«Поющее сердце народа»
 Сегодня: 25 ноября, среда
 Главная 
 Карта сайта 
 Виртуальные выставки 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2020 / «Поющее сердце народа»

«Поющее сердце народа»

120 лет со дня рождения Исаака Осиповича Дунаевского

(30.01.1900 – 25.07.1955)

 

 

«Дунаевский – это раннее майское утро, приходящее в

просыпающийся, умытый первым дождем город,

Дунаевский – это свежий ветер над стадионом,

раздувающий прозрачные, сотканные из голубого неба

полотнища спортивных знамен;

Дунаевский – это марш, под который легко шагать,

ощущая локоть и плечо идущего рядом;

Дунаевский – это путевая песня, уносящая нас в края,

где мы с вами еще не бывали...»

М. Матусовский

 

«Поистине невозможно почтить тех композиторов,

которые дают песням мелодии такого рода,

что они находят доступ к народу и разносят

истинную жизнерадостность и подлинное веселье».

Генрих Гейне

 

 

 

 

 

Исаак Дунаевский по праву считается классиком советской оперетты и лучшим из мастеров советской массовой песни. Ему принадлежат известные даже спустя более полувека хиты, такие как «Широка страна моя родная», «Легко на сердце от песни веселой», «Сердце, тебе не хочется покоя…», «Капитан, капитан, улыбнитесь…», «Ой, цветет калина…», «Каким ты был, таким остался…», «Моя Москва».

Исаак Дунаевский родился 30 января 1900 года в городе Лохвице Полтавской губернии в семье банковского служащего Цали Симоновича Дунаевского. Семья, в которой он рос, была очень музыкальной, мать Исаака играла на рояле и скрипке, хорошо пела. Большое влияние на будущего композитора оказал дядя, чудаковатый гитарист, время от времени приезжавший в гости к Дунаевским с гитарными концертами для всей семьи. Начальное музыкальное образование мальчик получил там же в Лохвице, занимаясь у скрипача Г. Полянского.

 

 

https://24smi.org/public/media/resize/800x-/2017/9/27/03_DlgThVP.jpg

В 1910 году Дунаевский поступил в Харьковское музыкальное училище, где обучался у И. Ахрона по классу скрипки и у Семена Богатырева – композиции. К тому периоду относятся и первые сочинения Дунаевского. Одновременно он учился в гимназии.

Когда Исааку исполнилось 10 лет, он вместе с братом Борисом переехал в Харьков, где поступил в классическую гимназию и одновременно в музыкальное училище. Уже в те годы он пробовал сочинять музыку, но из-под его пера в то время выходили лишь печальные произведения – «Одиночество», «Тоска» и «Слезы».

Окончив гимназию с золотой медалью, Дунаевский поступил на юридический факультет Харьковского университета. В то время многие юноши из еврейских семей стремились стать юристами, чтобы получить право пересекать черту оседлости. Одновременно Исаак продолжал заниматься и в музыкальном училище по классу скрипки, которое окончил в 1919 году.

 

 

https://cdn.fishki.net/upload/post/201601/30/1831879/petr1.jpg

В 20-летнем возрасте он порвал с юриспруденцией, и поступил в оркестр Харьковского русского драматического театра, в котором поначалу был скрипачом, а затем концертмейстером. Позже он стал дирижером этого оркестра и заведующим музыкальной частью театра. И хотя он никогда прежде систематически не занимался, Дунаевский постепенно стал превосходным пианистом. Но о карьере композитора он по-прежнему не задумывался.

Первое выступление Дунаевского как театрального композитора состоялось в 1920 году. Он написал музыку к спектаклю «Женитьба Фигаро», а в качестве дирижёра он выступил в 1921 году, поставив совместно с Н. Синельниковым «Периколу» Жака Оффенбаха.

 

 

В Харьковском драматическом театре Дунаевский проработал до 1924 года, и переехал в Москву, где два года руководил музыкальной частью Вольного театра и театра «Эрмитаж», а в 1926 году он возглавил музыкальную часть театра Сатиры, где работал над музыкальным оформлением многих спектаклей. Коллеги, работавшие с ним, вспоминали, что если композитору случалось слышать в свой адрес упреки, что он якобы срывал сроки, в нем рождался «яростный дух сочинительства».

Первая оперетта, музыку к которой написал Дунаевский, называлась «Женихи». Она была поставлена в декабре 1927 года в Москве. Затем из-под пера Дунаевского вышло еще пять оперетт: «И нашим, и вашим» (1924), «Соломенная шляпка» (1927), «Ножи» (1928), «Полярные страсти» (1929), «Миллион терзаний» (1932). Кроме того, на провинциальной сцене шла его оперетта «Карьера премьера», написанная в 1929 году, что позволяло говорить о нем, как о плодовитом и стабильном композиторе.

