«Великий Карл»
 Сегодня: 30 мая, суббота
 Главная 
 Карта сайта 
 Виртуальные выставки 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2019 / «Великий Карл»

«Великий Карл»

220 лет со дня рождения русского художника Карла Брюллова

(23.12.1799 – 23.06.1852)

 

https://b1.culture.ru/c/194972.jpg

«В области искусства, в творчестве сердца

русский народ обнаружил изумительную силу,

создав при наличии ужаснейших условий

прекрасную литературу,

удивительную живопись и оригинальную музыку,

которой восхищается весь мир.

Гигант Пушкин – величайшая гордость наша,

а рядом с ним волшебник Глинка

и прекрасный Брюллов».

М. Горький

 

Принес ты мирные трофеи

С собой в отеческую сень –

И был «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первый день!

Е. Баратынский

 

 

 

Карл Павлович Брюллов – русский живописец, монументалист, акварелист, мастер портрета. Обладатель нескольких наград от Академии художеств, золотой медалист Парижской выставки 1834 года. Он единственный русский художник, удостоенный при жизни лаврового венка и бриллиантового перстня из рук императора. За «Последний день Помпеи» его назвали «первой кистью государства». Брюллов создал более 200 парадных и камерных портретов и расписал купол Исаакиевского собора площадью 800 квадратных метров.

«Карл Великий», как его называли современники, происходил из старинного французского рода Брюлло, известного еще в XVII веке. Его дед Георг Брюлло работал лепщиком на императорском фарфоровом заводе в Петербурге, отец – «мастер резного, золотарного и лакировального дела и академик орнаментальной скульптуры на дереве».

 

 

К. Брюллов. Автопортрет (1813 - 1816)
Фото с сайта http://pavlishak.ru/images/%D0%91%D1%80%D1%8E%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%201813-1816.jpg

Как и его братья, юный Карл с детства стал постигать азы рисования. Будучи от рождения болезненным ребенком, он практически все время проводил в постели, однако с прилежанием выполнял задания, полученные от отца. За невыполнение можно было лишиться обеда или ужина, поэтому мальчик прилагал все усилия, чтобы избежать наказания. Такая методика принесла свои плоды – поступив в 10-летнем возрасте в Академию художеств, Карл Брюллов восхищал преподавателей своим мастерством и усердием.

«Брюллов в юношеских упражнениях своих выказывал нечто большее, чем простое знание академического рисунка: он умел придавать формам человеческого тела не условную правильность, а жизнь и грацию, дотоле незнакомые ученикам Академии…» (А. Сомов).

 

 

Обучение Брюллова в Академии продолжалось до 1821 года; в этот период были созданы его первые картины – «Нарцисс» (1819 г.) и «Гений искусства», написанный в период с 1817 по 1820 гг. и признанный Советом Академии как образец для копирования. С легкостью справляясь со всеми заданиями и будучи приятным в общении, Брюллов снискал расположение учителей и однокурсников и нередко помогал последним, поправляя их экзаменационные работы.

Получив после окончания Академии стипендию от Общества поощрения художников (ОПХ) и сменив в 1822 году фамилию Брюлло на Брюллов, Карл с братом Александром, архитектором и художником, отправляются в турне по Европе.

 

 

По прибытии в Рим живописец получил первое задание от Общества: ему следовало скопировать «Афинскую школу» – фреску Рафаэля. Этой работой он завершил свое ученичество: последующим картинам Брюллова с названиями, говорящими нам о том, где черпал вдохновение гений кисти, был уготован сногсшибательный успех.

Так, полотно «Итальянское утро», написанное в 1823 г., вызвало в Петербурге фурор: современников Брюллова поразила свежесть его письма и оригинальность трактовки обычного с виду сюжета. ОПХ преподнесло это произведение в дар Николаю I, а тот, находясь под впечатлением, наградил художника перстнем с бриллиантом и заказал ему парную картину. Брюллов пишет в 1827 г. «Итальянский полдень», но ОПХ раскритиковало картину, опираясь на недовольный отзыв императора, и живописец решил прекратить сотрудничество с Обществом.

 

 

http://cdn1.ozone.ru/multimedia/1023719554.jpg

Разрыв с ОПХ позволил живописцу полностью посвятить себя заказам от соотечественников и итальянской знати: их количество обеспечивало финансовую независимость от Общества.

Помимо портретов, Брюллов также пишет акварели – сочные, воздушные, наполненные солнцем и романтизмом. Акварельной живописи Брюллова присуща характерная манера письма: они представляют собой сочетание контрастных цветовых пятен, при помощи которых художнику удавалось передать настроение изображенных на акварелях людей и очарование природы.

 

 

Бенуа-Шарль Митуар. Портрет Ю.П. Спмойловой
Фото с сайта
https://mtdata.ru/u7/photo3E77/20315323929-0/original.jpg#20315323929

В Италии Брюллов познакомился с русской аристократкой Юлией Самойловой. Она была наследницей рода Скавронских, Пален, Литто и Висконти – богатейших домов Российской империи и Италии, покровительствовала русским и итальянским деятелям искусств.

Графиня Самойлова с первой встречи в 1827 году покорила сердце художника, который был очарован ее средиземноморской красотой, грацией, умом и независимостью. Долгие годы она оставалась для него художественным идеалом, близким другом и дамой сердца. За несколько десятилетий он написал несколько её портретов.

 

 

https://s-t-o-l.com/wp-content/uploads/2019/05/13_fullsize.jpg

В 1827 году Брюллов начал работу над одним из своих масштабных произведений – «Последний день Помпеи». Он посетил развалины города Помпеи, погибшего при извержении Везувия в 79 году до н.э, осмотрел раскопки, сделал наброски. Брюллов работал над своей монументальной картиной почти шесть лет. В 1833 году «Последний день Помпеи» был выставлен в Риме, в мастерской художника.

