"Наставникам, хранившим юность нашу..."
 Сегодня: 21 ноября, вторник
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Обзор новинок 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / В помощь преподавателям / Методические материалы / "Наставникам, хранившим юность нашу..."

"Наставникам, хранившим юность нашу..."

(Образ учителя в художественной литературе)

 

Картинка 69 из 357554

Если учитель имеет только любовь к делу,

он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику,

как отец, мать,  –

 он будет лучше того учителя,

который прочел все книги,

но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь

к делу и к ученикам,

он – совершенный учитель.

 Л. Толстой

 

Странно: почему мы так же, как и перед родителями,

всякий раз чувствуем свою вину перед учителями?

И не за то вовсе, что было в школе, – нет,

а за то, что сталось с нами после.

В. Распутин

 

 

«Говорят, наступает время, когда Учитель становится не нужен. Он научил, чему мог научить, и – поезд отправился дальше, а Учитель остался один на пустой платформе. И если высунуться из окна, то долго будешь видеть маленькую, одинокую фигурку человека, провожающего поезд. Потом поезд превратится в точку, замрет стук колес, а он все будет стоять. И ему мучительно захочется остановить поезд, вернуть его, ведь с этим поездом навсегда уходит частица его самого, самая дорогая частица. А потом Учитель оглянется и с удивлением увидит, что платформа полна ребят. Они нетерпеливо переступают с ноги на ногу, дышат в затылок друг другу. И в их глазах написано: «Поторопись, Учитель, мы ждем тебя! Идем же, Учитель!»

Ю. Яковлев «Учитель».

 

 

Сборники:

 

 

 

Картинка 18 из 43

Алексеев, В. А. Прекрасная второгодница [Текст] : повести и рассказы / В. А. Алексеев. – М. : Дет. лит., 1983. – 191 с. : ил. – (Школ. годы).

 

В сборник вошли повести  современных писателей: писателя и педагога Валерия Алексеева «Прекрасная второгодница», а также Е. Криштоф, Л. Нечаева и Э. Пашнева.

Эти повести о сложном внутреннем мире подростка, о той поре, когда формируется характер, складываются жизненные взгляды и убеждения. Школа, семья, взаимоотношения со сверстниками, первая любовь – все эти проблемы своеобразно затронуты авторами.

 

Электронная версия повести «Прекрасная второгодница» здесь>>

 

 

«Современная история, рассказанная Женей Камчадаловой» Елены Георгиевны Криштоф о современных старшеклассниках, об их взаимоотношениях с учителями и родителями, о нравственном самоопределении. Детективный элемент в сюжете – исчезновение золотых монет во время археологических раскопок – выявляет нравственную суть героев, помогает им разобраться в своих привязанностях, увидеть ложность и пагубность потребительского отношения к жизни, к ее культурным и историческим ценностям.

В повести присутствует традиционный образ педагога – пожилой учительницы литературы, которая принимает детей такими, какие они есть, со всеми их ошибками, и искренне переживает за них, в то время как молодая Лариса Борисовна формально подходит к своим обязанностям. Проблему, которую автор поднимает в этой повести, можно описать следующим образом: учитель способен понять ученика лишь с опытом. К сожалению, чаще всего, когда этот опыт приходит,  ученики начинают тянуться к другим, молодым педагогам, не имеющим той мудрости, которая помогает решить проблемы.

 «Ожидание друга, или Признания подростка» Леонида Евгеньевича Нечаева, лауреата литературной премии им. М. Салтыкова-Щедрина. Учительница  представляет собой человека, для которого успехи детей служат, прежде всего, средством подъема по карьерной лестнице. «У меня показательный класс,– сказала учительница. – Я буду ориентироваться на сильных учеников, буду работать с сильными…». Она беспокоится за  внешнюю успеваемость класса, стремится выделиться, ей нужно,  чтобы  ее заметили, поэтому она  выдает желаемое за действительное, не считается с мнением ребят. Ученик не интересует ее как личность со своими желаниями, стремлениями, переживаниями.

