"У каждого свои волшебные слова..."
 Сегодня: 18 декабря, понедельник
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Обзор новинок 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2009 / "У каждого свои волшебные слова..."

"У каждого свои волшебные слова..."

140 лет со дня рождения Зинаиды Гиппиус

20.11.1869 – 09.09.1945

 

Гиппиус

 

Есть какое-то одно слово,

В котором вся суть.

(З. Гиппиус)

 

Тройной бездонностью мир богат.

Тройная бездонность дана поэтам,

Но разве поэты не говорят только об этом?

Тройная правда — и тройной порог.

Поэты, этому верному верьте.

Только об этом думает Бог;

О человеке. Любви. И смерти.

(З. Гиппиус)

 

 

Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 20 ноября (8 по старому стилю) 1869 года в городе Белеве Черниговской губернии. Отец Гиппиус из обрусевшей  немецкой семьи. В 70-е годы семья переезжает в Нежин, а после его смерти (1881) – в  Москву. Женской гимназии в Нежине не было, и основам наук Гиппиус обучали домашние учителя.

 

Летом 1888 г. в Боржоми (Закавказье) она знакомится с 23-летним столичным поэтом Д. С. Мережковским, за которого год спустя выходит замуж и вместе с ним переезжает в Петербург.

Она прожила с ним «52 года, не разлучаясь ни на один день». Гиппиус была преданным духовным спутником Мережковского, соучастником и вдохновителем (по мнению многих современников, инициатором) его религиозно-философских идей. Именно Мережковский ввел ее в петербургскую литературную среду.

Картинка 17 из 150

 

 

Первые сборники рассказов Гиппиус «Новые люди» (1896, 1907) и «Зеркала» (1898) стали первыми «декадентскими» прозаическими книгами русского символизма, открывающими строй мысли «новых людей» — изломанных, болезненных, бестелесных. Всех их объединял сознательный отказ от жизни, тоска по «новой красоте», «другому небу», по всему и только «необъяснимому», «навеки недоступному и навеки непонятному».

Правдивость, искренность, «единственность» поэзии Гиппиус признавали и те, кто говорил об умозрительности, «сухости», холодной сдержанности ее стихов (написанных от мужского лица). Гиппиус ценили как выдающегося мастера стиха (В. Я. Брюсов, И. Ф. Анненский). Виртуозность формы, ритмическое богатство, «певучая отвлеченность» отличали ее лирику конца 1890-х — 1900-х годов, впоследствии более традиционную.

В 1901 году Гиппиус и Мережковский при активном участии В. В. Розанова организуют Религиозно-философские собрания, призванные соединить интеллигенцию и церковь, обновить религиозное сознание, так как традиционное, историческое Христианство, по мнению Гиппиус, в значительной степени обветшало, исчерпало себя и не способно дать оправдание жизни современному человеку. 

 

 

 

 

el1-6481

Новое религиозное сознание Гиппиус обосновывала необходимостью устранить разрыв (или бездну) между духом и плотью, освятить плоть и тем самым просветлить ее, упразднить христианский аскетизм, вынуждающий человека жить в сознании своей греховности, а вместе с этим сблизить религию и искусство. Эти темы она развивала на страницах «Литературного дневника» (1908), вобравшего далеко не все статьи 1899-1907 годов, изданного под псевдонимом Антон Крайний, основной псевдоним Гиппиус-критика.

В статьях «Литературного дневника» (логика и аналитический ум облекались в них в непринужденно легкую, не без изысканности, форму) Гиппиус высказалась по всему спектру современной словесности и публицистики, как правило, полемически, «вопреки». Она выступала против декадентов, различного рода индивидуалистов и «самодостаточных» эстетов, позитивистов и прогрессистов, «честных либералов» и консерваторов.

От символизма, его становления и развития неотделимо не только творчество Гиппиус, но и сам ее образ, литературный и личностный. В 1900-1910-х годах она — признанный литературный мэтр, хозяйка литературного салона (1890-1917) в знаменитом «доме Мурузи» Мережковских на Литейном проспекте.

 

«Декадентская мадонна», литературная жрица, язвительная «дама с лорнетом», высокая, тонкая, «с острым и нежным лицом», одевавшаяся «не как все», Гиппиус «не могла не обращать на себя всеобщего внимания, прельщая одних, смущая и раздражая других». Она вела себя вызывающе бесцеремонно, ее острых суждений, нелицеприятных оценок боялись и к ним прислушивались.

