"Наставникам, хранившим юность нашу..."
 Сегодня: 22 сентября, суббота
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Обзор новинок 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / В помощь преподавателям / Методические материалы / "Наставникам, хранившим юность нашу..."

"Наставникам, хранившим юность нашу..."

 

Баталов, В. Я. Шапка-сосна [Текст] : повесть / В. Я. Баталов // Баталов, В. Я. Шатун : повести. – М. : Сов. Россия, 1976.

 

Валериан Яковлевич Баталов занимает видное место в коми-пермяцкой литературе второй половины ХХ в.; его произведения входят в программу для национальных школ, большая их часть переведена на русский язык. 

В повести «Шапка-сосна» события разворачиваются на фоне повседневной жизни коми-пермяцкой деревни 1960-х гг.; в основу сюжета положен реальный случай: молодая коми-пермяцкая учительница усыновила ребенка, оставленного цыганкой. В повести воспитание приемного сына становится главной причиной столкновения двух типов сознания – атеистического городского и мифологического деревенского, – которое автор представляет как конфликт поколений.

 

В фондах МУК ЦБС книги В. Я. Баталова «Шапка-сосна» нет.

 

 

 

Г. Белых, Л. Пантелеев Республика ШКИД

Белых, Г. Республика Шкид. Шкидские рассказы [Текст] / Г. Белых, Л. Пантелеев. – Омск : Кн. изд-во, 1987. – 366 с. : ил.

 

Повесть Григория Белых и Леонида Пантелеева (Алексей Еремеев), бывших воспитанников школы – добрая и веселая история о мальчишках, которые в трудные годы революции и Гражданской войны попали в Школу имени Достоевского – исправительное заведение для беспризорных, об их воспитателях, о дружбе и первой любви.

Шкидские рассказы продолжают историю школы им. Достоевского. В них Л. Пантелеев рассказывает об учителях школы и уже намного глубже открывает духовную жизнь бывших беспризорников.

 

Электронная версия повести здесь>>

 

(Имеются экземпляры в отделах:  «Юность»)

 

 

 

http://starokniga.narod.ru/sovet/bs1157.jpg

Бикчентаев, А. Г. Весна, похожая на крик [Текст] / А. Бикчентаев. – М. : Современник, 1985. – 208 с.

 

Так же, как и герой своего романа «Весна, похожая на крик» башкирский писатель Анвер Гадеевич Бикчентаев после окончания педагогического техникума в Оренбурге уехал преподавать на Крайний Север, затем на Дальний Восток. Однако нельзя отожествлять автора с его героем.

Молодой учитель Камиль Камалов неожиданно для себя превратился в учителя далекого таежного аула Золотая Сопка. По-разному встретили нового учителя жители аула, да и для Камиля многое было неожиданным. Так для Камиля Камалова начался новый этап его жизни, когда он по-настоящему осознал для себя, что значит быть учителем. Дружба связала молодого учителя и с учениками и взрослыми жителями Золотой Сопки. Камиль Камалов учится вместе со своими подопечными жизни.

Главная мысль романа такова, что только тот учитель, для которого жизнь учеников стала и его собственной жизнью, может быть истинным Учителем.

 

В фондах МУК ЦБС книги А. Г. Бикчентаева «Весна, похожая на крик»  нет.

 

 

 

http://www.libex.ru/dimg/32f1a.jpg

Бондарев, Ю. Простите нас! [Текст] / Ю. Бондарев // Бондарев Ю. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 1. – М. : Голос, 1993.

 

Юрий Васильевич Бондарев  – писатель, Герой Социалистического Труда (1984), лауреат Ленинской премии (1972), двух Государственных премий СССР (1974, 1983) – за романы «Берег» и «Выбор»), Государственной премии РСФСР (1975 – за сценарии к фильму «Горячий снег»), премии имени Льва Толстого (1993), Международной премии имени Михаила Шолохова (1994), Всероссийской премии «Сталинград».

В рассказе автор поднимает главный нравственный вопрос – всегда ли мы благодарны тем, кто учил нас, воспитал, вложил в нас свою душу, – школьным учителям?

