Сегодня: 27 апреля, четверг
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Обзор новинок 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2009 / "Опыт предельного одиночества"

"Опыт предельного одиночества"

165 лет со дня рождения Ф. Ницше

(15.10.1844 – 25.08.1900)

 

1865<br>Бонн

 

 

"И самый мужественный из нас

лишь редко обладает мужеством на то,

что он собственно знает"

 

(Ф. Ницше)

 

 

В последнее время образ Фридриха Ницше снова становится значимым для большинства думающих людей, однако еще отсутствует справедливое понимание того колоссального влияния, которое он оказал, оказывает и будет оказывать на развитие всей мировой цивилизации и России в частности. Непризнанный своими современниками, Ницше и после смерти долгое время находился под официальным или негласным запретом  и дольше всего в нашей стране. У многих его имя до сих пор ассоциируется с идеологией фашизма, сатанизма или иными радикальными учениями. С другой стороны, очень "продвинутая" публика считает его творчество выражением неистребимого романтизма, полного противоречий и утопических идеалов, или бредом сумасшедшего, однообразно ссылаясь на предпоследнюю строку в его биографии.

Фридрих Ницше (Nietzsche, Friedrich) немецкий философ и поэт. Родился в деревушке Рёккен близ Лютцена (Саксония) 15 октября 1844. Его отец и оба деда были лютеранскими священниками. После смерти отца в 1849 воспитывался в Наумбурге на Заале в доме, где жили его младшая сестра, мать, бабушка и две незамужние тетки. Позднее Ницше стал посещать знаменитую старую школу-пансион Пфорта, а затем учился в университетах Бонна и Лейпцига, где углубился в греческую и латинскую классику. В лавке старых книг в Лейпциге он однажды случайно обнаружил книгу «Мир как воля и представление» немецкого философа Артура Шопенгауэра, которая произвела на него сильное впечатление и повлияла на дальнейшее творчество.

В 1869 Ницше, опубликовавшего уже несколько научных статей, но еще не имеющего докторской степени, пригласили занять кафедру классической филологии в Базельском университете в Швейцарии. Став профессором, Ницше получил и швейцарское подданство; однако во время франко-прусской войны 1870–1871 записался на службу в прусскую армию в качестве рядового санитара. Основательно подорвав здоровье, он вскоре вернулся в Базель, где возобновил преподавательскую деятельность.

Примерно в это время завязывается дружба и переписка между Ницше и Рихардом Вагнером. Вагнер, к которому обращена одна из первых значительных работ Ницше "Рождение трагедии из духа музыки", через пятнадцать лет станет едва ли не главным оппонентом философа. Кстати, отношения с Вагнером и его кругом лишний раз доказывают непримиримость Ницше к адептам германской исключительности: "Бедный Вагнер! Куда он попал! - Добро б еще он попал к свиньям! А то к немцам...". В этом высказывании Ницше звучит не столько неприязнь к своему народу, сколько раздражение воинствующим национализмом, которым увлекался прославленный композитор.

Вот обобщенный портрет Ницше, воссозданный со слов друзей: "У него была привычка тихо говорить, осторожная, задумчивая походка, спокойные черты лица... В обычной жизни он отличался вежливостью, почти женской мягкостью, постоянной ровностью характера. Ему нравились изысканные манеры в обращении, и при первой встрече он поражал своей церемонностью. И это "сверхчеловек", уверенный в собственном превосходстве и презирающий слабых?

Отчасти правы те профессиональные философы, которые пожимают плечами при словосочетании "философия Ницше". Он не совсем философ в приемлемом для них смысле слова. Тогда кто же? Говорят: филолог, поэт, философствующий эссеист... Сам стиль, сама музыка его текстов разительно отличаются от научной манеры изложения. Его подход меньше всего рассчитан на объективное восприятие жизни. Логики в нем маловато, зато сколько страсти!

В возрасте 35 лет Ницше серьезно заболевает. "К 1876 году здоровье мое ухудшилось... Мучительная и неотступная головная боль истощала все мои силы. С годами она нарастала до пика хронической болезненности, так что год насчитывал тогда для меня до 200 невыносимых дней... Зрелость моего духа приходится как раз на это страшное время".

В январе 1889 на улице Турина с Ницше случился припадок. Невменяемым он был помещен в психиатрическую лечебницу, а затем передан на попечение семьи.

Умер Ницше в Веймаре 25 августа 1900.