После революции 1905 года,  Мережковские уехали за границу, в Париж (1906-1908), где сблизились с революционными эмигрантами, в том числе Б. В. Савинковым (Гиппиус помогала ему и в литературных опытах). Вернувшись в 1908, они приняли участие в Религиозно-философском обществе вместе с Вячеславом Ивановым, Бердяевым, Блоком.

В конце 1900-х и в 1910-е годы Гиппиус издает два сборника рассказов, «Черное по белому» (1908), «Лунные муравьи» (1912), и романы — дилогию «Чертова кукла» (1911) и «Роман-царевич» (1913).

 

 

 

Февральскую революцию Гиппиус восприняла с воодушевлением, надеясь на религиозно-творческое и политическое обновление страны, участвовала в политической жизни. Октябрьская революция была для Гиппиус гибелью России, ее преступным «разрушением», «убийством свободы» и общим грехом, в том числе народа, «не уважающего святынь» (стихотворение «Веселье», «Свеча ненависти»). В 1918-1922 годах написан цикл крайне враждебных антиреволюционных, «мстящих» стихов («Последние стихи. 1914-1918») и пронзительные стихи о России («Если», «Знайте», «Господи, дай увидеть!»).

Файл:Bakst Gippius.JPG

 

 

В конце 1919 года Гиппиус с Мережковским, Философовым и их литературным секретарем и поэтом В. А. Злобиным нелегально эмигрируют из России в Польшу, а с ноября 1920 живут в Париже. Гиппиус печатает статьи, рецензии, стихи. В 1925 году выходит книга её  мемуаров «Живые лица» (1925), где она создает яркие и доброжелательно-проницательные (при том, что она не сглаживает противоречий и конфликтов) портреты Блока, Белого, Брюсова, Розанова, Ф. Сологуба и других.

Непримиримость к большевистской России осложняет ее отношения со многими русскими эмигрантами. Но и здесь она организует литературные «воскресенья», общество «Зеленая лампа» (1927-1939), посетителями которых были Г. В. Иванов, Б. К. Зайцев, В. Ф. Ходасевич, М. А. Алданов, А. М. Ремизов, И. А. Бунин, литературная молодежь. По воспоминаниям Берберовой, дома у Мережковских велись постоянные споры о том, что кому «дороже»: «свобода без России» или «Россия без свободы». Гиппиус выбирала первое.

Последняя неоконченная книга Гиппиус – «Дмитрий Мережковский» (Париж, 1951) — писалась в 1941 после смерти Мережковского, которую она тяжело пережила; значительная часть книги посвящена его идейной эволюции, истории Религиозно-философских собраний.

 

 

Картинка 1 из 1326

Современники характеризовали З. Н. Гиппиус противоречиво. А. Блок отличал  "единственность" З. Н. Гиппиус:

 

Женщина, безумная гордячка!

Мне понятен каждый твой намек,

Белая весенняя горячка

Всеми гневами звенящих строк!

Все слова – как  ненависти жала,

Все слова – как  колющая сталь!

Ядом напоенного кинжала

Лезвее целую, глядя в даль...

 

 

Г. Адамович, признавая: "Это была самая замечательная женщина, которую пришлось мне на моем веку знать", тем не менее, о поэзии З. Гиппиус отозвался весьма скептически; она "почти ничего не оставила такого, что надолго людям запомнилось бы. Ее писания можно ценить, но их трудно любить. Они бывали оригинальны, интересны, остроумны, умны, порой блестящи, порой несносны, но того, что доходит до сердца, – ... порыва, отказа от себя, творческого самозабвения или огня, этого в ее писаниях не было... Если вообще возможна поэзия, лишенная очарования и прелести, если может быть поэзия построена на вызывающем эгоизме или даже "эгоцентризме", на какой-то жесткой и терпкой сухости, Гиппиус дала этому пример" (Г. Адамович. "Одиночество и свобода").

Н. Бердяева всегда поражала ее "змеиная холодность"; Л. Троцкий, написавший в одной из атеистических брошюр: "Пора, товарищи понять, что никакого Бога нет, ангелов нет, чертей и ведьм нет", к этому добавил: "Нет, впрочем, одна ведьма есть – З. Гиппиус". (Примечательно, что прочитав это, З. Н. Гиппиус рассмеялась и признала, что по крайней мере – это  остроумно); И. А. Бунин также не жаловал поэтессу: "электрические стихи" – говорил он о ее поэзии. Поэт М. Кузьмин утверждал: З. Гиппиус – "цветок, засушенный в тьме логарифмов". "Кипящая льдистость" – так определил пафос ее поэзии В. Брюсов.

