Сегодня: 24 сентября, воскресенье
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Обзор новинок 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / В помощь преподавателям / Обзоры литературы / «Если б не было учителя...»

«Если б не было учителя...»

http://atticannie.files.wordpress.com/2009/12/teacher.jpg

 

Человек живет среди людей – истина, не нуждающаяся в доказательствах. Но художественная литература считает своим долгом постоянно о ней напоминать.

Человек среди людей, человек и его отношение к миру, к себе самому – вопросы, которые волнуют  многих писателей. Стремясь познать человека во всей сложности и противоречивости, они стараются понять его. Понять – значит исследовать то, что сделало человека именно таким, а не иным.

 

 

Именно к таким писателям относится Владимир Тендряков. Наверное, этим и объясняется его интерес к школе, проблемам образования и воспитания, учителю и ученику. Своим героям  Владимир Тендряков задает трудные вопросы. Порой, они не могут ответить на них. Подумать и найти решение предлагается нам, читателям. Учитель-ученик… Этих двух слов достаточно, чтобы, перечислить всех живущих на белом свете. Каждый из нас либо учится, либо учит, либо занимается теми другим.

 

Картинка 3 из 15

 

 

Тендряков, В. Расплата [Текст] : повести / В. Тендряков. – М. : Сов. писатель, 1982. – 606 с.

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал, абонемент «Юность»).

 

 

Главный герой повести «60 свечей» Николай Степанович Ечевин – всеми уважаемый в городе учитель. Он отмечает свой юбилей. Ему – шестьдесят. И вот шестьдесят свечей торжественно горят на испеченном в его честь торте. Всю жизнь Ечевин  прожил в небольшом городе Карасино. Учитель гордится своим городом. Так же, как город гордится им.

И впрямь, у Николая Степановича, как выясняется на первых страницах, множество достоинств. Он скромен, честен и трудолюбив. Искренне любит предмет, который ведет – историю. Учитель Ечевин находится в постоянном творческом поиске. К примеру, пересмотрел свое отношение к историческим деятелям. Иван Калита – противоречивая личность. Но разве льстивость, ловкачество  Ивана Калиты не помогли ему сколотить Московское княжество под татарским игом? За что же его судить? Нет, историю надо принимать такой, какая она есть, ничего в ней не приукрашивая.

В торжественные и радостные дни юбилея происходит событие, которое неожиданно круто меняет настроение учителя. Он получает анонимное письмо от одного из бывших учеников. Письмо оскорбительное и угрожающее.

 

«Вы вряд ли помните меня, – начиналось оно, – тогда как я ежедневно, ежечасно вот уже в течение почти двух десятков лет Вас вспоминаю.

Кто я? Я алкоголик, и это самое яркое мое отличие. Во всем остальном ничтожество: человек без профессии, без семьи, даже не вор, не преступник…, хотя с легкостью мог бы стать им. Я просто представитель человеческих отбросов, а обязан этому не столько своему ничтожному характеру, сколько Вам, Николай Степанович Ечевин! Вы искалечили меня! Но если бы только меня одного! Страшно, что Вы стали тем, на кого почтительно и требовательно будут указывать – берите пример.

Почему бы мне хоть единожды не помочь людям доказать, что все-таки не зря прожил свою паскудную жизнь. Я не могу во всеуслышание сказать: люди добрые, берегитесь! Кто мне поверит подозрительному философу забегаловок? И я не вижу иного способа заставить меня выслушать, как убить Вас! И тогда суд! Пусть суд надо мной станет судом над Вами. Возразите: преступлением открывать правду!.. Но какое же это преступление – уничтожить многолетний очаг общественной заразы. Совесть моя чиста, остальное меня не волнует. Скорей всего, я потеряю жизнь ни кому не нужного пьянчужки. По мне не станет убиваться жена, не заплачут дети.

Итак, готовьтесь!                                                                       

Ваш бывший ученик».

 

Что это – шутка? Но если шутка, то очень жестокая. А если, правда, то горькая. Ечевин долго не знает имени предполагаемого убийцы. Не знает его и читатель.

Николай Степанович не настолько самонадеян, чтобы верить шумному славословию в дни юбилея. Вновь и вновь обдумывает он свою жизнь и все больше утверждается в несправедливости автора письма.

Учитель мысленно перебирает всех, кто мог бы написать анонимку, и долго не может выйти на верный след. С обостренной совестью он силиться осознать свою вину перед людьми, перед бывшими учениками. Не находит.  Вроде бы нет вины… Ечевин начинает сомневаться в себе самом.

