«И вся моя душа в колоколах…»
 Сегодня: 22 августа, среда
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2018 / «И вся моя душа в колоколах…»

«И вся моя душа в колоколах…»

145 лет со дня рождения С.В. Рахманинова

(02.04.1873 – 28.03.1943)

 

http://diaryrh.ru/wp-content/uploads/%D0%A0%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2-3.jpg

«Я – русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и на мои взгляды.

Моя музыка – это плод моего характера,

и поэтому это русская музыка...»

С. В. Рахманинов

 

«Рахманинов был создан из стали и золота;

Сталь в его руках, золото – в сердце...»

И. Гофман

 

«Музыка призвана приносить облегчение.

Она должна оказывать очищающее действие на умы

и сердца, но современная музыка не делает этого.

Если мы хотим настоящей музыки, нам необходимо возвратиться к основам, благодаря которым

музыка прошлого стала великой.

Музыка не может ограничиться краской и ритмом,

она должна раскрывать глубокие чувства».

С. В. Рахманинов

 

 

Сергей Васильевич Рахманинов – русский композитор, пианист, дирижер – родился 2 апреля (20 марта) 1873 года в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии.

 

 


Семья Рахманиновых была очень музыкальна. Дед учился у известного в России педагога и композитора Джона Фильда, выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге,  сохранилось несколько романсов и фортепианных пьес его сочинения.

Отец Василий Аркадьевич – потомственный тамбовский дворянин – тоже увлекался музыкой, но профессионально не играл. Первой учительницей музыки Сергея Рахманинова стала его мать Любовь Рахманинова, дочь генерала Петра Бутакова, директора Аракчеевского кадетского корпуса.

 

 

https://img-fotki.yandex.ru/get/17871/286005994.c/0_fc706_4348ccb6_XL.jpg

Дарование Сергея Рахманинова проявилось рано и ярко, хотя до двенадцатилетнего возраста особого рвения к систематическим занятиям музыкой он не обнаруживал. Учиться играть на рояле он начал в 4 года, в 1882 г. был принят в Петербургскую консерваторию, где, предоставленный самому себе, изрядно бездельничал, а в 1885 г. его перевели в Московскую консерваторию.

Здесь Рахманинов занимался по классу фортепиано у Н. Зверева, затем А. Зилоти; по теоретическим предметам и композиции – у С. Танеева и А. Аренского. Живя в пансионе у Н. Зверева (1885-1889), он прошёл суровую, но очень разумную школу трудовой дисциплины, превратившую его из отчаянного лентяя и шалуна в человека исключительно собранного и волевого. «Лучшим, что есть во мне, я обязан ему», – так говорил впоследствии о Н. Звереве Рахманинов.

В консерватории С. Рахманинов находился под сильным влиянием личности П. Чайковского, который, в свою очередь, следил за развитием своего любимца Серёжи и по окончании им консерватории помог поставить оперу «Алеко» в Большом театре, зная по собственному печальному опыту, как тяжело начинающему музыканту прокладывать себе дорогу.

Консерваторию Рахманинов окончил по классу фортепиано (1891) и композиции (1892) с Большой золотой медалью. К этому времени он был уже автором нескольких сочинений, среди которых – знаменитая Прелюдия до-диез минор, романс «В молчаньи ночи тайной», Первый фортепианный концерт, опера «Алеко», написанная в качестве дипломной работы всего за 17 дней.

Последовавшие за ними Пьесы-фантазии ор. 3 (1892), Элегическое трио «Памяти великого художника» (1893), Сюита для двух фортепиано (1893), Музыкальные моменты ор. 16 (1896), романсы, симфонические произведения – «Утёс» (1893), Каприччио на цыганские темы (1894) – подтвердили мнение о Рахманинове как о таланте сильном, глубоком, самобытном.

Характерные для Рахманинова образы и настроения предстают в этих произведениях в широком диапазоне – от трагической скорби «Музыкального момента» си минор до апофеоза романса «Весенние воды», от сурового стихийно-волевого напора «Музыкального момента» ми минор до тончайшей акварели романса «Островок».

 

https://media.izi.travel/05d91db9-9917-49e0-b075-a72ed655b089/6dc214aa-4002-42fe-a56e-239509f2d38b_800x600.jpg

 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=54c2d5ee3f3b63865c5ba038716be6f0-l&n=13

 

 

Жизнь в эти годы складывалась сложно. Решительный и властный в исполнительстве и творчестве, Рахманинов по натуре был человеком ранимым, часто испытывал неуверенность в себе. Мешали материальные затруднения, житейская неустроенность, скитания по чужим углам. И хотя его поддерживали близкие ему люди, он чувствовал себя одиноким.