 

Электронная версия рассказа здесь>>

 

(Имеются экземпляры в отделах:  «Юность»)

 

 

 

Картинка 2 из 22

Быков, В. В. Обелиск. Сотников [Текст] : повести / В. В. Быков. – М. : Дет. Лит., 1988. – 238 с. : ил.

 

В повести «Обелиск» Василь Владимирович Быков  рассказывает о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. В сердцах своих односельчан он навсегда остается истинным героем, хотя официально таковым и не был признан.

Пишет об учителе, который добровольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитанникам, измену своим нравственным принципам. Так оказался Мороз перед проблемой своего собственного, личного, нравственного выбора – выбора по совести.

Конечно же, весь здравый смысл подсказывал: безрассудно рассчитывать на милость старосты и немецкой жандармерии. Ну, а что не безрассудно? Смириться? Бросить ребят и ждать удобного случая для мести? Мороз знал: никакие «потом» и «взамен» не вернут ему права с достоинством посмотреть в глаза тетке Татьяне и тетке Груше, для них безвозвратно оборвется преемственность между тем, что он говорил вчера, и тем, как поступил сегодня.

 

Электронная версия повести здесь>>

Рецензия на повесть здесь>>

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент,  «Юность»)

 

 

 

Картинка 18 из 95

Васильев, Б. Л. Завтра была война [Текст] : роман, повести / Б. Л. Васильев. – М. : Вагриус, 2007. – 304 с.

 

Талант писателя Бориса Львовича Васильева выразился в том, что он смог удивительно точно описать этот период человеческой жизни, хотя сам был уже далеко не молодым человеком. Юные герои повести живут в предгрозовое время. Очень скоро (завтра!) им предстоит взять в руки оружие, а пока они сражаются за свою честь.

Инициатором всех этих возрастных изменений невольно стал новый директор школы – Николай Григорьевич Ромахин. Его необычная система воспитания не сковывает взросление и духовный поиск детей, а, наоборот, провоцирует взросление.

Антиподом Ромахина в повести является классная руководительница и учитель литературы Валентина Андроповна (Валендра, как ее называют ребята). Ее не устраивает распорядок нового директора в школе. В почти открытой борьбе с ним она использовала все средства, например, писала доносы в высшие инстанции, спорила и тому подобное. Однако Валентину Андроповну нельзя считать отрицательным персонажем. Автор пишет, что она абсолютно искренно верила в правильность своих убеждений, в то, что новый директор губит школу. И эта искренность, в конце концов, позволила ей найти общий язык с повзрослевшим классом и измениться.

 

Электронная версия повести здесь>>

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотеки семейного чтения по К. Маркса, 30, Уральской, 7, Октябрьской, 30 и Гайдара, 22)

 

 

 

Иван Васильев Крестьянский сын

Васильев, И. Крестьянский сын [Текст] / И. Васильев // Васильев И. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1. – М. : Современник, 1986. – 573 с.

 

Повесть лауреата Государственной премии, публициста Ивана Афанасьевича Васильева «Крестьянский сын» – о становлении характера «интеллигента из народа» «крестьянского сына», начинающего учителя Николая Васильевича Иванова, о послевоенной жизни села и сельской интеллигенции.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел книгохранения)

 

 

 

Картинка 5 из 38

Вигдорова, Ф. А. Дорога в жизнь. Это мой дом. Черниговка [Текст] / Ф. А. Вигдорова. – М. : Сов. писатель, 1972. – 694 с.

 

Фрида Абрамовна Вигдорова после окончания педагогического техникума учительствовала в Магнитогорске, а затем, окончив Московский педагогический институт имени В. И. Ленина, преподавала русский язык и литературу в старших классах московской школы. Впоследствии совмещала учительскую работу с журналистикой.

В 1949 г. вышла книга Ф. А. Вигдоровой «Мой класс», в которой рассказано о первых шагах молодой учительницы, о том, как она учит ребят и в то же время учится сама, познавая на опыте высокое счастье – быть учительницей.