Перед нами проходит прошлое героя, разные люди, вспоминаются некоторые не очень приятные Николаю Степановичу истории. Постепенно обнаруживается, что Ечевин не такой уж справедливый и благородный человек. И ему действительно есть над чем задуматься.

Но кто все-таки реальный сочинитель анонимки? И в чем так проштрафился перед ним Николай Степанович? В чем обвиняет бывший ученик своего учителя?

Тут произведение приобретает детективный оттенок. Здесь есть и тайна, и загадка и момент расследования. В то же время книга заставляет читателя о многом задуматься: кто из героев прав, искренний, пусть и заблуждающийся человек или беспринципный прохвост? Кто из героев вышел из спора победителем?

Книга привлекает еще и тем, что вопросы, поставленные в ней, не имеют односложного решения. Повесть говорит об огромной ответственности учителя за воспитание в ученике честности, самостоятельности, любви к людям. И одновременно о не меньшей ответственности ученика за все эти духовные ценности перед учителем.

Автор книги Владимир Федорович Тендряков проработал в литературе 35 лет, и каждое новое его произведение вызывало интерес читателей, встречало признание, а порой несогласие, будило мысль и совесть.

Повесть «Ночь после выпуска». Книга – нравственная проверка шести юношам и девушкам, только что окончившим школу.

Выпускники собираются ночью на речном обрыве и решают впервые в жизни откровенно сказать друг другу в глаза, что каждый из них думает о присутствующих. Поначалу все это воспринимается почти как веселая игра, шутка.

«…Генка освобождено оглянулся. Перед ним стояли товарищи. Все они родились в один год, в один день пришли в школу, из семнадцати прожитых лет десять знают друг друга – вечность! И Генка вспомнил щуплого мальчишку – большая ученическая фуражка, налезающая на острый нос, короткие штанишки, тонкие ноги с исцарапанными коленями. Это Игорь Проухов, начавший уже обрастать бородой. Помнит, и  хорошо, Сократа Онучина: мелкий вьюн, пискляв, шумен, совался постоянно под руку, а в драках кусался. И Юлечку помнит. Она, кажется, и не изменилась, даже подросла не очень – была серьезная, такой и осталась. А вот Натку, как ни странно, в те давние времена, в первый год учебы, Генка совсем не помнит. Веру Жерих тоже…

– Какие мы все разные! – удивилась Юлечка…

Вера Жерих снова шумно вздохнула:

– Скоро разлетимся. Знали друг друга до донышка, сроднились – и вдруг…

– А до донышка ли мы знали друг  друга? – усомнился Игорь.

– Ты что? – удивилась Вера. – Десять лет вместе – и не до донышка.

Юлечка встрепенулась:

– Ребята! Девочки!.. Я очень, очень хочу знать… Я чувствовала, что вы все меня… Да, не любили в классе…Говорите прямо, прошу. И не надо жалеть и не стесняйтесь.

Генка сказал:

– А что, друзья мы или нет? Давайте расстанемся, чтобы ничего не было скрыто.

– С кого начнем? Кого первого на суд?

– Может с меня,- вызвался Генка…

Генка нисколько не сомневался в себе – в школе его все любили, перед друзьями он свят и чист, пусть Натка услышит, что о нем думают».

 

Но оказалось все иначе…

А как вы считаете, хорошее дело затеяли ребята?

Вы хотели бы услышать всю правду о себе, «до донышка»?

Автор показывает, как в хороших ребятах неожиданно для них открывается жестокость, душевная черствость, способность больно ранить друг друга. Выяснилось, что каждый из юных героев, в сущности, «думает только о себе… и ни в грош не ставит достоинства другого…  Это гнусно… Вот и доигрались…».

Тендряков решился на жестокий эксперимент ради того, чтобы во весь голос сказать об опасности эгоизма и прагматизма. Ночь после выпуска стала серьезным экзаменом и для учеников, и для учителей, и многие не выдержали его.

Школа дала ребятам знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру. На выпускном вечере Юля Студенцева неожиданно для всех бросает в зал взволнованные и искренние слова: «Школа заставляла меня знать все, кроме одного, – что мне нравиться, что я люблю. Мне что-то нравилось, а что-то не нравилось. А раз не нравится, то и дается трудней, значит, значит этому ненравящемуся и отдавай больше сил. Иначе не получишь пятерку. Школа требовала пятерок, я слушалась и…  не смела сильно любить… теперь вот оглянулась, и оказалось – ничего не люблю. Ничего, кроме мамы и папы и… школы. И тысячи дорог – и все одинаковы, все безразличны…  Не думайте, что я счастливая. Мне страшно. Очень!»

Книга заканчивается словами надежды: «Мы научимся жить», – говорит один из героев.