Главная героиня повести «Белая ворона» Эдуарда Ивановича Пашнева – москвичка-девятиклассница Алена Давыдова, у нее замечательное образное мышление, она пишет стихи.

Проблемы, с которыми сталкиваются герои повести, те же самые, с которыми каждый день сталкиваются современные старшеклассники. Каким быть, раствориться ли в общей массе и не высовываться, или обречь себя на сложную жизнь, отстаивая свою точку зрения? Здесь нет готовых ответов, но есть хороший материал для размышлений.

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

 

 

 

Т. Поликарпова, Ю. Сотник, И. Стрелкова, Н. Соломко Две березы на холме. Эликсир Куприма Эса. Чет и нечет. Белая лошадь-горе не горе

Поликарпова, Т. Две березы на холме [Текст] / Т. Поликарпова. – М. : Дет. лит., 1988. – 638 с. – (Школ. годы).

 

В сборник вошли повести Т. Поликарповой, Ю. Сотника, И. Стрелковой, Н. Соломко. Все они о школе (современной и времен войны), о подростках, их духовном возмужании.

В повести Татьяны Николаевны Поликарповой «Две березы на холме» – новая школа... Это всегда так страшно! И вместе с тем захватывающе интересно! Ведь это значит – новые друзья, учителя и новые впечатления. Да просто новая жизнь, в которой есть все – и первое, еще робкое, чувство влюбленности, и разочарования, и радость от маленьких школьных побед и открытий, которые делает для себя главная героиня повести Даша Плетнева.

 

Электронная версия повести «Две березы на холме» здесь>>

 

В повести Юрия Вячеславовича Сотника «Эликсир Купрума Эса» говорится о вещах очень серьёзных. В отличие от чудодейственной уменьшительной жидкости Ивана Гермогеновича Енотова из книги Яна Ларри, эликсир, изобретённый обыкновенным учителем химии Куприяном Семёновичем по прозвищу Купрум Эс, не уменьшает и не увеличивает человека в размерах, зато чрезвычайно усиливает волю, то есть, по сути, позволяет ему повелевать и управлять другими людьми.

Страшно подумать, что может случиться, если такой эликсир выпьет властолюбивый и тщеславный человек, — даже если человек этот ещё учится в школе!..

 

Электронная версия повести «Эликсир Купрума Эса» здесь>>

 

В военный городок приезжает семья командира части. Витя и Маша уже привыкли к переездам. И на Чукотке бывали, и на Волге. А теперь – небольшая  степная станция, где живут люди разных национальностей. Ребят ждет новая школа, новые друзья. Так начинается повесть Ирины Ивановны Стрелковой «Чет и нечет». Она рассказывает о непростых отношениях между ребятами, о настоящей мальчишеской дружбе и о первой любви.

 

Электронная версия повести «Чет и нечет» здесь>>

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

 

 

 

Картинка 1 из 1082

Школьные истории, веселые и грустные [Текст] : рассказы / сост. З. Короза. – М. : Дет. лит., 1989. – 205 с. : ил.

 

В сборник вошли рассказы Ю. Нагибина, В. Распутина, Ф. Искандера и др.

Рассказ Юрия Марковича Нагибина «Зимний дуб» повествует о взаимоотношениях учительницы и ученика, которые изменяются в ходе повествования.

Мини-цикл Николая Григорьевича Никонова «Три рассказа Татьяны Сергеевны» – это замечательные рассказы молодой учительницы о своей работе в школе: своем первом уроке («Урок»), отношениях с трудным учеником Мишей Сафиулиным («Воробушек»), о любви своих учеников («Лекарство»).

Самые неожиданные ситуации, в которые попадают дети, описывает Юрий Вячеславович Сотник в своих произведениях. А в рассказе «Исследователи» в такую ситуацию вместе с детьми попал и учитель-словесник Николай Николаевич.

Рассказ ленинградского писателя и публициста Глеба Александровича Горышина «Любовь к литературе» повествует о том, как учитель литературы в средней школе в первые послевоенные годы заронил в душу ученика, будущего писателя, любовь к своему предмету, как эта любовь определила жизненный путь, повела в увлекательные путешествия по русским лесам, полям, озерам, рекам, подружила с замечательными людьми.

