Сегодня: 17 октября, вторник
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Обзор новинок 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2010 / "О грешной славе рассуждайте сами..."

"О грешной славе рассуждайте сами..."

90 лет со дня рождения Ю.М. Нагибина

(03.04.1920 - 17.06.1994)

 

 

Нагибин

 

 

"Через меня, как через каждого человека,

отваживающегося жить, а не тлеть,

говорить, а не молчать в тряпочку,

отражается время, эпоха..."

 

Ю. Нагибин

 

 

Юрий Нагибин родился 3 апреля 1920 в Москве. Накануне его появления на свет отец, Кирилл Александрович, был расстрелян как участник белогвардейского восстания в Курской губернии. Он успел «завещать» беременную жену другу Марку Левенталю, который усыновил Юрия. Лишь в зрелые годы тот узнал, кто его настоящий отец. Марк Левенталь вскоре был тоже репрессирован (сослан). Вторым отчимом стал Яков Рыкачев, оказавшийся первым литературным учителем, сумевшим пробудить вкус к словесному творчеству.

В 1938 году  Нагибин окончил школу с отличием и поступил в Московский медицинский институт. Интереса к врачебному делу у него не возникает, и он переходит учиться на сценарный факультет ВГИКа. Окончить институт не удалось. В начале войны институт эвакуировали в Алма-Ату, а Нагибин был призван в армию и осенью 1941-го отправлен на Волховский фронт в отдел политуправления. Незадолго до войны успел опубликовать в журнале свои первые рассказы.

В 1942 году Нагибин – в должности «инструктора-литератора» на Воронежском фронте. В том же году вступил в Союз писателей СССР. В его фронтовые обязанности входит разбор вражеских документов, выпуск пропагандистских листовок, ведение радиопередач. На фронте был дважды контужен, по выздоровлению комиссован по состоянию здоровья. Работал военным корреспондентом газеты «Труд». Фронтовой опыт воплощен в рассказах, собранных в сборники «Человек с фронта» (1943), «Большое сердце», «Две силы» (оба –1944), «Зерно жизни» (1948).

В конце 1940-х – начале 1950-х подружился с Андреем Платоновым (1899–1951). В результате, как он позже вспоминал в Автобиографии, «целый период моей литературной учебы состоял в том, что отчим вытравлял Платонова из моих фраз».

Авторская известность приходит к Нагибину в начале 1950-х. Рассказы «Трубка» (1952), «Зимний дуб» и «Комаров» (1953), «Четунов» (1954), «Ночной гость» (1955) оказались «добро замеченными читателями». Рассказы «Хазарский орнамент» и «Свет в окне», опубликованные в рожденном «оттепелью» альманахе «Литературная Москва» (1956, № 2), вызвали гневный окрик в партийной печати (наряду с «Рычагами» Александра Яшина). Однако буквально год спустя в «Библиотечке „Огонька"» появились рассказы, препарированные по законам соцреализма, и Нагибина «реабилитировали». Как отмечает Юрий Кувалдин, «ему постоянно приходилось балансировать на грани диссидентства и правоверности».

Большинство рассказов Нагибина, объединенные общей темой, «сквозными» героями и образом повествующего, складываются в циклы – военный, «охотничий», историко-биографический, цикл путевых рассказов. Долгие годы автор рассматривался преимущественно как новеллист, стремящийся «сказать в малом о большом».

Для военных рассказов характерен поиск собственной индивидуальной авторской манеры. Среди лучших из них, включенных писателем в свое последнее, оплаченное им самим 11-томное собрание сочинений, – «На Хортице», «Связист Васильев», «Переводчик» (1945), «Ваганов» (1946). Военный материал был также использован в повестях «Путь на передний край» (1957), «Павлик» (1959), «Далеко от войны» (1964). Раскрытие военных будней и героизма простого солдата становится все более психологически углубленным и драматичным, появляется тонкость и рельефность в контурах характеров. Особенно выделяется среди произведений этой тематики повесть «Павлик», герой которой преодолевает в себе страх смерти с помощью разума.

За десятилетие с 1954 по 1964 сложился «Охотничий» цикл более чем из 20 рассказов. Своим рождением они обязаны пейзажам Мещеры и окрестностей Плещеева озера. В них заметно влияние классической литературной традиции, восходящей к тургеневским «Запискам охотника». Нагибин здесь – тонкий художник природного мира и испытатель человеческих характеров в природной среде. При этом во взаимоотношениях человека и природы рассматривается как социально-нравственная, так и экологическая стороны.

