«Я всегда только Русью и жил…»
 Сегодня: 13 ноября, вторник
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2018 / «Я всегда только Русью и жил…»

«Я всегда только Русью и жил…»

170 лет со дня рождения Виктора Михайловича Васнецова

(15.05.1848 – 23.07.1926)

 

 

В. М. Васнецов в 1895 году

Васнецов «дышал русскою древностью,

русским древним миром,

русским древним складом, чувством и умом…»

В. Стасов

 

«Главный тезис моей веры таков:

мы тогда только внесем свою лепту

в сокровищницу всемирного искусства,

когда все силы свои устремим к развитию

нашего родного Русского искусства,

т. е. когда с возможным для нас совершенством

и полнотой изобразим и выразим красоту,

мощь и смысл наших родных образов –

нашей русской природы и человека –

нашей настоящей жизни, нашего прошлого...

наши грезы, мечты, – нашу веру,

и сумеем в своем истинно национальном

отразить вечное, непреходящее».

В. М. Васнецов

 

 

Современники называли Виктора Васнецова «истинным богатырем русской живописи», и это было правдой. Сам похожий на былинного витязя, он едва ли не первый обратился к корням, к поэтическому миру народных сказок, став создателем нового «национального» направления в русской живописи.

«Я всегда был убежден, – говорил художник, – что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства – образа, звука, слова – в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».

Один из немногих настоящих мастеров своего времени, он не ограничивал себя рамками только станковой живописи, а обращался к самым разным областям искусства – театральной декорации, архитектуре, декоративно-прикладному искусству, иллюстрированию книг… 

 

 

В. Васнецов "Автопортрет" (1868)

 

Виктор Васнецов родился в далеком вятском селе Лопьял в патриархальной семье деревенского священника. Вскоре родители с детьми переехали в село Рябово, где и прошло детство будущего художника.

 

Годы, проведенные в Рябово,  оказали большое влияние на становление живописного стиля Васнецова. Природа этих мест, суровая и вместе с тем живописная, навевала мысли о реальности древних поверий, здесь свято чтили старинный уклад, а былины и сказания казались неотъемлемой частью жизни.

 

 

 

Аполлинарий Михайлович Васнецов

 

Отец Васнецова, потомственный священник, сам был эрудированным человеком и, несмотря на ограниченные средства, пытался дать разностороннее образование и своим детям – выписывал научные журналы, занимался с ними рисованием.

В семье было шестеро сыновей. Любопытно отметить, что никто из детей Михаила Васильевича не унаследовал интерес к духовному сану. Один сын стал агрономом, трое – учителями. Двое – Виктор и Аполлинарий (1856 – 1933) – стали известными на всю Россию художниками.

 

 

 

Первые живописные опыты Виктора Васнецова относятся еще к детским годам – это были преимущественно деревенские пейзажи и бытовые сценки из крестьянской жизни.

Однако изначально предполагалось, что Виктор пойдет по стопам отца, и потому вскоре он был отправлен на учебу в Вятку – сначала в духовное училище, а затем и в духовную семинарию (к тому же детей священников туда принимали бесплатно). Впрочем, образование там можно было получить весьма приличное – вятская семинария считалась высокоразрядным учебным заведением, где изучались, помимо всего прочего, летописные своды, хронографы, древнерусская литература.

Но богословие мало привлекало юного Васнецова, гораздо больше времени он уделял рисованию. Его успехи в этой области были столь значительны, что молодого художника пригласили в качестве помощника расписывать вятский кафедральный собор. Кроме того, Васнецов делал рисунки на темы русских народных пословиц и поговорок и занимался станковой живописью, а его картины «Молочница» и «Жница» даже удалось продать с аукциона, организованного друзьями молодого художника.

 

 

В. Васнецов (1880-е гг.)

Живопись настолько увлекла Васнецова, что он всего за полгода до окончания семинарии бросил занятия и на деньги, вырученные на аукционе, отправился в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. И он действительно отлично сдал экзамены, но из-за волнения не нашел своей фамилии в списках зачисленных, а потому пропустил целый год занятий. Однако этот год не прошел даром, так как был проведен в стенах Школы общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской.

А в следующем году все-таки началась учеба в Академии, где Васнецов вскоре проявил себя перспективным студентом и даже получил несколько серебряных медалей за успехи в рисовании. Здесь же он познакомился с И. Репиным, А. Куинджи, В. Суриковым, В. Поленовым, ставшими впоследствии его надежными друзьями и единомышленниками в Товариществе передвижных художественных выставок.