Повесть-трилогия, увлекательно рассказывающая о трудовой и горячей, богатой горестями и радостями жизни, целиком отданной детям. Это история детского дома, которым руководит Карабанов, а потом, в дни войны, его жена Галина Константиновна (названная в «Педагогической поэме» Черниговкой).

 

Электронная версия книги здесь>>

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент)

 

 

 

Воронцова, Е. А. Нейлоновая туника [Текст] / Е. А. Воронцова // Воронцова Е. А. Школьные вальсы : повести. – М., 1988. – С. 3–58.

 

Главная героиня повести Елены Анатольевны Воронцовой Марина Смусина только что окончила педагогический институт и пришла работать в школу. Очень талантливая, развитая, немного честолюбивая, полна решимости совершить переворот в педагогике, в преподавании горячо любимой ей литературы.

Она старается увлечь своих учеников прекрасным миром поэзии, театра, музыки, но наталкивается, как ей кажется, на полное безразличие ребят ко всему, что ей дорого, на их неумение понять очевидные для нее истины.

Вспышки гнева, минуты полного отчаяния, холодное равнодушие детей ко всем ее благородным начинаниям – через все это пришлось пройти Марине, прежде чем она стала настоящей учительницей. Только тогда, когда она научилась по-настоящему уважать мир ребячьих интересов, когда она научилась быть с ними всегда ровной и снисходительной к их неопытности, – только тогда дети стали любить и понимать ее, стали ее единомышленниками, друзьями.

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент)

 

 

 

5-17-038852-7/5-271-14660-X

Голявкин, В. В. Рисунки на асфальте [Текст] : повести / В. В. Голявкин. – М. : Астрель ; АСТ, 2006. – 253 с. – (Любимое чтение).

 

Виктор Владимирович Голявкин – прозаик, художник, книжный график.

Книга о школе, об отношениях детей и педагогов. Свою любовь к живописи он передал герою – замечательному учителю Петру Петровичу, также самозабвенно влюбленному в этот вид искусства.

 

(Имеются экземпляры в отделах: библиотека семейного чтения в пос. Татыш)

 

 

 

Картинка 8 из 13

Гончар, О. Бригантина [Текст] : повесть / О. Гончар. – М. : Дет. лит., 1976. – 263 с.

 

Повесть украинского писателя Олеся Терентьевича Гончара  о «трудных» детях и учителях, которые работают в спецшколе для юных правонарушителей, о повседневном педагогическом подвиге. «Бригантина» – это поэтический гимн человеколюбию, доверию к юному гражданину, веры в его духовное развитие.

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент)

 

 

 

Картинка 1 из 40

Горская, А. Инка + Дик = ? [Текст] / А. Горская. – Челябинск : Юж.-Урал. КН. изд-во, 1982. – 112 с. : ил.

 

Ася Борисовна Горская – челябинская писательница, поэтесса и учитель географии, она написала много стихов, посвященных школе и учителям. Ася Борисовна – Учитель с большой буквы. Она – отличник народного образования.

Первая повесть А. Горской «Инка + Дик =?» была адресована школьникам. Это романтическая повесть о восьмиклассниках, о сложном периоде становления и мужания характеров, первой юношеской любви.

Рукопись книги заняла 1-е место в закрытом областном писательском конкурсе (1978 г.).

 

В фондах МУК ЦБС книги А. Горской «Инка + Дик = ?» нет.

 

 

 

Евгений Гришковец Следы на мне

Гришковец, Е. Начальник ; Декан Данков [Текст] : рассказ / Е. Гршковец // Гришковец Е. Следы на мне. – М. : Махаон, 2008. – 320 с.

 

Российский писатель и драматург Евгений Валерьевич Гришковец  в своих произведениях рассказывает о людях, сыгравших важную роль в его жизни. В книге рассказов «Следы на мне» собрана человеческая жизнь, состоящая из штрихов, мазков, сумбурных, но структурированных особым образом воспоминаний.

