«Опыт предельного одиночества»
 Сегодня: 20 сентября, воскресенье
 Главная 
 Карта сайта 
 Виртуальные выставки 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2019 / «Опыт предельного одиночества»

«Опыт предельного одиночества»

175 лет со дня рождения Ф. Ницше

(15.10.1844 – 25.08.1900)

 

 

https://pbs.twimg.com/media/EC0X8hFXYAASMsm.jpg

 

«Тот, кто умеет дышать

воздухом моих сочинений,

знает, что это воздух высот, здоровый воздух.

Надо быть созданным для него,

иначе рискуешь простудиться.

Лед вблизи, чудовищное одиночество –

но  как безмятежно покоятся все вещи в свете дня!

Как легко дышится!..»

 

Ф. Ницше

 

«Человек любит быть Богом.

Но никто из богов не компрометировал себя

так страшно, как человекобог.

Он не мог осмыслить ни смерти,

ни страдания, ни жизни...»

 

преп. Иустин Попович

 

 

Фридрих Ницше – не всеми признанный гений, ниспровергатель общепринятых моральных норм и правил, создатель нового течения в философии, филолог, композитор, поэт. Идеи Ницше оказали огромное влияние на современную философию. Ни одного автора не цитировали так часто, как Ницше. Многие страницы работ или целые книги Семена Франка, Николая Бердяева, Мартина Хайдеггера, Мишеля Фуко, Жиля Делеза и других выдающихся философов посвящены анализу его наследия, полемике с его пророчествами, пронизаны неприятием его идей или восхищением ими.

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7f/Nietzsche1861.jpg

Фридрих Вильгельм Ницше (Nietzsche, Friedrich) – немецкий философ и поэт. Родился в деревушке Рёккен близ Лютцена (Саксония) 15 октября 1844. Его отец и оба деда были лютеранскими священниками. После смерти отца в 1849 семья переезжает в Наумбург,  где прошли детские годы Ницше, которые он впоследствии назвал «наумбургским женским домоправлением», поскольку рос в окружении только женщин: матери, сестры, бабушки, двух незамужних тёток и няни.

В 1858 году способного мальчика приняли в знаменитую школу-пансион Пфорта, где он увлекся изучением античной литературы, осуществил первые пробы писательства, пережил сильное желание стать музыкантом, живо интересовался философскими и этическими проблемами, с удовольствием читал Шиллера, Байрона и, особенно, Гёльдерлина, а также впервые познакомился с музыкой Вагнера.

 

https://www.infobae.com/new-resizer/_TkbutKTub-LISO2YLZC2Wxur-U=/750x0/filters:quality(100)/s3.amazonaws.com/arc-wordpress-client-uploads/infobae-wp/wp-content/uploads/2018/10/05183054/Friedrich-Nietzsche-1869-Foto-Gebr%C3%BCder-Siebe.jpg

Затем было обучение в университетах Бонна и Лейпцига, где он углубился в греческую и латинскую классику. В лавке старых книг в Лейпциге он однажды случайно обнаружил книгу «Мир как воля и представление» немецкого философа Артура Шопенгауэра, которая произвела на него сильное впечатление и повлияла на дальнейшее творчество.

В 1869 году Ницше, опубликовавшего уже несколько научных статей, но еще не имеющего докторской степени, пригласили занять кафедру классической филологии в Базельском университете в Швейцарии. Став в 25 лет профессором, что было беспрецедентным случаем в истории университетов Европы, Ницше получил и швейцарское подданство; однако во время франко-прусской войны 1870–1871 записался на службу в прусскую армию в качестве рядового санитара. Основательно подорвав здоровье, он вскоре вернулся в Базель, где возобновил преподавательскую деятельность.

 

Ницше композитор

Примерно в это время завязывается дружба и переписка между Ницше, с детства глубоко любившем музыку, и Рихардом Вагнером. Вагнер, к которому обращена одна из первых значительных работ Ницше «Рождение трагедии из духа музыки», через пятнадцать лет станет едва ли не главным оппонентом философа.

Кстати, отношения с Вагнером и его кругом лишний раз доказывают непримиримость Ницше к адептам германской исключительности: «Бедный Вагнер! Куда он попал! – Добро б еще он попал к свиньям! А то к немцам...» В этом высказывании Ницше звучит не столько неприязнь к своему народу, сколько раздражение воинствующим национализмом, которым увлекался прославленный композитор.

