«Лети же, мысль, на крыльях золотых»
 Сегодня: 14 декабря, пятница
 Главная 
 Карта сайта 
 Виртуальные выставки 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2018 / «Лети же, мысль, на крыльях золотых»

«Лети же, мысль, на крыльях золотых»

(«Va, pensiero, sull’alidorate»)

 

205 лет со дня рождения Джузеппе Верди

(10.10.1813 – 27.01.1901)

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c4/GiuseppeVerdi.jpg

 

«Как всякий могучий талант, Верди отражает в себе национальность и свою эпоху.

Он – цветок своей почвы. Он – голос современной Италии, не лениво-дремлющей или беспечно-веселящейся Италии

 в комических и мнимосерьезных операх Россини и Доницетти, не сентиментально-нежной и элегической, плачущей Италии беллиниевской, –

а Италии, пробудившейся к сознанию,

Италии, взволнованной политическими бурями,

Италии, смелой и пылкой до неистовства...»

А. Серов

 

«Никто не мог лучше, чем Верди, почувствовать жизнь.

Он был человеком среди людей, и он дерзал им быть.

Если бы ему предложили стать богом, он отказался бы,

так как любил чувствовать себя человеком,

победителем в пламенеющем кругу испытаний…»

А. Бойто

 

 

 

Джузеппе Верди (Джузеппе Фортунино Франческо Верди) – великий итальянский композитор, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века. Наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело, Данте и Петраркой, он воплощает своим искусством самую суть итальянской культуры с её стремлением к свету и утверждением высочайших гуманистических идеалов.

Верди родился в год, когда из Италии изгнали Наполеона в 1813 году, а умер уже в XX веке. Композитор был свидетелем войн, революций и стал настоящим символом итальянского единого государства. Его музыка вдохновляла и объединяла. Его оперы звучали на том итальянском, который стал затем государственным языком Италии.

Джузеппе Верди родился 10 октября 1813 года в маленькой итальянской деревне Ле Ронколе, недалеко от города Буссето (провинция Парма). В то время эта территория принадлежала Первой Французской империи, поэтому официальным местом рождения будущего композитора считается Франция. Его отец Карло Джузеппе Верди содержал местный трактир, мать Луиджа Уттини была пряхой.

Любовь к музыке мальчик проявил еще в детстве, родители подарили ему спинет – клавишный струнный инструмент, похожий на клавесин. Вскоре он начал изучать музыкальную грамоту и учиться игре на органе в деревенской церкви, священник которой стал его первым учителем.

В 11 лет маленький Джузеппе стал исполнять обязанности органиста. Однажды на службе его заметил состоятельный городской купец Антонио Барецци, он предложил помочь мальчику получить хорошее музыкальное образование. Сначала Верди переехал в дом Барецци, который оплачивал для него самого лучшего преподавателя, а позднее оплатил и обучение Джузеппе в Милане.

 

 

333

В Милане Верди пытается поступить в Консерваторию, но сразу получает отказ. Его не принимают из-за недостаточного уровня игры на фортепиано. Да и возраст – на тот момент ему уже было 18 лет – превышал установленный для приема. Примечательно, что сейчас Миланская Консерватория носит имя Джузеппе Верди.

 

Но молодой человек не отчаивается, он нанимает частного преподавателя и изучает основы контрапункта. Он посещает оперные спектакли, концерты различных оркестров, общается с местным бомондом. И в это время он начинает задумываться о том, чтобы стать композитором для театра.

 

 

Воодушевленный композитор вернулся в Буссето, где стал руководить духовым и симфоническим оркестрами, ездил на концерты с оркестрами и выступал как пианист. Он дает уроки музыки, среди его учеников – дочь его покровителя Барецци, Маргарита. С любви к музыке начались романтические отношения, которые переросли в любовь друг к другу. В мае 1836 состоялась свадьба Джузеппе и Маргариты. Через год у молодой пары рождается сын, а годом позже – дочь.

 

 

Маргарита-Барецци

Именно в этот период семейного блаженства, Верди сочиняет огромное количество произведений – марши и танцы, романсы и песни. Но, главное, он начинает работать над своей первой оперой. Существует версия, что первоначально опера получила название «Rochester», но потом название было заменено на «Oberto» («Оберто»). Опера была достаточно хорошо принята, чтобы композитор смог получить контракт на еще три оперы.

Трагедия ударила по Джузеппе Верди, когда он начал работать над своей второй оперой «Un Giornode Regno» («Король на час»). Неожиданно из-за непонятной болезни умер его маленький сын, а следом за ним, так же скоропостижно умерла дочь. А вскоре после трагедии у Маргариты обнаруживают энцефалит, и через несколько месяцев она также скоропостижно скончалась.

