Сегодня: 18 августа, пятница
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



«Ты же выжил, солдат…»


АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2016 / «Падший ангел ясного вечера…»

«Падший ангел ясного вечера…»

160 лет со дня рождения М.А. Врубеля

(17.03.1856 – 14.04.1910)

 

врубель рисует

 

«Он сам был демон,

падший прекрасный ангел,

для которого мир был

бесконечной радостью

и бесконечным мучением...» 

 

А. Блок

 

«Забыть, что ты художник,

и обрадоваться тому,

что ты, прежде всего человек…»

 

М. Врубель

 

 

 

 

Михаил Александрович Врубель родился в Омске 5 (17) марта 1856. Его отец был  военным юристом, поэтому ему семье приходилось часто менять место жительство.

Будущий художник рано потерял мать, но ее смогла заменить любящая мачеха. Вообще, Врубеля с детства любили все: и взрослые, и ровесники – он был весёлым, очаровательным и способным ребёнком.

 

 

Увлечение рисованием началось у Врубеля с пяти-шести лет. «Он зарисовывал с большой живостью сцены из семейного быта», – вспоминала его сестра. В гимназии он индивидуально занимался с учителем рисования и посещал рисовальную школу Общества изящных искусств.

Окончив одесскую гимназию, Врубель по настоянию отца поступил на юридический факультет Петербургского университета. Все годы его учебы он жестоко нуждался в деньгах, потому что отец, обремененный большой семьей, очень мало мог помочь ему. Врубелю приходилось добывать средства уроками и репетиторством.

http://wroubel.ru/cms.ashx?req=Image&imageid=2e96cbee-0ca5-4020-8085-12d8f769eeeb&key=main

 

 

Трижды его исключали из университета за неуплату положенных за обучение денег, но потом восстанавливали вновь. В течение этих пяти лет у него было очень мало времени для занятий живописью. Однако по окончании университета, в 1880 г. Врубель, вместо того, чтобы избрать карьеру юриста, пошел учиться в петербургскую Академию художеств. С этих пор он уже никогда не расставался с кистью и карандашом, со своей, как он шутливо писал, «супругой-искусством». Еще учась в Академии, Врубель осознал, что его путь в искусстве будет особый. Из двух существовавших тогда больших направлений он не принимал ни одного: ему был чужд холодный академический подход к живописи, но он не разделял также идей и мироощущения передвижников, которые, по его словам, «кормили публику кашей грубого приготовления», стремясь утолить ее голод, но забывая о специальном деле художника.

Положенного академического курса Врубель не закончил. В 1884 г. по приглашению известного искусствоведа Адриана Прахова он уезжает в Киев для реставрационных работ в Кирилловской церкви XII века.  Врубель без сожаления оставил столицу и Академию. Ему было уже почти тридцать лет, и затянувшаяся пора ученичества начинала его тяготить. Он отправился на Украину, уверенный, что в его жизни начался новый важный этап. И действительно, он быстро нашел необходимые формы и стиль для фресок «в византийском духе», поверил в свои возможности и радужные перспективы, которые сулила ему самостоятельная деятельность, обеспеченная заработком. Объем работ, выполненных им за полтора года, был огромен: кроме новых фресок «Сошествие Святого Духа», «Положение во Гроб» и других изображений, он нарисовал около 150 фигур – в основном с натуры, исполненные затем его помощниками, и реставрировал по своим эскизам ряд фигур в Софийском соборе. Прахов был им доволен и давал один за другим выгодные заказы.

В эти годы складывается особый, неповторимый стиль Врубеля. В иконах и мозаиках VI-XII веков он нашел ту притягательную выразительность «каменной оцепенелости» фигур, которая оказалась ближе всего его собственному видению образа. В его палитре большое место заняли цвета, созданные не столько природой, сколько мастерством и искусством человека: узоры старинных тканей, ковров, драгоценностей, обработанных камней и стекол, художественной утвари и других красивых вещей. Там же, в средневековых фресках, он открыл мир суровых и вдохновенных ликов, полных напряженной и загадочной жизни, увидел ту таинственную и величавую жизнь духа, выражения которой он искал в своей живописи последующих лет. Особый прием изображения глаз – огромных, выпуклых, взор которых напряжен до предела, трагически скорбен и печален, стал с тех пор одной из характернейших особенностей Врубеля, а его сквозной темой, проходящей через все творчество, стала тема мировой скорби. Он выразил ее так сильно и прекрасно, как никто.

