Сегодня: 21 августа, понедельник
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Обзор новинок 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2010 / Русский гений музыки

Русский гений музыки

170 лет со дня рождения великого русского композитора П.И. Чайковского

(07.05.1840 – 25.10.1893)

 

Файл:Tchaikovsky.jpg

 

 

Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь…

Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума,

русскую красоту лиц, русские обычаи.

 

 

П. И. Чайковский

 

 

Петр Ильич Чайковский родился 7 мая (15 апреля по старому стилю) 1840 г. в г. Воткинске в многодетной семье. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.

В пять лет Петр Чайковский уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. Петр два года занимался в пансионе, после чего – в училище правоведения Петербурга. Творчество Чайковского в этот период проявлялось в факультативных занятиях музыкой. Проявив склонность к сочинению музыки, Чайковский поступает в консерваторию Петербурга. Дальнейшие занятия у великолепных преподавателей Зарембы, Рубинштейна во многом помогли формированию музыкальной личности.

После окончания консерватории композитор Чайковский был приглашен Николаем Рубинштейном (братом преподавателя) в Московскую консерваторию на должность профессора.

 

 

Петр Ильич писал почти во всех жанрах, но любимым среди них, пожалуй, оперу. В ней он предстал подлинным новатором. «Опера, – писал он, – и именно опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой...» В основе оперного действия – сильные человеческие чувства и переживания. Большое значение придавал композитор содержанию своих опер. Предпочтение при этом Чайковский отдавал сюжету из русской жизни. Поэтому среди его опер мы находим «Евгения Онегина», «Кузнеца Вакулу», «Воеводу», «Опричника», «Мазепу», «Пиковую даму», «Чародейку». Лишь две оперы он написал на Западно–Европейские сюжеты. Это оперы «Орлеанская дева» (о Жанне д'Арк, о ее судьбе) и «Иоланта» (по драме датского писателя Х. Херца).

Следующая

 

 

Симфоническая музыка занимает не менее важное место в творчестве композитора. Это – шесть симфоний, программная симфония «Манфред», три концерта для фортепиано и один для скрипки с оркестром, оркестровые сюиты, одночастные симфонические пьесы (фантазия «Франческа да Римини», программные произведения на сюжеты Шекспира – увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» и фантазия «Буря» и др.).

В 1866 г. в Москве под руководством брата А.Г. Рубинштейна – Николая Григорьевича – открывается вторая российская консерватория. Среди ее преподавателей – молодой выпускник первой – П.И. Чайковский. Рубинштейн предложил ему вести классы свободного сочинения и гармонии. С этих пор жизнь Чайковского тесно связана с Москвой. Здесь у него появились новые знакомые и друзья.

С консерваторией связано десять лет жизни и творчества П. И. Чайковского. За эти годы он успел воспитать немало музыкантов, сочинить много талантливой музыки. Это – первые три симфонии, программно-симфонические произведения: «Ромео и Джульетта»(1869), ставшая ярким явлением в русской симфонической музыке, «Буря»(1873), «Франческа да Римини»(1876); четыре первые оперы: «Воевода»(1868), «Ундина»(1869), «Опричник»(1872), «Кузнец Вакула» (1874); Первый концерт для фортепиано с оркестром (1875), много романсов, фортепианных и других сочинений. Одновременно с этим, Чайковский подготовил ряд учебных пособий, в том числе – первый в России учебник гармонии.

На лето он выезжал обычно на юг Украины, где жила его сестра Саша. В Каменке появились на свет пьесы «Детского альбома», посвященного племяннику. В цикле 24 пьесы. По ним можно проследить все интересы, игры и занятия ребенка в течение дня: от утреннего пробуждения – до вечерней молитвы. В названиях и содержании пьес заметно, что многое навеяно собственными воспоминаниями композитора о его детстве.

Второй фортепианный цикл имеет особую историю. Его заказали композитору в издательстве журнала «Нувеллист», который выходил первого числа каждого месяца и регулярно печатал в приложении произведения для домашнего музицирования. «Времена года» Чайковского печатались весь 1876 г., месяц за месяцем. Музыкальная публика оценила цикл по достоинству.

