«Чародей музыкальной живописи»
 Сегодня: 16 сентября, понедельник
 Главная 
 Карта сайта 
 Виртуальные выставки 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


«Ты же выжил, солдат…»


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2019 / «Чародей музыкальной живописи»

«Чародей музыкальной живописи»

175 лет со дня рождения Н. А. Римского-Корсакова

(18.03.1844 – 21.06.1908)

 

http://intoclassics.net/_nw/250/71782737.jpg

 

 

 

«…музыка дает настроение, и по нему надобно

воссоздать мысль и образ...»

 

Н.А. Римский-Корсаков

 

 

«Римский-Корсаков был очень русским человеком

и очень русским композитором.

Я считаю, что эта его исконно русская суть,

его глубинная фольклорно-русская основа

сегодня должна быть особенно ценима».

 

М. Ростропович

 

 

Николай Андреевич Римский-Корсаков занимает особое место в русской музыкальной культуре. Творческий путь его был долог, и он всегда шёл в ногу со временем, всегда был лидером, фигурой яркой, неординарной. Его творческая деятельность была многогранной, и в каждой области он достиг больших высот. Автор огромного композиторского наследия; член «Могучей кучки» и лидер «беляевского кружка»; крупный педагог, один из первых профессоров Петербургской консерватории; крупный общественный деятель; дирижёр; автор теоретических работ; редактор произведений других авторов; фольклорист.

 

 

Николай Римский-Корсаков родился в городе Тихвине Новгородской губернии. Отец композитора, Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784–1862), происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации России, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при императрице Елизавете Петровне.

Мать, Софья Васильевна, была дочерью крепостной крестьянки и богатого помещика Скарятина. Сильное влияние на будущего композитора оказал его старший брат, Воин Андреевич, офицер российского флота и будущий контр-адмирал.

 

 

В возрасте 6 лет началось его домашнее обучение, в том числе и игре на фортепиано, однако в сравнении с книгами музыка производила на ребёнка меньшее впечатление: из последней ему больше нравилась церковная музыка, а также русские народные песни. Тем не менее, в 11 лет он уже начал сочинять свои первые музыкальные произведения.

 

 

Николай Андреевич Римский-Корсаков — кадет Морского корпуса.

В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус. В 1858 году у будущего композитора появилось настоящее увлечение музыкой: он познакомился с операми Россини, Доницетти и фон Вебера, но особенно его поразили произведения Михаила Глинки – «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Каприччио на тему арагонской хоты».

Затем появился интерес к музыке Бетховена (его восхищала «Пасторальная симфония» композитора), Моцарта и Мендельсона. «Я был 16-тилетний ребёнок, страстно любивший музыку и игравший в неё», – вспоминал он позднее. Чувствуя необходимость получить более серьёзное музыкальное образование, с осени 1859 года Николай начал брать уроки у пианиста Фёдора Андреевича Канилле.

 

В 1861 году умер отец, и семья Римских-Корсаковых переехала в Санкт-Петербург. В том же году благодаря Фёдору Канилле Николай познакомился с композитором Милием Балакиревым и стал членом его кружка, что оказало решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов. В то время в Балакиревский кружок, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Балакирев руководил работой более молодых коллег и не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал с инструментовкой.

Под влиянием и руководством Милия Алексеевича было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова – Первая симфония. По словам самого композитора, эскизы начала симфонии существовали ещё в годы его обучения у Канилле, однако серьёзная работа над сочинением развернулась лишь в 1861–1862 годах – и «к маю 1862 года первая часть, скерцо и финал симфонии были мною сочинены и кое-как оркестрованы».

 

Н. А. Римский-Корсаков — гардемарин.

Этой же весной Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран – Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию.

Служба на клипере не оставляла времени для музыки, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора – вторая часть Первой симфонии (Анданте), написанная в конце 1862 года, после чего Римский-Корсаков на время отложил своё сочинительство. Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок.

 

 

Вернувшись из путешествия, Римский-Корсаков снова попадает в общество членов Балакиревского кружка, он знакомится с его новым участником – химиком и начинающим композитором Александром Бородиным, с кумиром кружка Александром Даргомыжским, с сестрой Глинки Людмилой Шестаковой и с Петром Чайковским.