Поиск учителя-воспитателя, способного видеть в каждом ученике личность, непохожую на других, и помочь ее становлению, всегда был актуален в жизни, и, следовательно, в литературе.

 

Что же думают сами учителя о своей профессии, в чем видят свое назначение? Об этом книга Натальи Соломко «Белая лошадь – горе не мое».

 

Картинка 3 из 12

 

Соломко, Н. Белая лошадь – горе не мое [Текст] : повести / Н. Соломко. – М. : Дет. лит., 1998. – 333 с. – (Опасный возраст).

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, абонемент «Юность», библиотеки семейного чтения по К. Маркса, 30; Уральской, 7; Гайдара, 22).

 

 

«Нынче утром учитель географии лез в школу через окно в туалете. Хорошо, никто не видел. Положение было совершенно безвыходное: он опаздывал на урок, а в дверях школы стояла новенькая техничка и без сменной обуви никого не пускала.

– Здравствуйте, – кивнул ей Александр Арсеньевич, мчась мимо (надо ведь еще успеть в учительскую за журналом), а она ухватила его за рукав и закричала:

– Куда без обуви?!

К счастью, все порядочные ученики (не говоря уж об учителях) в этот момент находились в классах, никто не слышал, как учитель географии пытался доказать, что он учитель…

– Ишь ты – «учитель»! – кричала техничка. – Видала я вас, таких учителей, перевидала! Вот сведу тебя, хулигана, к директору, он тебе покажет, как над старшими смеяться!.. Шпендрик!

Александр Арсеньевич, действительно, выглядел несолидно: маленький, легкий узкоплечий, уши торчат, торчит хохол на затылке… Мальчик. Школяр. Ученик девятого класса – и это в лучшем случае!..

А тут еще из переулка выбежали Петухова Юля из десятого «а» и Петухов Женя из шестого «б», и Александр Арсеньевич позорно отступил. То есть просто убежал. Вовсе необязательно Петухову Жене знать, что классного руководителя принимают за мальчишку. А уж Петуховой Юле знать такие унизительные подробности его жизни тем более ни к чему!

Александр Арсеньевич лез через окно в туалете и клял судьбу: это надо же уродиться таким, когда кругом акселерат на акселерате сидит  и акселератом погоняет…».

Александр Арсеньевич – молодой учитель, увлеченный своей работой. Ребят привлекает его необычная манера преподавания: в классе он, учитель географии, расстилает на полу географическую карту, чтобы вместе с учениками отправиться в путешествие по следам географических открытий. А по субботам он отправляется с ними в поход. Неформальное общение, ночевки в лесу, память о своих, не таких уж далеких школьных годах сближает его с ребятами, помогает понять их, дает возможность оценить ту или иную ситуацию с их позиции.

Многие поступки молодого учителя, воспринимаемые окружающими, в первую очередь завучем, как «возмутительные», а директором школы (его отцом) как непонятные, объясняются как раз умением Сан Сенича взглянуть на события глазами ребят.

В конфликте 9 «в» с учительницей, оскорбившей ученика, он признает правоту ребят, в другой раз он дает пощечину учителю труда, позволившему себе ударить пятиклассника.

Сан Сенич согласен с отцом (директором школы), что учителям приходится трудно, что у них могут быть свои проблемы, но убежден: настоящий учитель «не имеет право выходить из себя, он учить должен – работа у него такая.  А из себя пусть выходит в свободное от работы время».

Александр Арсеньевич всякий раз стремится понять, что стоит за тем или иным поступком ученика, какие чувства, переживания вызовет у него то или иное решение учителя. Он пытается поставить себя на их место. Именно это помогло ему понять отпетого второгодника Митьку Вахрушева, вернуть ему веру в людей. Пример с Митькой заставляет молодого учителя задуматься: только ли он помог мальчику, а, может, и тот помог ему. Неслучайно именно с Митькой связан лейтмотив повести. В ответ на старое заклинание, которым его утешает учитель: «Белая лошадь – горе не мое! Уходи горе за синее море, за темный лес, за светлый огонь, меня не тронь!», – мальчик спрашивает: «А чье?»

На первый взгляд Александр Арсеньевич – образ несколько идеализированный: симпатичный юноша, окруженный любовью мальчишек, поклонением старшеклассниц, без оглядки кидающийся в конфликты и без особого труда их решающий. Но за кажущейся легкостью – сложная  работа души.

Чуткий к бедам своих питомцев, он стремиться понять их, помочь  облегчить их жизнь, чем вызывает недовольство большей части коллег, которые, по его определению живут зажмурившись и все, что вокруг – не их горе…  А чье?

