«Синтез противоположностей»
 Сегодня: 27 января, понедельник
 Главная 
 Карта сайта 
 Виртуальные выставки 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2019 / «Синтез противоположностей»

«Синтез противоположностей»

150 лет со дня рождения Анри Матисса

(31.12.1869 – 03.11.1954)

 

https://24smi.org/public/media/resize/800x-/celebrity/2018/05/04/wwverb4dettr-anri-matiss.jpg

«Прежде чем найти соотношение между тонами,

нужно навести порядок в собственных мыслях».

Анри Матисс

 

«Всё, о чем я мечтаю, – это уравновешенное,

чистое искусство, лишенное тревожного

 и удручающего содержания.

Я хочу, чтобы моя живопись была чем-то вроде

удобного кресла, в котором усталый, надорванный,

 изнуренный человек – вкусил бы отдых и покой…»

Анри Матисс

 

«Матисс потому и Матисс,

что у него внутри есть солнце!»

Пабло Пикассо

 

 

Выдающийся французский художник  Анри Эмиль Бенуа Матисс родился 31 декабря 1869 года в Ле-Като, в Пикардии, на севере Франции, в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар.

Детские годы будущего художника прошли в Боэн-ан-Вермандуа, где отец, торговец зерном, имел лавку. Судьба ребенка была предрешена – в то время первый наследник в семействе обязан был в будущем взять на себя дело отца. Но, видимо, мальчик унаследовал гены матери, которая любила коротать свободное время за росписью керамических поделок.

Анри готовили к будущему обстоятельно, он отучился в школе, затем в лицее. Далее строптивый сын, вопреки воле главы семейства, отправился в Париж постигать юридические науки. С дипломом, далеким от искусства, вернулся домой, где проработал несколько месяцев клерком.

Судьбу решила болезнь. Творческая биография одаренного художника началась в 1889 году, когда Анри Матисс попал под нож хирурга с аппендицитом.

Чтобы сын, который два месяца восстанавливался после операции, не скучал, мать принесла в больницу принадлежности для рисования, и Матисс начал самозабвенно копировать цветные открытки. В это время молодой человек окончательно понял, чему хочет посвятить жизнь.

 

 

https://art-matisse.com/image/photography/1913.jpg

В 1891 году, преодолев сопротивление отца, Матисс оставляет юриспруденцию, переезжает в Париж и поступает в Академию Жюлиана.

В 1893–1898 годах он работает в мастерской Г. Моро в Школе изящных искусств. Мистик и символист Моро предрекал начинающему художнику большую будущность, особенно ценя его новаторские приемы в сочетаниях разных цветов. Матисс копирует в Лувре произведения Шардена, де Хема, Пуссена, Рейсдаля, интересуется творчеством Гойи, Делакруа, Энгра, Коро и Домье. Память о старых мастерах и предшественниках сохранится надолго.

В 1896 году Матисс выставляет четыре картины в Салоне Национального общества изящных искусств и вскоре избирается членом-корреспондентом этого общества. Картина Матисса «Читающая» приобретается государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе.

По совету К. Писсарро Анри едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тёрнера. Художник в эти годы много разъезжает: много времени проводит на Корсике, в Тулузе и Генуе. Во время пребывания на Корсике Матисс открывает для себя очарование южного пейзажа.

 

 

https://art-matisse.com/image/photography/1900.jpg

Наряду с большой работой над картинами Матисс посещает вечерние курсы, где занимается скульптурой. Это все требует времени и денег. К тому же разрастается семья: на рубеже двух веков у художника рождаются два сына – Жан и Пьер. В 1901 году Матисс едет на отдых и лечение после бронхита в Швейцарию, где продолжает много работать. Испытывая денежные затруднения, он некоторое время проводит вместе с семьей у родителей в провинции.

1901–1904 годы – период интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой, поиск своего творческого пути.

Художник на протяжении всей жизни изучал и впитывал различные стили и направления в живописи. Начав с традиционных пейзажей и натюрмортов, он пережил влияние импрессионистов, и в итоге стал лидером недолговечного, но заметного в искусстве XX века художественного движения – фовизма, который характеризовался ярким экспрессионистским и ненатуралистическим методом использования цветов.

 

 

А. Матисс
Фото с сайта
https://img-fotki.yandex.ru/get/6729/6378061.11/0_d7879_2b617f42_L.jpg

Движение фовизма получило свое название от небольшой группы единомышленников – художников Анри Матисса, Андре Дерена и Мориса де Вламинка, к которым впоследствии присоединились Жорж Брак, Рауль Дюфи, Кеес ван Донген и другие живописцы.

Осенью 1905 года эти художники впервые представили широкой публике свои работы на Осеннем салоне в Париже. Резкие, жирные и энергичные краски их картин буквально потрясли зрителей и вызвали негодование у критиков. Художественный критик и публицист Луи Воксель в своей статье «Донателло среди дикарей» дал художникам ироничное прозвище «фовистов», дословно с французского (fauves) «диких» или же «дикарей».

В 1907 г. Матисс путешествует по Италии. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы. В его мастерской появляются ученики из разных стран.

