«Быть заключенным в темнице мгновенья…»
 Сегодня: 21 мая, понедельник
 Главная 
 Карта сайта 
 Виртуальные выставки 
 Полнотекстовые базы данных 
 Знаменательные даты 
 Архив экспозиций выставочного зала 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


«Ты же выжил, солдат…»


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2017 / «Быть заключенным в темнице мгновенья…»

«Быть заключенным в темнице мгновенья…»

140 лет со дня рождения М.А. Волошина

(28.05.1877 – 11.08.1932)

 

Снимок поэта, сделанный в Одессе фотографом Масловым.

 

 

Ветшают дни, проходит человек,

Но небо и земля – извечно те же.

Поэтому живи текущим днем.

Благослови свой синий окоем.

Будь прост, как ветр, неистощим, как море,

И памятью насыщен, как земля.

Люби далекий парус корабля

И песню волн, шумящих на просторе.

Весь трепет жизни всех веков и рас

Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.

 

М. Волошин

1926

 

 

Максимилиан Волошин – поэт, который писал как художник, и художник, который писал как поэт. Поэт Серебряного века, который был своим среди символистов, художник начала XX века, который выступал в защиту авангардистских художественных групп, но при этом сам никогда ни к какому движению не примыкал. Художник и поэт, которому основной доход и славу приносили переводы с французского, а еще искусствоведческие и литературоведческие статьи в журналах.

Сумасбродный мистификатор и глубокий философ, он с азартом создавал легенду о феерическом поэте-призраке, в начале XX века умудрился стреляться на дуэли и играючи воплотил мечту многих поколений художников об идиллической общине людей искусства, где они смогут дни напролет ходить по горам в венках и балахонах, загорать у моря, общаться, рисовать и читать вслух стихи, питаться вдохновением напрямую от самой земли, влюбляться и паясничать. Необъяснимая способность очаровывать людей и путешествовать почти без денег превратила биографию Волошина в насыщенный встречами и откровениями путь, всегда физический, интеллектуальный и духовный.

 

 

http://stuki-druki.com/biofoto/Maksimilian-Voloshin-i-mat-02.jpg

Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин родился в Киеве 28 (16 по ст. ст.) мая 1877 г. в семье коллежского советника. По отцу его предки были из запорожских казаков. Мать Волошина, Елена Оттобальдовна, будущая хозяйка его коктебельского дома, своенравная, свободолюбивая Пра (праматерь), происходила из обрусевших немцев. Она ушла от мужа с двухлетним Максом, уехала из Киева в Севастополь, потом в Москву, работала на телеграфе и жила в постоянной нужде то у знакомых, то снимая комнаты.

У Макса не было игрушек, но у его матери была библиотека. У него не было паровозов и лошадок, но была огромная фантазия: заклинания, фантастические истории и заколдованные места, которые с трепетом обходил стороной. Макс сам в 5 лет научился читать по газетным заголовкам, знал наизусть и проникновенно декламировал Лермонтова, Пушкина, Некрасова, не понимая значения половины произносимых слов.

 

 

Когда в юности Макса увлекла философия буддизма, он не только получил первый религиозный опыт, но и понял кое-что о себе самом: он на земле «в первый раз: до такой степени мне все ново и интересно». О страстном желании «все видеть, все понять, все знать, все пережить», о жажде жизни и искреннем детском восторге Макса вспоминают многие его друзья. В парижском артистическом обществе этому грузному кудрявому юноше с сияющими глазами дали прозвище «Monsieurc’esttrèsintéressant!» («Господин это очень интересно!»).

 

Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Всё воспринять и снова воплотить.

 

 

 

07_P4hDZqz

Эту способность удивляться Волошин сохранил до последних лет жизни. И до тошноты скучно ему было за все эти годы только в гимназии, причем, в любой. Сначала в частной московской, потом, когда денег у матери на «лучшее» образование перестало хватать, – в казенной столичной. Третья попытка – гимназия феодосийская. И все та же беспросветная тоска, ощущение потерянного времени и плохие отметки. Максу скучно.