Сильное потрясение, вызванное провалом его Первой симфонии, исполненной в Петербурге в марте 1897 г., привело к творческому кризису. Несколько лет Рахманинов ничего не сочинял, зато активизировалась его исполнительская деятельность как пианиста, состоялся дирижерский дебют в Московской частной опере (1897).

 

 

 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5165c7392797300efe2aaa5b9b9ded2e-l&n=13

В эти годы он познакомился с Л. Толстым, А. Чеховым, артистами Художественного театра, началась дружба с Фёдором Шаляпиным, которую Рахманинов считал одним «из самых сильных, глубоких и тонких художественных переживаний».

В 1899 г. Рахманинов впервые выступил за рубежом (в Лондоне), в 1900 – побывал в Италии, где появились наброски будущей оперы «Франческа да Римини». Радостным событием явилась постановка оперы «Алеко» в Петербурге по случаю 100-летнего юбилея А. Пушкина с Шаляпиным в партии Алеко. Так постепенно готовился внутренний перелом, и в начале 1900-х гг. произошло возвращение к творчеству.

Новый век начался со Второго фортепианного концерта, прозвучавшего как могучий набат. Современники услышали в нем голос Времени с его напряженностью, взрывчатостью, ощущением грядущих перемен. Теперь жанр концерта становится ведущим, именно в нем с наибольшей полнотой и всеохватностью воплощаются главные идеи. В жизни Рахманинова наступает новый этап.

В 1903 году Рахманинов женился на Наталье Сатиной, которая приходилась ему двоюродной сестрой. Из-за этого музыканту даже пришлось простить «Высочайшего разрешения» на брак. У них родились две дочери – Татьяна и Ирина.

 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6cfea3230ac0e306f03ce12a885831d2&n=13

 

 

Всеобщее признание в России и за рубежом получает пианистическая и дирижерская деятельность. 2 года (1904-1906) С. Рахманинов работал дирижером в Большом театре, оставив в его истории память о замечательных постановках русских опер. В 1907 г. он принимал участие в Русских исторических концертах, организованных С. Дягилевым в Париже, в 1909 г. впервые выступал в Америке, где играл свой Третий фортепианный концерт под управлением Г. Малера.

Интенсивная концертная деятельность в городах России и за рубежом сочеталась с не менее интенсивным творчеством, причем в музыке этого десятилетия (в кантате «Весна» – 1902, в прелюдиях ор. 23, в финалах Второй симфонии и Третьего концерта) много пылкой восторженности и воодушевления. А в таких сочинениях, как романсы «Сирень», «Здесь хорошо», в прелюдиях ре мажор и соль мажор, с удивительной проникновенностью зазвучала «музыка поющих сил природы».

 

 

https://img13.postila.ru/resize?w=477&src=%2Fdata%2Fed%2F27%2Ffd%2F8b%2Fed27fd8bac53015b03ccb16e213e4c992bb5fb9da8e29b336f32a113e816c0fc.jpg

Но в эти же годы ощущаются и другие настроения. Горестные думы о родине и ее грядущей судьбе, философские размышления о жизни и смерти порождают трагические образы Первой фортепианной сонаты, навеянной «Фаустом» И. В. Гёте, симфонической поэмы «Остров мертвых» по картине швейцарского художника А. Бёклина (1909), многих страниц Третьего концерта, романсов ор. 26.

Внутренние изменения стали особенно ощутимы после 1910 г. Если в Третьем концерте трагедийность в итоге преодолевается и концерт завершается ликующим апофеозом, то в сочинениях, последовавших за ним, она непрерывно углубляется, вызывая к жизни агрессивные, враждебные образы, мрачные, подавленные настроения. Усложняется музыкальный язык, исчезает столь характерное для Рахманинова широкое мелодическое дыхание. Таковы вокально-симфоническая поэма «Колокола» (на стихи Э. По в переводе К. Бальмонта – 1913); романсы; Этюды-картины (1917).

Однако именно в это время Рахманинов создал произведения, исполненные высокого этического смысла, ставшие олицетворением непреходящей духовной красоты, кульминацией рахманиновской мелодийности – «Вокализ» и «Всенощное бдение» для хора a cappella (1915). «Меня с детства увлекали великолепные напевы Октоиха. Я всегда чувствовал, что для их хоровой обработки необходим особый, специальный стиль, и, как мне кажется, нашел его во Всенощной. Не могу не признаться, что первое исполнение её московским Синодальным хором дало мне час счастливейшего наслаждения», – вспоминал Рахманинов.

Октябрьская революция 1917 года была встречена композитором настороженно. По его мнению, в связи с ломкой всего строя, артистическая деятельность в России могла прекратиться на многие годы, поэтому композитор воспользовался пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме.