Тема рассказа «Озеро Дербень» Бориса Екимова сливается с горькой правдой – недостатком школ и учителей на хуторе. Герой его Алексей двадцатилетний кандидат наук с блестящим будущим, перед самым отъездом на стажировку за границу неожиданно отказывается и от поездки и от всей прошлой жизни и начинает работать в хуторской школе учителем. Поступок необычный, если не сказать, из ряда вон выходящий. В данном случае ситуация обратная: новое поколение стремится к земле, а старое пытается его оторвать (родители Алексея). Алексей с детства впитал в себя все радости вольной деревенской жизни и душой сросся со всем несметным богатством щедрой родины. Дед Тимофей за 80 лет вплоть до смерти, проработавший в школе учителем открыл глаза Алексею на истинные и мнимые ценности. Дед Тимофей показан писателем без брюзжания, стремления поучать, наставлять.

Рассказ Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет» – о роли учителя в жизни русской деревни тридцатых годов.

 

Электронная версия рассказа здесь>>

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

 

 

Русская дореволюционная литература:

 

 

 

Картинка 5 из 19

Бунин, И. А. Жизнь Арсеньева [Текст] / И. А. Бунин. – СПб. : Азбука-классика, 2001. – 448 с.

 

Огромную роль в числе тех, кто в ранние годы сильно повлиял на формирование характера Арсеньева, сыграл его домашний учитель Баскаков, вольнолюбивый чудак и романтик, превыше всего в жизни ставивший свою независимость. В Баскакове Иван Алексеевич Бунин вывел своего домашнего догимназического учителя Н. О. Ромашкова.

Алеша Арсеньев был воском в руках Баскакова, который «для своих рассказов... чаще всего избирал... все, кажется, наиболее горькое и едкое из пережитого им, свидетельствующее о людской низости и жестокости, а для чтения – что-нибудь героическое, возвышенное, говорящее о прекрасных и благородных страстях человеческой души». Баскаков «заразил» мальчика этим неравнодушием к бытию.

Страницы «Жизни Арсеньева», в которых говорится о воздействии Баскакова на ум и сердце юного героя, предельно автобиографичны. Эти черты – острота взгляда на жизненные уродства и страстная тяга к прекрасному, гармоническому, – очень ярко осуществились и в личности, и в творчестве самого Бунина.

 

Электронная версия романа здесь>>

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

 

 

 

Картинка 10 из 118

Гарин-Михайловский, Н. Г. Детство Темы. Гимназисты.– Л. : Худож. лит., 1988. – 416 с. – (Классики и современники).

 

«Гимназисты» автобиографичны – Николай Георгиевич Гарин-Михайловский обучался в Одесской гимназии.

На педагогическую деятельность учителя гимназии того времени влияли строгая субординация отношений, зависимость от местных властей, школьной администрации, окружных инспекторов. Все это обусловило соответственное поведение преподавателей, переданное в повести.

Воспоминания бывших гимназистов XIХ–начала ХХ вв. хранят образы педагогов, которым свойственны увлеченность своим делом, живое движение души, яркость и своеобразие характеров, чуткость к людям, способность понять особенности детства и юности, разделить их сомнения, тревоги и помыслы.

 

Электронная версия повести здесь>>  

 

(Имеются экземпляры в отделах: библиотека семейного чтения по К. Маркса, 30)

 

 

 

Н. Помяловский. Очерки бурсы. Г. Успенский. Нравы Растеряевой улицы. Будка. "Выпрямила"

Помяловский, Н. Г. Очерки бурсы [Текст] / Н. Г. Помяловский. – М. : Олимп ; АСТ, 1998. – 592 с. – (Шк. классики) – (Кн. для ученика и учителя).

 

Николай Герасимович Помяловский провел детство в духовном училище, и в своем самом известном произведении – «Очерках бурсы» – описал жизнь таких же школяров-бурсаков, каким был сам: шалости и хулиганские выходки, ссоры и веселье, невыполненные уроки и строгих учителей.

