Сегодня: 22 октября, воскресенье
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2010 / "Природу украшать не надо..."

"Природу украшать не надо..."

150 лет со дня рождения Исаака Ильича Левитана,

русского художника, пейзажиста

(1860–1900)

 

443

Самым замечательным и драгоценным среди

русских художников,

внесших в черствый реализм живительный дух поэзии,

является безвременно умерший Левитан.

Появление в 1891 году его «Тихой обители»

произвело удивительно яркое впечатление.

Казалось, точно сняли ставни с окон,

точно раскрыли их настежь,

и струя свежего, душистого воздуха хлынула

в спертое выставочное зало,

где так гадко пахло от чрезмерного

количества тулупов и смазных сапог.

А. Бенуа

 

 

Исаак Ильич Левитан родился 18 августа (30 августа по старому стилю) 1860 г. на западной окраине России в небольшой безымянной деревеньке близ железнодорожной станции Кибарты (неподалеку от пограничного городка Вержболово) в образованной, интеллигентной, но бедной еврейской семье. Дед его был раввином. Отец Исаака также учился в раввинском училище, но, вероятно, на волне ассимиляционных и просветительских стремлений, типичных для населения тех мест в эпоху реформ (вторая половина 1850-х – нач. 1860-х гг.), отказался от пути религиозного подвижничества. Став учителем иностранных языков, он давал уроки в частных домах, а также работал переводчиком, кассиром и контролером на железнодорожных станциях.

Несмотря на бедность и скудность средств (кроме Исаака, в семье был еще сын и две дочери), в доме Левитанов царила добрая и чистая атмосфера, благоприятная для духовного развития детей. Отец сам обучал их грамоте, а в конце 1860-х гг. перевез семью в Москву, чтобы дать детям возможность выйти в люди.

После переезда семья жила бедно, перебиваясь грошовой оплатой за уроки французского и английского языка, которые давал отец. Тем не менее, родители чутко отнеслись к увлечению сыновей искусством и не возражали, когда в 1870 г. старший сын Авель, а затем, в 1873 г., и Исаак решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

 

Годы обучения в училище стали для Исаака временем тяжких и мучительных испытаний. В 1875 г. умерла мать, вслед за нею два года спустя умер отец, и детям пришлось вести почти нищенский образ жизни. Но, все-таки, уже в ранние годы своего учения Исаак Левитан не только верно усвоил уроки учителей, но и сказал заметное слово в русском пейзаже. Его склонность к изображению природы и страстная любовь к ней проявилась уже вскоре после поступления в училище.

 

Isaak Levitan

 

 

Учителями Левитана были Алексей Саврасов и Василий Поленов. С 18-ти лет начал выставлять свои картины, вскоре обратившие на себя всеобщее внимание.

Жил преимущественно в Москве. Был членом «Товарищества передвижников». Ему удалось преодолеть сценические условности классико-романтического пейзажа, отчасти сохранявшиеся у передвижников. Его «пейзажи настроения» обрели особую психологическую насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как средоточие тайн бытия. Чутко восприняв новации импрессионизма, он, тем не менее, никогда не отдавался чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных «мировой тоской».

Саврасов именно в Левитане нашел наиболее родственную натуру и только ему смог  передать «тайну мотива». Чуткость к пейзажной лирике учителя и его наследию определила многие качества первых работ Левитана. Так, очень близка к саврасовским пейзажам картина «Солнечный день. Весна» (1877) – изображение уютного деревенского уголка, где под деревьями, среди кустов, рядом с избой и сарайчиком копаются в покрытой новорожденной травой земле курицы.

Другие ранние работы Левитана – «Вечер» (1877), «Осень. Дорога в деревне» (1877), «Ветряные мельницы» (кон. 1870-х) – имеют грустный, сумеречный характер и напоминают пейзажные фоны перовских картин и произведения «элегической» линии творчества Саврасова – изображения болот, забытых сельских погостов. В них ощутим подлинный драматизм, заставляющий вспомнить, что юного художника постигла горечь сиротства.