 

Вот обобщенный портрет Ницше, воссозданный со слов друзей: «У него была привычка тихо говорить, осторожная, задумчивая походка, спокойные черты лица... В обычной жизни он отличался вежливостью, почти женской мягкостью, постоянной ровностью характера. Ему нравились изысканные манеры в обращении, и при первой встрече он поражал своей церемонностью». И это «сверхчеловек», уверенный в собственном превосходстве и презирающий слабых?

Отчасти правы те профессиональные философы, которые пожимают плечами при словосочетании «философия Ницше». Он не совсем философ в приемлемом для них смысле слова. Тогда кто же? Говорят: филолог, поэт, философствующий эссеист... Сам стиль, сама музыка его текстов разительно отличаются от научной манеры изложения. Его подход меньше всего рассчитан на объективное восприятие жизни. Логики в нем маловато, зато сколько страсти!

 

Ф. Ницше с матерью

Ницше не отличался крепким здоровьем. Уже с юношеских лет он стал испытывать сильные головные боли, что сказалось на его физическом развитии. Ницше много страдал, хотя боролся за свое здоровье всеми доступными методами. Философ считал боль и страдания величайшими творческими силами, необходимым условием самого творчества, его глубины и выразительности. «Страдание не делает человека лучше, оно делает его глубже», – писал он, и утверждал, что боль и страдание не оставляют подвижнику права на поражение. Собственное страдание Ницше превращает в объект наблюдения и анализа, в поучительный эксперимент над сферой духа.

Но болезнь была сильнее Ницше. Философ терял зрение, у него усилились головные боли, которые он лечил от случая к случаю; кроме того возникли проблемы с желудком. Все это привело тому, что 2 мая 1879 года Ницше в возрасте 35 лет оставил преподавание в университете, получил скромную пенсию и отправился в странствия по городам и весям лечиться и набираться сил. Дальнейшая жизнь Ницше – это, в полном понимании слова, жестокая борьба с недугами во имя жизни, утверждение себя как писателя, философа и полноценного человека.

 

https://oilay.kz/wp-content/uploads/2018/12/02_RB4Pco8-300x200.jpg

В конце 1882 года Ницше совершил путешествие в Рим, где познакомился с Лу Саломе, оставившей значительный след в его жизни. Ницше сразу же был покорён её гибким умом и обаянием. Он нашёл в ней внимательного слушателя, умного собеседника и волевую женщину. Она же в свою очередь, была потрясена силой его мыслей, целеустремленностью, эрудицией и талантом.

Ницше сделал ей предложение, но Лу отказала жениху, понимая, что объединить два разных мира под одной крышей невозможно. Чтобы не печалить друга, Лу предложила ему взамен свою дружбу. Вскоре, вместе с Паулем Рэ, другим женихом Саломе, они организуют союз трех, проживая под одной крышей и обсуждая новые идеи в философии и культуре.

Но искусственный союз быстро распался. Причинной тому была сестра Ницше – Элизабет. Она была недовольна влиянием фрейлин Лу фон Саломе на её брата и бесцеремонно разрешила эту проблему, написав той резкое письмо. Саломе и Ницше разошлись навсегда, сохранив в душе добрые чувства друг к другу.

 

Под влиянием Саломе, Ницше напишет первую часть знаменитого произведения «Так говорил Заратустра», в котором Ницше выразил самого себя, свои мысли, чувства, понимание мира и человека, надежды на их изменения, и передал тот тревожный дух, витавший в обществе в середине XIX века. В этой книге отражена и философия автора, правда, не в научной, а художественной форме. Если исключить стихотворения, украшающие книгу, то можно сказать, что других попыток, ни по форме, ни по содержанию Ницше больше не предпринимал. Главной темой произведения был сверхчеловек, воля к власти и вечное возвращение.

 

В январе 1889 на улице Турина с Ницше случился припадок, когда на его глазах хозяин избил лошадь. Невменяемым он был помещен в психиатрическую лечебницу, где оставался до марта 1890 года. Затем мать Ницше забрала его к себе домой, в Наумбург. После смерти матери его поражает апоплексический удар, Фридрих перестаёт двигаться и говорить. Последние три года жизни он провел на попечении сестры Элизабет.

Умер Ницше в Веймаре 25 августа 1900 года.

 

Дальше произошло нечто странное. Самый аристократичный из мыслителей, индивидуалист сразу же после смерти обрел массовую популярность, был растаскан на цитаты, превращен в идола.