Рахманинов покинул Россию – вместе с семьей, практически без средств к существованию. Революция, гибель имперской России, разрушение устоев стали для него настоящей трагедией. Однако Рахманинов должен был обеспечивать семью и расплачиваться с долгами, поэтому вновь стал играть на фортепиано и выступать с концертами. Пианист покорил европейскую публику, а в 1918 году уехал в Америку, где продолжал давать концерты. Критики и слушатели признавали его одним из величайших пианистов и дирижеров эпохи.

Первые годы пребывания за границей Рахманинова не покидали мысли об утрате творческого вдохновения. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя».

Только спустя 8 лет после отъезда за рубеж Рахманинов возвращается к творчеству, создает Четвертый фортепианный концерт(1926), Три русские песни для хора и оркестра (1926), «Вариации на тему Корелли» для фортепиано (1931), «Рапсодию на тему Паганини» (1934), Третью симфонию (1936), «Симфонические танцы» (1940). Эти произведения – последний, самый высокий рахманиновский взлет. Скорбное чувство невосполнимой утраты, жгучая тоска по России рождает искусство огромной трагической силы, достигающей своего апогея в «Симфонических танцах».

А в гениальной Третьей симфонии Рахманинов в последний раз воплощает центральную тему своего творчества – образ Родины. Сурово-сосредоточенная напряженная мысль художника вызывает его из глубины веков, он возникает как бесконечно дорогое воспоминание. «Я не берусь утверждать, что это великая симфония, просто ни с каким другим музыкальным произведением сравнивать её невозможно – так явственно и зримо предстают в ней оглушительная боль и глухое отчаяние человека, мучимого, как мучилось столько других, – тоской по Родине» (Дж. Б. Пристли).

Так через все творчество Рахманинов проносит незыблемость своих этических принципов, высокую духовность, верность и неизбывную любовь к Родине, олицетворением которой стало его искусство.

Более четверти века композитор прожил на чужбине, в США, и этот период был в основном насыщен изнурительной концертной деятельностью, подчинявшейся жестоким законам музыкального бизнеса. Значительную часть своих гонораров Рахманинов использовал для материальной поддержки соотечественников за рубежом и в России.

 

 

Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) с женой Натальей Сатиной. 1925 год

 

http://soundtimes.ru/images/shkatulka/98.jpg

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2f/Sergei_Rachmaninoff-gb.jpg

 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5db4e99458bcaf609a60d0d22e8b8084-l&n=13

 

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f0e7c1edeeb6514b8a6e16880d9e62f6-l&n=13

В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.

 За рубежом Рахманинов жил замкнуто, ограничив круг друзей выходцами из России. Исключение было сделано лишь для семейства Ф. Стейнвея – главы фортепианной фирмы, с которым Рахманинова связывали дружеские отношения.

Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (меланома). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину.

Сергей Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния США, похоронен на кладбище Kensico Cemetery (штат Нью-Йорк).

Использованы материалы с сайтов:

http://www.belcanto.ru/rachmaninov.html

http://www.zdravrussia.ru/music/xixvekvtorajapolovina/?nnew=741

http://senar.ru/photos

https://24smi.org/celebrity/3370-sergei-rakhmaninov.html

 

 

Интернет-ресурсы

 

http://rahmaninov.ru – Сергей Рахманинов: биография, творчество, увлечения, сочинения, фото.

http://senar.ru – «Сенар»: Жизнь и творчество С.В. Рахманинова: каталог сочинений, ноты, аудиозаписи, фото, публикации, письма, воспоминания. Полное собрание аудиозаписей Рахманинова-исполнителя.

http://www.rachmaninov1873-rus.ru – С.В. Рахманинов: композитор, пианист, дирижёр

С.В. Рахманинов в Википедии

С.В. Рахманинов на сайте Тамбовского государственного музыкально-педагогического института: Биография, творческий путь, произведения, фотографии и др.

С.В. Рахманинов на сайте «Belcanto.ru»

С.В. Рахманинов на сайте «Хронос»

С.В. Рахманинов на сайте «Кино-Театр.РУ»

С.В. Рахманинов на сайте «Серебряного века силуэт...»  

С.В. Рахманинов на сайте Тамбовский государственный технический университет

Биография на РИА-Новости

Произведения С.В. Рахманинова на сайте «Классическая музыка»

Произведения С.В. Рахманинова на сайте «Classic-online.ru»

Произведения С.В. Рахманинова на сайте «Бесплатная классическая музыка»

С.В. Рахманинов на сайте «НЭБ»

https://www.rachmaninoff.org – «Рахманинов – network» : сбор и распространение материалов о жизни и творчестве С. Рахманинова (англ. яз.)

Группа в ВКонтакте

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"