«Начальник» – длинный и задумчивый рассказ о том, что каждый нуждается в Учителе, и о том, кто таким Учителем стал для Гришковца.

 

Электронная версия рассказа «Начальник» здесь>>

Электронная версия рассказа «Декан Данков» здесь>>

 

В фондах МУК ЦБС книги Е. Гришковца «Следы на мне» нет.

 

 

 

Железников В.К. Чучело: Повесть. Серия: Чучело

Железников, В. Чучело [Текст] : повесть / В. Железников. – М. : Киностудия «Глобус», 2000. – 184 с. – (Чучело).

 

Владимир Карпович Железников – детский писатель, кинодраматург.

Главной героине повести «Чучело» Лене Бессольцевой пришлось пережить и драму одиночество, и жестокое непонимание сверстников. Но ее способность к самопожертвованию  и прощению, стремление к правде, ее прекрасная смелость в любви, помогли ей принять правильное решение – никогда не становиться на строну толпы, которая травит беззащитного только за то, что он не похож на остальных.

Маргарита Ивановна – это учительница, выполняющая также обязанности классного руководителя, озабочена своими проблемами, своей личной жизнью и не замечает ничего вокруг. Важные события в жизни класса она легкомысленно игнорирует, классные проблемы кажутся незначительными на фоне ее собственных.  Несерьезное отношение к ученикам, их проблемам вызывает с их стороны аналогичную реакцию – а точнее, ее отсутствие –  на ее действия.

 

Электронная версия повести здесь>>

 

(Имеются экземпляры в отделах:  «Юность», библиотеки семейного чтения по К. Маркса, 30; Уральской, 7 и в пос. Татыш)

 

 

 

Картинка 31 из 319

Иванов, А. Географ глобус пропил [Текст] : роман / А. Иванов. – СПб. : Азбука-классика, 2007. – 320 с.

 

Молодой биолог Виктор Служкин от безденежья идет работать учителем географии в обычную пермскую школу. Он борется, а потом и дружит с учениками, конфликтует с завучем, ведет девятиклассников в поход – сплавляться по реке. Еще он пьет с друзьями вино, пытается ужиться с женой и водит в детский сад маленькую дочку. Он просто живет... Но эту простую частную историю Алексей Викторович Иванов написал так отчаянно и пронзительно, что она стала историей про каждого. Каждого, кто хоть однажды запутывался, терялся в жизни. Каждого, кто иногда ощущал себя таким же бесконечно одиноким, кто, несмотря на одиночество и тоску, никогда не терял способность чувствовать и любить.

Этот образ интересен прежде всего тем, что учителем он становится не по призванию, а из-за безвыходности. Из-за отсутствия опыта работы в школе,  знания методического и психологического характера  он не может грамотно построить  отношения с учениками.

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, отдел книгохранения, библиотеки семейного чтения по Уральской, 7; Октябрьской, 30; Гайдара, 22  и в пос. Новогорный)

 

 

 

Картинка 2 из 9

Искандер, Ф. Тринадцатый подвиг Геракла [Текст] : рассказ / Ф. Искандер // Искандер Ф. Время счастливых находок. – М. : Мол. гвардия, 1973. – С. 115–130.

 

Абхазский писатель и поэт Фазиль Абдулович Искандер описывает в своем рассказе учителя математики Харлампия Диогеновича, главной задачей которого было «делать человека смешным». Он считал, что смех и юмор помогают в процессе обучения, помогают организовать урок без надрыва и угроз учителя, без унижений и оскорблений, без анархии учеников и беспомощности учителя.

 

Электронная версия рассказа здесь>>

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент,  «Юность»)

 

 

 

Картинка 2 из 7

Искандер, Ф. Школьный вальс, или Энергия стыда [Текст] : повести, диалог/ Ф. Искандер. – М. : Локид, 1999. – 461 с. : ил. – (Палитра).

 

Повесть автобиографична, она была опубликована в журнале «Знамя» (1987, № 7) под названием «Старый дом под кипарисом».