В 1929 году Дунаевский переехал в Ленинград и начал работать дирижером в Мюзик-холле – в том самом, который позже прославился постановками Утесова. У Дунаевского с Утесовым возник творческий союз, и они вместе создали в 1932 году музыкально-эстрадное представление «Музыкальный магазин», ставшее настоящим шлягером жанра.

 

 

К моменту создания «Музыкального магазина» Дунаевский искусно владел всеми приемами джазовой оркестровки. Его особенностью было то, что он намеренно избегал «грязных», «скрежещущих» аккордов и делал акцент на четких ритмах и старался вызвать музыкой хорошее настроение. Композитор уже тогда понял, что в любом сценическом жанре характер и стиль музыки определяются идеей произведения, для которого музыка создается. Создание музыки, помогающей действию и даже развивающей его, стало законом в творчестве Дунаевского. Этого принципа он придерживался и в театре «Эрмитаж», и в Московском театре сатиры, и в Московском театре оперетты.

Однажды в 1932 году в Мюзик-холл к Дунаевскому пришел представитель кинофабрики «Советская Беларусь», и композитору предложили принять участие в создании звукового фильма «Первый взвод». Предложение кинофабрики живо заинтересовало Дунаевского, он его принял, и началась работа Исаака Дунаевского в кино. Благодаря счастливому союзу с кинематографом музыка Дунаевского быстро завоевала большую популярность.

 

 

В августе 1932 года создатель советских музыкальных кинокомедий Григорий Александров возвратился в Москву после работы в Европе, Америке и Мексике. Его не оставляла мысль о создании комедийного музыкального фильма, и Александрову порекомендовали обратиться к Дунаевскому. Их встреча состоялась на квартире Утесова. Тема разговора была одна – о музыкальной кинокомедии, о будущем фильме. Дунаевский подошел к роялю, и сказал: «Об этой работе, музыка которой, как мне кажется, уже приближается к нам, мне хочется сказать...». И в раздумье опустил руки на клавиши.

Когда растаял последний звук его импровизации, Дунаевский повернулся к Александрову и Утесову и спросил: «Похоже немножко?» Пораженный Александров молча смотрел на композитора. Сейчас, в какое-то короткое мгновение, сквозь музыкальные картины, набросанные Дунаевским, он вдруг увидел кадры еще не созданного фильма. А музыка уже зримо вычертила контуры будущей работы, словно с улыбкой прошли у рояля герои фильма, сказав: «До скорой встречи!». Позже и Александров и Дунаевский, каждый по-своему вспоминали тот вечер, послуживший началом их долгого совместного творческого пути.

 

 

https://kulturologia.ru/files/u20709/isaak-dunayevsky-99.jpg

В 1935 году Дунаевский получил приглашение от «Мосфильма» принять участие в создании приключенческого фильма «Дети капитана Гранта». Участники фильма «Дети капитана Гранта» не переставали удивляться титанической работоспособности Дунаевского, который приходил к ним в павильон после напряженной работы здесь же, на «Мосфильме», с Александровым и сразу активно включался в работу над другим фильмом, с ходу разрабатывая вдруг родившуюся мелодию, изображая чуть ли не весь оркестр. Ему всегда хотелось, чтобы музыка была «настоящей», а песня – искренней и заразительной.

 

 

«Когда я вспоминаю музыку к фильму «Дети капитана Гранта», – писал Шостакович, – я не могу не испытывать сожаления по поводу того, что блестящая увертюра к картине, открывшая новую сторону таланта композитора, не повлекла за собой продолжения работы в этом плане. Эта увертюра – симфоническое произведение большого накала и темперамента».

Более двадцати музыкальных произведений было создано Дунаевским к фильму «Цирк» (1936). Главной в фильме стала «Песня о Родине». Ее пели строители Магнитки и Комсомольска-на-Амуре, белорусские колхозники и металлурги Кузбасса. Этой песней, передававшейся по радио с января 1938 года каждое утро без 5 минут 6, начинался новый трудовой день СССР. «Песня о Родине» сражалась с фашизмом, она была паролем югославских партизан, ее пели в освобожденных городах Чехословакии, Венгрии, Польши, Болгарии. Музыка Дунаевского не только помогала отыскивать внутренний стиль и внутреннюю сущность будущего кинопроизведения, но и вела к разработке характеров будущих героев. Пожалуй, самым необычным примером активного воздействия музыки Дунаевского на литературное творчество является тот факт, что не роман Льва Кассиля «Вратарь республики» стал основой сценария, а сценарий фильма и музыка к нему повлекли за собой рождение книги.

В 1938 году Дунаевский занялся созданием музыки к фильму «Волга-Волга». Она была для Дунаевского настолько же интересной и увлекательной, насколько ответственной и сложной. Дунаевский стал не просто композитором, написавшим музыку к фильму, а одним из авторов кинокомедии.