 

 

По иронии судьбы, «Un Giorno» была задумана как комическая опера, а Верди писал её после смерти горячо любимых детей и жены. Не удивительно, что опера потерпела сокрушительный провал. Потеряв всю семью за очень короткий период, и добитый окончательно потерпевшей провал оперой, композитор дает обещание закончить свою, едва начавшуюся карьеру. Но импресарио Ла Скала уговаривает его попробовать еще раз.

Верди пишет оперу «Nabucco» («Набукко»), сюжет которой описывает тяжелую участь израильтян под гнетом Вавилонского царя, Навуходоносора. Премьера оперы стала триумфом композитора. Итальянцы, живущие под австрийским правлением, увидели себя в опере и надежду на свободу. «Набукко» стала отправной точкой славы композитора Джузеппе Верди. За один только год опера ставилась в Европе 65 раз!

После постановки «Набукко» нелюдимый одинокий Верди вернулся к жизни и стал выходить в свет. Передовая миланская интеллигенция часто собиралась в доме Кларины Маффеи, горячей патриотки Италии, с которой Верди дружил долгие годы вплоть до ее смерти. На стихи мужа Кларины, Андреа Маффеи, композитор написал два романса, а также Андреа был автором либретто оперы «Разбойники» по драме Шиллера.

 

 

композитор Джузеппе Верди

Следующее десятилетие после сумасшедшего успеха «Набукко» Джузеппе Верди пишет очень много, борясь с цензурой в искусстве, навязанной австрийцами. Поэма выдающегося итальянского поэта Торквато Тассо Гросси «Джизельда» стала основой для оперы «Ломбардцы в Первом крестовом походе». Подобно тому, как в «Набукко» под библейскими иудеями подразумевались современные итальянцы, в «Ломбардцах» под крестоносцами имелись в виду патриоты современной Италии.

В конце 40-х у него начинаются близкие отношения с Джузеппиной Стреппони, певицей (сопрано), которая была ведущей исполнительницей во всех операх композитора, начиная с «Набукко». Гражданский брак был невероятным скандалом в то время для многих. Прожив вместе больше 10 лет, Джузеппе Верди и Стреппони наконец-то обвенчались в 1857 году.

Джузеппина стала для композитора главной музой и опорой в жизни. В 1845 году у певицы пропадает голос, и она принимает решение закончить оперную карьеру. Вслед за Стреппони это решил сделать и Верди, на тот момент композитор уже богат и знаменит. Но супруга уговаривает мужа продолжить свою музыкальную карьеру, и как раз после его «ухода» был создан шедевр оперного искусства – «Риголетто». Джузеппина вплоть до своей смерти в 1897 году поддерживала и вдохновляла Верди.

«Риголетто» стала началом новой эры в творчестве Верди. Он создает один шедевр за другим. «Травиата» (либретто по мотивам пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями»), «Трубадур», «Макбет» (вторая редакция) – только некоторые из них.

 

композитор Джузеппе Верди

 

 

К этому моменту композитор становится настолько известным, что письмо только с именем «Д. Верди» на конверте могло дойти до адресата. Уже только восхитительной музыки Верди было достаточно, чтобы сделать его настоящей звездой столетия, но именно несгибаемая национальная гордость сделала его настоящей иконой для всех итальянцев не только в музыкальном мире, но и в политическом.

В конце каждого представления его опер театр содрогался от криков зрителей «Viva, Verdi!» («Да здравствует, Верди!») И это было не просто восхищение талантом композитора, и не только пожелания здравствовать. «Вива, Верди!» стало негласным кодом анти-австрийского движения, нарастающего среди итальянцев. На самом деле они скандировали «Viva, V.E.R.D.I», что являлось аббревиатурой «Витторио Эмануэль, король Италии».

 

 

1039499

Следующие творения Верди примыкают к жанру «большой оперы». Это такие историко-романтические произведения, как «Сицилийская вечерня» (поставлена в Париже в 1855 году), «Бал-маскарад» (премьера состоялась в Риме в 1859 году), «Сила судьбы», написанная по заказу Мариинского театра.

Премьера намечалась еще в 1861 году, но по болезни примадонны была отложена на год. Верди находился в России с ноября 1861 по апрель 1862 года и затем в ноябре — декабре того же года; он присутствовал на спектакле «Сила судьбы» в Петербурге и «Трубадур» в Москве. Русская публика встречала его овациями.

