Николай Андреевич Римский-Корсаков
занимает особое место в русской музыкальной культуре. Творческий путь его был
долог, и он всегда шёл в ногу со временем, всегда был лидером, фигурой яркой,
неординарной. Его творческая деятельность была многогранной, и в каждой
области он достиг больших высот. Автор огромного композиторского наследия;
член «Могучей кучки» и лидер «беляевского кружка»; крупный педагог, один из
первых профессоров Петербургской консерватории; крупный общественный деятель;
дирижёр; автор теоретических работ; редактор произведений других авторов;
фольклорист.
Николай
Римский-Корсаков родился в городе Тихвине Новгородской губернии. Отец
композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784–1862), происходил из
старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и
администрации России, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при императрице
Елизавете Петровне.
Мать,
Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика
Скарятина. Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат,
Воин Андреевич, офицер российского флота и будущий контр-адмирал.
В
возрасте 6 лет началось его домашнее обучение, в том числе и игре на
фортепиано, однако в сравнении с книгами музыка производила на ребёнка
меньшее впечатление: из последней ему больше нравилась церковная музыка, а
также русские народные песни. Тем не менее, в 11 лет он уже начал сочинять
свои первые музыкальные произведения.
В
1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский
корпус. В 1858 году у будущего композитора появилось настоящее увлечение
музыкой: он познакомился с операми Россини, Доницетти и фон Вебера, но
особенно его поразили произведения Михаила Глинки – «Жизнь за царя», «Руслан
и Людмила», «Каприччио на тему арагонской хоты».
Затем появился интерес к музыке
Бетховена (его восхищала «Пасторальная симфония» композитора), Моцарта и
Мендельсона. «Я был 16-тилетний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший
в неё», – вспоминал он позднее. Чувствуя необходимость получить более
серьёзное музыкальное образование, с осени 1859 года Николай начал брать
уроки у пианиста Фёдора Андреевича Канилле.
В
1861 году умер отец, и семья Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург.
В том же году благодаря Фёдору Канилле Николай познакомился с композитором
Милием Балакиревым и стал членом его кружка, что оказало решающее воздействие
на формирование его личности и эстетических взглядов. В то время в
Балакиревский кружок, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо
его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова входили Цезарь Кюи и Модест
Мусоргский. Балакирев руководил работой более молодых коллег и не только
подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и
помогал с инструментовкой.
Под
влиянием и руководством Милия Алексеевича было начато первое крупное
сочинение Римского-Корсакова – Первая симфония. По словам самого композитора,
эскизы начала симфонии существовали ещё в годы его обучения у Канилле, однако
серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861–1862 годах – и «к
маю 1862 года первая часть, скерцо и финал симфонии были мною сочинены и
кое-как оркестрованы».
Этой
же весной Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую
службу. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в
экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран –
Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию.
Служба
на клипере не оставляла времени для музыки, так что единственное сочинение,
появившееся в этот период из-под пера композитора – вторая часть Первой
симфонии (Анданте), написанная в конце 1862 года, после чего Римский-Корсаков
на время отложил своё сочинительство. Впечатления от морской жизни позднее
воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в
своих произведениях посредством оркестровых красок.
Вернувшись
из путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов
Балакиревского кружка, он знакомится с его новым участником – химиком и
начинающим композитором Александром Бородиным, с кумиром кружка Александром
Даргомыжским, с сестрой Глинки Людмилой Шестаковой и с Петром Чайковским.
По
настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за свою симфонию: он
сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает
произведение. Эта партитура (известная, как первая редакция симфонии) была
впервые исполнена в 1865 году под управлением Балакирева – неизменного
исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова.
Обратившись под влиянием Балакирева к славянским народным мелодиям,
Римский-Корсаков придерживался в музыке национального колорита, что и в
дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества. Найденный
здесь музыкальный язык затем был успешно развит в таких сочинениях как
«Увертюра на три русские темы» (первая редакция – 1866) и «Сербская фантазия»
(1867).
Этапным
произведением композитора стала музыкальная картина «Садко» (1867, позднее её
музыка будет частично использована в одноимённой опере), самое раннее из
программных сочинений Римского-Корсакова. Здесь он выступил как продолжатель
традиций европейского программного симфонизма – прежде всего Гектора Берлиоза
и Ференца Листа, творчество которых сильно повлияло на композитора; в
дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет связана
с определённой литературной программой.
В
«Садко» Римский-Корсаков, которого позднее назовут «сказочником», впервые
соприкоснулся с миром сказки; здесь он впервые использует придуманный им
симметричный лад, так называемую «гамму Римского-Корсакова», которую и в
дальнейшем он применял для характеристики фантастического мира в своих
музыкальных произведениях. Также впервые композитор попытался здесь
изобразить с помощью оркестровых красок морскую стихию (позднее он это делал
неоднократно в таких сочинениях, как сюита «Шехеразада», прелюдия-кантата «Из
Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»).
