Сегодня: 29 июня, четверг
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Рейтинги книг / 2010 / Лучшие писатели и книги «нулевых»

Лучшие писатели и книги «нулевых»

по версии С. Белякова, заместителя главного редактора журнала «Урал»

(приведены аннотации автора)

 

Лучший роман о любви (2010 год):

 

 

http://www.ozon.ru/multimedia/books_covers/mb9_21_08.jpg

Палей, М. Дань саламандре: Петербургский роман / М. Палей // Урал. – 2010. – № 7; № 8. 

 

«Дань саламандре» – роман для Марины Палей необычный. Он намного превосходит даже обласканный критиками «Klemens». Вы оцените, как автор описывает звук падающего снега: «…сонмы незримых ангелов, переглядываясь и, подавая друг дружке тайные знаки, шуршат густыми шелковистыми своими ресницами».

Петербургский роман Марины Палей не только об одиночестве («Я мечтала, чтобы когда-нибудь – кто-нибудь помимо меня – открыл мою дверь своим собственным ключом») и любви, но и о прекрасном городе и, конечно, о счастье самообмана.

 

М. Палей в Журнальном Зале

Беляков, С. Снайпер с Обводного канала: [М. Палей] // Взгляд

 

 

 

Лучший реалистический роман (2009 год):

 

 

Роман Сенчин Елтышевы

Сенчин, Р.  Елтышевы / Р. Сенчин. – М.: Эксмо, 2009. – 320 с.

 

«Елтышевы» – семейный эпос Романа Сенчина.

Страшный и абсолютно реальный мир, в который попадает семья Елтышевых, – это мир современной российской деревни,  самой настоящей деревни, древней, как сама Россия: без дорог, без лекарств, без удобств и средств к существованию. Деревни, где лишний рот страшнее болезни и за вязанку дров зимой можно поплатиться жизнью.

Люди очень быстро теряют человеческий облик, когда сталкиваются с необходимостью выживать. И осуждать их за это может только тот, кто сам прошел путь возвращения: от успеха и денег – к нищете и страху, от сытости – к голоду и холоду...

 

Электронная версия книги здесь >>  

Бабицкая, В.  Роман Сенчин «Елтышевы» / В. Бабицкая // OpenSpace

Пустовая, В. Иск маленькому человеку / В. Пустовая // Новый мир. – 2009. – № 12. – С. 195-199.

 

 

 

Лучший сборник рассказов (2008 год):

 

 

Александр Иличевский Пение известняка

Иличевский, А. Пение известняка / А. Иличевский. – М.: Время, 2008. – 432 с. – (Самое время!).

 

Быть может, «Пение известняка» – лучшая книга десятилетия. А что это лучшая книга небедного на хорошие романы, повести и рассказы 2008 года, в том и сомнений нет. Не только в массовой, но и в серьёзной литературе сейчас господствует роман.

Не случайно Александр Иличевский свои главные премии получил за «Матисса» и «Перса», а сборник рассказов оказался едва ли не дополнением к шумной славе его незаурядных, но далеко не совершенных романов. На мой же взгляд, «Штурм», «Облако», «Воробей», «Старик», «Гладь» относятся к лучшим образцам современного рассказа. Если бы Иличевский написал только этот сборник рассказов, он уже обеспечил бы себе почётное место в истории русской литературы.

 

Беляков, С. Память ландшафта : А.Иличевский. Пение известняка. Рассказы и повесть // Новый мир. – 2008. – № 10.

Елистратов, Е. Александр Иличевский. Пение известняка / Е. Елистратов // Знамя. – 2008. – № 10. – С. 216-219.

Ермошин, Ф. Падающий автор (Александр Иличевский. Пение известняка) // Октябрь. – 2008. – № 9.

 

 

 

Лучший рассказ (2007 год):

 

 

Ольга Славникова Басилевс

Славникова, О. Басилевс / О. Славникова // Знамя. –  2007. – № 1. – С. 6-35.

 

Славникова, в отличие от Иличевского, прежде всего романист. Всё, что знаем мы о мире Славниковой, там есть: совершенные вещи и несовершенные, отчасти мёртвые живые существа, что рано или поздно, обернувшись трупом или чучелом, обретут счастье и гармонию с миром.