«Охотничьи» рассказы подготовили почву для деревенской темы. В дело пошли материалы и наблюдения послевоенных журналистских лет, когда писались очерки о колхозной жизни для «Правды», «Труда», «Социалистического земледелия», «Смены». В итоге родилась повесть «Страницы жизни Трубникова» (1962), ставшая исторически самым «звездным» часом Нагибина. Творчество Нагибина органично вписывалось в набиравшие в 1950–1960-е силу тенденции «деревенской» прозы. Однако сам писатель попытался сразу же повторить кинематографический успех, предложив проект нового фильма «Директор». В заявке автор прямо сообщал, что в свое время волею судьбы он вошел в семью одного из основоположников отечественного автомобилестроения, бывшего революционного матроса и чекиста, партийного выдвиженца Ивана Лихачева, женившись на его дочери. Сюжетной основой, таким образом, стала насыщенная биография тестя.

 

Драматизм процесса съемок не был оправдан художественным результатом. Во время работы над первым вариантом фильма «Директор» погиб известный актер Евгений Урбанский. Отснятый после большого перерыва второй вариант фильма запомнился разве что тем, что дал путевку в творческую жизнь актеру Николаю Губенко. Однако Нагибин продолжал писать доходные в то время сценарии.

По его сценарной обработке повести Владимира Арсеньева, в частности, японский режиссер Акира Куросава снял фильм «Дерсу Узала», отмеченный «Оскаром» (к огорчению сценариста, только за режиссуру). Всего в его сценарном активе более 30 фильмов – «Бабье царство», «Девочка и эхо», «Самый медленный поезд», «Чайковский», «Красная палатка» (где пришлось в последний момент оперативно вводить «лирическую» линию для Клаудио Кардинале, бывшей в то время близкой подругой итальянского спонсора фильма), «Загадка Кальмана», знаменитая трилогия о гардемаринах и др.

Нагибин не ограничился «деревенской» и «производственной» темами. Появляются вполне «городские» автобиографические циклы, составившие книги «Чистые пруды» (1962), «Книгу детства» (1968–1975) и «Переулки моего детства» (1971). Он обращается здесь к истокам формирования духовного облика своего лирического героя Сережи Ракитина и его поколения. Не только фоном, но и своеобразным «героем» цикла становится образ самой Москвы с ее городским бытом и нравами. Тема Москвы развивалась в многочисленных последующих публицистических статьях, собранных в книге «Москва… как много в этом звуке» (1987). Успех же книг Нагибина в целом в эти годы объясняется волнующей лирической исповедальностью, естественной искренностью интонаций, легкостью и ясностью слога, богатой метафоричностью, оригинальной ритмической структурой повествования с обязательным финальным аккордом, в котором давалась морально-этическая оценка рассказанной истории.

В 1970-е его привлекает тема творчества как такового на современном и историко-культурном материале в цикле Вечные спутники (1972–1979). «Героями» таких художественных «микроэпопей» стали протопоп Аввакум, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Чайковский, Рахманинов, И.Анненский и другие великие личности. Особой оригинальностью эти произведения не отличаются. Как признавался сам писатель, полное знание материала не приближало, а отталкивало его от намеченной задачи. Творческий полет возникал лишь когда память отряхивала груз сковывающих воображение фактов. Для воссоздания «духовного пейзажа» требовалась, прежде всего, опора на «первовидения», «память зрения и чувства». Отсюда обвинения в субъективизме и авторском произволе.

Среди устойчивых тем Нагибина, по разному варьировавшихся на протяжении всего его творческого пути, – яркая и разнообразная любовь, а также драматизм несостоявшегося или упущенного счастья. Писал ли он реалистическую вещь или сказку, но в отношениях мужчины и женщины у Нагибина сложилась устойчивая расстановка характеров: он всегда раним и беззащитен, до самоубийства включительно, она всегда сильнее и устойчивей в этом мире. Светлую, с легкими ностальгическими мотивами прозу Нагибина в начале 1980-х сменила трагическая напряженность, большая злободневность и острота, склонность к социально-философским отступлениям. Неожиданностью стали его сатира с фарсом и пародией, а также эротика. «Рассказы синего лягушонка» – это исповедь «лягушки с человеческой памятью и тоской», которая осталась у него от былой человеческой жизни (тогда как любимая превратилась в постчеловеческом бытии в грациозную косулю). Критика осудила новую прозу писателя за «отсутствие нравственной определенности». Вадим Кардин обнаружил у него «беспомощность перед иронически посмеивающимся словом, которое вырвалось из-под его власти».

