г. происходит новый обвал: после семи премьерных спектаклей «Мольер» запрещен.

Театры Сатиры и им. Вахтангова спешно расторгают договора. Булгаков порывает с МХАТом и уходит в Большой театр (оперы и балета) – либреттистом; здесь он правит чужие либретто и пишет четыре собственных (ни по одному из них не была поставлена опера).

До конца дней Булгаков будет известен в России только как драматург, притом автор одной пьесы – «Дни Турбиных».

 

 

И все это время он работает над прозой. В 1932-1933 гг. пишет биографию Мольера для серии «Жизнь замечательных людей». (При жизни автора книга в свет не выйдет.) Раннюю автобиографическую прозу Булгакова, ироническую, подчас фантасмагорическую, но всегда искреннюю («Записки на манжетах», «Необыкновенные приключения доктора», «Богема») продолжает столь же уникальная по жанру исповедально-ироническая проза о театре:  «Премьера» (1928, не сохранилась), «Тайному другу» (1929) и, наконец, «Театральный роман» (он же «Записки покойника», 1936-1937), к замыслу которого писатель будет возвращаться до последних дней.

Но главным делом его жизни становится роман «Мастер и Маргарита». Неожиданный по форме и во многом не совпадающий с традициями классического реализма, он был начат в 1928-1929 гг. как «роман о дьяволе», как сатирическая феерия, сюжетно связанная с появлением дьявола в Москве, причем уже тогда, в первой редакции, в эту феерию был парадоксально взрезан евангельский сюжет. В безбожной Москве 1920-х, с церковными куполами без крестов – о подлинности Иисуса свидетельствовал дьявол.

 

 

В октябре 1932 г. Булгаков  женится на Елене Сергеевне Шиловской. Она становится моделью для Маргариты, и тема любви в романе выходит на первый план, делая это трагическое произведение светлым и утверждающим.

Роман вбирал весь опыт жизни, творчества, размышлений Булгакова, формировались его взгляды как художника, исчезали жесткие формулировки, образы становились многозначными. Складывался роман о любви и творчестве, о смерти и бессмертии, о силе и бессилии власти, и по-новому поворачивалась, углубляясь, тема Иешуа и Пилата, и Князь тьмы представал уже не традиционным дьяволом, а владыкой ночного, лунного, оборотного мира – мира справедливости без милосердия...

 

 

В 1939 году Михаил Булгаков работает над либретто «Рашель», а также над пьесой о Сталине («Батум»). Пьеса была одобрена Сталиным, но вопреки ожиданиям писателя она была запрещена к печатанию и постановке.

Состояние здоровья Булгакова резко ухудшается. Врачи диагностируют у него гипертонический нефросклероз. Уже потерявший зрение, лежащий, писатель диктует Елене Сергеевне последние варианты романа «Мастер и Маргарита».

10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снимает с лица Булгакова посмертную маску.

Похоронен Михаил Афанасьевич Булгаков на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены, Елены Сергеевны Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Николая Васильевича Гоголя.

Сочинения Булгакова начали медленно приходить к читателю с середины 1950-х, роман «Мастер и Маргарита» вышел в свет впервые – с купюрами – в 1966-1967.

«Рукописи не горят», – заявляет один из главных героев «Мастера и Маргариты. Посмертная судьба Булгакова подтвердила это предсказание. Книги его, появляясь одна за другой, принесли их автору всемирную посмертную славу. По данным ЮНЕСКО Михаил Афанасьевич Булгаков стал одним из самых читаемых писателей XX века.

Булгаков – продолжатель лучших традиций русской литературы — ушёл из жизни, однако его произведения – яркие, самобытные, глубокие — продолжают жить своей жизнью, с каждым годом становясь всё более востребованными и популярными.

 

Использованы материалы: Яновская, Л.М. Михаил Булгаков

// Русские писатели. ХХ век. Биографический словарь. – М., 2009. – С. 103–108.

 

 

Интернет-ресурсы

 

http://www.bulgakov.ru/Булгаковская энциклопедия. Полное собрание сочинений М. Булгакова; биография.

М. Булгаков в Библиотеке Мошкова

http://www.bulgakovmuseum.ru/ – Музей М.А. Булгакова

http://www.m-a-bulgakov.ru/  – Михаил Булгаков. Жизнь и Творчество

М.А. Булгаков в Википедии

Произведения М. Булгакова в проекте Либрусек

М. А. Булгаков – Сайт Л. Паршина (хронология жизни и деятельности, генеалогические схемы, статьи)

М. Булгаков в Библиотеке Белоусенко

http://www.masterapera.ru/  – М. Булгаков. Рождение великого писателя

М. Булгаков на сайте «Новый Акрополь»

http://bk.ucoz.ua/  – Киев Михаила Булгакова

http://tpuh.narod.ru/main_yanovsk.htm – Сайт Л. Яновской, исследователя творчества М. Булгакова

М.Булгаков в проекте «Урок в формате А4» (методические материалы)

М. Булгаков в проекте «Люди»

М. Булгаков на Library.ru

М. Булгаков в проекте Хронос

М. Булгаков в проекте Кроссворд-кафе

Роман «Мастер и Маргарита» в Википедии

http://master-i-m.book-pr.org.ua/ – М. Булгаков и его роман «Мастер и Маргарита»

http://mbfb.narod.ru/Index.html  – Международный благотворительный фонд М. Булгакова

 

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"