Конец складывающемуся благополучию Врубеля положила страстная романтическая любовь его к Эмилии Львовне, жене Прахова. Отношения с наставником стали напряженными, и в конце концов Врубель должен был оставить реставрацию.

Он уехал из Киева и поселился в Одессе. Именно здесь в 1885 г. на его холстах впервые появился образ Демона – самая главная и самая пронзительная тема его творчества, его idea fix, которая после этого уже никогда его не покидала.  «Демонов» Врубеля всего три: «Демон (сидящий)», «Демон (летящий)» и «Демон (поверженный)».

Первый «Демон» – начало сумасшествия. Наброски этой картины не сохранились. Известно, что Врубель показывал их К. Коровину, и тот «узнал сейчас же лицо знакомой дамы, совершенно неподходящее к Демону». Художник долго не мог забыть первую любовь, она неотвратимо, против его воли воплощается в картинах. Считается, что именно она заложила «первый кирпич» безумия. В 1890 году, в Москве, «Демон (сидящий)» был закончен. Образ Демона вышел глубоко романтическим. Этот дух еще полон юности и сердечного жара, в нем нет ни злобы, ни презрения. Это ни тень добра, ни его изнанка (как в христианской философии) – это само добро, но освободившееся от безгрешности, от святости и потому приблизившееся к человеку. Это полотно стало только началом работы Врубеля над его «Демонианой».

Через несколько лет Врубель пишет "Демона летящего" (1899). Это был уже не лермонтовский Демон, но могучий бунтовщик, обдумывающий план своего бунтарства. В одной его руке меч, юное лицо проникнуто решимостью и зреющей яростью.

Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Это последний, отчаянный полет над горами. Демон почти задевает вершины своим телом. Колорит картины мрачен.

И, наконец, к 1901–1902 годам относится последняя картина – "Демон поверженный", над ней Врубель работал напряженно и мучительно. А. Бенуа вспоминает, что картина была уже на выставке "Мира искусства", а Врубель все еще продолжал переписывать лицо Демона, менял колорит. В картине "Демон поверженный" Врубель познает и представляет своего героя не в тоске по человеческой любви, а в его войне с Богом, с установленными божественными законами. В созданном художником образе запечатлелась ярость произошедшей схватки и неостывшая ненависть к врагу.  Разбитое, деформированное тело Демона с изломанными крыльями распростерто и ущелье, гневом горят глаза. Мир погружается в сумрак, последний луч вспыхивает на венце Демона, на вершинах гор. Мятежный дух низвергнут, но не сломлен. Современники видели в этом образе протестующее начало, прекрасного непокоренного человека.

С 1889 года Врубель живёт в Москве. Это время ознаменовывается для него началом наиболее продуктивного периода в творчестве. Поселившись в Москве, Врубель присоединяется к абрамцевскому кружку С.И. Мамонтова, к которому принадлежали не только художники, но и музыканты. 

Давняя любовь к музыке приводит Врубеля в частную оперу Мамонтова, где он сближается с Н. А. Римским-Корсаковым и принимает участие в оформлении опер "Царская невеста" и "Сказка о царе Салтане".  Затем он берётся за архитектурные проекты, из которых был осуществлен лишь один – пристройка к дому Мамонтова в Москве. В Абрамцеве Врубель возглавляет керамическую мастерскую, создает серию своеобразных скульптур-майолик на сказочные темы: "Лель", "Волхова", "Купава".  Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Греза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896).

В 1890-1891 гг. Врубель получил возможность принять участие в оформлении юбилейного издания Лермонтова, над которым тогда трудились лучшие русские художники, и создал несколько прекрасных иллюстраций к поэме «Демон» (в том числе «Голова Демона», «Пляска Тамары», «Тамара в гробу» и некоторые другие). После выхода книги измученный до изнеможения своим Демоном Врубель на время освободился от его чар и от его гнета.

После появления его «Сидящего Демона» и некоторых других работ – таких как «Испания» (1894), «Гадалка» (1895), прекрасных декораций к операм Римского-Корсакова, за ним признали оригинальный талант. Он начинает получать заказы, которые позволили ему несколько поправить свой быт и устроить личную жизнь.

