«Я великий художник и знаю об этом…»
 Сегодня: 20 июня, среда
 Главная 
 Карта сайта 
 Виртуальные выставки 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


Выставочный зал
«Выставка памяти
Б.С. Кондрашова»


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


«Ты же выжил, солдат…»


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2018 / «Я великий художник и знаю об этом…»

«Я великий художник и знаю об этом…»

170 лет со дня рождения Поля Гогена

(07.06.1848 – 08.05.1903)

 

 

https://4.404content.com/resize/730x-/1/06/7D/1305106873094243884/fullsize.jpg

 

 

«Единственный способ стать Богом –

это поступать, как Он: творить…»

 

Поль Гоген

 

 

«Беру как предтекст любую тему,

заимствованную из жизни или природы,

и, несмотря на размещение линий и цветов,

получаю симфонию и гармонию,

не представляющую ничего полностью реального

в точном значении этого слова…»

 

Поль Гоген

 

 

 

Поль Гоген был выдающимся художником, не стеснявшимся бросить вызов обществу, своей семье, традициям живописи, которые устанавливались веками, и самое главное самому себе. Его судьбу можно назвать необычной, а поступки порою безрассудными, но, пожалуй, сложно найти ещё одного такого художника, который слепо следовал за своим искусством, отказавшись от многих благ и в этом видевший источник вдохновения и счастья.

Поль Эжен Анри Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года в семье журналиста Кловиса Гогена, убеждённого радикала. После поражения июньского восстания, семья Гогена по причинам безопасности вынуждена была перебраться к родственникам в Перу, где Кловис намеревался издавать собственный журнал. Но по пути в Южную Америку журналист умер от сердечного приступа, оставив жену с двумя маленькими детьми. Нужно отдать должное душевной стойкости матери художника, которая одна, без жалоб, воспитывала детей.

Ярким примером мужества в семейном окружении Поля была и его бабушка Флора Тристан, одна из первых в стране социалистка и феминистка, опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания парии». От неё Поль Гоген унаследовал не только внешнее сходство, но и её характер, её темперамент, безразличие к общественному мнению и любовь к путешествиям.

 

 

http://iledebeaute.ru/files/images/pub/part_4/93764/src/art-gauguin_com_0.jpg?292_470

Воспоминания о жизни у родственников в Перу были так дороги Гогену, что впоследствии он называл себя «перуанским дикарём». Поначалу ничто не предвещало ему судьбу великого художника.

После 6 лет жизни в Перу семья вернулась во Францию. Но серая провинциальная жизнь в Орлеане и учёба в парижском пансионе надоели Гогену, и он в 17 лет, вопреки воле матери, поступил на службу во французский торговый флот и побывал в Бразилии, Чили, Перу, а затем – у берегов Дании и Норвегии.

Это был первый, по общепринятым меркам, позор, который Поль принёс своей семье. Мать, которая умерла во время его плавания, не простила сына и, в наказание, лишила всякого наследства.

 

 

 

Далее Гогена ждёт военно-морская служба, а после, его опекун Гюстав Ароза, коллекционер картин импрессионистов, занимается юридическим образованием юноши.

В 1871 году Гоген получает должность брокера в одной из самых солидных биржевых фирм столицы, а через год знакомиться со своей будущей супругой датчанкой Мэтт-Софи Гад. Перед ним открывалась блестящая карьера и перспектива стать образцовым отцом большого семейства (в браке с Метте у него родится пятеро детей).

 

 

Но своё стабильное благополучие Гоген без колебания принёс в жертву своему увлечению – живописи. Писать красками Гоген начал в 1870-х годах. Поначалу это было воскресное хобби, и Поль скромно оценивал свои возможности, а семья считала его увлечённость живописью милым чудачеством. Через Гюстава Ароза, который любил искусство и коллекционировал картины, Поль Гоген познакомился с несколькими импрессионистами, с энтузиазмом восприняв их идеи.

В 26 лет Гоген в серьёз берётся за освоение художественного ремесла, учится в мастерской Коларосси, открывает для себя импрессионистскую эстетику, выставляет первую картину в Салоне и знакомится с Писсаро, Сезанном и Дега. Работы Гогена ещё полны традиционализма, однако, несут явную новаторскую печать, которая проявляется и в неожиданных построениях и в доминантных цветовых пятнах («Утёс у Дьеппа», «Натюрморт с кувшином и керамической фигурой» и др.).

 

 

В 1883 году случается событие, которое изменит судьбу Гогена – он теряет своё место на бирже, а значит и стабильное финансовое положение. Полный уверенности в себе, Поль Гоген решает отныне посвятить свою жизнь исключительно живописи, надеясь, что его талант быстро найдёт признание, тем самым избавив от материальных проблем. Однако хоть и коллекционеры признают талант нового живописца, денег это не приносит – супруга, не выдержав нужды, забирает детей и уезжает к родителям в Копенгаген.

В полной нищете, Гоген уезжает в Бретань, где обосновалась группа независимых художников. Здесь автор нашёл временный покой, много работал, совершенствовал стиль и, главное, почувствовал свободу и независимость, которая и давала ему силы творить.

Здесь были написаны «Жёлтый Христос», «Прекрасная Анжела», «Бретонка с прялкой», ряд натюрмортов и самые известные его автопортреты. Стиль приобретает индивидуальность – это упрощённые формы, отказ от чёткого следования законом перспективы, локальные цветовые пятна.

 

 

Следующая главная веха в биографии Гогена – знакомство с Ван Гогом. Они вместе селятся в Арле, рассчитывая создать новое пристанище для живописцев, но их дружбе выпало суровое испытание. Психически не стабильный Ван Гог набросился на Гогена с ножом, едва его не убив, после чего Поль покидает Арль, а виновник трагедии отрезает себе мочку уха. Хотя эти два великих живописца не смогли справиться с конфликтом их характеров, они уважали талант друг друга, и их переписка продолжалась всю жизнь, вплоть до самоубийства Ван Гога.