Одна из последних великих опер Джузеппе Верди, «Аида», была ему заказана египетским правительством. К открытию Суэцкого канала планировалось построить театр в Каире, и к композитору обратились с предложением написать оперу на египетскую тему. Сначала он отказался, рассчитывая, что другой композитор согласится взяться за эту работу. Но когда узнал, что заказ получит Ричард Вагнер, решил принять заказ.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fc/Verdi_Mulnier_BNF_Gallica.jpg

Удивительно, но Верди и Вагнер всегда недолюбливали друг друга и считались конкурентами. Оба композитора родились в один и тот же год, каждый из них – лидер своей оперной школы своей страны. Они ни разу не встретились за всю жизнь, при этом сохранившиеся комментарии итальянца о великом немце и его музыке критичны и недоброжелательны («Он всегда выбирает, совершенно напрасно, нехоженую тропу, пытаясь лететь там, где нормальный человек просто пойдет пешком, достигая гораздо лучших результатов»).

Тем не менее, узнав, что Ричард Вагнер умер, Джезуппе Верди сказал: «Как грустно! Это имя оставило огромный след в истории искусства». Хорошо известно одно высказывание Вагнера, относящееся к музыке великого итальянца. Прослушав «Реквием», обычно красноречивый и щедрый на (нелестные) комментарии по отношению ко многим другим композиторам, Вагнер сказал: «Лучше ничего не говорить».

 

 

композитор Джузеппе Верди

Смерть другого великого итальянского композитора – Россини – вызвала короткий перерыв в оперном творчестве Верди. Он работал над частью реквиема, посвященного Россини, премьера которого состоялась в мае 1874 г. После довольно продолжительного «периода молчания», из-под пера композитора выходят еще несколько опер, «Отелло» и его последняя опера «Фальстаф», премьера которой состоялась в 1893 г.

Выпустив «Фальстафа» на сцены оперных театров, великий композитор уединяется в домике в деревне, где вместе с Джузеппиной они проводят вместе 4 тихих счастливых года. После смерти жены, потрясенный потерей, он так и не смог оправится: «…Мое имя пахнет эпохой мумий. Я сам высыхаю, когда только бормочу это имя про себя», – признавался он с грустью.

 

 

Он пережил Дзужеппину на 4 года и умер в Милане от обширного паралича 27 января 1901 года на 88-м году жизни. По всей Италии был объявлен национальный траур. Итальянцы не просто скорбели о смерти великого композитора – они оплакивали утрату символа, олицетворяющего всю Италию.

 

 

Похороны Дж. Верди в Милане. 1901 год

На третий день, в соответствии с завещанием Верди, состоялись скромные похороны – без музыки, без речей, рано на рассвете, в присутствии только близких людей.

24 февраля, также согласно его воле, прах Верди и Джузеппины был перезахоронен во внутреннем дворе основанного им Дома престарелых музыкантов. Теперь любимого композитора к месту последнего упокоения провожал весь город – более 300 тысяч миланцев – под мелодию хора из «Навуходоносора» «Лети, мысль, на золотых крыльях», которую исполнял хор из 900 человек под управлением Тосканини.

 

Почти три четверти века охватывает творческий путь Джузеппе Верди, путь постоянной, упорной работы и смелых исканий. Ни при жизни Верди, ни после его смерти в Италии не появилось композитора, равного ему по значению и по силе дарования.

Убеждениям, сложившимся в юности, Верди был верен всю свою жизнь. Горячим патриотом и подлинным демократом он оставался до самой смерти. В годы, когда Италия боролась против австрийских угнетателей, Верди служил делу освобождения родины как гражданин и художник. Те общественные и политические проблемы, которые волновали Верди как человека и гражданина, неизменно отражались в его творчестве, неотделимом от борьбы Италии за свободу, независимость и национальное объединение.

Национальный гений Верди создал неувядающие музыкальные шедевры – им написано 26 опер. Он – самый исполняемый оперный композитор, а «Травиата» – самая исполняемая опера на планете. Записи великих исполнителей произведений Верди входят в золотой фонд мировой оперной классики.

 

Использованы материалы с сайтов: 

https://24smi.org/celebrity/6164-dzhuzeppe-verdi.html

http://vmiremusiki.ru/dzhuzeppe-verdi.html

http://fb.ru/article/219592/italyanskiy-kompozitor-verdi-djuzeppe-biografiya-tvorchestvo-i-istoriya-jizni

 

 

Интернет-ресурсы

 

Дж. Верди в Википедии

Дж. Верди  на сайте «В мире музыки»  

Дж. Верди  на сайте Belcanto.ru  

Дж. Верди в Нотном архиве Бориса Тараканова

Дж. Верди в Нотном архиве России

Дж. Верди в энциклопедии «Кругосвет»

Дж. Верди на сайте «Проект Италия»

Дж. Верди на сайте «Некрополь»

Биография Дж. Верди на РИА-Новости

Дж. Верди на сайте Кроссворд-Кафе

Оперы Дж. Верди на Youtube

Д. Верди в Блоге о классической музыке

Либретто опер Дж. Верди

Группа в ВК

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"