 

 

https://pbs.twimg.com/media/D6rhYWlWwAEd62U.jpg

В 1908 русский меценат и коллекционер С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.

В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и выразил восхищение древнерусской живописью.

После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (постановка С. Дягилева). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется мастерами рококо.

 

 

В 1930 г. художник едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Тема панно – танец. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944–1947, воспроизведенной впоследствии в литографиях).

Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его живописи заметно упрощается. Рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства имени Ж. Помпиду, Париж).

 

 

http://s015.radikal.ru/i330/1605/08/c9e19f0dc90f.jpg

Основной вдохновительницей художника, благодаря великолепной пластике, красоте и выразительности лица, благодаря уму и характеру осталась его помощница, эмигрантка из России,  Лидия Делекторская. В одном из писем к родственникам она писала: «Вас интересует, была ли я «женой» Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова – нет, но в душевном отношении – даже больше, чем да».

Сама Делекторская очерчивала свою роль как «друг и помощница». Именно это она и доказала всей своей жизнью: когда понадобилась помощь хворавшей мадам Матисс – Лидия стала сиделкой, потом она вела хозяйство, считала расходы, создавала уют… и неизменно приходила в мастерскую, чтоб часами сидеть в застывшей позе, пока художник изображал её природную грацию, благородство осанки, ясное лицо... И так без малого четверть века…

Каждый год на Рождество и день рождения Матисс дарил Лидии её портреты, сознавая, что дни его подходят к концу и надо как-то обеспечить её будущее. После войны Делекторская сама начала покупать его работы, насколько позволяли её средства. При этом просила назначать цену правильную, как для обычной продажи.

Благодаря Лидии Россия имеет лучшую коллекцию его полотен, его личные вещи, их переписку… Лидия Николаевна Делекторская подарила Эрмитажу и музею имени Пушкина десятки работ Матисса, его картины, гравюры, рисунки, скульптуры, архивные материалы.

Она умерла в Париже в 1998 году. Согласно завещанию, урна с прахом Лидии Делекторской привезена в Россию и покоится в Павловске. На памятнике начертано: «Матисс сохранил ее красоту для вечности». А на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа стоит памятник над пустой могилой: «Лидия Делекторская 1910 – …». Она купила это место, опасаясь, что ее не пустят в Россию.

 

https://im3.turbina.ru/photos.4/7/8/1/1/7/3071187/feed.photo.jpg

 

 

http://www.h-matisse.ru/images/img/matisse-cut-outs.jpg

Последние 10 лет жизни Матисс почти полностью провел в постели. Из-за перенесенных операций на желудке он мог вставать только на пару часов. Но мастер не забросил творчество. Он начал создавать работы, применяя ножницы и бумагу. Анри использовал длинную палку, чтобы собирать коллажи на своих стенах.

Он назвал эту технику «живопись ножницами». Художник разрезал листы бумаги, предварительно расписанные гуашью помощниками, на фигуры разных цветов и размеров и расставлял их так, чтобы получились живые композиции. Изначально эти произведения были скромных размеров, но со временем трансформировались во фрески. Родившаяся в это время книга «Джаз» покорила мир.

На закате жизни судьба предоставила Матиссу шанс подвести итог огромным усилиям, потраченным на совершенствование своего искусства, и он сделал нечто невероятное – оформил часовню Розер (Капелла Чёток) в Вансе.

К моменту, когда пришло разрешение на проектирование здания, ему было 73 года, он был практически инвалидом, проводившим большую часть времени в постели или в инвалидной коляске. Но даже в таком состоянии он не переставал работать. Матисс не только создал витражи и расписал часовню, но и спроектировал колокольню, продумал сине-белый рисунок на крыше, распятие, позолоченное бронзой, подсвечники на алтаре, три бокала для святой воды и украшение для ризы священника.

 

Коллаж «Печали короля» (1952) создан из раскрашенной гуашью бумаги

 

Анри Матисс умер от сердечного приступа 3 ноября 1954 года. Рядом была только Лидия. Она покинула его дом, и на похороны ее даже не пригласили…

Долгие и утомительные годы экспериментов в поисках настоящей гармонии принесли плоды: Анри Матисс стал признанным и известным на весь мир художником и мастером цвета. Его работы представлены во многих музеях мира. Благодаря Лидии Делекторской большая коллекция его картин хранится в Эрмитаже и в Государственном музее имени Пушкина.

 

Использованы материалы с сайта

 

 

Интернет-ресурсы

 

http://anrimatiss.ru – Анри Матисс (биография, материалы о творчестве, отрывки из книги А. Матисса «Заметки живописца», галерея работ)  

 

http://www.h-matisse.ru – Анри Матисс: биография, творческий путь, галерея работ, критика и пр.

 

А. Матисс в Википедии

 

А. Матисс на сайте Артхив

 

А. Матисс на сайте «Люди»    

 

А. Матисс в энциклопедии «Кругосвет»

 

А. Матисс на сайте Gallerix.ru  

 

А. Матисс на сайте «Художники-экспрессионисты»

 

Анри Матисс: картины и биография

 

А. Матисс на сайте «Современное искусство»

 

http://www.musee-matisse-nice.org – Официальный сайт музея А. Матисса в Ницце (англ.)

 

Биография

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"