По настоянию Балакирева Римский-Корсаков вновь принимается за свою симфонию: он сочиняет недостающие трио для скерцо и полностью переоркестровывает произведение. Эта партитура (известная, как первая редакция симфонии) была впервые исполнена в 1865 году под управлением Балакирева – неизменного исполнителя всех ранних симфонических партитур Римского-Корсакова. Обратившись под влиянием Балакирева к славянским народным мелодиям, Римский-Корсаков придерживался в музыке национального колорита, что и в дальнейшем будет характеризовать большую часть его творчества. Найденный здесь музыкальный язык затем был успешно развит в таких сочинениях как «Увертюра на три русские темы» (первая редакция – 1866) и «Сербская фантазия» (1867).

 

 

http://animalsfoto.com/photo/eb/ebaf05425662ec686b43d00e4ede5a2a.jpg

Этапным произведением композитора стала музыкальная картина «Садко» (1867, позднее её музыка будет частично использована в одноимённой опере), самое раннее из программных сочинений Римского-Корсакова. Здесь он выступил как продолжатель традиций европейского программного симфонизма – прежде всего Гектора Берлиоза и Ференца Листа, творчество которых сильно повлияло на композитора; в дальнейшем большая часть произведений Римского Корсакова также будет связана с определённой литературной программой.

В «Садко» Римский-Корсаков, которого позднее назовут «сказочником», впервые соприкоснулся с миром сказки; здесь он впервые использует придуманный им симметричный лад, так называемую «гамму Римского-Корсакова», которую и в дальнейшем он применял для характеристики фантастического мира в своих музыкальных произведениях. Также впервые композитор попытался здесь изобразить с помощью оркестровых красок морскую стихию (позднее он это делал неоднократно в таких сочинениях, как сюита «Шехеразада», прелюдия-кантата «Из Гомера», операх «Садко» и «Сказка о царе Салтане»).

 

 

Надежда Николаевна Римская-Корсакова. 1872 год.

Обратившись к оперному жанру, ставшему впоследствии ведущим в его творчестве, в 1872 году он заканчивает оперу по драме Льва Мея «Псковитянка». Летом этого же года он женится на талантливой пианистке Надежде Пургольд, с которой прожил до конца своих дней и которая стала его преданной помощницей.

В 1871 году он был приглашен в число профессоров Петербургской консерватории по классу инструментовки, теории музыки и сочинения и оставался в этой должности на протяжении 40 лет. За это время он создал свою композиторскую школу и воспитал многих выдающихся музыкантов.

Николай Андреевич обладал организаторским талантом, который вскоре находит применение: в 1873 году Римский-Корсаков становится инспектором военно-морских оркестров, а в 1874 году сменяет Балакирева на посту директора Бесплатной музыкальной школы.

Начиная с 1874 года, композитор занялся дирижированием – сначала симфонических концертов, а затем и оперных спектаклей.

 

 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=40a6bfb35747da424175d891f615b382&n=13

В 1880-е годы композитор создаёт такие симфонические сочинения, как оркестровая сюита «Шехеразада», «Испанское каприччио», увертюра «Светлый праздник».

Начиная с 1882 года Римский-Корсаков возглавлял Беляевский кружок, в 1883–1894 годах он также был помощником управляющего Придворной певческой капеллы.

В начале 1890-х годов был некоторый спад творческой деятельности композитора: в этот период он изучал философию, писал статьи, а также пересмотрел и отредактировал некоторые из своих прежних сочинений. Затем его творчество приобрело исключительную интенсивность: одна за другой из-под пера композитора появляются оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста» (по Мею, 1898).

 

 

https://www.wikireading.ru/img/418113_68_i_026.jpg

Во время революционных событий 1905–1907 годов Римский-Корсаков выступил с активной поддержкой требований бастующих студентов и открыто осудил действия администрации Петербургской консерватории: он уволился и вернулся в консерваторию лишь после предоставления ей частичных автономных прав и смены руководства.