 

 

http://www.tanais.info/vrubel/vrubel-wife2.jpg

В 1896 году Врубель встретил любовь всей своей жизни – оперную певицу Надежду Ивановну Забелу и через несколько месяцев женился на ней. Период с 1896 по 1901 был, наверное, самым счастливым в его жизни. При всех страданиях, выпавших на его долю, судьба даровала ему любимую жену, верного друга и почти единомышленника в понимании искусства.

Врубель боготворил жену: ездил на все ее репетиции и спектакли, придумывал и собственноручно мастерил ей наряды для сцены и жизни. Она была его музой и в жизни и в творчестве.

 

 

Он создает сюиту портретов своей супруги. Ее облик живет и в некоторых сказочных и мифологических женских персонажах его картин, просвечивая сквозь них или знакомыми чертами лица, или излюбленной музыкальной тональностью цветовой гаммы.

В ней он видел Морскую Царевну, Маргариту, Музу, Снегурочку, Весну; везде мы встречаем этот удлиненный овал, большие ласково-томные глаза, «зазывно-недоуменную» (по выражению Гнесина) легкую улыбку, тонкую фигуру, длинные руки.

За эти счастливые пять лет художник создал такие картины, как «Пан», «Богатырь», «Царевна-лебедь», «К ночи», «Сирень».

А в 1901 году «счастливый период» заканчивается.

Долгое напряжение, томительное погружение в мир «демонического» не прошли для него бесследно. После окончания картины что-то ломается в его душе. Он меняется буквально на глазах – даёт знать о себе душевное расстройство.

В сентябре 1901 года у Врубеля родился сын с заячьей губой. Художник стал раздражительным, беспокойным, возбуждённым. У него начинаются приступы тревоги, слуховые галлюцинации и бред, кто-то невидимый убеждал его в том, что он бездарность и ничтожество. Врубель считал себя достойным наказания за то, что посмел изображать и Демона, и Христа. Но во время прояснений рассудка он продолжал работать.

10 февраля 1902 года 46-летнего Врубеля помещают в психиатрическую лечебницу 1-го Московского университета, где он проходит курс лечения. Постепенно состояние художника улучшилось, и весной 1903 года он был выписан из клиники. Через некоторое время сын Врубеля умер от менингита, что вызвало новое обострение болезни. Потрясенный горем, Врубель сам попросил отправить его в лечебницу, которую покинул ненадолго лишь раз – в августе 1904 г.

В 1904 году Врубель едет в Петербург. Начинается последний период творчества. В 1904 году Врубель пишет "Шестикрылого Серафима", по замыслу связанного со стихотворением Пушкина "Пророк". Могучий ангел в сверкающем радужном оперении в известной мере продолжает тему Демона, но этот образ отличается цельностью, гармоничностью.

В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – "Портрет Н. И. Забелы на фоне березок" (1904). К этому же времени относятся интересные автопортреты. С 1905 года художник находится в лечебнице постоянно, но продолжает работать, проявляя себя как блестящий рисовальщик. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Доктор Усольцев, лечивший Врубеля, пишет: "Это был художник-творец всем своим существом, до самых глубоких тайников психической личности. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно, и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил".

В феврале 1906 года Михаил Врубель ослеп. Сестра художника говорила, что «с потерей зрения, как это ни кажется невероятным, психика брата стала успокаиваться».

В феврале 1910 года Врубель заболел воспалением лёгких, и 14 апреля скончался.

Он был торжественно похоронен Академией художеств. Речь над его могилой произнес А. Блок. А известный историк искусства А. Бенуа в день похорон опубликовал статью, где писал: «Бывают жизни художников – сонаты, бывают жизни художников – сюиты, бывают пьески, песенки, даже всего только упражнения. Жизнь Врубеля, какой она теперь отойдет в историю, – дивная патетическая симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения, если только истинное просветление должно наступить для русского общества, будут оглядываться на последние десятки XIX века как на "эпоху Врубеля"… Именно в нём наше время выразилось в самое красивое и самое печальное, на что оно было способно».