Но славниковская эстетика безобразного здесь не отталкивает, скорее завораживает. Вот уж воистину обаяние зла. Совершенное художественное произведение, которого не должна касаться рука редактора.

 

Беляков, С. Цветок зла / С. Беляков // Новый мир. – 2007. –  № 4.  

Варакина, Е. «Басилевс» Славниковой: смысл жизни и таинство смерти. –  Ч. 1; Ч.2.

 

 

 

Лучший роман с колоритным героем (2006 год):

 

 

Владимир Маканин Испуг

Маканин, В. Испуг / В. Маканин. –  М. : Гелеос, 2006. – 416 с.

 

Маканин создал запоминающегося героя. Противного, может быть, но живого и небанального, а для современной русской литературы это высший пилотаж.

«Испуг» Владимира Маканина критика восприняла как роман эротический, психологический, социально-психологический, остросоциальный и даже политический. Согласен. Но «Испуг», помимо всего прочего, роман эпикурейский. Эпикур и Аристипп полагали, что удовлетворение зависит не от внешнего мира, а от самого человека, значит, атараксии (невозмутимости) невозможно достичь без особого взгляда на мир. Вот этот особый взгляд и отличает героя Маканина.

Нет у старика Алабина ничего общего с наивным дурачком-оптимистом. Он наблюдателен, умён и, вопреки названию первой главы, вполне адекватен. Алабин не вызывает жалости. Он не ходячий упрёк «антинародному режиму», не «страдающий брат» и не «комический приживала». «Чумовой дедок», замаскировавшийся нонконформист, боец.

 

В. Маканин в Журнальном зале

Агеев, А. Гражданин убегающий : [Роман В.Маканина «Испуг»] / А. Агеев // Новый мир. – 2007. – № 5.

 

 

 

Самый оригинальный роман (2005 год):

 

 

Алексей Иванов Золото бунта

Иванов, А. Золото бунта, или Вниз по реке теснин / А. Иванов. –  СПб. :  Азбука-классика, 2005. – 704 с.

 

Самый оригинальный роман последних лет. Яркий, ни на что не похожий. Критиков Иванов дезориентировал. «Золото бунта» сравнивали то с «Властелином колец», то с «Туманностью Андромеды», называли «романтической поэмой» и «романом-блокбастером».

Алексей Иванов, при всех своих нелепостях, самоповторах, фактических ошибках, при своём религиозном невежестве и ненависти к православию, всё-таки написал книгу, без которой нельзя представить литературной жизни прошедшего десятилетия. Он создал собственный мир и собственный язык и даже побудил читателя этот мир принять, а язык выучить, не прибегая даже к глоссарию.

 

Балакин, А. Алексей Иванов. Золото бунта, или Вниз по реке теснин / А. Балакин // Критическая масса. – 2005. – № 3-4.

Быков, Д. Сплавщик душу вынул, или В лесах других возможностей : [Алексей Иванов. Золото бунта, или Вниз по реке теснин] / Д. Быков // Новый мир. – 2006. – № 1.

Володихин, Д. Алексей Иванов. Золото бунта / Д. Володихин // Знамя. – 2006. – № 4.

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, "Юность", библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Октябрьской, 30; Гайдара, 22; п. Метлино и Татыш)

 

 

 

 

Лучший роман-антиутопия (2005 год):

 

 

Елена Чудинова Мечеть Парижской Богоматери

Чудинова, Е. Мечеть Парижской Богоматери / Е. Чудинова. –  М.: Лепта-пресс;  Яуза; Эксмо, 2005. – 528 с. – (Войны будущего).

 

С точки зрения сноба и эстета, это второй сорт, если не третий. Но мы-то с вами, надеюсь, не снобы, читатель? Нет у Елены Чудиновой таких неожиданных сравнений, какие мы всегда найдём у Славниковой, нет волшебных метафор Иличевского и Палей, нет мастерства Маканина, нет оригинальности Иванова. Но всё-таки она написала очень важную для всех нас книгу.