 

Файл:Levitan Sokolniki Autumn 1879.jpg

В 1879 г. житейские тяготы Левитана усугубились: он был вынужден покинуть Москву – после покушения на Александра II, совершенного народовольцем Соловьевым, царская администрация начала выселение евреев из «первопрестольной». Некоторое время Исаак жил с семьей сестры в подмосковной дачной местности Салтыковской, откуда ему из-за крайней бедности приходилось ходить в училище пешком, а затем переехал в Останкино, также лежавшее за чертой города. Но, несмотря ни на что, он вдохновенно работал, сумев показать на ученической выставке 1880 г. картину «Осенний день. Сокольники» (1879).

 

Запечатлев усыпанную опавшими листьями аллею старого парка, по которой тихо идет изящная молодая женщина в черном (ее Левитану помог написать товарищ по училищу Николай Чехов, брат писателя Антона Чехова), художник наполнил картину элегически-печальными чувствами осеннего увядания и человеческого одиночества. Картина вызывает ассоциации с осенней лирикой в русской поэзии, которую знал и любил Левитан.

Успех картины придал Левитану уверенность в своих силах и на некоторое время облегчил его материальное положение. Но условия его жизни по-прежнему оставались очень тяжелыми. Не имея постоянного крова над головой, Левитан ютился в дешевых гостиничных номерах. Чтобы заработать средства к существованию, Левитан много рисовал для тех же иллюстрированных еженедельников, где тогда печатались рассказы Антона Чехова – тогда еще «Антоши Чехонте» и «Человека без селезенки».

Левитан много читал, в том числе русскую поэтическую лирику, изучал достижения лучших русских и зарубежных пейзажистов. Так, специально для того, чтобы прочитать монографию о Жане Батисте Камиле Коро, работы которого он ценил, любил и не раз копировал, Исаак выучил французский язык.

Известно, что он и к растениям, цветам и деревьям относился, как к существам, братьям нашим меньшим, способным чувствовать, радоваться, тянуться к солнцу в дни весны, грустить, роняя листву перед наступлением холодов или от гнета пригибающего ветви снега. Весною и летом он мог целыми неделями пропадать в лесу, полях и степях, наслаждаться небом и пить из лона природы, подолгу созерцая особую жизнь, открывающуюся чуткому взгляду и слуху на поверхности речного омута или на лесной поляне. Увлекался он и рыбной ловлей и охотой.

Знал и любил Левитан русскую деревню, чистое русское поле, бескрайние пашни и черную сырую землю, крестьянский труд, что отразилось во многих его пейзажах, в частности, в картине «Вечер на пашне» (1882), где на фоне плывущих по голубому небу розоватых облаков и полей с чуть заметной вдали церковью виден силуэт крестьянина, идущего по склону холма за запряженной в плуг лошадкой.

 

 

Весной 1885 г. в 24 года Левитан окончил училище. Звания художника он не получил – ему был выдан диплом учителя чистописания. Денег не было. В апреле 1885 года Левитан поселился неподалеку от Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостили Чеховы. Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба с которым продолжалась всю жизнь.

В середине 1880-х гг. улучшилось материальное положение художника. Однако голодное детство, беспокойная жизнь, напряженный труд сказались на здоровье – у него резко обострилась болезнь сердца. Поездка в 1886 г. в Крым укрепила силы. По возвращении Левитан организует выставку шестидесяти пейзажей.

1898 Имение Бабкино

 

 

В 1888 г. Левитан вместе со своими друзьями Степановым и Кувшинниковой вновь отправляется в путешествие на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Это путешествие было осуществлено не напрасно. Просторы казались благоприятными. Пережитый тогда Левитаном прилив творческой энергии был связан, прежде всего, с пребыванием в небольшом заштатном городке Плесе, облюбованном художником и его друзьями для отдыха и работы. Здесь Левитан провел месяцы своей жизни. Но эти месяцы, и почти два года после этой поездки стали самыми плодотворными в жизни художника.