Результат превзошел все ожидания живописца: его новаторский подход к изображению исторического сюжета был с восторгом воспринят европейской и российской публикой. Посмотреть картину приезжали многие известные в те годы люди, среди которых был писатель Вальтер Скотт. Флорентийская Академия художеств присвоила Брюллову за это полотно звание профессора первой степени.

 

 

Картину выставляли на Парижском салоне в Лувре, после чего отправили в Петербург. Император Николай I, увидев ее, предложил художнику вернуться в Россию и пригласил его на личную встречу для вручения лаврового венка. Заказчик картины, меценат А. Демидов преподнес ее императору в дар. Поначалу полотно находилось в Эрмитаже, а спустя некоторое время Николай I презентовал ее Академии художеств. Сегодня этот шедевр является частью экспозиции Русского музея.

Художник прожил в Италии 12 лет. За это время он создал около 120 портретов итальянской интеллигенции, а также художников, скульпторов, писателей, отдыхающих в Италии членов императорской семьи и русской знати. Написал несколько автопортретов для Галереи Уффици во Флоренции.

 

 

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/e1a/408187@2x.jpg

В 1835 году художник отправился в Грецию и Малую Азию с экспедицией мецената Владимира Орлова-Давыдова. Там он написал серию портретов повстанцев, их предводителя Теодора Колокотрони, несколько пейзажей. Рисовал в основном акварелью и сепией.

В дороге Брюллов простудился, был вынужден оставить экспедицию и в конце 1835 года прибыл в Москву. Здесь знатные московские дома устраивали вечера и приемы в его честь.

 

 

У Брюллова сложились обширные связи в мире искусства, литературы и музыки. У него установились дружеские отношения с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, с композитором М.И. Глинкой, не говоря уже о художниках. Он принял близкое участие в судьбе Т. Г. Шевченко. Когда понадобилось изыскать средства на выкуп Шевченко из крепостной зависимости, Брюллов написал портрет В.А. Жуковского, который разыграли в лотерее.

Весной 1836 года Брюллов приехал, наконец, в Петербург – ему было присвоено звание младшего профессора Академии художеств. И здесь также начались торжества. Был устроен большой праздник в здании самой Академии около прославленной картины. Брюллов был провозглашен первым художником России, мировым гением, сравнявшимся со всеми великими художниками мира.

Многие из академических воспитанников считали за счастье учиться рисунку и живописи в мастерской Брюллова, его мастерская не вмещала всех, желавших у него учиться. Среди его учеников были Павел Чистяков, Павел Федотов, Тарас Шевченко.

Он был популярен среди местной знати как искусный портретист – из-под его кисти вышли портреты И. Крылова, В. Жуковского, Н. Кукольника, Ю. Самойловой, А. Струговщикова и других современников.

 

 

https://pbs.twimg.com/media/DSdNcTYX0AEs2cI.jpg

В 1843 году Брюллов начал расписывать плафон купола только что построенного Исаакиевского собора. Площадь сферического плафона составляла более 800 квадратных метров. Стоя на лесах, художник шутил: «Мне тесно! Я бы теперь расписал небо!» Штукатурка была еще сырой, плохо ложился грунт, отслаивалась краска.

Некоторые изображения приходилось перерисовывать. В помещении было влажно, прохладно и гуляли сквозняки. К тому же в самом храме тесали мрамор и гранит и в воздухе стояла мелкая пыль. Брюллов серьезно заболел и был вынужден просить об освобождении от работ. По эскизам Брюллова роспись купола заканчивал художник Петр Басин.

 

В 1849 году доктора признали состояние здоровья Брюллова безнадежным. По совету медиков он поселился на острове Мадейра, потом перебрался в Рим, где нашел гостеприимный кров и уход в семье негоцианта Анджело Титтони.

В периоды облегчения от сердечных удуший Брюллов спешит рисовать итальянских лаццарони (бедняков), пробует запечатлеть в аллегорических портретах все семейство Титтони. Художник создает великолепный портрет ученого лингвиста и археолога Ланчи. Незадолго до смерти Брюллов набрасывает композицию «Диана, несомая на крыльях Ночи над римским кладбищем Монте-Тестаччио». На этом кладбище в 1852 году похоронили и Брюллова...

Художественное наследие Карла Брюллова огромно. Его картины не всеми современниками воспринимались с пониманием и восхищением – была и критика, и зависть, и осуждение. Но история всегда дает истинную оценку творцу. Именно Карл Брюллов положил начало новому реалистическому искусству, уйдя от академических канонов, создав новый тип портрета – портрет-картину.

На творчестве Брюллова выросла целая плеяда русских художников и иностранных живописцев. В своих произведениях он сумел органично соединить наследие великих мастеров античности и эпохи Ренессанса с собственным взглядом на живопись.

Карл Брюллов – единственный художник классического русского искусства, обретший при жизни всеевропейскую славу, а по смерти и мировую известность.

 

Использованы материалы с сайтов

https://artchive.ru/karlbryullov

https://www.culture.ru/persons/8224/karl-bryullov

 

 

Интернет-ресурсы

 

http://bryullov.ru – К.П. Брюллов

К.П. Брюллов на портале Культура.РФ

К. Брюллов в Википедии

К. Брюллов на сайте Артхив

К. Брюллов на сайте Gallerix.ru  

К. Брюллов на сайте «История искусств»

Подробная биография здесь >>   здесь >>   здесь >>

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"