В 1876 г. дирекция императорских театров заказала Петру Ильичу Чайковскому балет. Композитор много думал о том, что балет нужно строить так, чтобы публика не только видела главных героев на сцене, но еще и слышала их в музыке.

Так появилась «жемчужина» русского балета – «Лебединое озеро» (1876). Потом последовали еще два выдающихся балета – «Щелкунчик» и «Спящая красавица». Оба балета решены также в симфоническом ключе, с лейтмотивами главных действующих лиц.

 

 

 

Неудачная женитьба в 1877 г. привела Чайковского к тяжелейшему творческому кризису, нервному заболеванию. Только вмешательство друзей помогло композитору справиться с этим. Материально поддержала известная в России меценатка и почитательница таланта Чайковского – Надежда Филаретовна фон Мекк. Друзья просто заставили композитора покинуть страну и уехать в Италию. Там он смог закончить свои Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин». В консерваторию Петр Ильич больше не вернулся.

 

 

В Италии он пытается развеять свои мрачные мысли. Так родилось знаменитое «Итальянское каприччио», полное искрометных народных мелодий, сменяющих друг друга в пестром ритме карнавала. Но, при этом, время от времени, возникают трагические интонации, будто напоминающие о чем–то грустном, о том, что не все так безоблачно в этой жизни.

1877 г. стал переломным годом не только в жизни композитора, но и в его творчестве. После душевного потрясения он не мог больше писать по-прежнему. В музыке Чайковского появились новые интонации. Чаще стали звучать трагические нотки.

Среди опер того времени выделяется «Пиковая дама» по одноименному произведению А. С. Пушкина. Композитор кое-что изменил в сюжете в процессе подготовки либретто.

Шестая симфония поражает своим трагическим содержанием. Траурный марш, который встречается иногда в симфониях классиков, у Чайковского превращается во всеобщее шествие, выражающий глубочайшую, беспредельную скорбь. Более того удивляет тот факт, что у Чайковского, как и у его самого обожаемого композитора, в конце жизни одновременно появляются самое жизнеутверждающее произведение (опера «Иоланта») и самое трагическое, своего рода Реквием – Шестая симфония. У кумира Чайковского – Вольфганга Амадея Моцарта – вместе с Реквиемом появилась его, возможно, самая светлая опера – «Волшебная флейта».

В конце 1893 г. Чайковский тяжело заболел. В двадцатых числах октября он последний раз вышел на сцену. В Петербурге проходила премьера его Шестой симфонии, композитор сам дирижировал оркестром. Премьера прошла прекрасно, сам автор был счастлив, публика ликовала. Ночью 25 октября Петр Ильич Чайковский скончался. Его тело было похоронено на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

 

 

Интернет-ресурсы

 

http://www.tchaikov.ru/ – сайт, посвященный жизни и творчеству величайшего композитора. Содержит подробные сведения о композиторе и его окружении; рассказы об операх, балетах, симфонических, фортепианных, камерных и других произведениях; воспоминания, переписку с Н. Ф. фон Мекк и многое другое.

 

http://www.tchaikovsky-research.net/ – Сайт о жизни и творчестве П. И. Чайковского (англ.)

 

П. И. Чайковский в проекте ЛЮДИ

 

П. И. Чайковский в Википедии

 

http://www.belcanto.ru/tchaikovsky.html – На сайте «Belcanto. В мире оперы»  вы найдете огромную коллекцию музыки Чайковского: записи опер, балетов, симфонических произведений, концертов и концертных пьес, камерно-инструментальной музыки, фортепианной музыки, романсов. Здесь можно познакомиться со статьями «Творческий портрет Чайковского», «П. И. Чайковский и музыкальный театр».

 

http://classic.chubrik.ru/Tchaikovsky/ – П. И. Чайковский: биография, сочинения.

 

http://www.abc-people.com/phenomenons/death/doc-9.htm – Тайна смерти композитора П. И. Чайковского

 

http://slavs.org.ua/mifi-o-chaykovskom – Мифы о П. И. Чайковском

 

http://latifa.ru/forum/showthread.php?t=494  – П. И. Чайковский – форум «В гостях у сказки»

 

Чайковский П. И. на портале «Родон»: история создания произведений 

 

http://piano-notes.net/tchaikovsky/ – Чайковский П. И. : ноты

 

 

Материалы о жизни и творчестве Петра Ильича Чайковского

 

Книги:

 

А. Альшванг П. И. Чайковский

Альшванг, А. А. П. И. Чайковский [Текст] : моногр. / А. А. Альшванг. – МУЗГИЗ, 1959. – 703 с. : ил. : нот.

