«Замятин из Лебедяни…»
 Сегодня: 20 апреля, суббота
 Главная 
 Карта сайта 
 Виртуальные выставки 
 Полнотекстовые базы данных 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2019 / «Замятин из Лебедяни…»

«Замятин из Лебедяни…»

135 лет со дня рождения Е. И. Замятина

(20.01.1884 – 10.03.1939)

 

Е. Замятин
Фото с сайта
http://fb.ru/misc/i/gallery/41648/1194910.jpg

 

 

«Человек – как роман:

до самой последней страницы не знаешь, чем кончится.

Иначе не стоило бы и читать...»

Е. Замятин

 

 

«Вредная литература полезнее полезной.

Она утопична, нелепа,

она права через полтораста лет...»

Е.И. Замятин

 

В истории литературы Е.И. Замятин навсегда останется автором первой в мире антиутопии, так как именно вслед за ним написали свои знаменитые антиутопии Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл и Рэй Брэдбери, хотя сам термин «антиутопия» появится лишь через 15 лет после смерти писателя. Имя Замятина обычно ассоциируют с романом «Мы», несмотря на то, что ему принадлежат ещё шесть повестей и несколько десятков рассказов.

 

 

img3

Евгений Иванович Замятин родился 20 января (1 февраля по ст.ст.) 1884 года в Лебедяни Тамбовской губернии.  Отец – священник церкви Покрова Богородицы и преподаватель Закона Божия в местной прогимназии, мать – женщина образованная, начитанная, к тому же хорошая пианистка. Родители – люди благочестивые, богомольные, часто ездившие по монастырям и святым местам. 

Мальчик рос тихим, книжным ребенком. «Вы увидите очень одинокого, без сверстников, ребенка на диване, животом вниз, над книгой – или под роялью, а на рояле мать играет Шопена – и уездное – окна с геранями, посреди улицы поросенок привязан к колышку и трепыхаются куры в пыли. Все это – среди тамбовских полей, в славной шулерами, цыганами, конскими ярмарками и крепчайшим русским языком Лебедяни».

 

 

В юности

В Воронежской гимназии, которую юноша окончил с золотой медалью, Замятин зарекомендовал себя «истинным гуманитарием», и всем казалось, что он выберет писательскую стезю. Но тот решил посвятить себя литературе только несколько лет спустя после окончания учебного заведения, как он сам говорил – «из чистого упрямства»: Замятин, которому не всегда легко давались точные науки, хотел блестяще их освоить «в пику себе». И это ему удалось. Он успешно окончил кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института.

 

 

zaaa

В ноябре 1905 г. в жизни Евгения Замятина произошло событие, во многом определившее его дальнейшую судьбу – он встретил Людмилу Николаевну Усову (1884 – 1965), слушательницу фельдшерской школы, ставшую его невестой, а позднее женой.

Еще в пору учебы Замятин проникается революционными идеями: вступает в РСДРП(б), в которой пробудет до 1908 года, участвует в студенческих волнениях, подвергается арестам. Несколько месяцев он провел в «одиночке», трижды высылался из столицы. Потом он вспоминал: «В те годы быть большевиком – значило идти по линии наибольшего сопротивления; и я был большевиком». Тогда революция внушала ему надежду на справедливое переустройство мира. Позже стало ясно, как наивна эта вера, и Замятин отошел от политики. Впрочем, он никогда в нее не погружался целиком. Несмотря на все «приключения», изучал судостроение, корпел над чертежами.

 

 

Во время высылки в Лахту (тогда пригород Петербурга, ныне район города) пишет свою первую повесть «Уездное», привлекшую внимание М. Горького и принесшую известность Замятину. Вторая повесть – «На куличках» – также получает одобрение критиков.

В 1908 г. Замятин окончил институт, поступил на службу в Отдел торговых портов Министерства торговли и промышленности, а заодно был оставлен на кафедре родного института. С 1911 г. сам стал преподавателем корабельной архитектуры, публиковал статьи в научно-технических журналах – «Теплоход», «Русское судоходство». В рабочих поездках исколесил пол-России. В 1913 г. из-за болезни (стенокардия, которую в те времена называли грудной жабой) уехал в Николаев, строил там землечерпалки.

Во время Первой мировой войны занимает антивоенную позицию, понимаемую в то время как позиция антипатриотическая, поэтому Замятина ссылают в Кемь, на Соловки.

Весной 1916 г. Военное министерство откомандировало Замятина в Англию, наблюдать за постройкой ледоколов для российского флота. Он работал на заводах в Ньюкасле, Глазго, участвует в проектировании кораблей для российского флота, в том числе всемирно известного ледокола «Ленин» (первоначальное название «Святой Александр Невский»).

 

 

1

В Лондоне же пишет сатирическую повесть «Островитяне», где в иронической форме описывает нравы и быт англичан.