 

 

Зарабатывать на жизнь приходилось иллюстрированием книг – азбук и сказок. Параллельно, для себя, он продолжал делать жанровые наброски городской жизни, и в 1874 г. за рисунки «Книжный лавочник» и «Мальчик с бутылкой вина» удостоился бронзовой медали на Всемирной выставке в Лондоне.

В том же году Васнецов впервые принял участие в Третьей передвижной выставке и сразу же был благосклонно отмечен критиками. Картины того времени – «Нищие певцы», «Книжная лавка» или «С квартиры на квартиру», – демонстрируют нам образ настоящего художника-передвижника, мастера бытового жанра, с сочувствием и пониманием смотрящего на своих героев, но вот узнать в нём будущего «богатыря»-сказочника пока сложно.

1876 год В. Васнецов вместе с И. Репиным и В. Поленовым провел в Париже, где он продолжил работать над бытовыми сценками, зарисовывая французские типажи с тем же удовольствием, что и прежде русские. Две картины этого периода – «Чаепитие в трактире» и «Акробаты» – даже были выставлены на парижском Салоне.

Благодаря друзьям Васнецов оказался в самом эпицентре богатой культурной жизни Парижа, в котором вершились тогда судьбы искусства, и смог познакомиться со многими новыми течениями в живописи. Но странным образом все это только подводило наших художников к размышлениям о русской культуре, о необходимости создания нового национального стиля. Так, например, именно здесь, в парижской мастерской Поленова, Васнецов набросал эскиз знаменитых «Богатырей», ставших впоследствии олицетворением русского народа.

В Россию он вернулся уже полностью сложившимся художником, осознавшим, как и над чем он хочет работать.

 

 

В.М. Васнецов
«Портрет жены художника А.В. Васнецовой»
(1878)

В ноябре 1877 года В. Васнецов женился на своей землячке Александре Владимировне Рязанцевой. Она была врачом, одной из первых выпускниц медицинских женских курсов, получивших высшее медицинское образование. Виктор и Александра Васнецовы прожили в счастливом семейном согласии 49 лет.

В марте 1878 года, Васнецовы переехали в Москву. Оказавшись в этой старой русской столице, художник был покорён красотой её древних храмов. Вместе с И. Репиным и В. Поленовым он бродил по окрестным монастырям и ярмаркам, изучал местную живопись, архитектуру, уклад московской жизни. Друзья ввели его в дома знаменитых коллекционеров, познакомили с Павлом Третьяковым, у которого Васнецов вскоре стал частым гостем.

 

 

Но самое большое влияние оказало на Васнецова знакомство с Саввой Мамонтовым, промышленником и меценатом, сумевшим объединить вокруг себя самые значительные личности своего времени. В загородном доме Мамонтова, в Абрамцеве, собирались художники, писатели и музыканты, образовав своеобразный кружок, названный «абрамцевским». Здесь устраивались театрализованные представления, велись споры о русской культуре.

Именно тогда и начали появляться первые произведения Васнецова на исторические и сказочные сюжеты.

 

 

https://artchive.ru/res/media/img/orig/work/c46/299221.jpeg

В 1880 г. С. Мамонтов заказал ему три панно для украшения кабинета правления строящейся Донецкой железной дороги, причем темы для картин художник мог выбрать самостоятельно – так на свет появились «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет» и «Три царевны подземного царства».

Правда, правление эти полотна не приняло, сославшись на слишком легкомысленный их характер, зато братья Мамонтовы тут же купили их для своей коллекции.

 

 

Эти картины, а также работа «После побоища Игоря Святославича с половцами», были выставлены на Восьмой и Девятой выставках товарищества передвижников и вызвали весьма неоднозначные оценки – от восторженного поклонения до полного неприятия и обвинения в фальшивости и слащавости. Впрочем, таким образом встречали в дальнейшем все новые работы Васнецова.

Примерно в это же время он работает над выполнением необычного заказа – росписи недавно открытого Исторического музея, иллюстрирующей жизнь человека в каменном веке. Для типажей «пещерных» людей ему позировали друзья художники из «абрамцевского кружка», особенно удачным получился «портрет» Валентина Серова.

Кстати сказать, портреты занимают в творчестве Васнецова совершенно особое место. Он никогда не писал их на заказ – изображал только тех, кто был ему по-настоящему интересен и дорог. Таковы замечательные лиричные портреты детей художника Бориса и Татьяны, Наталии Анатольевны и Татьяны Анатольевны Мамонтовых, Елены Адриановны Праховой, Веры Саввишны Мамонтовой, Татьяны Васнецовой. Лица этих женщин мы увидим в образах Снегурочки, Елены Прекрасной, Аленушки.

