"Синтез противоположностей"
 Сегодня: 18 декабря, понедельник
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Обзор новинок 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2009 / "Синтез противоположностей"

"Синтез противоположностей"

140 лет со дня рождения Анри Матисса

31.12.1869–3.11.1954

 

http://rds.yahoo.com/_ylt=A0WTb_1prhRLmkAAhQ.jzbkF/SIG=129iets91/EXP=1259732969/**http%3A/biografieonline.it/img/bio/h/Henri_Matisse.jpg

 

 

 

 

Прежде чем найти соотношение

между тонами, нужно навести

порядок в собственных мыслях.

                                          

Анри Матисс

 

 

Выдающийся французский художник Анри Эмиль Бенуа Матисс родился 31 декабря 1869 г. в Ле-Като на севере Франции.

Первые опыты в живописи относятся к 1890 г. В 1892 г. Матисс учился в Париже в Академии Жюлиана. В 1893–1898 гг. работал в мастерской Г. Моро в Школе изящных искусств. В Лувре Матисс копирует  произведения Шардена, де Хема, Пуссена, Рейсдаля, интересуется творчеством Гойи, Делакруа, Энгра, Коро и Домье. С 1896 г. Матисс начал выставлять свои работы в салонах.

Первая профессиональная выставка Матисса состоялась в 1904 г. у А. Воллара. Летом 1904 г. Матисс вместе с художниками–неоимпрессионистами П. Синьяком и Э. Кроссом едет на юг Франции, в Сен-Тропез. Анри Матисс начинает использовать в своих работах технику дивизионизма – раздельных точечных мазков. В 1905 г. выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера). В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия возрастает, появляется интерес к «экспрессии».

 

 

В 1905 г. в парижском осеннем Салоне вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ, и среди них картину «Женщина в зеленой шляпе». Эти произведения произвели скандальный фурор и положили начало фовизму.

В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. К 1906 г. он завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме.

http://www.sai.msu.su/cjackson/matisse/matisse20.jpg

 

 

В этот период появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика; продолжает совершенствоваться рисунок, выполненный преимущественно пером, карандашом и углем.

В 1907 г. Матисс путешествует по Италии. В «Заметках живописца» (1908 г.) он формулирует свои художественные принципы. В его мастерской появляются ученики из разных стран. В 1908 г. С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910 г., Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Третье панно  «Купание, или медитация» – осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. 

 

 

http://www.henri-matisse.net/graphics/homegoldfish.jpg

В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. В картине «Красные рыбки» (1911 г., Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. C 1911 года по 1913 г. художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912 г., там же), приобретенные И. А. Морозовым. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.

После Первой мировой войны Матисс преимущественно жил в Ницце. В 1920 г. исполнил эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей». Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекся изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется мастерами рококо.

 

 

В 1930 г. едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Тема панно – танец. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944–1947гг., воспроизведенной впоследствии в литографиях).

http://rds.yahoo.com/_ylt=A0WTefWjrxRLhWMBqIqjzbkF/SIG=12els5a3u/EXP=1259733283/**http%3A/www.adherents.com/images/arts/Henri_Matisse_ptg.jpg

 

 

Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его живописи заметно упрощается. Рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940 г., Центр современного искусства имени Ж. Помпиду, Париж).

В 1948–1953гг. по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, – синтез многих предшествующих его исканий.

 

 

http://supernew.ej.ru/upimg/m_531.jpg

Основной вдохновительницей художника, благодаря великолепной пластике, красоте и выразительности лица, благодаря уму и характеру осталась его помощница Лидия Делекторская. В одном из писем к родственникам сама Делекторская писала так: «Вас интересует, была ли я «женой» Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова — нет, но в душевном отношении — даже больше, чем да».

 

 

Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930–40, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж).

Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.

Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения.

Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, Матисс был в большей степени колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов.

Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954 г.

 

Интернет-ресурсы

 

http://anrimatiss.ru/ – Анри Матисс (биография, материалы о творчестве, отрывки из книги А. Матисса «Заметки живописца»,  галерея работ)  

 

Анри Матисс в Википедии

 

Анри Матисс в проекте «ЛЮДИ»  

 

http://smallbay.ru/matisse.html  – Анри Матисс: картины и биография

 

http://www.staratel.com/pictures/matisse/zametki.htm – Анри Матисс. Заметки живописца 1908 г. 

 

http://www.musee-matisse-nice.org/   –  Официальный сайт музея А. Матисса в Ницце (англ.)

 

 

Материалы о жизни и творчестве А.Матисса

 

Книги:

 

Картинка 1 из 8

Арагон, Л. Анри Матисс [Текст]: роман в двух кн. / Л. Арагон ;  пер. с франц.  Л. Зониной. –  М. : Прогресс, 1981. – 472 с. ; цв. ил.