Это, наверное, единственная удачная антиутопия в литературе нулевых. В этом жанре пробовали себя Дмитрий Быков и Ольга Славникова, Павел Крусанов и Владимир Сорокин, но все они попали пальцем в небо. Их антиутопии без смеха читать нельзя. А «Мечеть Парижской Богоматери» читать страшно.

 

http://www.chudinova.info/  – Сайт Е.Чудиновой

«Мечеть Парижской Богоматери» : Антиутопия? Скандал? Предупреждение? : Интервью с Е. Чудиновой // Православие

Дедова, Е. СМИ о "Мечети Парижской Богоматери" // Изд-во «Лепта»

Чернорицкая, О. Проклятие высоких идей: Елена Чудинова. Мечеть Парижской Богоматери // Самиздат

 

 

 

Лучший роман в традициях русской классики (2004 год):

 

 

Александр Кабаков Все поправимо

Кабаков, А. Всё поправимо: Хроники частной жизни. – М.: Вагриус, 2004. – 480 с.

 

Через историю семьи – жизнь общества. Детство, юность и старость героя и три эпохи: ранние пятидесятые, шестидесятые и девяностые. Сюжетно их соединяет история неразоблачённого предательства. По признанию автора, его интересовала «коллизия неочевидного (непознаваемого!) предательства».

Художественный эффект создаёт соединение осязаемого предметного мира, воссозданного с бунинской точностью, и самоощущения героя, для которого окружающее неизменно враждебно и непонятно. Опасность может исходить от самых близких.

 

Кабаков, А. Всё поправимо: Хроники частной жизни / А. Кабаков // Знамя. – 2003. – № 10.

Рождественская, К. Кабаков Александр. Все поправимо. Хроники частной жизни / К. Рождественская // НЛО. – 2004. – № 68.

Секретов, С. Жизнь. В поисках смысла : [Роман А.Кабакова "Все поправимо"] / С. Секретов // Новый мир. – 2005. – № 6.

Юхневич, К. Неисправимая поправимость : (о романе А. Кабакова "Все поправимо") // Вопросы литературы. – 2005. – № 2.

 

(Имеются экземпляры в отделах: "Юность", отдел внестационарного обслуживания, библиотека семейного чтения по Уральской, 7)

 

 

 

 

Лучшая неполиткорректная повесть (2004 год):

 

 

Картинка 25 из 465

Бородин, Л. Ушёл отряд / Л. Бородин // Москва. –  2004. – № 7.

 

В нашей военной прозе о власовцах (так называли не только бойцов РОА, но и всех русских, выступивших с оружием в руках против Красной армии) писали немного. Одним из первых этой темы коснулся Юрий Бондарев: эпизод со снайпером-власовцем – один из самых пронзительных в повести «Батальоны просят огня».

И всё же писатели эту тему недолюбливали, и отнюдь не из-за одной лишь цензуры. Враг есть враг, писать о нём с пониманием (а значит, и с некоторой симпатией) трудно. Пожалуй, только у Георгия Владимова эта тема – одна из важнейших. Но Леонид Бородин пошёл дальше автора «Генерала». «Ушёл отряд» – вещь суровая, серьёзная, реалистичная до натурализма.

Леонид Бородин – лауреат различных премий, в том числе премии А. Солженицына (2002).

 

Бондаренко, В. Цена победы : [повесть Л. Бородина «Ушёл отряд»] // Завтра. – 2005. – 14 мая.

Курбатов, В. Третья правда : Повесть Л. Бородина "Ушёл отряд" // Дружба народов. – 2005. – № 5.

 

 

 

Самая изысканная книга (2003 год):

 

 

http://abursh.sytes.net/abursh_page/Kokoshko/YuK_4.jpg

Кокошко, Ю. Совершенные лжесвидетельства / Ю. Кокошко. –  Екатеринбург : Изд-во УрГУ, 2003. – 244 с.

