"Я считаю Марс своей родиной..."
 Сегодня: 18 декабря, понедельник
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2010 / "Я считаю Марс своей родиной..."

"Я считаю Марс своей родиной..."

90 лет со дня рождения Рэя Брэдбери, американского писателя-фантаста,

Почетного доктора литературы колледжа Уиттьер (штат Калифорния),

лауреата литературных премий

(род. в 1920)

 

 

bradbury-ray-1

Жюль Верн был моим отцом.

Уэллс – мудрым дядюшкой.

Эдгар Аллан По – приходился мне двоюродным братом;

Флэш Гордон и Бак Роджерс –

мои братья и товарищи.

Вот вам и вся моя родня.

Ещё добавлю, что моей матерью,

по всей вероятности,

была Мэри Уоллстонкрафт Шелли,

создательница «Франкенштейна».

Ну кем я ещё мог стать, как не писателем-фантастом

при такой семейке.

 

Рэй Брэдбери

 

 

Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 г. в Уокигане, штат Иллинойс. Связь с американской древностью Рэю была обеспечена – английские предки его отца обосновались на новом континенте еще в 1630 г. Его мать была по национальности шведкой, так что по материнской линии Рэй Дуглас вполне может считать себя потомком викингов. С ней у мальчика всегда было полное взаимопонимание.

Отец, напротив, держал его на некотором расстоянии. Позже, уже когда Рэй повзрослеет, их отношения наладятся, и тогда в сборнике «Лекарство от меланхолии» появится необычное посвящение: «Моему папе, чья любовь, хоть и столь запоздалая, так радостно меня удивила...»

 

 

С самого раннего детства у Рэя была неодолимая тяга к волшебному вымыслу. Он с упоением слушал, как мама читала ему «Волшебника страны Оз», и с точно таким же восторгом внимал тетушке, которая сказкам предпочитала рассказы Эдгара По. Взрослые брали мальчика с собой в кино, где он смотрел «Призрак оперы» и «Затерянный мир».

В 1928 г. мир восьмилетнего Рэя повернулся раз и навсегда – совершенно случайно к нему в руки попал номер «Amazing Stories Quarterly» – толстого ежеквартального журнала фантастики. Это было бумажное сокровище, преисполненное магии.  

rb21

В 1932 г. бедствия Великой Депрессии сорвали семью Брэдбери с места. Из Иллинойса они переехали в Аризону. За день до отъезда Рэй снова попал под действие магии. Мистер Электрико, иллюзионист из бродячего цирка, разбившего шатры на берегу озера Мичиган, сказал мальчику, что узнает в нем старого друга, который погиб в 1918 г. в Арденнах. По словам мага, Рэй унаследовал его душу. Сам Брэдбери уверен, что начал писать именно благодаря встрече с Мистером Электрико.

В Аризоне Рэя ждал настоящий клад: один из местных ребят собрал целый ящик журналов фантастики, и Рэй прочитал их все. Истории о Тарзане и марсианские эпопеи Эгара Райса Берроуза настолько потрясли его воображение, что он, не в силах преодолеть жажду новых приключений, принялся творить их сам.

Тем летом его настоящей Машиной Чудес стала игрушечная пишущая машинка, у которой были одни только заглавные буквы.

Еще двумя годами позже, в 1934 г., судьба и Депрессия переносят его семью в Лос-Анджелес. К этому времени Рэй превращается в полноватого очкарика, традиционного школьного изгоя, которого сверстники никогда не зовут играть в бейсбол. Что ему остается? Только чтение. И фантастические рассказы, порожденные его воображением...

В Калифорнии было возможно все. Однажды он заехал на роликах в Голливуд и приехал домой в лимузине бывшей кинозвезды и будущей королевы голливудских сплетен Луэллы Парсонс.

 

rb30

5 сентября 1937 г. Брэдбери случайно познакомился в букинистическом магазине с каким-то парнем, который обратил внимание на его страсть к фантастическим журналам и пригласил на очередное ежемесячное заседание местного отделения Научно-Фантастической Лиги. Юноша пережил потрясение: он, неудачник, заблудившийся в воображаемых мирах, нашел таких же, как он, нашел единомышленников – и нашел их в совершенно реальном, вещественном, повседневном мире! Не может быть.

 

Именно на том заседании кто-то вручил ему первый номер самодеятельного клубного журнала «Imagination», где были опубликованы рассказы и статьи членов Лиги. Брэдбери вдруг осознал, что в таком журнале могли бы публиковаться и его рассказы. Его первая фэнская публикация состоялась уже через четыре месяца – в январе 1938 г. в очередном выпуске «Imagination» появился рассказ «Дилемма Холлербокена». Рассказ был старательно снабжен всеми недостатками любительской прозы, но как минимум сюжетная его идея была свежа: герой накопил невероятное количество энергии благодаря тому, что сумел «остановиться во времени», и эта энергия должна была немедленно высвободиться, если бы он снова начал «двигаться».