Писатель возвращается в Россию в сентябре 1917 года, после Февральской революции. На Родине уже было не до чертежей. Ее закружил вихрь перемен, и в этом урагане, по словам Евгения Ивановича от него разом «отломилась вся техника как сухой лист». Он решил посвятить себя творчеству.

Оставаясь социалистом по убеждениям, Замятин, тем не менее, после Октябрьской революции критикует правительство Ленина, занимая по отношению к новой власти практически ту же позицию, что и М. Горький в «Несвоевременных мыслях». В 1919 году он был арестован по подозрению в связях с левыми эсерами, устроившими в Петрограде антибольшевистские выступления.  

 

 

http://www.lebedyan.com/wp-content/uploads/2018/09/Zamyatin_books.jpg

В начале 1920-х Замятин уже признанный писатель. Его называли «новым Гоголем». Он был главным вдохновителем объединения «Серапионовы братья», куда входили Зощенко, Лунц, Каверин и другие молодые прозаики. Участники группы изучали особенности художественной прозы, обсуждали произведения, спорили и принципиально дистанцировались от политики. Но творческое кредо ее идеолога пришлось власти не по вкусу.

 

 

В 1920 году, в голодном неотапливаемом Петрограде, в обстановке военного коммунизма, Евгений Замятин написал свой знаменитый роман-антиутопию «Мы» (антиутопия – это жанр, отрицающий утопию), который представляет собой описание жизни государства далёкого будущего, где жёстко регламентирована жизнь человека. При этом сам человек ощущает себя счастливым и защищённым, пребывая в ситуации абсолютной несвободы. Жители Единого государства лишены индивидуальных чувств и собственного мнения – они лишь детали огромной государственной машины.

Руководитель государства – Благодетель – ежегодно «избирается» всеми жителями единогласно. В замятинском Едином государстве человек лишён имени – ему присваивается уникальный «нумер». За каждым жителем закрепляются определённые  обязанности. Взамен государство обеспечивает своего подданного одинаковой одеждой («юнифой»), жильём, нефтяной пищей и даже половой жизнью, которая со стороны государства регламентируется и контролируется. Интригу романа составляет любовь главного героя, от лица которого ведётся повествование, к женщине и, как следствие, осознание себя личностью.

Роман получил известность благодаря тому, что в нём увидели пародию на идею коммунизма, на идею построения общества, в котором все будут одинаково счастливы. В образе Благодетеля видели намёк на Сталина, а зелёную стену, которой отделено Единое государство от остального мира, ассоциировали с «железным занавесом».

 

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/118604/pub_5ad4acd68c8be35be3e0bab2_5ad4acd9a936f47eae684811/scale_1200

Однако такая трактовка романа является заблуждением: роман «Мы» написан за два года до образования СССР и задолго до прихода Сталина к власти, поэтому произведение не является ни антисоветским, ни антисталинским. Писатель предугадал тенденции развития любого государства. Но изначально сатира романа была связана с идеями футуристов (в частности, Велимира Хлебникова) объединения всего человечества на основе математической цивилизации, технического прогресса, мировой революции.

 

 

http://asimovonline.ru/site/assets/files/4736/kustodiev_zamyatin.jpg

Замятин называл свою антиутопию «предупреждением об опасности, угрожающей человеку от гипертрофированной власти машин и государства». Он одним из первых заявил, что цивилизация машин опасна и дурна, а вот любовь, фантазия, вера – благо, поскольку они и есть сущность человека.

Но в СССР ее восприняли как политический пасквиль. За этим последовала травля писателя в печати и как следствие – невозможность работать и издаваться. Тогда Замятин обратился с письмом лично …к Сталину. В 1931 году он писал вождю: «Если я преступник и заслуживаю кары, то все же не такой тяжкой, как литературная смерть. Прошу заменить этот приговор высылкой из СССР». И Сталин такое разрешение дал. Свою роль в этом сыграли и личное ходатайство Горького, и революционная юность опального автора, и самоубийство Маяковского, произошедшее в 1930 году.

 

 

http://asimovonline.ru/site/assets/files/4736/zamyatin4.250x0-is.jpg

Как бы то ни было, но в ноябре 1931 г. Замятин с женой уехали за границу. Они собирались отправиться в Америку, однако голливудская карьера писателя так и не состоялась. Покружив по Европе (Рига, Берлин, Прага, юг Франции), чета Замятиных осела в Париже.

Здесь Замятин тоже держался автономно. С эмигрантской прессой не сотрудничал, разоблачительных статей об СССР не писал. Он занимался творчеством.

Покинув СССР, Замятин не стал эмигрантом в полном смысле слова: Евгений Иванович сохранил советское гражданство. В 1935 году он участвовал в антифашистском Конгрессе писателей – опять же, как член советской делегации. Но на Родину уже больше не вернулся. За границей он работал над романом об Аттиле «Бич Божий», писал очерки, рецензии, киносценарии. В 1936 году вышла экранизация по мотивам пьесы Горького «На дне», снятая режиссером Жаном Ренуаром по замятинскому сценарию. Эта кинокартина была признана во Франции «фильмом года».

