«Колумб русской музыки»
 Сегодня: 20 июля, суббота
 Главная 
 Карта сайта 
 Виртуальные выставки 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


«Ты же выжил, солдат…»


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2019 / «Колумб русской музыки»

«Колумб русской музыки»

215 лет со дня рождения М.И. Глинки

(01.06.1804 – 15.02.1857)

 

https://24smi.org/public/media/resize/660x-/celebrity/2017/02/07/4rVXgwLiv9v3_mikhail-glinka.jpg

Глинка имеет в русской музыке такое же значение,

как Пушкин в русской поэзии. Оба – великие таланты,

оба – родоначальники нового

русского художественного творчества,

оба глубоко национальные

и черпавшие свои великие силы

прямо из коренных элементов своего народа,

оба создали новый русский язык –

один в поэзии, другой в музыке.

 

В. Стасов

 

 

Глинка – наш гений, композитор,

для которого народ и родина составляли

главное, основное содержание

его величайших произведений

 

Б. В. Асафьев

 

 

 

Если русская наука началась с Михаила Ломоносова, поэзия – с Александра Пушкина, то русская музыка – с Михаила Глинки. Именно его творчество стало отправной точкой для становления русской классической музыки.

Михаил Иванович Глинка родился 1 июня (20 мая) 1804 года в селе Новоспасском, близ Ельни Смоленской губернии, в имении отца, капитана в отставке, происходившего из рода обрусевших польских шляхтичей. Болезненный и слабый ребенок, он до 6 лет воспитывался бабушкой (по отцу), крутой и властной женщиной, грозой крепостных и своих близких.

Начальное образование будущий композитор получил дома. С детства он выучился игре на скрипке и фортепиано, уже тогда пробовал сочинять музыку, замечательно пел и так же хорошо рисовал. Музыкальные способности в это время выражались «страстью» к колокольному звону, Михаил умел на медных тазах ловко подражать звонарям.

 

 

Михаил с сестрой и матерью.
http://www.doklad-plus.ru/wp-content/uploads/2018/03/01-s-mamoi.jpg

В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте (в 1819 году переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер.

В пансионе Глинка знакомится с А. С. Пушкиным, который навещал своего младшего брата Льва, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта.

 

 

Портрет М.И. Глинки, 14 лет (автор М. Теребенев) 
https://www.amusio.com/wp-content/uploads/2018/05/510px-Michail_Glinka_by_Mikhail-Ivanovich-Terebenyov-1824-255x300.jpg

Параллельно с учебой Глинка брал уроки игры на фортепиано. Обучался музыке у лучших петербургских учителей того времени: скрипача Франца Бема, пианиста Джона Фильда, Шарля Майера. У итальянца Тоди  М. Глинка начал учиться и пению.

Первый опыт в сочинении музыки относится к 1822 году – времени окончания пансиона. Это были вариации для арфы или фортепиано на тему из модной в то время оперы австрийского композитора Вейгля «Швейцарское семейство». С этого момента, продолжая совершенствоваться в игре на фортепиано, Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. В этот период были написаны романсы «Не искушай меня без нужды» на слова Е.А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А.С. Пушкина и другие.

 

 

Однако он долгое время остаётся неудовлетворённым своей работой и настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. В эти же годы расширяется круг знакомств Михаила Ивановича. Он знакомится с Василием Жуковским, Александром Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, Антоном Дельвигом, Владимиром Одоевским, ставшим впоследствии его другом.

В начале марта 1823 года Глинка отправился на Кавказ, на минеральные воды Пятигорска и Кисловодска, чтобы поправить слабое здоровье.

В сентябре он возвратился в Новоспасское и с новым рвением принялся за музыку. Он занимался музыкой очень много и пробыл в деревне до апреля 1824 года, а потом уехал в Петербург и поступил на службу в Министерство путей сообщения (1824-1828). Но так как служба отрывала его от занятий музыкой, Глинка вскоре вышел в отставку.