После краткой поездки на Мартинику, которая хоть и не была удачной, Гоген, наконец, понял, где его творчество найдёт благодатную почву. Он выбрал Таити, надеясь уехать от шумного Парижа с напыщенными критиками, стремясь найти здесь уединение и уклад, напоминающий первобытный – Гоген тянулся к истокам.

 

 

https://4.404content.com/resize/730x-/1/C4/F7/1305106873586550321/fullsize.jpg

Однако Гогена ждало разочарование: колония постепенно обживалась европейцами, и художника здесь встретили не дикие  хижины, а добротные дома, крытые железными крышами. Ему стоило больших усилий найти заповедный уголок – им оказалась полинезийская деревушка Матаиеа.

Здесь Гоген организовывает мастерскую, где всего за два года напишет более 80 картин, посвящённые туземной жизни, удивительным верованиям и мифам края и красоте окружающей природы.

В деревушке Гоген находит новую музу – ею оказалась кроткая и покладистая тринадцатилетняя туземка Техура, которая будет его женой и родит ему ребёнка.

 

 

8571532238_d9d4c45455_b

В 1893 году Гоген возвращается во Францию. Но пребывание в Париже было недолгим, хотя и ярким – Гоген заканчивает работы, начатые ещё на острове, организовывает знаменитые «четверги», которые собирают художников Парижа, и выставляет свои бретонские и таитянские работы на персональной выставке.

Публика ошеломлена уведенным – обнажённые фигуры в естественных позах, сочные цвета и чёткие контуры, неприкрытая реалистичность, пластика и декоративность делают эти картины непохожими ни на что созданное доселе.

Однако с коммерческой точки зрения, выставка провалилась, и Гоген навсегда покидает материк, отправляясь в Океанию до конца своей жизни.

 

 

Поль Гоген

На островах Гоген снова много работал, писал пейзажи, влюблялся и горевал (особенно после известия о смерти единственной дочери), здесь были созданы самые великие шедевры живописца – «Заклинание», «Зов», «Белая лошадь», «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», «Никогда больше», «Почему ты сердишься» и многие другие.

В 1901 году Гоген переезжает на Хива-Оа (Маркизские острова), где строит хижину, которой даёт громкое название «Дом наслаждений», и снова берёт в жёны молодую туземку. Последние годы помимо творческой работы, Гоген занимается журналистикой…и много спорит с местными властями и католической миссией.

Несмотря на бедность и болезни лучшие свои работы Поль Гоген написал именно там.

 

Гогена не стало 8 мая 1903 года – он умер от сердечного приступа и был погребён на местном католическом кладбище острова Доменик (Хива-Оа). После смерти с торгов продали его имущество, а все, показавшееся хламом, выбросили на помойку – письма, наброски, заметки.

Признание пришло к Гогену через 3 года после его смерти, когда в Париже были выставлены 227 его работ. Французская печать, зло высмеивавшая художника при жизни по поводу каждой из его немногочисленных выставок, начала печатать хвалебные оды его искусству. О нём писали статьи, книги и воспоминания.

Гоген, умерший в бедности и забвении со стороны соотечественников, живших рядом с ним в колониях, не мог знать о том влиянии, которое оказал своим искусством на художественную эволюцию XX века, и о том, с каким восхищением и жадностью рассматривали все то, что он создал вдали от Франции, его коллеги по искусству. Его наследие осталось в истории как одна из ярчайших страниц европейского искусства рубежа XIX и XX столетий.

Работы Гогена, когда-то стоившие несколько жалких франков, продаются в наши дни за миллионы долларов, а картина «Когда свадьба?» была продана на аукционе в 2015 году за 300 млн. долларов и получила почётный статус самой дорогой картины в мире.

Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош».  В нём описывается простой английский брокер Чарльз Стрикленд, бросивший семью, работу и дом, для того чтобы заниматься живописью. В романе жизнь Гогена обрывается вследствие болезни проказой.

О последних годах жизни Гогена был снят биографический фильм с Дональдом Сазерлендом в главной роли «Волк на пороге» (1986). В 2003 году был снят очередной фильм с Кифером Сазерлендом в главной роли – «Найденный рай» (2003) , в котором центральное место занимают непростые отношения художника с женой и его жизнь на Таити. В 2017 году вышел в прокат французский фильм «Дикарь. Гоген. Путешествие на Таити» с Венсаном Касселем в главной роли о периоде жизни художника в Полинезии.

 

Использованы материалы с сайтов

http://www.hudojnik-impressionist.ru/gogen.htm

http://2queens.ru/articles/vystavki-vystavki-v-evrope/pol-gogen-voploshhyonnaya-mechta-o-rae.aspx?id=2624

 

Интернет-ресурсы

 

Поль Гоген в Википедии

http://поль-гоген.рф – Поль Гоген

http://www.pgogen.ru – Поль Гоген

Поль Гоген на сайте «Ван Гог и Гоген»

Поль Гоген в энциклопедии «Кругосвет»

Поль Гоген на сайте «Импрессионизм в сети»

Поль Гоген на сайте «Музеи мира»

Поль Гоген на сайте «Великие художники»

Картины Поля Гогена на сайте «Арт Ассорти»

Картины Поля Гогена на сайте «Галерея ALARTIST»

Картины Поля Гогена на сайте «Gallerix»

Картины Поля Гогена на сайте «Описание картин»

Галерея картин Гогена на сайте «Artcontext»

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"