220 лет со дня рождения русского художника Карла Брюллова
(23.12.1799 – 23.06.1852)
«В области искусства, в творчестве
сердца
русский народ обнаружил
изумительную силу,
создав при наличии ужаснейших
условий
прекрасную литературу,
удивительную живопись и
оригинальную музыку,
которой восхищается весь мир.
Гигант Пушкин – величайшая
гордость наша,
а рядом с ним волшебник Глинка
и прекрасный Брюллов».
М. Горький
Принес ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень –
И был «Последний день Помпеи»
Для русской кисти первый день!
Е. Баратынский
Карл Павлович Брюллов – русский
живописец, монументалист, акварелист, мастер портрета. Обладатель нескольких
наград от Академии художеств, золотой медалист Парижской выставки 1834 года.
Он единственный русский художник, удостоенный при жизни лаврового венка и
бриллиантового перстня из рук императора. За «Последний день Помпеи» его
назвали «первой кистью государства». Брюллов создал более 200 парадных и
камерных портретов и расписал купол Исаакиевского собора площадью 800
квадратных метров.
«Карл Великий», как его
называли современники, происходил из старинного французского рода Брюлло,
известного еще в XVII веке. Его дед Георг Брюлло работал лепщиком на
императорском фарфоровом заводе в Петербурге, отец – «мастер резного,
золотарного и лакировального дела и академик орнаментальной скульптуры на
дереве».
Как и его братья, юный Карл с
детства стал постигать азы рисования. Будучи от рождения болезненным
ребенком, он практически все время проводил в постели, однако с прилежанием
выполнял задания, полученные от отца. За невыполнение можно было лишиться
обеда или ужина, поэтому мальчик прилагал все усилия, чтобы избежать
наказания. Такая методика принесла свои плоды – поступив в 10-летнем возрасте
в Академию художеств, Карл Брюллов восхищал преподавателей своим мастерством
и усердием.
«Брюллов в юношеских
упражнениях своих выказывал нечто большее, чем простое знание академического
рисунка: он умел придавать формам человеческого тела не условную
правильность, а жизнь и грацию, дотоле незнакомые ученикам Академии…» (А.
Сомов).
Обучение Брюллова в Академии
продолжалось до 1821 года; в этот период были созданы его первые картины –
«Нарцисс» (1819 г.) и «Гений искусства», написанный в период с 1817 по 1820
гг. и признанный Советом Академии как образец для копирования. С легкостью
справляясь со всеми заданиями и будучи приятным в общении, Брюллов снискал
расположение учителей и однокурсников и нередко помогал последним, поправляя
их экзаменационные работы.
Получив после окончания
Академии стипендию от Общества поощрения художников (ОПХ) и сменив в 1822
году фамилию Брюлло на Брюллов, Карл с братом Александром,
архитектором и художником, отправляются в турне по Европе.
По прибытии в Рим живописец
получил первое задание от Общества: ему следовало скопировать
«Афинскую школу» – фреску Рафаэля. Этой работой он завершил свое ученичество:
последующим картинам Брюллова с названиями, говорящими нам о том, где черпал
вдохновение гений кисти, был уготован сногсшибательный успех.
Так, полотно «Итальянское
утро», написанное в 1823 г., вызвало в Петербурге фурор: современников
Брюллова поразила свежесть его письма и оригинальность трактовки обычного с
виду сюжета. ОПХ преподнесло это произведение в дар Николаю I, а тот,
находясь под впечатлением, наградил художника перстнем с бриллиантом и
заказал ему парную картину. Брюллов пишет в 1827 г. «Итальянский полдень», но
ОПХ раскритиковало картину, опираясь на недовольный отзыв императора, и
живописец решил прекратить сотрудничество с Обществом.
Разрыв с ОПХ позволил
живописцу полностью посвятить себя заказам от соотечественников и итальянской
знати: их количество обеспечивало финансовую независимость от Общества.
Помимо портретов, Брюллов
также пишет акварели – сочные, воздушные, наполненные солнцем и романтизмом.
Акварельной живописи Брюллова присуща характерная манера письма: они
представляют собой сочетание контрастных цветовых пятен, при помощи которых
художнику удавалось передать настроение изображенных на акварелях людей и
очарование природы.
В Италии Брюллов познакомился
с русской аристократкой Юлией Самойловой. Она была наследницей рода
Скавронских, Пален, Литто и Висконти – богатейших домов Российской империи и
Италии, покровительствовала русским и итальянским деятелям искусств.
Графиня Самойлова с первой
встречи в 1827 году покорила сердце художника, который был очарован ее
средиземноморской красотой, грацией, умом и независимостью. Долгие годы она
оставалась для него художественным идеалом, близким другом и дамой сердца. За
несколько десятилетий он написал несколько её портретов.
В 1827 году Брюллов начал
работу над одним из своих масштабных произведений – «Последний день Помпеи».
Он посетил развалины города Помпеи, погибшего при извержении Везувия в 79
году до н.э, осмотрел раскопки, сделал наброски. Брюллов работал над своей монументальной
картиной почти шесть лет. В 1833 году «Последний день Помпеи» был выставлен в
Риме, в мастерской художника.