Время, энергия времени, человек и время – все это было уже в самом первом его опубликованном рассказе! Он бурно общался. Рассылал юморески и заметки во все любительские журналы, до которых мог дотянуться. К тому времени он как раз закончил школу и принялся искать, чем заняться во взрослой жизни. Театр? Графика? Литература?..

Юморески вскоре перестали его устраивать, и он перешел к более серьезным формам. Но любительские журналы, привыкшие получать от Брэдбери легкие хохмы, серьезные его рассказы брали не слишком-то охотно. Но из этой ситуации выход был найден – летом 1939 г. Брэдбери выпустил первый номер своего собственного фэнзина «Futuria Fantasia». В этом журнале ему, как правило, в публикациях не отказывали...

В 1930-х гг. литературный мир охватило весьма модное поветрие – технократия. Юный фантаст увлекся идеями технократии, но уже через несколько лет он будет воспринимать технический прогресс как одно из многих фантастических чудовищ.

Брэдбери нашел в Нью-Йорке литературного агента. Джулиус Шварц был тогда одним из немногих активистов, кто тратил время на пристраивание чужих рассказов в журналы. Брэдбери отдал Шварцу свои рукописи и вернулся в Лос-Анджелес – работать.

За неимением других средств к существованию, он работал разносчиком газет. Будущий классик носился по улицам с криком «Последние новости!» добрых четыре года, с 1938 по 1942, одновременно придумывая новые рассказы, наблюдая за людьми, подмечая яркие детали...

Только в 1941 г. Шварцу впервые удалось продать его рассказ – «Мятник», написанный еще в 1939 г. Это была история ученого, который во время демонстрации своего изобретения нечаянно угробил два десятка ведущих светил мировой науки и был за это наказан бессмертием – и созерцанием бесконечной смены эпох.

 В 1942 г. Брэдбери решил, что хватит с него «газетной» работы, и отправился в Нью-Йорк к Шварцу, рассчитывая на его дружеский совет.

Шварц помог не только советом. Несколько дней они вдвоем жили за пишущей машинкой – Шварц критиковал то, что Брэдбери писал, а Брэдбери раз за разом послушно переписывал. Рассказ «Дудочник», написанный Брэдбери во время их совместного сидения, удалось пристроить довольно быстро. Это был первый опубликованный «марсианский» рассказ достаточно прилично написанный, но из которого исчезла магия...

Брэдбери засел за машинку и принялся писать – один рассказ за другим, но ни один из этих рассказов не был принят ни в одном журнале фантастики.

К середине 1943 г. его упорство принесло первые успехи. Его рассказы стали  регулярно появляться в «Weird Tales», реже – в других изданиях, менее значимых. Поэтому Брэдбери мало-помалу стал двигаться в сторону литературы ужасов. В «Weird Tales» его уже числили постоянным автором.

А в 1947 г. у него даже вышел авторский сборник «Темный карнавал» и разошелся довольно большим тиражом.

В 1945 г. Джулиус Шварц предложил один из рассказов Брэдбери в журнал «New Detective» и внезапно получил совершенно восторженный отзыв. Редактор Райерсон Джонсон писал: «Вне всяких сомнений, Брэдбери – самый интересный начинающий автор из всех, кого мне доводилось читать. Присылайте мне все, что он напишет».

Стена непонимания была сломана – рассказы Брэдбери расходились по детективным журналам, журналам мистики, да и по части научной фантастики наметился прорыв – в 1946 г. журнал «Planet Stories» опубликовал «Пикник на миллион лет» – фрагмент «Марсианских хроник», – и новеллу «Забытые временем» – историю взбесившегося времени за несколько дней пожирающего целые поколения...

 Еще важнее было то, что прозой Брэдбери заинтересовались «внежанровые» популярные журналы. Его рассказы появились в «American Mercury», «Charm», «Collier's», «Mademoiselle». Один из этих рассказов Марта Фоули включила в ежегодную антологию «Лучших рассказов года». Другой был выдвинут на премию О. Генри.

Когда предложения прислать рассказ стали приходить от престижных «New-Yorker» и «Harper's», Джулиус Шварц написал Брэдбери, что больше ничем не сможет ему помочь. В том, что касалось пристраивания рассказов в фантастические журналы, Шварц был бесспорным специалистом. Но опыта работы на более ответственных и дорогих рынках у него не было. Здесь он помочь ничем не мог.

Брэдбери вырос на фантастике, он был ее прямым литературным потомком, ее следующим поколением и ее гордостью. Но мир фантастики теперь уже не был единственным доступным для него миром. Теперь для него были открыты все пути. При этом его любимая фантастика по-прежнему оставалась с ним, но самим своим существованием он сумел изменить и ее саму, и ее восприятие «внешним миром». Подумать только – глянцевые журналы с миллионными тиражами не считали зазорным перепечатывать его рассказы, уже опубликованные когда-то! О его прозе спорили серьезные критики. Его книги выпускали крупнейшие издательства. Его приглашали писать сценарии для Голливуда...