 

 

Портрет М. Глинки кисти художника Я. Ф. Яненко, 1840-е годы
https://gpeople-russia.ru/document/great/2011-6-11/glinka/06.jpg

В 1830 году состояние здоровья Глинки ухудшилось, музыкант был вынужден сменить петербургскую сырость на более теплый климат Европы. Оздоровительную поездку в Италию Глинка совместил с профессиональным обучением. В Милане композитор знакомится с выдающимися композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, изучает оперу и вокальный стиль бельканто и сам много сочиняет в «итальянском духе».

В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине Глинка, под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки. Прервать обучение Михаилу Ивановичу пришлось из-за неожиданной кончины отца. Композитор спешно вернулся в Россию.

Глинка вернулся с обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине.

 

 

Ни семейные потери (смерть отца, а позже и брата), ни знакомства и амурные приключения, ни сватовство и женитьба не могли помешать этой работе. (В апреле 1835 года Глинка женился, избранницей оказалась его дальняя родственница Марья Петровна Иванова. Но этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы).

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Этому с большим упорством препятствовал директор императорских театров А. М. Гедеонов, который отдал её на суд «директору музыки» капельмейстеру Катерино Кавосу. Кавос же дал произведению Глинки самый лестный отзыв. Опера была принята.

Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года с грандиозным успехом. Глинка не мог поверить своему счастью. Сам император долго высказывал ему благодарные слова, а критики назвали «Жизнь за царя» национальной героико-патриотической эпопеей.

 

 

https://24smi.org/public/media/2017/2/7/05_fhL1s6u.jpg

В 1837 году Михаил Глинка, ещё не имея готового либретто, начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Идея оперы возникла у композитора ещё при жизни поэта. Он надеялся составить план по его указаниям, однако гибель Пушкина вынудила Глинку обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых.

Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября (9 декабря) 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». Критики и бомонд встретили новую оперу крайне неблагосклонно. Высшее общество оперу освистало, царь Николай I, не дождавшись конца спектакля, демонстративно вышел из зала, а князь Михаил Павлович говорил, что отправляет провинившихся солдат слушать оперу Глинки в виде наказания.

 

 

Тяжело переживая критику своей новой оперы, а также кризис в личной жизни, Михаил Иванович в середине 1844 года предпринимает новое длительное заграничное путешествие. На этот раз он уезжает во Францию, а затем в Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом, который стал большим почитателем его таланта. Весной 1845 года Берлиоз исполнил на своем концерте произведения Глинки: лезгинку из «Руслана и Людмилы» и арию Антониды из «Ивана Сусанина». Успех этих произведений навёл Глинку на мысль дать в Париже благотворительный концерт из своих сочинений. 10 апреля 1845 года большой концерт русского композитора с успехом прошёл в концертном зале Герца на улице Победы в Париже.

13 мая 1845 года Глинка отправился в Испанию. Там Михаил Иванович изучает культуру, нравы, язык испанского народа, записывает испанские фольклорные мелодии, наблюдает народные празднества и традиции. Творческим результатом этой поездки явились две симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы. Результатом его поездки стали новые произведения: «Арагонская хота» и «Воспоминание о Кастилии».

 

 

http://visualrian.ru/images/old_preview/44/00/440022_preview.jpg

Летом 1847 года Глинка возвращается в Россию. Некоторое время он провел в родовом имении, потом жил в Петербурге, но светская жизнь утомляла музыканта. В 1848 году он оказался в Варшаве, где музыкант прожил два года.  Здесь композитор написал симфоническую фантазию темы русских песен «Камаринская». В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической музыки, создав необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений. «Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии "Камаринская"». (П.И. Чайковский)

В 1851 году Глинка возвращается в Санкт-Петербург, где даёт уроки пения, готовит оперные партии и камерный репертуар известным и начинающим оперным певцам. Под непосредственным влиянием Глинки складывается русская вокальная школа.