Дальше произошло нечто странное. Самый аристократичный из мыслителей, индивидуалист сразу же после смерти обрел массовую популярность, был растаскан на цитаты, превращен в идола.

Накануне Первой мировой войны именем Ницше оправдывались территориальные и политические притязания Германии. Многие восторгались принадлежностью немцев к разряду "сверхчеловеков", о которых сам Ницше, словно предвидя такой поворот событий, говорил, что "они дурно пахнут". Впрочем, о том, что действительно говорил Ницше, старались не вспоминать.

Английский политик лорд Крамер заявлял: "Одна из причин, вынудивших нас принять участие в войне, заключается в том, что мы должны защитить мир, прогресс и культуру, чтобы они не пали жертвой философии Ницше". Покойный философ оказался между двух огней.

Тексты Ницше в обязательном порядке стали изучать в гимназиях Германии. В рюкзаках немецких юношей, отправлявшихся на фронты Первой мировой, рядом с Библией и "Фаустом" лежал ницшевский "Заратустра". Впрочем, этот "Заратустра", как выясняется, был не совсем ницшевским...

 

 

Перед войной архив Ницше перешел в ведение его сестры Элизабет Фёрстер-Ницше. Впоследствии она написала многотомную "Жизнь Фридриха Ницше", где представила себя единомышленницей и чуть ли не единственной ученицей покойного брата. "Люди вроде моей сестры, - писал философ, - неизбежно оказываются непримиримыми противниками моего образа мыслей и моей философии". Он как будто предвидел, что сестра опубликует его тексты, извратив их до неузнаваемости. Так на свет появился двойник философа, не оставивший своему прообразу шансов на оправдание. Ницшеанство, получившее массовое распространение, было бы правильнее называть фёрстер-ницшеанством...

 

Его одиночество было тотальным.Фото 1890-х годов

 

Знаменитое "толкни слабого" звучит почти как инструкция для вышибал. Но о каком "слабом" здесь идет речь? В работе "По ту сторону добра и зла" Ницше писал: "В человеке тварь и творец соединены воедино: в человеке есть... глина, грязь, бессмыслица, хаос; но есть и творец, ваятель... - понимаете ли вы это противоречие?" Ницшеанский сверхчеловек, таким образом, - тот, кто в процессе внутренней борьбы сумел истребить в себе тварное начало и развить творческое. Ницше, по сути дела, категорически отрицал агрессию. Человек, по его утверждению, может нападать лишь на самого себя.

Обвинения Ницше со стороны поборников гуманизма сводятся обычно к трем пунктам: пангерманизм, антисемитизм, славянофобия. При внимательном изучении его текстов ни одно из этих обвинений критики не выдерживает. Вот несколько фактов и выбранных наугад цитат.

1. "Происхождение немецкого духа – из  расстроенного кишечника". "Куда бы ни простиралась Германия, она портит культуру".

2. "Было бы, может быть, полезно и справедливо удалить из страны антисемитских крикунов". Разрыв с Вагнером был во многом вызван антисемитизмом знаменитого композитора.

3. "Одаренность славян казалась мне более высокой, чем одаренность немцев". Может быть, тут сказалось славянское происхождение самого Ницше. Но уж во всяком случае "недочеловеками" Ницше славян не считал, как это ему пытался приписать Гитлер.

В Советском Союзе Ницше долгое время был под запретом. Сегодня оригинальные тексты его книг хорошо известны и переведены на русский язык. Но удивляет и настораживает то, что наряду с подлинным Ницше продолжает выходить и фальсифицированный. Я собственными глазами видел книжку Ницше под редакцией его сестры на одном прилавке с русским переводом "Майн Кампф". Значит, страшный двойник философа на этот раз понадобился кому-то в России.

Но истинный Ницше - это гениальный провидец, угадавший роковые катаклизмы XX в. и пытавшийся уберечь человечество от ужасной катастрофы нашей культуры. В затхлом воздухе Европы конца XIX в. прозвучал его исступленный призыв к свободе как смыслу жизни. Но не был услышан в атмосфере бравурного грохота национализма, впоследствии обернувшегося в XX в. рядом мировых войн и социальных переворотов, превративших миллионы людей не только в подопытных кроликов для кровавых экспериментов, но и в стадо, которое "наверняка настигнет и растопчет всякого, кто рассматривает людей как стадо и убегает от него со всей доступной ему быстротой".