 

 

https://jew-observer.com/wp-content/uploads/2013/09/D_4-300x193.jpg

В 1930-е годы Дунаевский пережил подлинный расцвет творчества. Начиная с 1937 года, он руководил ансамблем песни и пляски Ленинградского дворца пионеров. Наряду с плотным графиком музыкальной работы Дунаевский находил время и для общественной деятельности – он возглавлял Правление Ленинградского отделения Союза советских композиторов, в 1938 году был избран депутатом Верховного Совета РСФСР.

 

 

В июне 1936 года Дунаевскому присвоили звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, в декабре 1936 года наградили орденом Трудового Красного Знамени, позже – орденами Красной Звезды и «Знак Почета». За музыку к кинофильмам «Цирк» и «Волга-Волга» в 1941 году Дунаевскому присудили Сталинскую премию.

В годы Великой Отечественной войны, работая художественным руководителем Ансамбля песни и пляски железнодорожников, композитор создал более семидесяти музыкальных произведений на военную тему.

В первые послевоенные годы Дунаевский написал музыку к оперетте «Вольный ветер», посвятив ее борьбе народов за мир. Все музыкальное богатство своей оперетты Дунаевский сосредоточил в «Песне о вольном ветре». А в 1947 году он написал прекрасный «Весенний марш» для кинокомедии «Весна». В 1949 году были написаны песни к фильму «Кубанские казаки», среди них тут же ставшие популярными «Ой, цветет калина» и «Каким ты был». Лирическим гимном мира стала его песня «Летите, голуби!», впервые прозвучавшая в 1950 году в документально-художественном фильме «Мы за мир!».

 

 

https://phototass2.cdnvideo.ru/width/1200_4ce85301/tass/m2/uploads/i/20151209/4147166.jpg

 

Кроме песенной музыки, композитор работал и в других жанрах. Среди них была танцевальная музыка, что, например, нашло отражение в фильме «Кубанские казаки»: он полон вальсов, полек и галопов. Сам Дунаевский считал, что легких жанров не бывает и даже самый, казалось бы, легкий жанр требует от композитора виртуозного владения всеми секретами музыкального мастерства и оркестровки.

 

 

Кроме музыки к 28 фильмам, композитором написаны 14 оперетт, 3 балета, 2 кантаты, 80 хоров, 80 песен и романсов, музыка к 88 драматическим спектаклям, 43 сочинения для эстрады и 12 для джаз-оркестра, 17 мелодекламаций, 52 симфонических и 47 фортепианных произведений. Но ценят «красного Моцарта» прежде всего за его впечатляющие гимны человеку, жизни, стране.

В 1950 году И.О. Дунаевский удостоен звания Народного артиста РСФСР. При этом в своём творчестве он сталкивался с обычными для сталинской эпохи ограничениями: партитуры его произведений не издавались из-за пренебрежительных бюрократических установок по отношению к «лёгкой музыке», в ходе борьбы с космополитизмом были забракованы многочисленные произведения Дунаевского на еврейские темы.

И. Дунаевский умер в Москве 25 июля 1955 года от сердечного спазма. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

Использованы материалы с сайта  

 

 

Интернет-ресурсы:

 

http://www.dunaevski.ru – Исаак Осипович Дунаевский: (биография, фото, критические материалы, ноты произведений)

 

http://i-dunaevsky.narod.ru – Исаак Дунаевский

 

И. Дунаевский в Википедии

 

Исаак Дунаевский в проекте «Хронос»

 

И.О. Дунаевский на портале Культура.РФ

 

Биография на РИА-Новости и здесь >>

 

Биография на сайте «Чтобы помнили»

 

И.О. Дунаевский на сайте Кросс-Кафе

 

Фильмография на КиноПоиске

 

Мелодии И. Дунаевского на сайте «Минусовки»

 

 

Нотные издания

(из фонда отдела искусств)

 

Дунаевский, И. Собр. соч. [Ноты] : в 12 томах / И. Дунаевский ; ред. Д. К. Кабалевский (пред.) и др. – М. : Сов. композитор, 1965 – 1976.

Т. 10: Сольные, ансамблевые и хоровые номера из оперетт: «И вашим и нашим», «Женихи», «Соломенная шляпка», «Ножи», «Полярные страсти», «Миллион терзаний», «Золотая долина». – 1971. – 203 с.

Т. 11: Сольные, ансамблевые и хоровые номера из оперетты «Вольный ветер». 1972. – 168 с.

Т. 12: Избранное из оперетт : «Сын клоуна» и «Белая акация». – 1974. – 183 с.

 

Дунаевский, И. О. Очерки о жизни и творчестве [Ноты: для голоса  в сопровождении фортепиано (баяна, гитары) / И. О. Дунаевский; авт. – сост. Г.А. Голуб. – М.: Музыка, 1983. – 80 с. – (Композитор и песня).

 

Исаак Осипович Дунаевский и его песни [Ноты]: [для детей среднего и старшего шк. возраста] / сост. и вступ. ст. Н. Владимирова. М. : Музыка, 1988. – 30 с.

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"