Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери родился во французском
г. Лионе, в семье провинциального дворянина. В четыре года он потерял отца.
Воспитанием маленького Антуана занималась мать.
В 1912 г. на авиационном поле в Амберье Сент-Экзюпери впервые
поднялся в воздух на самолете. Машиной управлял знаменитый летчик Габриэль
Вроблевски.
Экзюпери поступил в Школу братьев – христиан Святого Варфоломея в
Лионе (1908), затем с братом Франсуа учился в иезуитском колледже Сент-Круа в
Мансе – до 1914 г., после чего они продолжили учебу во Фрибуре (Швейцария) в
колледже маристов, готовился к поступлению в Эколь Наваль (проходил
подготовительный курс Военно-морского лицея Сент-Луи в Париже), но не прошел
по конкурсу. В 1919 г. записался вольнослушателем в Академию изящных искусств
на отделение архитектуры.
В 1921 г он был призван в армию, записался во 2-й полк истребительной
авиации в Страсбурге. Сначала его определяют в рабочую команду при ремонтных
мастерских, но вскоре ему удается сдать экзамен на гражданского лётчика. Его
переводят в Марокко, где он получает права уже военного лётчика, а затем
посылают для усовершенствования в Истр.
В 1922 г. Антуан оканчивает курсы для офицеров запаса в Аворе и становится
младшим лейтенантом. В октябре он получает назначение в 34-й авиационный полк
в Бурже под Парижем.
В январе 1923 г. с ним происходит первая авиакатастрофа, он получает
черепно-мозговую травму. В марте его комиссуют. Экзюпери переселился в Париж,
где и обратился к писательским трудам. Поначалу на этом поприще он не имел
успеха и был вынужден браться за любую работу: торговал автомобилями, был
продавцом в книжном магазине.
Лишь в 1926 г. Экзюпери нашёл свое призвание – стал пилотом компании
«Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Весной он
начинает работать по перевозке почты на линии Тулуза – Касабланка, затем
Касабланка – Дакар. 19 октября 1926 г. его назначили начальником
промежуточной станции Кап-Джуби на самом краю Сахары. Здесь он пишет свое
первое произведение – «Южный почтовый».
В марте 1929 г. Сент-Экзюпери вернулся во Францию, где поступил на
высшие авиационные курсы морского флота в Бресте. Вскоре издательство
Галлимара выпустило в свет роман «Южный почтовый», а Экзюпери уезжает в Южную
Америку в качестве технического директора «Аэропоста – Аргентина», филиала
компании «Аэропосталь».
В 1930 г. Сент-Экзюпери награждают Кавалерским Орденом Почётного
Легиона за вклад в развитие гражданской авиации. В июне он лично участвовал в
поисках своего друга летчика Гийоме, потерпевшего аварию при перелете через
Анды. В этом же году Сент-Экзюпери пишет «Ночной полет» и знакомится со своей
будущей женой Консуэло.
В 1931 г. Сент-Экзюпери вернулся во Францию и получил трёхмесячный
отпуск. В апреле он заключил брак с Консуэло Сунцин, но супруги, как правило,
жили раздельно. 13 марта 1931 г. компания «Аэропосталь» была объявлена
банкротом. Сент-Экзюпери вернулся на работу в качестве пилота почтовой линии
Франция – Южная Америка и обслуживал отрезок Касабланка – Порт-Этьенн –
Дакар. В октябре 1931 г. издается «Ночной полет» и писателю присуждается
литературная премия «Фемина», он снова берёт отпуск и переезжает в Париж.
В феврале 1932 г. Экзюпери вновь начинает работать в авиакомпании
Латекоэра и летает вторым пилотом на гидроплане, обслуживающем линию Марсель
– Алжир. Дидье Дора, бывший пилот компании «Аэропосталь», вскоре устроил его
на работу лётчиком-испытателем, и Сент-Экзюпери едва не погиб при испытаниях
нового гидросамолёта в бухте Сен-Рафаэль. Гидросамолёт перевернулся, и он
едва успел выбраться из кабины тонущей машины.
В 1934 г. Экзюпери поступает на работу в авиакомпанию «Эйр-Франс»
(бывшая «Аэропосталь»), как представитель компании совершает поездки в
Африку, Индокитай и другие страны.
В апреле 1935 г., в качестве корреспондента газеты «Пари-Суар»,
Сент-Экзюпери посетил СССР и описал этот визит в пяти очерках. Очерк
«Преступление и наказание перед лицом советского правосудия» стал одним из
первых произведений писателей Запада, в котором делалась попытка осмыслить
сущность сталинизма.
В скором времени Сент-Экзюпери становится владельцем собственного
самолёта С.630 «Симун», и 29 декабря 1935 г. предпринимает попытку поставить
рекорд при перелёте Париж – Сайгон, но терпит аварию в Ливийской пустыне,
снова едва избежав гибели. 1 января он и механик Прево, умирающие от жажды,
были спасены бедуинами.
В августе 1936 г., согласно договору с газетой «Энтрансижан», едет в
Испанию, где идёт гражданская война, и публикует в газете ряд репортажей.
В январе 1938 г. Экзюпери отправляется на борту лайнера «Иль де
Франс» в Нью-Йорк. Здесь он начинает работать над книгой «Планета людей». 15
февраля начинает перелет Нью-Йорк – Огненная Земля, но терпит тяжёлую аварию
в Гватемале, после которой долго восстанавливает здоровье сначала в
Нью-Йорке, а затем во Франции.