 

(Использованы материалы с сайта http://www.peoples.ru)

 

 

Интернет-ресурсы

 

http://www.nietzsche.ru/   – «Ницше – для всех и ни для кого»: биографический и библиографический материал; тексты всех основных произведений Фридриха Ницше, включая поэтические и музыкальные произведения; критические работы и работы, раскрывающие уровень влияния Ницше на современную цивилизацию

http://nicshe.net/  – Произведения Ф.Ницше

http://www.lib.ru/NICSHE/   – Ф. Ницше в библиотеке Мошкова

http://anthropology.rchgi.spb.ru/nicshe/nitshe_i.html   – Исследования, статьи, материалы о Ф.Ницше в проекте «Философская антропология»

http://www.vehi.net/nitshe/index.html  – Ф. Ницше в библиотеке «Вехи» (биография, статьи о нём отечественных и зарубежных философов и писателей)

http://www.psylive.ru/?mod=articles&gl=22&id=79  – Подробная биография Ф. Ницше

Ф. Ницше в Википедии

Ф. Ницше в энциклопедии «Кругосвет»

Ф. Ницше в проекте «Люди»

 

 

Произведения Ф. Ницше

 

«Тот, кто умеет дышать воздухом моих сочинений, знает, что это воздух высот, здоровый воздух. Надо быть созданным для него, иначе рискуешь простудиться. Лед вблизи, чудовищное одиночество – но  как безмятежно покоятся все вещи в свете дня! Как легко дышится!..» (Ф. Ницше)

 

Фридрих Ницше Фридрих Ницше. Сочинения. В двух томах: Том 1

Ницше, Ф. Сочинения: В 2-х тт. [Text] / Фридрих Ницше; Всупит. ст., сост. и прим. К.А. Свасьяна. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 1997. – (Бессмертная библиотека).

Т.1. – 832 с. Содерж.: Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм; О пользе и вреде истории для жизни; Человеческое, слишком человеческое; Веселая наука; Злая мудрость; Афоризмы и изречения

Т.2. – 864 с. Содерж.: Так говорил Заратустра; По ту сторону добра и зла; К генеалогии морали; Казус Вагнер; Сумерки идолов, или Как философствуют молотом; Антихрист; ECCE HOMO

              

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент)

 

 

 

Фридрих Ницше Фридрих Ницше. Избранные произведения в трех книгах. Философия в трагическую эпоху

 

Ницше, Ф. Избранные произведения [Текст] : в 3т. / Фридрих Ницше. – М. : "REFL-ВооК", 1994.   

              

Т.3 : Философия в трагическую эпоху. – 416 с.

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент)

 

 

Ф. Ницше Ф. Ницше. Избранные произведения

 

Ницше, Ф. Избранные произведения / Ф. Ницше; Сост. и вступит. ст. К.А. Свасьян. – М. : Просвещение, 1993. – 573 с.

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, библиотека семейного чтения по уральской, 7; Гайдара, 22; К.Маркса, 30 )

 

 

Купить книгу Фридрих Ницше Воля к власти

Ницше, Ф. Воля к власти : Опыт переоценки всех ценностей (1884 – 1888) / Ф. Ницше; пер. с нем.; введ. и послесл. Е. Фёрстер-Ницше; под ред. Г. Рачинского, Я. Бермана. – М. : ТОО «Транспорт», 1995. – 300 с.

 

 

Книга "Воля к власти" не была завершена Ф.Ницше и вышла в свет после смерти великого философа в реконструкции, предпринятой сотрудниками Архива Ницше. Тем не менее, эта книга стала восприниматься как главный труд Ницше, явилась событием мировой культуры и оказала влияние не только на философию, но и на всю историю XX века.

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

 

 

 

http://www.internatura.ru/goodi/5004.jpg

Ницше, Ф. Генеалогия морали [Текст] / Ф. Ницше; пер. с нем. – М. : Изд. дом "Азбука-классика", 2006. – 224 с.

 

Внешним поводом к написанию "Генеалогии морали" послужила волна кривотолков, обрушившаяся на автора в связи с предыдущей работой, в которой Ницше пытался сформулировать принципы нового нравственного поведения, остающегося моральным, даже не будучи связанным со сверхъестественным. В "Генеалогии морали" Ницше со свойственной ему парадоксальностью мысли и глубиной психологического анализа рассматривает историю происхождения предрассудков, связанных с "богоданностью" морали как таковой.