В 1897 году Волошин поступил на юридический факультет Московского университета, но прилежного ученика из него снова не вышло: за участие в студенческих забастовках он был исключен и в 1900 году сослан в Ташкент.

 

Здесь, по его словам, он пережил духовное рождение, взглянул «на всю европейскую культуру ретроспективно – с высоты азийских плоскогорий». На юридический факультет он больше не вернулся, а вместо этого отправился в Европу – странствовать по городам и весям, музеям, библиотекам. 

Мюнхен, Мургау, Милан, Геную, Пизу, Рим, Неаполь, Константинополь Макс исходил ногами, описал стихами. «Земля настолько маленькая планета, что стыдно не побывать везде», – напишет он матери уже из следующего путешествия, самого главного – из города, который он вдохнул в себя полностью, во всех его эпохах и историях, во всех его красках и словах, из Парижа.

Он учится взахлеб, в Луврской школе музееведения, в Сорбонне, пишет с натуры в академии Каларосси, учится рисовать в мастерской художницы Елизаветы Кругликовой, он мечтает об искусствоведении и становится корреспондентом, пишущим о художественной жизни Парижа в русских журналах.

 

 

http://pravdapskov.ru/upload/files/2014-08-18_09-39-20.png

Макс знает Париж наизусть, музеи и театры, дороги и набережные, язык и поэтов, он устраивает захватывающие прогулки по городу многочисленным друзьям и единомышленникам. Когда Волошин будет отчаянно влюблен, неуверен во взаимности, истерзан недомолвками и дружески спокойным отношением, он привезет свою любимую и будущую жену Маргариту Сабашникову сюда, в Париж.

Печальная, талантливая художница, часто страдающая от необоснованных тревог и видений смерти, Маргоря пугается Макса, ей странна волошинская веселость, ее раздражает его манера говорить, его чудаковатая одежда, а главное – она отталкивает любого, кто ее полюбит. Он много раз писал ей прощальные письма, не в силах больше надеяться без обещаний. И по первому зову или нарочно оброненному ласковому слову снова бросался с головой в эти мучительные отношения.

Макс и Маргарита была женаты совсем недолго, когда их увлекает Петербург. Супруги поселятся в одном доме с Вячеславом Ивановым, знаменитым поэтом-символистом. Здесь в ивановской «Башне» звучит новая поэзия, здесь богемная молодежь создает романы из собственных жизней. Маргарита уйдет от Макса очень скоро в соблазнительный и пугающий любовный треугольник Иванова и его жены.

 

 

na_beregu-800x720

А Волошин вернётся в Крым, в главное для себя место на земле.

Волошин построил дом в Коктебеле ещё в 1903 году. Когда Елена Оттобальдовна купила земельный участок близ деревеньки Коктебель, вокруг были километры пустынных холмов.

Волошин вспоминал, что ему, ожидавшему увидеть «классические» южные красоты, не сразу открылась уникальная выразительность восточного берега Крыма – Киммерии, та его особенная красота, которую мы понимаем сейчас именно благодаря волошинским стихам и акварелям.

Вокруг его с матерью коктебельского дома постепенно складывалась уникальная в своем роде общность творческих людей. Год от года этот гостеприимный дом принимал все больше поэтов, художников, актеров, певцов и других людей искусства, причем как именитых, так и никому не известных. Макс умел пригреть и ободрить молодых и талантливых авторов.

Пра здесь ходит в шароварах, Макс в балахоне-рубахе, артистические дачники-«обормоты» нагоняют ужас на местных крестьян и соседей. Они купаются по ночам нагишом, разыгрывают спектакли и всё время читают стихи. Здесь Булгаков диктовал жене «Дни Турбиных», гостили Цветаева, Горький, Брюсов, Петров-Водкин, Бенуа. Сам хозяин называл это «летней станцией для творческих людей».