 

В последние годы жизни «синий лягушонок» не то чтобы в очередной раз сменил шкуру, но полностью вывернул себя наизнанку. Он с демонстративным, не свободным от шутовского самолюбования самообнажением  показал самые «потаенные» страницы своей биографии.

Он воссоздал историю жизни отца и своего отношения к нему – «Встань и иди» (1987), вспомнил первую любовь – «Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя» (1994), описал роман с тещей – «Моя золотая теща» (1994), оставил крайне пессимистическую повесть-завещание «Тьма в конце туннеля». Посмертно опубликованный «Дневник» (1995) полон крайней откровенностью и однозначно нелицеприятными оценками своего окружения.

 

 

 

Критические наблюдения автора не отличались благожелательностью. Со страниц прощального произведения Нагибина предстаёт образ одинокого и в жизни, и в литературе человека. Сильный, энергичный, он чуть ли не с 30-летнего возраста всё чаще обращался к мыслям о близком конце, испытывая чувство «призрачности существования».

Умер Ю.Нагибин в Москве 17 июня 1994. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

Александр Люсый

 

Интернет-ресурсы

 

Произведения Ю. Нагибина в Библиотеке Мошкова  

Произведения Ю. Нагибина в Библиотеке А. Белоусенко

Произведения Ю. Нагибина в Библиотеке «Либрусек»

Ю. Нагибин в Википедии 

Ю. Нагибин в Журнальном зале

Ю. Нагибин в электронной энциклопедии «Кругосвет»

Ю. Нагибин в проекте «Люди»

Ю. Нагибин на телеканале «Культура»

Ю. Нагибин в проекте «Моя Москва»

Ю. Нагибин в Энциклопедии «Кино»

Ю. Нагибин в проекте «Литературная карта Архангельской области»

 

 

Произведения Ю. Нагибина

 

Юрий Нагибин Юрий Нагибин. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1

 

Нагибин, Ю.М. Собрание сочинений: в 4-х т. / Ю.М. Нагибин; вступ. ст. И. Богатко. – М. : Худож. лит., 1980.

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

 

 

Юрий Нагибин Юрий Нагибин. Избранные произведения в двух томах. Том 1

 

Нагибин, Ю.М. Избранные произведения : в 2-х т. / Ю.М. Нагибин; предисл. Н. Атарова. – М. : Худож. лит., 1973.

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение, отдел передвижного фонда)

 

 

Юрий Нагибин Вдали музыка и огни

 

Нагибин, Ю.М. Вдали музыка и огни : Повести и рассказы / Ю. Нагибин; худож. Б. Сопин. – М. : Современник, 1989. – 506 с. – (Новинки «Современника»).

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность», библиотека семейного чтения по К.Маркса, 30)

 

 

Юрий Нагибин Встань и иди

Нагибин, Ю. Встань и иди : Повести и рассказы / Ю. Нагибин; всуп. ст. А. Пистуновой. – М. : Худож. лит., 1989. – 701 с.

 

Повесть "Встань и иди" – о  трудном времени эпохи культа личности, о взаимоотношениях несправедливо осужденного человека и его сына; в "Поездке на острова" перекликаются давние времена русской истории и современность; в повести "Квасник и Буженинова" рассказано о жизни простых людей под властью абсолютизма в XVIII веке.

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность», отдел передвижного фонда)

 

 

 

Ю. Нагибин, Н. Соротокина, С. Дружинина Гардемарины, вперед!

Нагибин, Ю.М. Гардемарины, вперёд! : Сценарии / Ю.М. Нагибин, Н. Соротокина; С. Дружинина. – М. : Искусство, 1992. – 222 с.

 

Сюжет сценария трилогии переносит нас во времена дворцовых переворотов. Тогда в беспощадной борьбе за власть возносились и гибли целые династии, ломались судьбы временщиков, цареубийцы восходили на трон. Трое молодых курсантов навигацкой школы невольно становятся соучастниками заговора, организованного против молодой императрицы...

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

 

 

 

Ю. М. Нагибин Дневник

Нагибин, Ю.М.  Дневник [1942 – 1986] / Ю.М. Нагибин. – М. : АСТ; Олимп; Астрель, 2001. – 624 с. – (Мемуары).

 

«Дневник» Нагибина – это энциклопедия советской литературной жизни 40–80-х, этакий «Живой журнал» известного, авторитетного и, прямо скажем, состоятельного литератора. В своих книгах, рассказах, статьях, сценариях, выступлениях Юрий Маркович представал певцом русской природы и знатоком человеческой души, исследователем судеб замечательных людей прошлого, наставником даровитой литературной молодежи. Это все, конечно, нашло отражение и в «Дневнике».