 

Электронная версия здесь>>

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент,  «Юность»)

 

 

 

Картинка 4 из 66

Чехов, А. П. Человек в футляре ; Учитель словесности [Текст] : рассказы / А. П. Чехов // Чехов А. П. Рассказы. Повести. Пьесы. – М. : Олимп ; АСТ, 2001. – 445 с. – (Школа классики).

 

Герой рассказа Антона Павловича Чехова «Человек в футляре» гимназический преподаватель греческого языка Беликов, которого автор рисует простым обывателем в «футляре» – образ комический, карикатурный.

 

Электронная версия рассказа «Человек в футляре» здесь>>

 

Главный герой второго рассказа учитель русского языка и литературы в небольшом провинциальном городе Сергей Васильевич Никитин. Главная мука Никитина – его моложавый вид. Никто не верит, что ему двадцать шесть лет; ученики не уважают его, и он сам их не любит. Школа вызывает скуку. Что же дальше?

 

Электронная версия рассказа «Учитель словесности» здесь>>

 

(Имеются экземпляры в отделах:  «Юность»)

 

 

 

Произведения российских авторов:

 

Азаров, Ю. П. Не подняться тебе, старик [Текст] : роман-исследование / Ю. П. Азаров. – М. : Молодая гвардия, 1989. – 302 с.

 

Юрий Петрович Азаров – доктор педагогических наук, профессор, действительный член двух академий, член Союза писателей России, художник. Работал учителем, был директором школы.

Роман «Не подняться тебе, старик» – о кризисе отечественной духовной культуры, о сложнейших путях формирования полноценной человеческой личности, о проблемах педагогики, о семейном и школьном воспитании.

 

(Имеются экземпляры в отделах:  «Юность», абонемент, библиотека семейного чтения по К. Маркса, 30)

 

 

 

Картинка 2 из 2

Азаров, Ю. П. Новый свет. Печора [Текст] : роман / Ю. П. Азаров. – М. : Сов. писатель, 1987. – 620 с.

 

«Печора» – самый пронзительный и самый актуальный роман писателя. В книге сложно переплелись судьбы детей осужденных и детей тюремщиков – жертв и палачей, представителей разных возрастов и социальных групп, оказавшихся в 1954 г. в «Северной столице» того края, который Солженицын назвал «архипелагом ГУЛАГом».

Герой произведения – учитель Попов – мучительно ищет собственный путь к истине в экстремальных условиях тех лет, пытаясь бороться с человеческими пороками – ложью, страхом, компромиссами – прежде всего в себе самом. «Я верую и созидаю, – говорит о себе Попов. – Я укрепляю веру в других».

Роман остросюжетный, насыщен интригующими, драматическими событиями. Попов – максималист, избравший критерием всех поступков, мыслей и стремлений служение духовному возрождению человечества. В этом он видит цель и смысл социальных перемен.

Для Попова каждый ребенок – личность. Он будит в учениках стремление мыслить самостоятельно, аналитически относиться к окружающему, не воспринимать слепо сложившиеся стереотипы мышления и взаимоотношений между людьми. «Самое ценное образование, – внушает он школьникам, – это то, какое сам человек добывает без подсказки извне».

Учитель Попов – герой трех нравственно-философских романов писателя: «Соленга», «Печора», «Новый Свет».

 

Электронная версия романа «Печора» здесь>>

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», абонемент)

 

 

 

Айтматов

Айтматов, Ч. Первый учитель [Текст] : повесть / Ч. Айтматов. – М. : Дет. лит., 1988. – 92 с. : ил.

 

Чингиз Айтматов, киргизский прозаик, создал легенду о первом учителе из аила Куркуреу Дюйшене Таштанбекове. Этот образ очень реален. Ведь подвиг Дюйшена не только в том, что он пробуждает в аильских детях жажду к знаниям, он влияет и на все взрослое население Куркуреу. Дюйшен научил отсталый аил думать и чувствовать по-новому, видеть будущее.  