Мальчик, запоем читавший «Принцессу Марса», теперь написал «Марсианские хроники».

Преисполненный восторга подросток, любовавшийся в цирковых шатрах на живые диковинки, создал «Человека в картинках».

Юноша, увлекавшийся технократическими идеями, стал автором ярчайшего «антитехнократического» романа «451° по Фаренгейту».

Писатель, прежде зарабатывавший на жизнь рассказами ужасов, вырастил «Золотые яблоки солнца»...

 

0007eh21

В 1950 г., когда вышли «Марсианские хроники» – шестьдесят лет назад! – Рэю Брэдбери было всего тридцать лет. Впереди были долгие годы жизни, увлекательной работы, неизменного успеха, неувядающей популярности. Премии, переводы на все языки, признание современников, слава живого классика...

В нем поразительно сочетаются страх перед тьмой и умение радоваться свету. Его любимый праздник – Хэллоуин. Его лучший враг – время. Хрупкое, как крылышко бабочки. Безжалостное, как молодой голос по телефону. Равнодушное, как прилив, который каждую ночь слизывает с песка шедевры старого художника...

Пройдет еще полвека, и он напишет: «Когда я гляжу в зеркало, я встречаю взгляд мальчишки, чьи голова и сердце переполнены мечтами, восторгом и неистребимой любовью к жизни. Да, у него совсем седая шевелюра – но что с того? Люди часто спрашивают, как мне удается оставаться таким юным, как удается сохранить ощущение молодости. Все просто: пусть ваша жизнь преисполнится всеми возможными рифмами, всеми возможными занятиями, всей возможной любовью. И обязательно находите время для смеха – помните о том, что дарит вам счастье – каждый день, без исключения. Именно так я и поступаю с самого раннего детства».

 

(По материалам статьи «Живые машины времени,

или Рассказ о том, как Брэдбери стал Брэдбери» С. Бережного)

 

 

Семь сбывшихся предсказаний Рея Брэдбери

 

* Мобильные телефоны – в рассказе «Убийца» описывается радиобраслет, позволяющий разговаривать на ходу.

* Телекомната с полным эффектом присутствия (трехмерное изображение, стереозвук) – рассказ «Вельдт».

* «Умный дом» – возможность дистанционно управлять кондиционером, стиральной машиной, другой бытовой техникой («451 градус по Фаренгейту»).

* Плейеры – миниатюрные «ракушки», радиоприемники-втулки, вставляемые в уши («451 градус по Фаренгейту»).

* Телеэкраны на полстены, показывающие глупые реалити-шоу – «451 градус по Фаренгейту».

* Засилие отупляющей рекламы – «4510 градус по Фаренгейту».

* Робот в виде животного – японские роботы «Айбо», выполненные в виде собачек, пока мало похожи на механического пса-убийцу из «451 градуса по Фаренгейту». Но если кто-то решит их перепрограммировать...

 

Интернет-ресурсы,

посвященные жизни и творчеству Р. Брэдбери

 

Научная фантастика всегда была

и будет сказкой, которая учит морали.

Рэй Брэдбери

 

http://www.raybradbury.com/ – Официальный англоязычный сайт, посвященный писателю-фантасту Рэю Брэдбери. 

 

http://www.bradburymedia.co.uk/  – Англоязычный сайт, посвященный творчеству Рэя Брэдбери. Здесь собрана вся информация о произведениях писателя, фильмах, спектаклях, теле- и радиопередачах по его произведениям, фото и видео.

 

http://raybradbury.ru/  – Сайт посвящен Рэю Брэдбери, чьи книги уже более полувека находят постоянных читателей во всем мире. Известнейшие повести и сотни рассказов, ярких и искренних, принесли писателю славу не только рассказчика увлекательных историй, но и философа, мыслителя, психолога. На этом сайте можно шире и глубже познакомиться с творчеством Брэдбери; получить информацию обо всех переводившихся на русский язык книгах, которые переводились на русский язык; прочесть статьи для лучшего понимания книг; посмотреть на фотографии писателя; узнать о фильмах и музыке по его книгам, и многое другое.

 

http://www.bradbury.org.ru/  – Сайт, посвященный жизни и творчеству писателя-фантаста Рэя Брэдбери. На сайте – биография, его произведения, статьи, фото, сочинения.

 

http://www.bradbury.ru/  – Сайт «Рэй Брэдбери. Творчество писателя».

 

Произведения Рэя Брэдбери в Библиотеке Мошкова

 

Рэй Брэдбери в библиотеке Либрусек

 

Рэй Брэдбери в Википедии

 

Рэй Брэдбери в проекте «Люди»

 

http://www.bibliograph.ru/Biblio/B/bradbury_r/bradbury_r.html – Полная и подробная библиография Р. Брэдбери.

 

http://citaty.info/book/rei-bredberi-vino-iz-oduvanchikov  – Цитаты из романа Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков».

 

http://reibredberi.ru/  – Фан-клуб Рэя Брэдбери.


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"