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

 

 

 

Фридрих Ницше По ту сторону добра и зла

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла [Текст] : Сочинения / Ницше Фридрих. – М. : ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2002. – 848с. – (Антология мысли).

 

Идея сверхчеловека, сформулированная в книге "Так говорил Заратустра", развивается в новом сочинении Ницше в форме отточенных аналитических афоризмов, в которых сконцентрирована острая авторская критика современности – ее  философии, науки, искусства, политики и, главное, морали. На страницах этой пророческой работы, не случайно имеющей подзаголовок "Прелюдия к философии будущего", немецкий мыслитель предсказал и грядущий распад европейской духовности, и "восстание масс" с последующим воцарением "грядущего хама", и нивелирование личности под флагом всеобщего равенства людей, и грандиозную борьбу за мировое господство, и тоталитаризм как следствие демократизации Европы. Неизбежность этих событий и явлений продиктована, по мысли Ницше, чреватой тиранией "моралью рабов", которой отравлено его время и над которой он призывает возвыситься философов будущего, способных, как ему представляется, стать по ту сторону добра и зла.

Электронная версия книги здесь >>    

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент)

 

 

 

http://www.bookle.ru/cover/34980.jpg

Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм; Так говорил Заратустра; Казус Вагнер; Сумерки идолов, или Как философствуют молотом; Антихрист; Ecce Homo [Текст] : Сборник / Ницше Фридрих. – М. : Пушкин.б-ка; АСТ, 2004. – 758 с. – (Золотой фонд мировой классики).

 

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

 

 

Фридрих Ницше Фридрих Ницше. Стихотворения. Философская проза

Ницше, Ф. Стихотворения. Философская проза / Ф. Ницше; пер. с нем.; сост. и вступит. ст. М. Кореневой; коммент. А. Аствацатурова. – СПб. : Худож. лит., 1993. – 670 с. – (Лук и лира).

 

Оригинальный подбор предложенных вниманию читателей произведений представляет Фридриха Ницше не только как философа, но также как писателя и поэта.

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской,7; Октябрьской, 30; К.Маркса, 30; Гайдара, 22, библиотека семейного чтения в п. Татыш; Метлино)

 

 

 

Купить книгу Фридрих Ницше Так говорил Заратустра. Стихи. Афоризмы

Ницше, Ф. Так говорил Заратустра [Text] : Стихи. Афоризмы / Ницше Фридрих. – Калиниград : Янтарный сказ, 1997. – 520 с.  – (Свет далекой звезды).

 

Поэт-мыслитель – так неизменно называли Ницше современники – поклонники  и противники его таланта, читатели конца XIX - начала XX века. Включенные в состав этой книги стихи, афоризмы знаменитого философа помогают ощутить истинный масштаб этой личности.

              

(Имеются экземпляры в отделах: библиотека семейного чтения по Уральской, 7)

 

 

 

http://bookz.ru/pics/1000061702.jpg

 

Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. Посмертные афоризмы [Текст] / Ф. Ницше; пер. с нем. – Минск : Харвест, 2005. – 1037 с. – (Philosophy).

                

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

 

 

Фридрих Ницше Утренняя заря

Ницше, Ф. Утренняя заря : мысли о моральных предрассудках / Ф. Ницше; послесл. А.В. Перцева. – Свердловск : «Воля», 1991. – 304 с.

 

В этой книге выведен житель подземелья за работой - сверлящий, копающий, подкапывающий. Кто имеет глаза, способные рассмотреть работу на громадной глубине, тот может видеть, как он медленно, осторожно, терпеливо поднимается вперед, не чувствуя слишком больших неудобств от продолжительного лишения света и воздуха; можно сказать даже, что он доволен своей жизнью и работой во мраке.

Не увлекает ли его какая-нибудь вера? Не вознаграждает ли его какое-нибудь утешение? Не переносит ли терпеливо он свой мрак, оставаясь непонятным, неясным, загадочным, потому, что он надеется иметь свое утро, свое искупление, свою утреннюю зарю?.. Он вернется сюда, но не спрашивайте его, чего он хочет там внизу: он скажет вам об этом сам, если он снова сделается человеком, этот мнимый Трофоний, этот житель подземелья. Разучиваются молчанию, когда долго, как он, бывают в одиночестве, живут, как кроты…

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"