4 сентября 1939 г., на следующий день после объявления Францией войны
Германии, Сент-Экзюпери является по месту мобилизации на военный аэродром
Тулуза-Монтодран, и 3 ноября переводится в авиачасть дальней разведки,
которая базируется в Орконте (провинция Шампань). Это было его ответом на
уговоры друзей отказаться от рискованной карьеры военного лётчика. Многие
пытались убедить Экзюпери в том, что он принесет гораздо больше пользы
стране, будучи писателем и журналистом, что пилотов можно готовить тысячами и
ему не стоит рисковать своей жизнью. Но Сент-Экзюпери добился назначения в
боевую часть.
Сент-Экзюпери в кабине «Лайтнинга» Сент-Экзюпери сделал несколько
боевых вылетов был представлен к награде «Военный крест». В июне 1941 г., уже
после поражения Франции, он переехал к сестре в неоккупированную часть
страны, а позже выехал в США. Жил в Нью-Йорке, где в числе прочего написал
свою самую знаменитую книгу «Маленький принц» (1942, опубл. 1943). В 1943 г.
он вернулся в ВВС Франции и с большим трудом добился своего зачисления в
боевую часть. Ему пришлось освоить пилотирование нового скоростного самолета
«Лайтнинг» Р-38.
31 июля 1944 г. Сент-Экзюпери отправился с аэродрома Борго на острове
Корсика в разведывательный полёт, и не вернулся.
Долгое время о его гибели было ничего не известно. И только в 1998 г.
в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет. На нём было несколько
надписей: «Antoine», «Consuelo» (так звали жену летчика) и «c/o Reynal &
Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA». Это был адрес издательства, в котором
выходили книги Сент-Экзюпери. В мае 2000 г. ныряльщик Люк Ванрель заявил, что
на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолёта, возможно, принадлежавшего
Сент-Экзюпери. Останки самолёта были рассеяны на полосе длиной в километр и
шириной в 400 м.
Почти сразу французское правительство запретило любые поиски в этом
районе. Разрешение было получено только осенью 2003 г. Специалисты подняли
фрагменты самолёта. Один из них оказался частью кабины пилота, сохранился
серийный номер самолёта: 2734-L. По американским военным архивам учёные
сравнили все номера самолётов, исчезнувших в этот период. Так, выяснилось,
что бортовой серийный номер 2734-L соответствует самолёту, который в ВВС США
значился под номером 42-68223, то есть самолету Локхид P-38 «Лайтнинг»,
модификация F-4 (самолёт дальней фоторазведки), которым управлял Экзюпери.
Журналы Люфтваффе не содержат записей о сбитых в этой местности 31
июля 1944 г. самолётах, а сами обломки не имеют явных следов обстрела. Это
породило множество версий о крушении, включая версии о технической
неисправности и суициде пилота.
Согласно публикациям прессы от марта 2008 г., немецкий ветеран
люфтваффе, 88-летний Хорст Рипперт заявил о том, что именно он сбил самолёт
Антуана Сент-Экзюпери. Согласно его заявлениям, он не знал, кто был за
штурвалом самолёта противника.
Экзюпери не построил нового фамильного замка. Не нажил состояния.
После него остались лишь книги. Все они о самопожертвовании ради Человека.
Честности и долге. Желании жить на планете Добра и всеобщей гармонии. И все
они – своеобразная биография писателя, летчика, гражданина Вселенной.
http://www.mai.ru/projects/flight/exupery
– «Взлет мысли» – авторский, просветительно-образовательный, экспериментально-исследовательский
интернет-проект, посвящается 100-летию со дня рождения Антуана де
Сент-Экзюпери.
Сент-Экзюпери,
А. Военные записки.1935-1942 [Текст] : худож. публицистика / А. де
Сент-Экзюпери – М. : Прогресс, 1986. – 272 с.: ил. – (Заруб. худож.
публицистика и документ проза).
«Военные записки. 1939-1944» А. де Сент-Экзюпери критика назвала
«литературной сенсацией года» в большей степени из-за поражающего созвучия
его мыслей с проблематикой наших дней. В сборнике представлена также
философская проза Сент-Экзюпери – главы из неоконченной книги «Цитадель». В
издании использованы рисунки писателя.
(Имеются
экземпляры в отделах: читальный зал, книгохранение)
Сент-Экзюпери,
А. Маленький принц [Текст] : сказка / Сент-Экзюпери А. де. – М. : Дет. лит.,
2002. – 120 с., ил. – (Школ. б-ка).
(Имеются
экземпляры в отделах: абонемент, «Юность», библиотека семейного чтения п.
Метлино)
Фесик,
Е.Ю. Материалы к обсуждению книги А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» (word)
Сент-Экзюпери,
А. Ночной полет; Планета людей; Военный летчик; Письмо заложнику ; Маленький
принц [Текст] / А. де Сент-Экзюпери; коммент. Р. Грачева; рис. авт. – М.:
Правда, 1979. – 336 с.: ил.
(Имеются
экземпляры в отделах: абонемент, библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)
Сент-Экзюпери,
А. Цитадель [Текст] : роман / А. де Сент-Экзюпери ; пер. с фр. М. Ю.
Кожевниковой. – М. : АСТ; АСТ Москва; Хранитель, 2007. – 445 с.
Книга, в которой причудливо переплелись мотивы притчи и военной
прозы, мемуары и литературные легенды, размышления о смысле жизни и духовные
искания великого француза.
Сент-Экзюпери,
А. Южный почтовый. Ночной полет. Планета людей. Военный летчик Военный
летчик. Маленький принц. Цитадель [Текст] / А. де Сент Экзюпери, 2004. –
(Пушкинская библиотека). – (Золотой фонд мировой классики).
Сент-Экзюпери, А. Манон,
танцовщица. Новелла. Письма к Натали Палей / А. Сент-Экзюпери; пер с фр. и
вступ. М. Кожевниковой // Иностранная
литература. – 2009. – № 1.