Но есть там и другое. То, что признанный властью писатель Нагибин не публиковал в советской печати и не озвучивал в своих многочисленных выступлениях. В этой книге запечатлелась теневая сторона жизни писателя из СССР, печатаемого и хорошо оплачиваемого, но при этом регулярно унижаемого литчиновниками. Это своего рода исповедь самобытного художника, всю жизнь с переменным успехом боровшегося за личную творческую независимость.

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7; Гайдара, 22; п. Метлино)

 

 

 

Юрий Нагибин Московская книга

Нагибин, Ю.М. Московская книга : Рассказы / Ю. Нагибин; худож. Н. Крылов. – М. : Моск. рабочий, 1985. – 368 с.

 

Эта книга не случайно названа московской. Столица здесь не только место действия, фон повествования; она — главный герой книги. Москва воспитала мальчишек с Чистых прудов защитниками отечества, отдавшими свои жизни за то, чтобы их сверстники восьмидесятых годов беззаботно бороздили коньками Чистопрудный лед, вдыхали свежий запах тополевых почек в Саду имени Баумана и помышляли о мирных подвигах. Москва вырастила, поставила на ноги деревенских мальчишек, достигших в ней высот мастерства в своем деле: пожарного, официанта, всемирно известного великого певца.

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

 

 

 

Юрий Нагибин Музыканты

Нагибин, Ю.М. Музыканты : Повести / Ю.М. Нагибин; ил. В. Юдина. – М. : Современник, 1986. – 301 с. – (Новинки «Современника»).

 

В сборник вошли  повести о музыкантах: "Князь Юрка Голицын", о знаменитом капельмейстере 19 века, создателе лучшего в России народного хора, пропагандисте русской песни, познакомившем Европу и Америку с нашим национальным хоровым пением, и "Блестящая и горестная жизнь Имре Кальмана" – о  прославленном короле оперетты, привившем традиционному жанру новые ритмы и созвучия.

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность», отдел передвижного фонда)

 

 

 

Юрий Нагибин Не чужое ремесло

Нагибин, Ю.М. Не чужое ремесло / Ю. Нагибин. – М. : Современник, 1983. – 350 с. – (Б-ка «О времени и о себе»).

 

В книгу Ю.Нагибин включил статьи, имеющие непосредственное отношение к творческой лаборатории писателя. Здесь и размышления о жанре рассказа, и рассуждения о преподавании литературы в школе, и раздумья о языке литературных произведений. С интересом читаются статьи о Чехове, Лескове, Платонове. Автор пытается найти свой ключ к пониманию их творчества. В разделе "Из чего ты построен" он хочет также разобраться в том, из чего "сделана" его собственная личность.

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

 

 

 

Юрий Нагибин Поездка на острова

Нагибин, Ю.М. Поездка на острова : Повести и рассказы / Ю. Нагибин. – М. : Мол. гвардия, 1987. – 591 с.

 

Сборник состоит из двух разделов. Первый раздел посвящен теме "Человек и природа". Сюда вошли избранные рассказы Мещерского и Плещеевского циклов, которым предпослана вступительная статья о тревогах писателя за судьбы окружающего мира. Второй раздел разнообразен по материалу и тематике: рассказы и повести о любви, поиске жизненного пути, красоте доброго поступка, самоутверждении подлинном и мнимом. Сюда же вошли две повести, посвященные мало известным событиям исторической жизни России.

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность»)

 

 

 

Юрий Нагибин Царскосельское утро

Нагибин, Ю. Царскосельское утро : Повести, рассказы / Ю. Нагибин. – М. : Сов. писатель, 1983. – 527 с.

 

В сборник входят все произведения Юрия Нагибина, посвященные мастерам культуры разных времен и народов, начиная от старшего современника Шекспира, английского поэта и драматурга Кристофера Марло, мятежного протопопа Аввакума и просветителя Тредиаковского до Рахманиного, Бунина, Иннокентия Анненского и Хемингуэя.

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность»)

 

 

 

Юрий Нагибин Человек с фронта

Нагибин, Ю.М.  Человек с фронта : Повесть и рассказы / Ю.М. Нагибин. – М. : Изд-во ДОСААФ, 1988. – 507 с.

 

В сборник  вошли повесть "Павлик" и ряд военных рассказов о мужестве советского человека, проявленном в годы Великой Отечественной войны.

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность»)

 

Материалы о жизни и творчестве Ю. Нагибина

 

«Мои рассказы и повести —

и есть настоящая моя автобиография»

Ю. Нагибин

 

Авакян, М. Вспоминая Юрия Нагибина / М. Авакян // Журналист. – 2005. – № 9.