Врубель занимался почти всем: живописью, графикой, скульптурой, монументальными композициями, театральными декорациями, оформлением жилых интерьеров – словом, становится той удивительной многогранной фигурой, без которой немыслима русская культура рубежа веков.

Влияние его искусства было универсальным: в той или иной мере его испытали практически все крупные мастера русского и зарубежного искусства 20 в. В 1906 г. В Париже, на устроенной С. Дягилевым выставке, в зале, целиком отведенном картинам Врубеля, часами простаивал молодой П. Пикассо. Позднее он напишет: «Я понял, что хочу и буду художником после того, как увидел картины Врубеля....»

Врубель оставил более 200 произведений. Среди них – портреты, картины, декоративные панно, иллюстрации, эскизы театральных занавесей, скульптурные произведения, проекты зданий, поражающие по размаху и широте творческого диапазона. Его искусство и сегодня продолжает "будить душу от мелочей будничного величавыми образами".

 

Современники о М.Врубеле

 

«Он видел значительно и высоко. И, как никто другой, наполнял нашу жизнь». (К. Коровин)

 

«Врубель был нашей эпохой. Он первым вывел рисунок из академической условности и обогатил его новыми средствами». (К. Петров-Водкин)

 

«В своем полете откуда-то из горных глубин он ударился о суровую, жесткую, грубую русскую действительность, разбился и рассыпался драгоценными осколками».  (А. Бенуа)

 

«Незаметно протекла среди нас жизнь и болезнь гениального художника. Для мира остались дивные краски и причудливые чертежи, похищенные у Вечности». (А. Блок)

 

Врубель – пламень, лебедь, демон,

Врубель – бешеная скачка

Четырех копыт коня.

Вот оракул. Тих и нем он.

Но зазыбилась заплачка;

Вмиг слетает с уст звеня.

Врубель – демон, лебедь, пламень,

Ценный камень,

И сирень.

Врубель – косвенная тень,

Уплывающая лодка,

Взбрызги Солнц, плеснувших четко

На заветную ступень

Тайной лестницы, ведущей

В мир тончайший, вечно сущий,

В наш великий, в наш грядущий,

Богоравный день (К. Бальмонт)

 

Так тихо-долго шла жизнь на убыль

В душе, исканьем обворованной...

Так странно тихо растаял Врубель,

Так безнадежно очарованный...

Ему фиалки струили дымки

Лица трагически-безликого...

Душа впитала все невидимки,

Дрожа в преддверии великого... (Игорь Северянин)

 

 

Интернет-ресурсы

 

http://vrubel-world.ru/«Мир Врубеля». Подробная биография, галерея картин, анализ творчества, монографии, воспоминания.

http://vrubel.narod.ru/  – Михаил Врубель. Биография,  произведения.

http://wroubel.ru/   – Михаил Врубель. Биография. Фотографии. Хроника жизни. Переписка. Воспоминания. Галерея работ.

http://vrubel.info/texts.php – Воспоминания и произведения о Михаиле Александровиче Врубеле

http://www.smr.ru/centre/win/artists/vrubel/biogr_vrubel.htm –  Биография М. Врубеля

http://vrubel-lermontov.ru/Врубель и Лермонтов : О  духовном  родстве  и  глубокой  взаимосвязи  в  судьбах  и  творчестве.  Анализ творчества.  Врубель и музыка.  Врубель и театр. Символизм Врубеля.

http://iskusstvu.ru/artist/vrubel_mihail_aleksandrovich – Галерея работ М. Врубеля

М. Врубель в Википедии

Рисунки М. Врубеля

Автопортреты Врубеля

М. Врубель в Электронной энциклопедии «Кругосвет»

Михаил Врубель на сайте «Русские художники»

М. Врубель на сайте «Библиотекарь»

М.А. Врубель в проекте «Живопись. Художники. Картины. Музеи мира»

М. Врубель  в проекте «Кроссворд-кафе»

М. Врубель в проекте «Хронос»

Работы М. Врубеля в галерее Танаис

http://www.photosight.ru/photos/3545599/  –  Подборка стихов, посвящённых М.Врубелю

Работы М.А. Врубеля в Третьяковской галерее

Описание картин Михаила Врубеля

Михаил Врубель на страницах онлайн-журнала «Философия жизни»

Группа в Вконтакте

 

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"