 

Дом Волошина в Коктебеле

 

 

Лиля Дмитриева Черубина де Габриак

В этом знойном, соленом воздухе рождается главная авантюра Волошина. С его легкой руки талантливая, но никому не известная некрасивая школьная учительница превратилась на время в модную поэтессу, знатную красавицу иностранку. Стихами Лидии Дмитриевой, писавшей под псевдонимом Черубина де Габриак, зачитывался весь Петербург, а сотрудники журнала «Аполлон», печатавшего ее поэзию, были все безнадежно влюблены и тщетно искали встречи с поэтессой на великосветских гуляниях…

Эта мистификация закончится печально – дуэлью Волошина и Гумилева, от которой пострадает только сама Черубина.

 

 

 

http://okultureno.ru/upload/medialibrary/84e/maksimilian-voloshin-_1_.jpg

Октябрьская революция застала Волошина в Крыму. Ученик французских мэтров, европеец и «интеллектюэль», он повернулся душой и помыслами к России. И в своем творчестве неожиданно нашел столь пронзительные и точные слова, что они проникали в сердце каждого. «Как будто совсем другой поэт явился, мужественный, сильный, с простым и мудрым словом»,– вспоминал В. В. Вересаев.

Все трудные годы Гражданской войны Волошин провел в Коктебеле, категорически отказываясь уехать из страны. Не занимая ничьей стороны, как истинный гуманист, Волошин занял позицию «над схваткой»: «Молитва поэта во время гражданской войны может быть только за тех и за других: когда дети единой матери убивают друг друга, надо быть с матерью, а не с одним из братьев».

 

Когда волны красных и белых по очереди прокатывались по Крыму, в доме-корабле Волошина находили спасение «и красный вождь, и белый офицер». В своем доме он прятал тех, кому грозил расстрел, писал письма и обивал пороги, когда его друзей арестовывали.

При этом стихи Волошина белые распространяли в листовках, при красных их читали с эстрады. Волошин стал первым поэтом Самиздата в советской России: начиная с 1918 г., его стихи о революции ходят «в тысячах списков». Поэт гордился тем, что в период всеобщего ожесточения и разлада ему удалось, «говоря о самом спорном и современном, находить такие слова и такую перспективу, что ее принимали и те, и другие».

 

Из крови, пролитой в боях,

Из праха обращенных в прах,

Из мук казненных поколений,

Из душ, крестившихся в крови,

Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений –

Возникнет праведная Русь...

(«Заклинание», 1920)

 

После установления Советской власти Волошин активно участвует в спасении очагов культуры в Крыму и в просветительной работе. В 1920- 1922 гг. он колесит по Феодосийскому уезду «с безнадежной задачей по охране художественных и культурных ценностей», читает курс о Возрождении в Народном университете, выступает с лекциями в Симферополе и Севастополе, преподает на Высших командных курсах, участвует в организации Феодосийских художественных мастерских...

Однако самой значительной его социально-культурной акцией становится создание им «Дома поэта», своего рода дома творчества, поток гостей в котором достигал небывалой величины – в 1928 году через дом Волошина прошло 600 человек...

 

 

 

zab-2

С окончанием гражданской войны жизнь коктебельской республики изменилась. В 1923 году скончалась Пра, Елена Оттобальдовна. Бразды правления в доме взяла в свои руки Мария Заболоцкая, вторая жена и последняя спутница Волошина: «Хронологически ей 34 года, духовно 14. Лицом похожа на деревенского мальчишку этого же возраста (но иногда и на пожилую акушерку или салопницу). Не пишет стихов и не имеет талантов. Добра и вспыльчива. Очень хорошая хозяйка, если не считать того, что может все запасы и припасы подарить первому встречному. Глубоко по-православному религиозна… Ее любовь для меня величайшее счастье и радость».