 

Книга дает яркое представление не только о большом художнике, но и о целой эпохе французской истории и французского искусства. В издании более 230 цветных и тоновых иллюстраций.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

Костеневич, А. Г. Матисс в России [Текст] / А. Г. Костеневич, Н. Ю. Семенова. – М. : Авангард, 1993. – 192 с. ; цв.  ил.

 

(Имеются экземпляры в отделах:  читальный зал, отдел искусств; библиотека семейного чтения по Уральской, 7; библиотека семейного чтения по ул. Гайдара, 22)

 

 

Красная комната. 1912

500 шедевров [Альбом] / ред. Н. А. Борисовская, Е. С. Гордон. М. : Слово / SLOVO, 1995. – 511 с. , в осн. ил.

 

Матисс Анри «Красная комната» (Десерт. Гармония в красном) : С. 308.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

100_84

Иoнина, Н. А. Сто великих картин / Н. А. Ионина. – М. : Вече, 2000. – 512 с., ил. – (100 великих).

 

Анри Матисс «Семейный портрет» : С. 424–428.

Электронная версия  здесь>>

 

(Имеются экземпляры в отделах : Юность)

 

 

 

Картинка 1 из 2

Энциклопедия живописи [Альбом]  М. : АСТ, 2007. – 799 с.

 

Матисс Анри:  С. 432–434.

 

Великолепное справочное издание включает статьи о жизни и творчестве более чем 1000 мастеров искусств от Средних веков до наших дней, среди них  и  Анри Матисс.

 

(Имеются экземпляры в отделах:  читальный зал, отдел искусств, библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

 

 

 

Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма

Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма [Текст] / сост. Т. Г. Петровец. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 320 с. : ил.

 

Анри Матисс : С. 120 – 122.

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

 

Статьи:

 

Арсеньева, Е. Женщина не в его вкусе [Анри Матисс – Лидия Делекторская] / Е. Арсеньева // http://www.litru.ru/?book=31827

 

Долинина, К.  Портреты счастья : [Эрмитаж вспоминает Лидию Делекторскую] / К. Долинина // Коммерсант – СПБ. – 2005. – 7 окт.

 

Дьяков,  Л. Сад Анри Матисса / Л. Дьяков // Искусство – Первое сентября. – 2005. – № 19. 

 

Золотова, М. Матисс сохранил её красоту для вечности : [Матисс и Лидия Делекторская] / М. Золотова // Журнал для  женщин

 

Ильвес, М. Уроки русского : [Матисс и Лидия] / М. Ильвес // Правда. – 2003 – Апрель .  

 

О Музее Матисса в Ницце // http://impressionnisme.narod.ru/MUSEUMS/museum_matisse.htm  

 

Опимах, И. Русская муза Матисса : [Матисс и Лидия Делекторская] / И. Опимах // Смена. – 2009. – № 10. – С. 72 – 75.

 

Панов, А. Больше, чем жена : [Матисс и Лидия Делекторская] / А. Панов // Еженедельный журнал. – 2002. – 8 нояб.

 

Видеокассеты:

 

Картинка 1 из 135

Матисс и Ван Гог. 2 фильма : Великий Матисс. Твой Винсент [Видеозапись] : документальный фильм / Центрнаучфильм, 1995. – М. : Rise Media, 1997, 1 вк. – (Видеогурман. Живопись).

 

Программа рассказывает о двух великих художниках Анри Матиссе и Винсенте Ван Гоге. Великий Матисс. Фильм состоит из отдельных новелл, каждая из которых раскрывает разные грани творчества великого художника. Фильм построен на подлинном тексте Матисса.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

Памятные места

 

image_large

 

Le Musee Matisse (Музей Матисса)  в Ницце – http://www.musee-matisse-nice.org/  

 

В этом музее выставлена впечатляющая коллекция картин Матисса, посвященных французской ривьере (French Riviera). Бронзовые барельефы и картины, выполненные пастой, - выглядят просто потрясающе.

 

 

http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/49/180px-nice-cimiez-matisse_tombe1.jpg

 

Матисс похоронен неподалеку от музея на кладбище около Monastere Cimiez, где также находится музей, посвященный французской живописи. 

 

 

 

 

Интересные факты

 

http://im2-tub.yandex.net/i?id=10870563&tov=2

 

 

Оперативный псевдоним одного из персонажей фильмов о Джеймсе Бонде («Казино «Рояль» и «Квант милосердия»), а равно и романа Себастьяна Фолкса «Дьявол не любит ждать» Рене Матисса взят в честь художника.

 

 

4

 

 

Расположенный в южном полушарии Меркурия двухсоткилометровый кратер Матисс назван в честь великого французского художника Анри Матисса.

 

 

Картинка 4 из 10

 

Одна из картин Матисса – «Первоцветы на скатерти в синих и розовых тонах» («Les coucous, tapis bleu et rose») – в феврале 2009 г. была приобретена частным коллекционером на аукционе  Кристис за 32 миллиона евро. Натюрморт был создан художником в 1911 г.

 

Окунева А.С.,

ведущий библиотекарь Интернет-зала


© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"