 

 

Слева направо: А.Н. Алексин, A.М. Горький, B.М. Васнецов, Л.Д. Средин.

Абрамцевские годы стали едва ли не самыми плодотворными в жизни Васнецова. Он начал пробовать себя и в других ипостасях – например, занялся оформлением спектаклей в домашнем театре Мамонтова, а потом и в его частной опере (декорации и костюмы к «Снегурочке» Римского-Корсакова и «Русалке» Даргомыжского); по его эскизам была возведена церковь Спаса и волшебная Избушка на Курьих ножках.

Абрамцево и его окрестности стали для художника источником вдохновения при создании образов сказочной природы.

 

 

В начале 1885 г. Прахов предложил Васнецову принять участие в росписи Владимирского собора в Киеве, только что построенного и нуждающегося в декоративном оформлении. Не без колебаний художник все же согласился. Ему предстояло написать основные сюжеты Ветхого и Нового Завета, изобразить русских исторических деятелей, причисленных к лику святых, – князя Владимира, Александра Невского, Андрея Боголюбского – и написать орнаменты на сводах. Работа давалась тяжело.

«...Иной раз полно, ясно и прочувствованно, – писал он, – вполне излагается на словах то, что происходит в душе, но когда дело дойдет до осуществления того, о чем мечтал так широко, тогда-то до горечи ты чувствуешь, как слабы твои мечты, личные силы – видишь, что удается выразить образами только десятую долю того, что так ясно и глубоко грезилось».

Этому делу Васнецов отдал более десяти лет. Но и результат оказался достоин потраченных усилий. К художнику пришла громкая слава, о нем начали отзываться как о «гениальном провозвестнике нового направления в религиозной живописи», а мотивы росписей стали почти каноническими и неоднократно повторялись во многих храмах на протяжении XIX и XX вв.

После окончания работ во Владимирском соборе на Васнецова посыпались многочисленные заказы на декорирование храмов в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве. Особенно интересен цикл росписей церкви завода хрустального стекла в Гусь-Хрустальном, где все они были выполнены не на стенах, а на огромных полотнах.

 

 

В. М. Васнецов с внуком Витей. 1922.
(фото Роберта Иохансона)

В 1902 году художник был награждён французским орденом Почётного легиона.

В 1912 году ему и его потомкам было пожаловано дворянское звание (достоинство).

После 1917 года Васнецов все чаще обращается к сказочной тематике – он пишет картины «Иван Царевич на Сером волке», «Царевна-лягушка», «Кощей Бессмертный», «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем», много занимается архитектурой – разрабатывает фасад Третьяковской галереи, проектирует русский павильон на выставке в Париже.

В 1918 году художник участвовал в проекте по созданию единого обмундирования для РККА, как один из разработчиков головного убора «богатырки» (позже названной «будёновка»).

 

 

В.М. Васнецов. 1921 год (фото Роберта Иохансона)

Творчество Васнецова – этого «изумительного труженика», «большого умника и разумника» – неизменно привлекало к себе внимание современников, оно могло вызывать резкую критику или восторг, но никогда не оставляло равнодушным.

Каждый из представителей всевозможных течений мог найти в его искусстве что-то близкое для себя: одни ценили его как выдающегося жанриста, другие видели в нем «провозвестника нового направления в религиозной живописи», кому-то он был близок за обращение к корням, а кто-то считал его родоначальником русского модерна. В любом случае, вклад его в развитие русского искусства не подлежит сомнению.

«Десятки русских выдающихся художников, – писал в 1916 году Михаил Нестеров, – берут свое начало из национального источника – таланта Виктора Васнецова».

 

 

Использованы материалы с сайта

 

Интернет-ресурсы

 

http://www.vasnecov.ru – Виктор Михайлович Васнецов: Личность художника; переписка; творчество; галерея работ

 

http://vasnec.ru  – Виктор и Аполлинарий Васнецовы

 

В.М. Васнецов в Википедии

 

https://vasnetsov.foundation – Фонд Васнецовых

 

В.М. Васнецов на сайте «Товарищество передвижных художественных выставок»

 

В.М. Васнецов на сайте Артонлайн.Ру

 

В.М. Васнецов на сайте «Художники-передвижники»

 

В.М. Васнецов в проекте «Хронос»

 

В.М. Васнецов на сайте Культура.РФ

 

В.М. Васнецов на сайте «О художниках и картинах»

 

В.М. Васнецов в фондах Российского Государственного архива литературы и искусства

 

В.М. Васнецов на сайте «Цвета мира»

 

В.М. Васнецов на сайте «Танаис»

 

Биография В.М. Васнецова


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"