 

 

Сам же Волошин всё меньше писал стихов, но всё больше рисовал. Его акварели – это картины-размышления: не копирование природы, а анализ и повествование. У мастеров японской гравюры и у живописцев Возрождения художник учился самоограничению, точности каждого штриха, умению наблюдать и понимать законы природы: «…я раньше думал, что надо рисовать только то, что видишь. Теперь я думаю, что нужно рисовать то, что знаешь». Работавшие в Коктебеле геологи отметили, что волошинские акварели, написанные не на пленэре и как бы условные, передают геологический характер региона точнее фотографии.

Его акварели выставлялись на групповых и персональных выставках, часть из них приобрела в свою коллекцию Третьяковская галерея.

 

 

https://russkiymir.ru/upload/medialibrary/9cf/9cf71a19dd5b01a374067d9ad9326d81.jpeg

Помимо того что Волошин был поэтом и переводчиком, художником и искусствоведом, литературным и театральным критиком, он был весьма привлекательной личностью. Интереснейший собеседник-эрудит, наделенный мягким юмором; чуткий слушатель, терпимый и всепонимающий, поэт числил друзей десятками и сотнями.

Причем среди этих друзей встречались прямо противоположные по взглядам: только Волошин, старавшийся в каждом найти его доброе и творческое начало, объединял их в себе.  «Острый глаз Макса на человека был собирательным стеклом, собирательным – значит зажигательным. Все, что было своего, то есть творческого, в человеке, разгоралось и разрасталось в посильный костер и сад. Ни одного человека Макс – знанием, опытом, дарованием – не задавил…» (М. Цветаева).

 

 

Судьба была милостива к Волошину. Он уцелел в гражданскую войну (находясь в самой гуще событий); не был репрессирован в 20-е; избежал цунами Большого террора (не дожив до него!). В годы, когда частная собственность изымалась, оставался владельцем целого имения (два двухэтажных дома и два флигеля). Вплоть до 1929 г. он продолжал писать все, что думал (позднее даже хранение многих его стихов было чревато тяжкими последствиями...). Его архив и библиотека сохранились с редкой полнотой (пережив и роковые для русской культуры тридцатые, и оккупацию Крыма немецкими фашистами в сороковых). Созданный им «Дом поэта», сохранивший дух времени, олицетворяет сегодня Серебряный век.

Скончался Максимилиан Александрович Волошин в 1932 году от инсульта на руках жены в Коктебеле, в полдень, в августе, в свое любимое время года и дня.  По завещанию он был похоронен на горе слева от поселка. Как писала Анастасия Цветаева, «по один бок своим профилем, по другой – своей могилой, Макс обнял свой любимый Коктебель».

 

Использованы материалы с сайтов https://artchive.ru/artists/2018~Maksimilian_Aleksandrovich_Voloshin

https://artinvestment.ru/invest/painters/20130613_voloshin.html

http://koktebel.net/content.php?content.100

 

 

Интернет-ресурсы

 

http://maxvoloshin.ru – Максимилиан Александрович Волошин

http://www.home-voloshin.ru/voloshin.php – М. Волошин. Коктебель

М. А. Волошин  в Википедии

http://www.voloshin-fond.com – Фонд «Волошинский сентябрь»

М.А. Волошин в Библиотеке Мошкова

М.А. Волошин в НЭБ

М.А. Волошин в Энциклопедии «Кругосвет»

М.А. Волошин на сайте «Живое слово. Серебряный век»

М.А. Волошин на сайте Культура.РФ

М.А. Волошин в проекте «Хронос»

М.А. Волошин на сайте Национального культурно-исторического центра им. Максимилиана Волошина (Псков)

М.А. Волошин на сайте «Русская поэзия»

Картины М.  Волошина на сайте Artcontext  и  АртАрхив

Биография М.А. Волошина


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"