 

Книгу Юлии Кокошко трудно с чем-либо сравнить. Пересказывать текст Кокошко бессмысленно, но и анализировать, используя филологический инструментарий, не стоит. Развёрнутые метафоры переходят из одной в другую столь стремительно, что у читателя с непривычки кружится голова. Я люблю перечитывать Кокошко, но не писать о ней. Я верю в будущую славу Кокошко, верю, верю, что профессор-филолог принесёт на лекцию о Кокошко карту Екатеринбурга, как приносил Набоков карту Дублина на лекцию о Джойсе. А я только приведу здесь названия вещей, составивших эту книгу. Вчитайтесь в поэзию заголовков:

«Любовь к восемьдесят пятому году», «Из книги пира», «Забывчивость повторяющейся реки», «Бывший Мотыльков и те, кто на него смотрят», «Меланхолия. Тема нераскрытого города».

Лауреат премии им. П. Бажова (2006); Премии Андрея Белого (1997).

 

Ю. Кокошко на сайте Премии им. А. Белого

Бавильский, Д. Самый непрочитанный писатель : Ю. Кокошко // Взгляд

Пустовая, В. Юлия, или Новая Словомуза : Ю. Кокошко // Дружба народов. – 2004. – № 11.

 

 

 

Лучшая книга non-fiction (2002 год):

 

 

Лидия Гинзбург Лидия Гинзбург. Записные книжки. Воспоминания. Эссе

Гинзбург, Л. Записные книжки. Воспоминания. Эссе / Л. Гинзбург. –  С.-Пб. :  Искусство-СПБ, 2002. – 768 с.

 

Настольная книга современного критика, филолога. Лидия Гинзбург прожила почти целый век, вела дневник почти семьдесят лет. Человек с безупречной нравственной позицией и научной репутацией. Интеллектуал, чуждый снобизма.

Поражает свобода и бесстрашие мысли у человека, всю жизнь прожившего в тоталитарном государстве.

Суждения Лидии Яковлевны и теперь освещают нам тупики нового реализма и новой драмы: «Современное искусство, по-видимому, должно говорить о счастье и красоте. Потому что счастье и красота – реальный наш опыт, и только этот опыт даёт страданию цену и отрицанию диалектический смысл…  Само себя гложущее несчастье никогда не загорится трагическим огнём».

 

Зорин, А. Проза Л.Я. Гинзбург и гуманитарная мысль ХХ века / А. Зорин // Новое лит. обозрение. – 2005. – № 76.

Ящик для письменных принадлежностей. Неженская версия : [ Л.Я. Гинзбург. Записные книжки. Воспоминания. Эссе]  // http://www.sem40.ru/culture/books/4856/

  

 

 

Лучший военный роман (2001 год):

 

 

Александр Проханов Идущие в ночи

Проханов, А. Идущие в ночи [роман] / А. Проханов. –  М. : ИТРК, 2001. – 400 с.

 

Для меня литература нулевых открывается этим романом. И по сей день не написано лучшей книги о чеченской войне. В русской литературе последнего десятилетия нет вещей, сопоставимых с «Идущими в ночи».

Прочитайте эту книгу. Она не забывается. Погибшие русские и чеченцы пируют в Валгалле, военкор Литкин молится духу войны и перемигивается с коллегой – вороной-падальщицей, собаки пьянеют от «вкусного запаха замороженной крови», русский солдат обретает венец мученика, а будущий президент предлагает тост: «За победу русского оружия!.. За русского воина!.. За Россию».

Мощь и своеобразная красота современного оружия завораживают Проханова. По части описания различных видов оружия автор «Идущих в ночи» не имеет себе равных в современной русской литературе. Оружие – великолепная натура для его батальных полотен. Война – его стихия, военная проза – его любимый жанр.

Картина яркая, запоминающаяся, пусть и несколько аляповатая. Не случайно одним из главных героев романа Проханов сделал Зию, чеченского художника-примитивиста.

А. Проханов – лауреат премии «Национальный бестселлер» (2002)

 

Электронная версия книги здесь>>

Беляков, С. Три портрета на фоне войны : Александр Проханов — Военкор ["Идущие в ночи"] // Новый мир. – 2008. – № 9.

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал, "Юность", библиотека семейного чтения по К.Маркса, 30; Уральской, 7; Октябрьской, 30; Гайдара, 22; п. Татыш и Метлино)

 


© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"