Уютный патриархальный городок, окрестные леса, поля и, конечно, волжские просторы дали ему желанное душевное равновесие и многообразную натуру для творчества. Именно здесь Левитан писал свои березовые рощи, возвышавшуюся на лесистом крутом берегу часовню, («Ветхий дворик» 1889), крепкие избы среди сияющих зеленями осенних полей («Осень. Слободка» 1889), окруженную лесом мельницу («Осень. Мельница» 1888). Именно в Плесе были написаны первые из известных натюрмортов Левитана – изображения любимых художником полевых и лесных цветов. Картины получили названия: «Одуванчики» (конец 1880-х), «Ночные фиалки и незабудки» (1889).

Поэтикой тонкого образного обобщения одухотворены произведения «волжского периода». Одним из шедевров Левитана стала полная мягкой, благородной гармонии картина «Вечер. Золотой Плес» 1889). В каком-то смысле, образ Волги является в искусстве зрелого Левитана как некое воплощение жизни в ее желанном чистом, незамутненном, естественном движении, поэтической сущности.

 

 

12139567052

В 1898 г. Левитан начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Он мечтал создать Дом пейзажей – большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. Один из учеников Левитана вспоминал: «Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико. Это обусловливалось не только его авторитетом как художника, но и тем, что Левитан был разносторонне образованным человеком... Левитан умел к каждому из нас подойти творчески, как художник; под его корректурой этюд, картины оживали, каждый раз по-новому, как оживали на выставках в его собственных картинах уголки родной природы, до него никем не замеченные, не открытые».

Когда открылась пейзажная мастерская, почти половина большой комнаты была отведена под уголок леса, в котором были ели, небольшие деревья с желтыми листьями, зеленый мох, дерн, кадки с папоротниками. Свет из окна падал так, как бы он падал на лесной поляне. И. Е. Репин в один из своих приездов в училище был поражен этой мастерской.

Левитан советовал своим ученикам не ограничиваться поисками удачной композиции, нужного колорита. Левитан был очень внимателен к своим ученикам. От его пристального взгляда ничего нельзя было скрыть. Он видел, что одному трудно найти форму, а другой подражает признанным авторитетам. Иной раз Левитан замечал, что его ученики материально нуждаются, и немедленно оказывал им помощь. Помогал он очень тактично, не обижая.

 

 

Болезнь сердца, давно беспокоившая Левитана, начала быстро прогрессировать. По совету врачей он ездил на лечение в Италию, Швейцарию, Германию. От него не скрывали серьезности положения. На портрете кисти В. А. Серова, написанном в первой половине 90-х гг., у Левитана утомленное лицо и очень печальные глаза, его рука бессильно лежит на спинке кресла.

В конце декабря 1899 г. он нашел в себе силы, чтобы навестить больного Чехова в Ялте. Писателю была отправлена телеграмма: «Сегодня жди знаменитого академика». Звание академика Академии художеств Левитан получил около года назад. В Ялте встретились два совсем не старых, но очень больных человека.

img1

Летом ученики Левитана выезжали на этюды. Так было и летом 1900 г. Ученики Левитана поселились в Химках, но так и не дождались своего учителя.

Левитан умер 22 июля 1900 г., прожив почти сорок лет. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. В 1901 г. прошла посмертная выставка произведений Левитана в Петербурге и Москве. Кроме ранее экспонировавшихся произведений – выставленные впервые, и среди них – неоконченная картина «Озеро. Русь» (1900).