Результат превзошел все
ожидания живописца: его новаторский подход к изображению исторического сюжета
был с восторгом воспринят европейской и российской публикой. Посмотреть
картину приезжали многие известные в те годы люди, среди которых был писатель
Вальтер Скотт. Флорентийская Академия художеств присвоила Брюллову за это
полотно звание профессора первой степени.
Картину выставляли на Парижском
салоне в Лувре, после чего отправили в Петербург. Император Николай I, увидев
ее, предложил художнику вернуться в Россию и пригласил его на личную встречу
для вручения лаврового венка. Заказчик картины, меценат А. Демидов преподнес
ее императору в дар. Поначалу полотно находилось в Эрмитаже, а спустя
некоторое время Николай I презентовал ее Академии художеств. Сегодня этот
шедевр является частью экспозиции Русского музея.
Художник прожил в Италии 12
лет. За это время он создал около 120 портретов итальянской интеллигенции, а
также художников, скульпторов, писателей, отдыхающих в Италии членов
императорской семьи и русской знати. Написал несколько автопортретов для
Галереи Уффици во Флоренции.
В 1835 году художник
отправился в Грецию и Малую Азию с экспедицией мецената Владимира
Орлова-Давыдова. Там он написал серию портретов повстанцев, их предводителя
Теодора Колокотрони, несколько пейзажей. Рисовал в основном акварелью и
сепией.
В дороге Брюллов простудился,
был вынужден оставить экспедицию и в конце 1835 года прибыл в Москву. Здесь
знатные московские дома устраивали вечера и приемы в его честь.
У Брюллова сложились обширные
связи в мире искусства, литературы и музыки. У него установились дружеские
отношения с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, с композитором М.И. Глинкой, не
говоря уже о художниках. Он принял близкое участие в судьбе Т. Г. Шевченко.
Когда понадобилось изыскать средства на выкуп Шевченко из крепостной
зависимости, Брюллов написал портрет В.А. Жуковского, который разыграли в
лотерее.
Весной 1836 года Брюллов
приехал, наконец, в Петербург – ему было присвоено звание младшего профессора
Академии художеств. И здесь также начались торжества. Был устроен большой
праздник в здании самой Академии около прославленной картины. Брюллов был
провозглашен первым художником России, мировым гением, сравнявшимся со всеми
великими художниками мира.
Многие из академических
воспитанников считали за счастье учиться рисунку и живописи в мастерской
Брюллова, его мастерская не вмещала всех, желавших у него учиться. Среди его
учеников были Павел Чистяков, Павел Федотов, Тарас Шевченко.
Он был популярен среди местной
знати как искусный портретист – из-под его кисти вышли портреты И. Крылова,
В. Жуковского, Н.
Кукольника, Ю. Самойловой, А.
Струговщикова и других современников.
В 1843 году Брюллов начал
расписывать плафон
купола только что построенного Исаакиевского собора. Площадь
сферического плафона составляла более 800 квадратных метров. Стоя на лесах,
художник шутил: «Мне тесно! Я бы теперь расписал небо!» Штукатурка была еще
сырой, плохо ложился грунт, отслаивалась краска.
Некоторые изображения
приходилось перерисовывать. В помещении было влажно, прохладно и гуляли сквозняки.
К тому же в самом храме тесали мрамор и гранит и в воздухе стояла мелкая
пыль. Брюллов серьезно заболел и был вынужден просить об освобождении от
работ. По эскизам Брюллова роспись купола заканчивал художник Петр Басин.
В 1849 году доктора признали состояние здоровья
Брюллова безнадежным. По совету медиков он поселился на острове Мадейра, потом
перебрался в Рим, где нашел гостеприимный кров и уход в семье негоцианта
Анджело Титтони.
В периоды облегчения от сердечных удуший Брюллов
спешит рисовать итальянских лаццарони (бедняков), пробует запечатлеть в
аллегорических портретах все семейство Титтони. Художник создает великолепный
портрет ученого лингвиста и археолога Ланчи.
Незадолго до смерти Брюллов набрасывает композицию «Диана, несомая на крыльях
Ночи над римским кладбищем Монте-Тестаччио». На этом кладбище в 1852 году
похоронили и Брюллова...
Художественное наследие Карла Брюллова огромно. Его
картины не всеми современниками воспринимались с пониманием и восхищением –
была и критика, и зависть, и осуждение. Но история всегда дает истинную оценку
творцу. Именно Карл Брюллов положил начало новому реалистическому искусству,
уйдя от академических канонов, создав новый тип портрета – портрет-картину.
На творчестве Брюллова выросла целая плеяда русских
художников и иностранных живописцев. В своих произведениях он сумел органично
соединить наследие великих мастеров античности и эпохи Ренессанса с собственным
взглядом на живопись.
Карл Брюллов – единственный художник классического
русского искусства, обретший при жизни всеевропейскую славу, а по смерти и
мировую известность.