 

 

В 1852 году Глинка вновь отправился в путешествие. Он планировал добраться до Испании, но утомившись от переездов в дилижансах и по железной дороге, остановился в Париже, где прожил чуть более двух лет. В Париже Глинка начал работу над симфонией «Тарас Бульба», которая так и не была закончена. Начало Крымской войны, в которой Франция выступила против России, стало событием, окончательно решившим вопрос об отъезде Глинки на родину.

В мае 1854 года Глинка приехал в Россию. Он провёл лето в Царском Селе на даче, а в августе снова перебрался в Петербург. В том же 1854 году Михаил Иванович начал писать мемуары, названные им «Записки» (опубликованы в 1870 году).

В 1856 году Михаил Иванович Глинка уезжает в Берлин. Там он занялся изучением старинных русских церковных напевов, творчества старых мастеров, хоровых сочинений итальянца Палестрины, Иоганна Себастьяна Баха. Глинка первый из светских композиторов стал сочинять и обрабатывать церковные мелодии в русском стиле. Неожиданная болезнь прервала эти занятия.

Михаил Иванович Глинка скончался 15 февраля 1857 года в Берлине, вдали от родных и близких, и был похоронен на лютеранском кладбище. В мае того же года, по настоянию младшей сестры М. И. Глинки Людмилы Ивановны Шестаковой, прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище.

 

М.И. Глинка – автор романса «Я помню чудное мгновенье», который был написан на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Поэт посвятил строки своей музе Анне Керн, а Михаил Иванович посвятил музыку ее дочери Екатерине.

Патриотическая песня М. Глинки в период с 1991 по 2000 г. являлась официальным гимном Российской Федерации.

 

Использованы материалы с сайтов

https://schoolglinka1.edusite.ru/p40aa1.html

https://gpeople-russia.ru/article/mihail-ivanovich-glinka

https://vmiremusiki.ru/mixail-glinka.html

 

 

Интернет-ресурсы

 

http://www.glinka1804-rus.ru – М. И. Глинка

М.И. Глинка в Википедии

М.И. Глинка в Нотном архиве Б. Тараканова

М.И. Гинка на сайте Нотного архива России

М.И. Глинка на сайте «Нотомания»

М.И. Глинка на сайте Музыкальная библиотека

М.И. Глинка на сайте Belcanto.ru: В мире оперы

М.И. Глинка на сайте «Классическая музыка»

М.И. Глинка на сайте «Культура.РФ»

М.И. Глинка на сайте «Люди»

М.И. Глинка на сайте «Хронос»

Биография М.И. Глинки

М.И. Глинка на сайте «Музыкальная литература зарубежных стран» : Лекции по русской музыке 

М. Глинка на сайте «Наследие земли Смоленской»

Группа в ВКонтакте

 

 

Музыкальные произведения М.И. Глинки

(из фонда отдела искусств)

 

Глинка, М. Симфония на две русские темы. Арагонская хота. Воспоминание о летней ночи в Мадриде и др. [Звукозапись] / М. Глинка; исполн. : Гос. акад. симф. орк. СССР, дир. Е. Светланов, 1991. – Время звучания : 71.32. – 1 зв. диск.

 

Глинка, М. И. Иван Сусанин. Руслан и Людмила [Звукозапись] : оперы / исп. : солисты, хор и орк. Большого театра СССР, дир. Ю. Симонов, 2007. – 1 зв. диск (формат мр3 ; 5 ч. 45 мин.).

 

Глинка, М. И. Симфонические и вокальные произведения [Звукозапись] : Арагонская хота. Ночь в Мадриде. Фрагменты из опер «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила». Вокальный цикл «Прощание с Петербургом» / М. И. Глинка ; 2007. – 1 зв. диск (формат мр3 ; 5 ч. 55 мин.).


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"