Автор говорил: «... в «Первом учителе» я хотел утвердить наше понимание положительного героя в литературе... Я постарался взглянуть на этот образ нашими, современными глазами, я хотел напомнить теперешней молодежи о ее бессмертных отцах».

 

 Электронная версия повести здесь>>

 

(Имеются экземпляры в отделах «Юность»)

 

 

 

Анатолий Алексин Сигнальщики и Горнисты

Алексин, А. Г. Сигнальщики и горнисты [Текст] : повесть / А. Г. Алексин. – М. : Дет. лит., 1987. – 207 с.

 

Алексин Анатолий Георгиевич – прозаик, драматург.

В сборник входят повести «Безумная Евдокия», «Сигнальщики и горнисты», «Третий в пятом ряду», посвященные школьной жизни, Великой Отечественной войне, проблемам отцов и детей, вопросам влияния педагогов и наставников на становление личности человека.

 

Подробнее о повести «Безумная Евдокия» здесь>>

 

Электронная версия повести «Безумная Евдокия» здесь>>

Электронная версия повести «Сигнальщики и горнисты» здесь>>

Электронная версия повести «Третий в пятом ряду»  здесь>>

 

(Имеются экземпляры в отделах:  «Юность», библиотеки семейного чтения по Октябрьской, 30 и Гайдара, 22)

 

 

 

Картинка 2 из 18

Амлинский, В. И. Жизнь Эрнста Шаталова [Текст] : повесть / В. И. Амлинский // Амлинский В. И. Избранное : в 2 т. Т. 2. – М. : Дет. лит., 1987. – С. 3– 46.

 

Владимир Ильич Амлинский – писатель, основная проблема творчества которого – становление личности подростка, исследование обстоятельств, влияющих на формирование его нравственных устоев. По признанию самого писателя, его привлекала тема трудных подростков. Амлинский был убежден в необходимости сформировать в душе юного человека «ту основу, тот нравственный цемент, который не даст душе распасться, не сделает ее способной к жестокости и подлости.

Тема старшего друга-советчика, умного и понимающего, получила развитие в образе Эрнста Шаталова. Эта повесть затрагивает актуальные для подростков вопросы: о смысле человеческой жизни, о нравственном достоинстве человека, о его бесконечных возможностях, об обязанности сделать свою жизнь полезной и нужной людям.

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент,  «Юность»)

 

 

 

Картинка 1 из 1

Амлинский, В. И. Школа на Вольной улице [Текст] / В. И. Амлинский // Амлинский В. И. Преодоление. – М. : Педагогика, 1991. – С. 194–203.

 

Героиня рассказа – учительница Мария Васильевна Гоголева – опытный педагог со стажем. Ее любят ученики, ценят коллеги. Она уважает тех, у кого есть собственное мнение, свой взгляд на вещи.

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент,  «Юность»)

 

 

 

Картинка 2 из 4

Астафьев, В. П. Кража. Последний поклон [Текст] / В. П. Астафьев. – М. : Просвещение, 1990. – 444 с. – (Школ. б-ка).

 

Среди произведений писателя Виктора Петровича Астафьева  особое место занимает повесть «Кража».

Герой повести – Толя Мазов – из раскулаченных крестьян, род которых погибает в северных краях. Последним погибает прадед Толи – Яков, «суховатый, витой кряж, от которого отскакивает топор, а зубы пилы на нем ломаются, как орехи». Но и он исчезает под колесами коллективизации, оставляя правнука на волю судьбы. Сцены детдомовской «табунной» жизни воссозданы Астафьевым с состраданием и жестокостью, представляя щедрое разнообразие изломанных временем детских характеров, импульсивно впадающих то в ссору, истерику, издевательство над слабым, то вдруг неожиданно объединяющихся в сочувствии и добре.

За этот «народишко» начинает бороться Толя Мазов, ощущая поддержку директора Репнина – бывшего белогвардейского офицера, всю жизнь расплачивающегося за свое прошлое. Благородный пример Репнина, воздействие русской классической литературы с ее школой «жалости и памяти» помогают герою отстаивать добро и справедливость.

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент,  «Юность» и библиотека семейного чтения по К. Маркса, 30)

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"