Сам-то он  уже понял. Понял с первых дней пребывания в школе, что для него нет чужого горя: оно чужое до тех пор, «пока ты хочешь считать его чужим».

 

Продолжает разговор о призвании учителя писатель Анатолий Алексин. Всякий раз, беря в руки его книги, испытываешь такое чувство, будто возвращаешься в город, который успел узнать и полюбить. Радует предстоящая встреча с тем, что уже знакомо и дорого. Волнует любопытное  и тревожащее ожидание того, что случилось в твое отсутствие, каких-то перемен.

У Алексина свой взгляд на жизнь, на людей и своя манера писать  о них. Его проникновенный, ненавязчивый, как бы приглушенный голос не спутаешь ни с чьим другим. И хотя Анатолий Алексин чаще всего называет свои произведения повестями,  это скорее большие рассказы, если считать число слов, а по объему информации – это романы.

Именно такой является книга «Безумная Евдокия».

 

 

 

Анатолий Алексин Анатолий Алексин. Собрание сочинений. В трех томах. Том 1

 

Алексин, А. Собрание сочинений [Текст] : в 3 т. Т. 1 / А. Алексин. – М. : Дет. лит., 1979. – 464 с.

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, абонемент «Юность»)

 

 

Название удивляет и несколько шокирует. Ключевым здесь является слово «безумная». Прозвав так учительницу Евдокию Савельевну, ни девятиклассница Оля, ни ее родители не думали, что безумие придет в их дом.              

Рассказчиком в этом произведение выступает отец Оли. Взрослый человек пытается разобраться в истоках тех несчастий, которые обрушились на его семью, анализирует события, свои мысли, поведение, свое отношение к дочери и окружающим ее людям.

Об отце и матери Оли мы знаем, что оба работали в конструкторском бюро. В молодости отец писал фантастические романы, которые никто не печатал. Мама любила петь, была живой и непосредственной, ее непосредственность покоряла.

Главным их желанием было желание иметь дочь. У мамы был порок сердца. Когда Оленька родилась, мама написала в записке: «Спасибо ей». Радуясь появлению ребенка, отец перестал писать романы, мама бросила петь. Оба этого даже не заметили. С этой роковой фразы «спасибо ей» все началось. Эта фраза перекинула мост в тот страшный день… Мост длиною в шестнадцать лет и два месяца.

Отец вспоминает, что  замечал  в дочери только положительное, считал, что она не такая как все, что она необыкновенная, оправдывал ее в любой ситуации. «В семье, состоящей из трех человек, всегда кто-нибудь оказывается в меньшинстве: либо мужчина,  либо женщина. У нас в меньшинстве были мы с Надей (мамой Оли): центром семьи и ее лицом стала дочь. Она заслужила это право, и мы были счастливы». «Нелегко нашей талантливой дочери среди людей обыкновенных». Так считали родители.

И к Олиной классной руководительнице Евдокии Савельевне родители  относятся негативно. Смотрят на нее глазами Оленьки. Поступки учительницы им не понятны.  Называют ее «безумной», потому что та, по их мнению, не желают замечать Олин талант и предпочитает менее одаренных детей. Ослепленные  любовью к дочери, родители не видят тех недостатков в ее характере, с которыми борется Евдокия Савельевна.

Она считала, что Оля растет самовлюбленной эгоисткой, думает только о себе.  Забывает  о подруге Люсе, не замечает любви одноклассника Бори, ничего не делает для школы, обуреваемая желанием всегда и везде быть первой: «Жить только собой – это полбеды. Гораздо страшнее, живя  только собой, затрагивать, походя, и чужие судьбы».   

Родители, ослепленные талантливостью Оли, уверовавшие в ее исключительность, не понимают классную руководительницу, стремящуюся «сделать успех каждого, радость каждого – успехом и радостью всех».

Много позже отец сможет понять учительницу и согласится, что желание любой ценой быть первым обрекает человека на одиночество.

Евдокия Савельевна говорит об особом таланте человечности, который должен быть у каждого. Считает, что к человечности талант художника может и не прилагаться, но к дарованию художника человечность…

Читая эту повесть, вы о многом задумаетесь. И, надеюсь,  поймете Олиного отца, который испытывает чувство  вины перед учительницей:

«Судьба отомстила нам за это глупое прозвище… Безумие вошло в наш дом. Что может быть страшнее?».

Что же произошло? Изменится ли Оля после случившегося?  Будет ли она по-другому относится к окружающим?

Отвечать на эти вопросы будете вы сами.

 

 

Фесик Е. Ю.,

зав. сектором по работе

со старшеклассниками

абонемента "Юность"

 


© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"