Белла Ахмадуллина «Сентябрь» [Ю. Нагибин и Б.Ахмадуллина] // Электронный журнал «Солнечный ветер»

Голубева, А. Нравственный выбор Васи (по рассказу Ю. Нагибина "Старая черепаха")". 6-й класс : Конспект урока / А. Голубева // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

«Жалею, что о многом не написал…»: К 80-летию со дня рождения Ю. Нагибина // Русский культурный навигатор

Костырко, С. Беллетрист против писателя: «Дневник» Ю. Нагибина / С. Костырко // Новый мир. – 1995.

Кувалдин, Ю. Заблудившийся писатель : 10 лет со дня смерти Ю. Нагибина / Ю. Кувалдин // Независимая газета. – 2004. – 17 июня.

Кувалдин, Ю. Нагибин : Эссе / Ю. Кувалдин // Невское время. – 1996. – 13 марта.

Кушевич, Т. Жизнь и творчество Юрия Нагибина: Урок в 6 классе / Т. Кушевич // Литература – Первое сентября. – 2005. – № 22.

Нагибин, Ю. Предисловие к «Дневнику» // Дневниковедение

Огрызко, В. Тайна утраты личности : Ю. Нагибин / В. Огрызко // Лит. Россия. – 2006. – 9 июня (№ 23).

Павлов, О.  Бессмертная исповедь : «Дневник» Ю. Нагибина  / О. Павлов  // Октябрь. – 1996. – № 9.

Сафонова, Т. События и точка зрения. Авторская позиция, идейный смысл рассказа Ю.Нагибина "Мой первый друг, мой друг бесценный" / Т. Сафонова, Л. Черешнева // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

Сетюкова-Кузнецова, М. «Когда-нибудь непременно вернёшься назад…» : Рассказ Ю. Нагибина «Эхо» / М. Сетюкова-Кузнецова // Литература – Первое сентября. – 1999. – № 41. – С. 2

Солженицын, А. Двоенье Юрия Нагибина / А. Солженицын // Новый мир. – 2003. – № 4.

Тарабукина, Ю. Мотив смерти в цикле Ю. Нагибина «Вечные спутники»  / Ю. Тарабукина; Тюменский гос. ун-т  // Язык и литература. – Вып. 15.

Тарасова, Т. Урок внеклассного чтения по рассказу Ю. Нагибина «Эхо» / Т. Тарасова // Литература – Первое сентября. – 2002. – № 19.

Цветкова, Т. Урок внеклассного чтения по рассказу Ю. Нагибина «Зимний дуб» / Т. Цветкова // Литература – Первое сентября. – 2002. – № 19.

Шевелев, В.И. Ключи от тайны : Последние повести Ю. Нагибина / В.И. Шевелев // Общая газета. – 1994. – № 46.

 

Ю. Нагибин и кинематограф

 

Юрий Нагибин много и плодотворно работает в кино. Им написаны  сценарии более чем трех десятков фильмов. Из них наибольшую  популярность  приобрели: "Председатель",  "Ночной  гость",  "Бабье   царство",   "Директор",   "Самый медленный поезд", "Загадка Кальмана", "Чайковский", «Красная палатка» (где пришлось в последний момент оперативно вводить «лирическую» линию для Клаудио Кардинале, бывшей в то время близкой подругой итальянского спонсора фильма),  знаменитая трилогия о гардемаринах и др.

Фильм  "Дерсу  Узала"  получил  Золотой  приз  на  IX Московском международном фестивале  кинофильмов  и  премию  "Оскар"  (1976), ежегодно присуждаемую Американской киноакадемией лучшим фильмам.

 

Ю. Нагибин в Энциклопедии «Кино»

Фильмы, снятые  по сценариям Ю. Нагибина 

 

http://www.kinopoisk.ru/images/shop/8810.jpg

Дерсу Узала [Видеозапись] : худож. фильм по мотивам произведений В. Арсеньева : 2 сер. / авт. сцен. А. Куросава, Ю. Нагибин ; реж. А. Куросава ; муз. И. Шварц ; в ролях: Ю. Соломин, М. Мунзук, В. Кремена ; Мосфильм ; при участии «Ателье-41» (Япония), 1975. – М. : Крупный план, 1999. – 137 мин. 1 вк. – (Литератур. классика на экране).

 

 

(Имеются экземпляры в отделах : отдел искусств)

 

 

Рожкова И.Ю.,

гл.библиотекарь Интернет-зала


© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"