Осенью 1906 года Римский-Корсаков приступил к работе над оперой «Золотой петушок». Пушкинская сказка привлекла композитора отточенностью пародийного жала, бичующим остроумием, антимонархической направленностью. Она была поставлена только в 1909 году, уже после смерти композитора.

 

 

https://2.404content.com/1/9B/D4/428777587492521516/fullsize.jpg

Уже на закате жизни Римский-Корсаков получает и международное признание, выступив как композитор и дирижер на «Русских исторических концертах» в парижской Гранд-опера, организованных его учеником С.П. Дягилевым.

Римский-Корсаков был композитором-фольклористом, интерес к русской старине, языческим культам, представлениям славян проходит, за редким исключением, через все его творчество. Оперное наследие Римского-Корсакова включает около 20 опер (15 опер собственного сочинения, а также оперы, дописанные за других русских композиторов).

На протяжении всей творческой жизни композитор обращался и к вокальной лирике. В 79 его романсах представлена поэзия А. Пушкина, М. Лермонтова, А. К. Толстого, Л. Мея, А. Фета, а из зарубежных авторов Дж. Байрона и Г. Гейне.

 

 

Музыка Римского-Корсакова живописна, красочна, картинна. Это связано с особенностями его художественного восприятия – композитор кроме тонкого абсолютного слуха обладал ещё и так называемым «цветным слухом».  Создавая музыкальный образ, композитор одновременно как бы «видел» его. Звучание часто ассоциировалось у него с цветом, краской; слух окрашивал звук в цвета. Не случайно сказочный мир композитора привлекал к себе художников. Над оформлением оперных спектаклей Римского-Корсакова работали такие выдающиеся мастера живописи, как К.А. Коровин, И.Я. Билибин, А.М. и В.В. Васнецовы.

Более 40 лет длился творческий путь композитора. Вступив на него как продолжатель традиций Глинки, он и в XX в. достойно представляет русское искусство в мировой музыкальной культуре. Творческая и музыкально-общественная деятельность Римского-Корсакова многогранна: композитор и дирижер, автор теоретических трудов и рецензий, редактор сочинений Даргомыжского, Мусоргского и Бородина, он оказал сильнейшее воздействие на развитие русской музыки. За 37 лет педагогической работы в консерватории у него училось более 200 композиторов, ставших цветом русской музыкальной культуры.

Умер композитор 8 июня 1908 года в Любенске, в своей загородной усадьбе, где теперь находится мемориальный музейный комплекс композитора.

 

Использованы материалы с сайта

 

 

Интернет-ресурсы

 

http://www.rimskykorsakov.ru – Николай Андреевич Римский-Корсаков

 

Н. А. Римский-Корсаков в Википедии

 

Н.А. Римский-Корсаков в Нотном архиве Бориса Тараканова

 

Н.А. Римский-Корсаков на сайте «Мудрость Всех Времён и Народов»

 

Н.А. Римский-Корсаков на сайте Большой советской энциклопедии

 

Н.А. Римский-Корсаков на сайте «Belcanto»: биография, воспоминания, произведения

 

Биография на РИА-Новости

 

Н.А. Римский-Корсаков на сайте «Классическая музыка»: биография, воспоминания, статьи, произведения

 

Н.А. Римский-Корсаков в электронной энциклопедии «Кругосвет»

 

Н.А. Римский-Корсаков на сайте «Музыкальная фантазия»

 

Н.А. Римский-Корсаков на сайте «Кроссворд-кафе»

 

Н.А. Римский-Корсаков на сайте «Страницы истории Петербургской Консерватории»

 

Н.А. Римский-Корсаков на сайте МАОУ «Лицей № 62»

 

Н.А. Римский-Корсаков на сайте Певческой капеллы в Петербурге «Капелланин»: Статьи, воспоминания, фотографии

 

Произведения Н.А. Римского-Корсакова на сайте «Classic-online»  

 

Н.А. Римский-Корсаков : ноты произведений на сайте «International Music Score Library Project»

 

Н.А. Римский-Корсаков на сайте «О музыке и музыкальном образовании» : Список произведений с указанием названия, тональности, номера опуса, года создания, жанра/исполнительского состава, с комментариями

 

Н.А. Римский-Корсаков в Московской электронной нотной библиотеке (НЭБ)

Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"