Он был порывисто-неуравновешенным человеком, легко ранимым, подверженным приступам тоски. Вместе с тем он умел радоваться и наслаждаться жизнью. Воля к радости вспыхнула у него особенно в последние годы, когда он был тяжело и неизлечимо болен. Свою последнюю большую картину художник назвал «Озеро. Русь». Широкая гладь воды отражает облака, освещенные солнцем. На дальнем берегу, насколько видит глаз, поля, деревушки, купола церквей. Все в картине – солнце, ветер, несущиеся облака — пронизано ощущением счастья. Трудно поверить, что это полотно писал умирающий художник.

Характеризуя русских пейзажистов, Игорь Грабарь особо выделяет творчество Левитана: «Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже. Поэтому Левитан, вобравший в себя все лучшие стороны Серова, Коровина, Остроухова и целого ряда других своих друзей, смог из всех этих элементов создать свой собственный стиль, который явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного «левитановским».

 

Интернет-ресурсы,

посвященные жизни и творчеству Исаака Левитана

 

Любовь к природе, требовательность к себе

и исключительная зрительная память –

 таковы характерные черты Левитана, как художника.

Бакшеев В. Н.

 

http://isaak-levitan.ru/   «И. Левитан. Жизнь и творчество». Биография, творчество, воспоминания, фотоархив, хронология, цитаты, музеи.

 

http://isaaclevitan.ru/   «Исаак Левитан»

 

Исаак Левитан в Википедии

 

Левитан Исаак Ильич на сайте «Русская живопись»

 

Биография И. Левитана и репродукции его картин в Золотой галерее русской живописи

 

Левитан в проекте «Товарищество передвижных художественных выставок»

 

 

Материалы о жизни и творчестве Исаака Левитана

 

Левитан любил русскую природу фанатически,

почти исступленно, и благодаря своей особой чуткости

 и нервной проникновенности он сумел вобрать в себя все мысли и чувства,

которым горели его сверстники и товарищи.

Претворив их в своем индивидуальном, ему одному присущем лиризме,

он выразил все это в своих картинах, отразивших искания целого поколения.

Он был самым большим и самым мудрым мастером русского пейзажа.

Грабарь И. Э.

 

Книги:

 

Богемская, К. Г. Пейзаж : страницы истории [Текст] / К. Г. Богемская. – М. : Галактика, 1992. – 335 с.

С. 234-239: Пейзаж настроения у Левитана.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

Картинка 1 из 65

 

Исаак Левитан [Текст] : [альбом] / авт. текста В. Петров. – М. : Белый город, 2005. – 64  с. : цв. ил.

 

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

Картинка 15 из 15

 

Исаак Ильич Левитан [Текст] : документы, материалы, библиография / под общ. Ред. А. А. Федорова-Давыдова. – М. : Искусство, 1966. – 238 с. : ил.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

Левитан [Альбом] / ред. И. А. Куратова. – М. : Искусство, 1970.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

 

Картинка 1 из 24

 

Манин, В. Шедевры русской живописи [Текст] : более 350 ил. / В. Манин. – М. : Белый город, 2000. – 399 с. : цв. ил.

С.323-341:  О И. И. Левитане.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

Картинка 1 из 28

Пакалина, Е. Н. Великие имена России [Текст] / Е. Н. Пакалина, В. А. Вилков, С. В. Аксенова. - Ростов-на-Дону : Владис, 2010. - 544 с. : ил. - (Историческая библиотека).

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал, «Юность», библиотеки семейного чтения по К. Маркса, 30; Уральской, 7; Гайдара, 22 и в пос. Метлино и Новогорный)

 

 

Картинка 4 из 5

 

Петров, Вл. Исаак Ильич Левитан [Текст] / Вл. Петров. – СПб. : Художник России, 1993. – 199 с. : ил.

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

Картинка 1 из 148

 

Русские живописцы. XVIII–XIX века [Текст] : биогр. Слов. / сост. Е. Ф. Петинова. – СПб. : Азбука-классика, 2008. – 768 с. : ил.

С. 361-365: О. И. Левитане.

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"