 

Электронная версия повести здесь>>

 

(Имеются экземпляры в отделах:  «Юность», библиотеки семейного чтения по К. Маркса, 30; Уральской, 7 и Октябрьской, 30)

 

 

 

Картинка 5 из 439

Каверин, В. А. Два капитана [Текст] : роман / В. А. Каверин. – М. : АСТ, 2004. – 619 с.

 

С детских лет Саня Григорьев, главный герой романа Вениамина Александровича Каверина  умел добиваться успеха в любом деле. Он вырос мужественным и храбрым человеком. В школе-коммуне влияние на становление характера Саньки оказывают учитель Кораблев, друзья, и, что очень важно, заведующий школы – Николай Антонович Татаринов, который стал причиной гибели экспедиции капитана Татаринова. Мечта разыскать следы экспедиции привела его в ряды летчиков-полярников.

Жизнь капитана Григорьева полна героических событий: он летал над Арктикой, сражался против фашистов. Его подстерегали опасности, приходилось терпеть временные поражения, но настойчивый и целеустремленный характер героя помогает ему сдержать данную себе еще в детстве клятву: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».

 

Электронная версия романа здесь>>

 

(Имеются экземпляры в отделах: библиотека семейного чтения по К. Маркса, 30; другие издания – во всех подразделениях МУК ЦБС)

 

 

 

Картинка 8 из 14

Кассиль, Л. А. Кондуит и Швамбрания [Текст] : повесть / Л. А. Кассиль. – М. : Дет. лит., 2006. – 383 с. : ил. – (Школ. б-ка).

 

Лев Абрамович Кассиль в своей повести попытался «весело, может быть, даже с мальчишеским озорством, изобразить старые смешные интеллигентские идеалы, царившие в методах нашего воспитания, и рассказать о первых годах новой советской школы; о том, как свежий ветер Октябрьской революции вторгся в мир старой семьи и старой школы, о том, как новая действительность оказалась увлекательнее старой сказки».

 

Электронная версия повести здесь>>

 

(Имеются экземпляры в отделах: библиотеки семейного чтения по К. Маркса, 30 и Гайдара, 22)

 

 

 

http://www.ozon.ru/multimedia/books_covers/1000875551.jpg

Лиханов, А. А. Благие намерения [Текст] : повести / А. А. Лиханов. – М. : Мол. гвардия, 1981. – 560 с. : ил. – (Б-ка юношества).

 

Альберт Анатольевич Лиханов – писатель, председатель международного детского фонда, директор Научно-исследовательского института детства, академик Российской академии образования, лауреат Премии Президента России в области образования (за создание семейных детских домов).

Молоденькая выпускница пединститута Надежда Георгиевна случайно становится воспитательницей сирот-первоклассников, но оказывается педагогом по призванию.

А. Лиханов говорил: «…новая повесть «Благие намерения» – о молодой учительнице, о маленьких сиротах, которых ей довелось растить. Впрочем, это скорее повесть о важных категориях, из которых складывается наша нравственность, – о добре и зле, ответственности и безответственности, о мире детей и взрослых и о том, что нет, не благими намерениями вымощена дорога в ад, а лишь намерениями неисполненными».

Главная героиня привлекает, прежде всего, силой своего характера. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты Нади. Она до конца честна в своих поступках.

 

Электронная версия повести здесь>>

Другие произведения здесь>>

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент,  «Юность», читальный зал)

 

 

 

Картинка 5 из 98

Лиханов, А. Детская библиотека [Текст] : повести / А. Лиханов. – М. : Сов. Россия, 1989. – 150 с.

 

Две повести этой книги о том, как, невзирая на войну, дети познают гуманистические ценности жизни. И помогают им в этом – в «Магазине ненаглядных пособий» учительница Анна Николаевна и преподаватель фотокружка Родион Филимонович, а в «Детской библиотеке» учительница Анна Николаевна и библиотекарь Татьяна Львовна.

 

Электронная версия повести «Детская библиотека» здесь>>

Электронная версия повести «Магазин ненаглядных пособий» здесь>>

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент,  «Юность», абонемент, библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"