Обратившись
к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве, в 1872 году
он заканчивает оперу по драме Льва Мея «Псковитянка». Летом этого же года он
женится на талантливой пианистке Надежде Пургольд, с которой прожил до конца
своих дней и которая стала его преданной помощницей.
В
1871 году он был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории по
классу инструментовки, теории музыки и сочинения и оставался в этой должности
на протяжении 40 лет. За это время он создал свою композиторскую школу и
воспитал многих выдающихся музыкантов.
Николай
Андреевич обладал организаторским талантом, который вскоре находит
применение: в 1873 году Римский-Корсаков становится инспектором
военно-морских оркестров, а в 1874 году сменяет Балакирева на посту директора
Бесплатной музыкальной школы.
Начиная
с 1874 года, композитор занялся дирижированием – сначала симфонических
концертов, а затем и оперных спектаклей.
В
1880-е годы композитор создаёт такие симфонические сочинения, как оркестровая
сюита «Шехеразада», «Испанское каприччио», увертюра «Светлый праздник».
Начиная
с 1882 года Римский-Корсаков возглавлял Беляевский кружок, в 1883–1894 годах
он также был помощником управляющего Придворной певческой капеллы.
В
начале 1890-х годов был некоторый спад творческой деятельности композитора: в
этот период он изучал философию, писал статьи, а также пересмотрел и
отредактировал некоторые из своих прежних сочинений. Затем его творчество
приобрело исключительную интенсивность: одна за другой из-под пера
композитора появляются оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896),
«Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста»
(по Мею, 1898).
Во
время революционных событий 1905–1907 годов Римский-Корсаков выступил с
активной поддержкой требований бастующих студентов и открыто осудил действия
администрации Петербургской консерватории: он уволился и вернулся в
консерваторию лишь после предоставления ей частичных автономных прав и смены
руководства.
Осенью
1906 года Римский-Корсаков приступил к работе над оперой «Золотой петушок».
Пушкинская сказка привлекла композитора отточенностью пародийного жала,
бичующим остроумием, антимонархической направленностью. Она была поставлена
только в 1909 году, уже после смерти композитора.
Уже
на закате жизни Римский-Корсаков получает и международное признание, выступив
как композитор и дирижер на «Русских исторических концертах» в парижской
Гранд-опера, организованных его учеником С.П. Дягилевым.
Римский-Корсаков
был композитором-фольклористом, интерес к русской старине, языческим культам,
представлениям славян проходит, за редким исключением, через все его
творчество. Оперное наследие Римского-Корсакова включает около 20 опер (15
опер собственного сочинения, а также оперы, дописанные за других русских
композиторов).
На
протяжении всей творческой жизни композитор обращался и к вокальной лирике. В
79 его романсах представлена поэзия А. Пушкина, М. Лермонтова, А. К. Толстого,
Л. Мея, А. Фета, а из зарубежных авторов Дж. Байрона и Г. Гейне.
Музыка Римского-Корсакова живописна, красочна,
картинна. Это связано с особенностями его художественного восприятия –
композитор кроме тонкого абсолютного слуха обладал ещё и так называемым
«цветным слухом». Создавая музыкальный образ, композитор одновременно как бы
«видел» его. Звучание часто ассоциировалось у него с цветом, краской; слух
окрашивал звук в цвета. Не случайно сказочный мир композитора привлекал к себе
художников. Над оформлением оперных спектаклей Римского-Корсакова работали
такие выдающиеся мастера живописи, как К.А. Коровин, И.Я. Билибин, А.М. и В.В.
Васнецовы.
Более 40 лет длился творческий путь композитора.
Вступив на него как продолжатель традиций Глинки, он и в XX в. достойно
представляет русское искусство в мировой музыкальной культуре. Творческая и
музыкально-общественная деятельность Римского-Корсакова многогранна: композитор
и дирижер, автор теоретических трудов и рецензий, редактор сочинений Даргомыжского,
Мусоргского и Бородина, он оказал сильнейшее воздействие на развитие русской
музыки. За 37 лет педагогической работы в консерватории у него училось более
200 композиторов, ставших цветом русской музыкальной культуры.
Умер композитор 8 июня 1908 года в Любенске, в своей
загородной усадьбе, где теперь находится мемориальный музейный комплекс
композитора.
Н.А. Римский-Корсаков на сайте «О музыке и музыкальном
образовании» : Список произведений с указанием названия, тональности,
номера опуса, года создания, жанра/исполнительского состава, с комментариями