 

 

Картинка 11 из 1326

 

 

 

Зинаида Николаевна Гиппиус умерла 9 сентября 1945 года. Она похоронена в Париже под одним надгробием с Мережковским на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа  в Париже.

 

 

Интернет-ресурсы:

 

http://lib.ru/POEZIQ/GIPPIUS/  – З. Гиппиус в библиотеке Мошкова

http://az.lib.ru/g/gippius_z_n/  – З. Гиппиус в  библиотеке Мошкова «Классика» (стихи, пьеса, критика, дневники, мемуары, переписка)

http://www.dk1868.ru/history/gippius1.htm –  Черная книжка. Серый блокнот. Дневники

http://bibliotekar.ru/gippius-zinaida/index.htm – Дневники З.Гиппиус

http://zn-gippius.ouc.ru/  – Биография и произведения З.Гиппиус (стихи, проза, пьеса)

Зинаида Гиппиус в Википедии

З. Гиппиус в проекте «Настоящая литература. Женский род»

Гиппиус в энциклопедии «Кругосвет»

З. Гиппиус в проекте «Литера» (статьи, стихи)

Гиппиус в проекте «Хронос»

http://www.c-cafe.ru/days/bio/000117.php  – Биография, творчество З. Гиппиус

 

 

Произведения З. Гиппиус

 

Гиппиус, З. Н. Собрание сочинений [Текст] / З. Н. Гиппиус. – М. : Рус. кн., 2002.     

               Т.5 : Чертова кукла : Романы; Стихотворения. – 496 с.,1 л. портр.

 

Содерж.: Чертова кукла: Жизнеописание в 33-х гл.: Роман; Роман-царевич: История одного начинания: Роман; Последние стихи.1914-1918.

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

 

 

Сочинения

Гиппиус, З.Н. Сочинения : Стихотворения : Проза / З.Н. Гиппиус; всупит. ст., сост. и коммент. К.М. Азадовского, А.В. Лаврова; худож. О. Клопота. – Л. : Худож. лит. : Ленингр. отд-ние, 1991. – 664 с. 

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

 

 

Гиппиус,  З.Н. Избранное :Чертова кукла: Роман; Повесть и рассказы [Text] / З.Н. Гиппиус. – М. : ТЕРРА-TERRA, 1997. – 896 с. – (Манон).    

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

 

 

З. Н. Гиппиус З. Н. Гиппиус. Стихотворения

Гиппиус, З.Н. Стихотворения [Текст] / Гиппиус З.Н. – СПб. : Академический проект, 1999. – 592 с. – (Новая библиотека поэта).

 

Поэтическое наследие Зинаиды Николаевны Гиппиус, одной из наиболее ярких фигур в русском символизме, печатается в России в таким объеме впервые. Издание включает все книги стихотворений Гиппиус, опубликованные при жизни автора, а также подавляющее большинство стихотворений, в эти книги не включенных и воспроизводимых как по прижизненным публикациям, так и по посмертным, а также по архивным источникам.

Комментарии к книге содержат многообразные сведения текстологического, реального характера, извлеченные из публикаций, российских и зарубежных, освещающих жизнь и творчество 3.Н.Гиппиус, и из архивных документов.

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность»)

 

 

 

 

Гиппиус, З.Н. Стихотворения; Живые лица / З.Н. Гиппиус; вступит. ст., коммент. Н.А. Богомолова. – М. : Худож. лит., 1991. – 470 с. – (Забытая книга). 

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность»)

 

 

Зинаида Гиппиус Чертова кукла

Гиппиус, З. Чертова кукла: Проза: Стихотворения : Статьи / З.Н. Гиппиус; сост., вступит. ст., примеч. В.В. Ученовой; худож. В.А. Иванов. – М. : Современник, 1991. – 587 с.

 

"Моя книга – вовсе  не книга о революции, но – о реакции. Обнажить вечные, глубокие корни реакций, – вечные, хотя эта реакционность, косность, проявляясь во времени, надевает на себя соответственные времени одежды, - такова была моя задача, на нее направлено было все мое внимание. И хотелось мне собрать, сосредоточить черты душевной мертвости, вечно тянущей вниз, – в одном человеке, сделав его сознательным, т.е. утверждающим и оправдывающим (насколько это возможно) свое миросозерцание. Силы противоположные, живые, взяты лишь как необходимый фон для героя; современный герой "небытия" должен соприкасаться с современным же "бытием". (З. Гиппиус)

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"