Накануне Первой мировой войны именем Ницше оправдывались территориальные и политические притязания Германии. Многие восторгались принадлежностью немцев к разряду «сверхчеловеков», о которых сам Ницше, словно предвидя такой поворот событий, говорил, что «они дурно пахнут». Впрочем, о том, что действительно говорил Ницше, старались не вспоминать.

Английский политик лорд Крамер заявлял: «Одна из причин, вынудивших нас принять участие в войне, заключается в том, что мы должны защитить мир, прогресс и культуру, чтобы они не пали жертвой философии Ницше». Покойный философ оказался между двух огней.

 

Элизабет Ферстер-Ницше

Тексты Ницше в обязательном порядке стали изучать в гимназиях Германии. В рюкзаках немецких юношей, отправлявшихся на фронты Первой мировой, рядом с Библией и «Фаустом» лежал «Так говорил Заратустра». Впрочем, этот «Заратустра», как выясняется, был не совсем ницшевским...

Перед войной архив Ницше перешел в ведение его сестры Элизабет Фёрстер-Ницше. Впоследствии она написала многотомную «Жизнь Фридриха Ницше», где представила себя единомышленницей и чуть ли не единственной ученицей покойного брата. «Люди вроде моей сестры, – писал философ, – неизбежно оказываются непримиримыми противниками моего образа мыслей и моей философии».

Он как будто предвидел, что сестра опубликует его тексты, извратив их до неузнаваемости. Так на свет появился двойник философа, не оставивший своему прообразу шансов на оправдание. Ницшеанство, получившее массовое распространение, было бы правильнее называть фёрстер-ницшеанством...

 

Знаменитое «толкни слабого» звучит почти как инструкция для вышибал. Но о каком «слабом» здесь идет речь? В работе «По ту сторону добра и зла» Ницше писал: «В человеке тварь и творец соединены воедино: в человеке есть... глина, грязь, бессмыслица, хаос; но есть и творец, ваятель... – понимаете ли вы это противоречие?» Ницшеанский сверхчеловек, таким образом, – тот, кто в процессе внутренней борьбы сумел истребить в себе тварное начало и развить творческое. Ницше, по сути дела, категорически отрицал агрессию. Человек, по его утверждению, может нападать лишь на самого себя.

Обвинения Ницше со стороны поборников гуманизма сводятся обычно к трем пунктам: пангерманизм, антисемитизм, славянофобия. При внимательном изучении его текстов ни одно из этих обвинений критики не выдерживает. Вот несколько фактов и выбранных наугад цитат.

1. «Происхождение немецкого духа – из  расстроенного кишечника». «Куда бы ни простиралась Германия, она портит культуру».

 

2. «Было бы, может быть, полезно и справедливо удалить из страны антисемитских крикунов». Разрыв с Вагнером был во многом вызван антисемитизмом знаменитого композитора.

 

3. «Одаренность славян казалась мне более высокой, чем одаренность немцев». Во всяком случае «недочеловеками» Ницше славян не считал, как это ему пытался приписать Гитлер.

 

Истинный Ницше – это гениальный провидец, угадавший роковые катаклизмы XX в. и пытавшийся уберечь человечество от ужасной катастрофы нашей культуры. В затхлом воздухе Европы конца XIX в. прозвучал его исступленный призыв к свободе как смыслу жизни. Но не был услышан в атмосфере бравурного грохота национализма, впоследствии обернувшегося в XX в. рядом мировых войн и социальных переворотов, превративших миллионы людей не только в подопытных кроликов для кровавых экспериментов, но и в стадо, которое «наверняка настигнет и растопчет всякого, кто рассматривает людей как стадо и убегает от него со всей доступной ему быстротой».

 

Использованы материалы с сайта

 

 

Интернет-ресурсы

 

http://www.nietzsche.ru  – Ницше – для всех и ни для кого: биографический и библиографический материал; тексты всех основных произведений Фридриха Ницше, включая поэтические и музыкальные произведения; критические работы и работы, раскрывающие уровень влияния Ницше на современную цивилизацию

 

http://nitshe.ru – Фридрих Вильгельм Ницше : цитаты, афоризмы, философия, произведения, биография.

 

Ф. Ницше в библиотеке Мошкова

 

Исследования, статьи, материалы о Ф. Ницше в проекте «Философская антропология»

 

Ф. Ницше в библиотеке «Вехи» (биография, статьи о нём отечественных и зарубежных философов и писателей)

 

Подробная биография Ф. Ницше здесь >>   и  здесь  >>

 

Ф. Ницше в Википедии

 

Ф. Ницше в энциклопедии «Кругосвет»

 

Ф. Ницше в проекте «Люди»

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"