 

 

Умер Е.И. Замятин в Париже 10 марта 1937 года от грудной жабы. Провожали его в последний путь на небогатом кладбище в парижском пригороде Тье А. Бунин, В. Набоков, Н. Берберова и др. Марина Цветаева так описала этот скорбный час: «Вчера на свежей могиле Замятина… бросила ему щепотку глины на гроб… Было ужасно, растравительно бедно – и людьми, и цветами, – богато только глиной и ветрами – четырьмя встречными… У меня за него – дикая обида». Рядом с ним была позднее похоронена и его жена Людмила Усова. 

Положение Замятина в литературе оказалось таким же двойственным, как и все в его жизни.  В каждой строке, в каждом действии Замятин хотел оставаться самим собой. Советская власть не в полной мере понимала и принимала его творчество. Продвинутая интеллигентская эмиграция в нем разочаровалась. Как ни старалась она вынудить писателя заточить перо против Родины – не получилось. В Европе он был русским, а в России – европейцем. Русские критики видели в нем европейца, стилиста, стремящегося к вычурности и эксцентричности, а западные – коренного русского писателя, последователя традиций Гоголя, Достоевского и Лескова, изобразителя нравов русской глубинки.

Как писал А. Ремизов: «Замятин из Лебедяни, тамбовский, чего русее, и стихия его слов отборно русская. Прозвище: "англичанин", и никакое это не английское, а просто под инженерскую гребенку, а разойдется – смотрите: лебедянский молодец с пробором!»

 

 

Использованы материалы с сайтов

http://mosliter.ru/ruslit/20vek/evgenij_ivanovich_zamyatin

http://www.infovoronezh.ru/News/Lichnaya-revolyutsiya-Evgeniya-Zamyatina-10114.html

http://www.chaskor.ru/article/mnozhestvennoe_chislo_evgeniya_zamyatina__27121

 

 

Интернет-ресурсы

 

Е. Замятин в Википедии

Е. Замятин в Библиотеке Мошкова

http://zamyatin.lit-info.ru – Е. Замятин (произведения, воспоминания, критика и др.)

Е. Замятин на сайте «Лаборатория фантастики»

Е. Замятин на сайте А. Азимова

Е. Замятин на сайте Тамбовского государственного технического университета

Е. Замятин в проекте Хронос

Е. Замятин на сайте литературного клуба «Омилия»

Е. Замятин в блоге «Чтобы помнили»

Е. Замятин в энциклопедии «Кругосвет»  

 

 

Произведения Е. Замятина

 

«Замятин не болтун литературный и без разглагольствований:

за 29 лет литературной работы осталось –

под мышкой унесешь; но весь – свинчатка».

А. Ремизов

 

https://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1023220767.jpg

 

Замятин, Е.И. Мы [Text] : роман / Е. И. Замятин. – Б. м. : Б. и., 1994. – 159 с. – (Русские классики). 

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность», библиотека семейного чтения по Гайдара, 22, Уральской, 7, п. Метлино и Новогорный)

 

 

https://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1011706235.JPG

 

Замятин, Е.И. Мы [Текст]: роман, рассказы / Е. И. Замятин; вступ. ст. Л. В. Поляковой. – М. : Синергия, 1999. – 400 с. : ил. – (Новая школьная библиотека). 

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», библиотека семейного чтения по Октябрьской, 30)

 

 

 

Evgenij_Zamyatin__Uezdnoe._My_sbornik

 

Замятин, Е.И. Мы [Текст]: роман; комментарии, темы сочинений, сочинения по творчеству Е. И. Замятина / Е. И. Замятин. – М.: АСТ; Олимп, 2002. – 256 с. – (Школьная хрестоматия).

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, «Юность», библиотека семейного чтения по Гайдара, 22, п. Метлино)  

 

 

 

1000342117

 

Замятин, Е.И. Мы [Текст] : роман, повести, рассказы / Е. И. Замятин. – М. : Эксмо, 2006. – 608 с. – (Русская классика). 

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

 

 

ddd

 

Замятин, Е.И. Мы; Бич Божий [Текст] : романы / Е. И. Замятин; вступ. ст., коммент. И. Ерыкаловой. – СПб. : Азбука-классика, 2007. – 320 с.

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность»)

 

 

Evgenij_Zamyatin__Evgenij_Zamyatin._Zapisnye_knizhki

 

Замятин, Е.И. [Записные книжки]: Мысли, наблюдения, впечатления о жизни, об искусстве, о творчестве [Текст] / Е. И. Замятин. – М. : Вагриус, 2001. – 256 с. – (Записные книжки).

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

 

 

 

https://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1004454197.jpg

 

Замятин, Е.И. [Новеллы] [Текст] / Е. И. Замятин; сост., предисл. Г. Н. Красникова. – М. : Звонница-МГ, 2000. – 368 с. – (Библиотека мировой новеллы).

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», библиотека семейного чтения по Уральской, 7)

 

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"