 

В книге крупного советского музыковеда А. Альшванга детально обрисована личность выдающегося русского композитора, складывающаяся в 60-е гг. XIX в. в обстановке острого сопротивления самодержавию, небывалого роста оппозиционных сил и революционно-демократических движений, борьбы личности за права и достоинства человека, осознания высокого социального назначения искусства.

 

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

 

 

 

Нина Берберова Чайковский

Берберова, Н. Н. Чайковский [Текст] : история одинокой жизни / Н. Н. Берберова. – СПб. : Петро–РИФ, 1993. – 237с. – (Личность и история).

 

Биография Чайковского, написанная Ниной Николаевной Берберовой в 1936 г., переведена на многие европейские языки и до сих пор пользуется заслуженной популярностью как у специалистов по истории русской культуры, так и у широкого читателя.

 

Электронная версия книги здесь>>  

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, отдел искусств; библиотека семейного чтения п.Татыш)

 

 

 

Н. О. Блинов, В. С. Соколов Последняя болезнь и смерть П .И. Чайковского. До и после трагедии

Блинов, Н. О. Последняя болезнь и смерть П. И. Чайковского. До и после трагедии / Н. О. Блинов, В. С. Соколов. – М. : Музыка, 1994. – 207 с.

 

Работы посвящены последним дням жизни Петра Ильича Чайковского, благодаря большому количеству новых данных и детальному анализу уже известных фактов авторам удается ответить на самые «трудные» вопросы, связанные с обстоятельствами кончины великого композитора. Выход книги, предназначенной как для специалистов-ученых, так и для почитателей творчества Чайковского.

 

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение, отдел искусств)

 

 

 

Страсти по Чайковскому: Разговоры с Джорджем Баланчиным

Волков, С. Страсти по Чайковскому: Разговоры с Джорджем Баланчиным [Текст] / предисл. М. Бежара. – М.: Независимая Газета, 2001. – 224 с. : ил. – (Диалоги о культуре).

 

«Страсти по Чайковскому написаны в жанре беседы-биографии. Автор одновременно создает две художественные биографии двух гениальных художников – великого композитора Петра Чайковского и выдающегося балетмейстера Джорджа Баланчина, для которого величие автора «Лебединого озера», «Спящей красавицы» и «Щелкунчика» заключалось к вечной современности его музыки. Эта книга подробно освещает петербургскую тему в жизни и творчестве П. И. Чайковского.

 

Электронная версия книги здесь>>

 

 

 

Должанский, А. Н. Симфоническая музыка Чайковского [Текст] : избр. произведения / А. Н. Должанский. – Л. : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1981. – 208 с.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

 

Г. Домбаев Творчество Петра Ильича Чайковского

Домбаев, Г. С. Творчество Петра Ильича Чайковского в материалах и документах [Текст] / Г. С. Домбаев. – М. : Музгиз, 1958. – 636 с. : ил.

 

Книга отличается тем, что целиком состоит из собственных высказываний композитора, его ближайших друзей-музыкантов, откликов современной печати. Издание разбито на главы: Сценическая музыка, Вокальная музыка, Инструментальная музыка, Переложения, редакции, литературные произведения.

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

 

 

 

Конисская, Л. М. Чайковский в Петербурге [Текст] / Л. М. Конисская. – Л. : Лениздат, 1974. – 320 с.

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

 

 

 

Саймон Манди Чайковский

Манди, С. Чайковский [Текст] / С. Манди; пер. с англ. – Челябинск:, Урал ЛТД, 2000. – 270 с. : ил. – (Иллюстрированные биографии великих музыкантов).

 

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

Б. С. Никитин Чайковский. Старое и новое

Никитин, Б.С. Чайковский. Старое и новое [Текст] / Б.С. Никитин. – М.: Знание, 1990. – 208 с.

 

Книга о П. И. Чайковском освещает некоторые исследования и взгляды на его жизнь и творчество. Автор привлекает биографические материалы, почерпнутые из зарубежных источников, из бесед с родственниками композитора.

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент,  «Юность»)

 

 

 

Александр Познанский Самоубийство Чайковского. Миф и реальность

Познанский, А. Самоубийство Чайковского. Миф и реальность [Текст] / А. Познанский. – М. : Журнал «Глагол», 1993.

 

В книге Александра Познанского на основе редких архивных материалов исследуются малоизвестные обстоятельства личной жизни П.И.Чайковского, на протяжении века старательно замалчиваемые официальной критикой и породившие массу слухов, касающихся его трагической смерти.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

Леонид Сидельников, Галина Прибегина. 25 дней в Америке. К 100-летию гастрольной поездки П. И. Чайковского

Сидельников, Л. С. 25 дней в Америке. К 100-летию гастрольной поездки П. И. Чайковского = 25 days in America. For the Centenary of Peter Tchaikovsky,s Concert Tour [Текст] : на рус. и англ. яз. / Л.С. Сидельников, Г.А. Прибегина . – М. : Музыка. – 236 с. : ил.

 

Весной 1891 г. великий русский композитор П. И. Чайковский был приглашен на открытие нью-йоркского концертного зала Карнеги-холл. Основой книги послужили фрагменты из писем и дневника композитора, а также рецензии из американских газет на его выступления в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии.

Приложение к книге содержит список основных произведений П. И. Чайковского и репертуар П. И. Чайковского-дирижера. ...

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

 

Энтони Холден Петр Чайковский Tchaikovsky

Холден, Э. Петр Чайковский [Текст] / Э. Холден. – Эксмо, 2003. – 672 с. – (Русские биографии).

 

Сегодня у поклонников творчества Петра Ильича Чайковского впервые появилась возможность составить полное, без купюр, представление о его жизни, наполненной столь же пронзительно трагическими, а порой и безоблачно лирическими моментами, как и вся его музыка.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

 

Чайковский, П. И. Музыкально-критические статьи [Текст] / П. И. Чайковский ; вступ. ст. М. Овчинникова. – Л. : Музыка. Ленингр. отд-ние, 1986. – 364 с. – (Рус. классич. муз. критика).

 

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

 

 

 

П. И. Чайковский. О музыке, о жизни, о себе

П. И. Чайковский. О музыке, о жизни, о себе [Текст] / ред. А. А. Орловой. – Л. : Музыка, 1976. – 272 с.

 

Книга написана в виде своеобразной автобиографической повести, как бы рассказанной самим Петром Ильичем Чайковским, словами из его писем, дневников, статей.

Автор литературной композиции попытался не просто воспроизвести при непосредственном участии Чайковского события его жизни, но и осветить по возможности все стороны его личности.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

 

Чайковский, П. И. Переписка с П. И. Юргенсоном [Текст] т. 2 / П. И. Чайковский ; ред. писем и коммент.  А. А. Жданова. – М. ; Л. : Гос. муз. изд–во, 1952. – VIII, 344 с. : ил. ; портр.

 

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение, читальный зал)

 

Чайковский, П. И. Письма к близким [Текст] / П. И. Чайковский. – М. : МУЗГИЗ, 1955. – 671 с.

 

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

 

Чайковский (1840 – 1893) [Альбом] [Гос. дом-музей П. И. Чайковского в Клину] в 2-х т. / cост. Г. И. Белонович, С. С. Котомина. – М.: Музыка, 1990.

 

Альбом в двух томах содержит более 500 иллюстраций. Первый том альбома представляет собой летопись жизни и творчества Чайковского в иллюстрациях, дополненную выдержками из писем, дневников, музыкально-критических статей композитора, а также высказываниями его современников. Во второй том вошли материалы, рассказывающие о жизни музыки гениального русского композитора на его родине и за рубежом; о музеях Чайковского в Воткинске и Клину, о Международном конкурсе музыкантов-исполнителей, носящем его имя.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

Евгений Онегин П. И. Чайковского / На стихи А. С. Пушкина. 2-е изд.: — М.: Гос. муз. изд-во, 1963. — 72 с. — (Оперные либретто).

 

Электронная версия книги здесь >>

 

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"