«Рыцарь свободы»
 Сегодня: 15 декабря, пятница
 Главная 
 Карта сайта 
 Виртуальные выставки 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


«Ты же выжил, солдат…»


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2017 / «Рыцарь свободы»

«Рыцарь свободы»

220 лет со дня рождения Генриха Гейне

(13.12.1797 – 17.02.1856)

 

https://otvet.imgsmail.ru/download/44c648b5f9293f2781babda088a18fa7_i-4471.jpg

Да, он дивным был поэтом,

Был звездой своей эпохи,

Солнцем своего народа, –

И огромным, чудотворным,

Огненным столпом искусства...

Да, поэт он был великий –

Самодержец в мире грёзы,

Властелин над царством духов

Божьей милостью поэт...

 

Г. Гейне «Иегуда бен Галеви»

 

 

Я воин был! я ратник был свободы

И верою и правдой ей служил

Всю жизнь мою в её священной брани...

 

Ф.Тютчев Из «Путевых картин» Гейне

 

 

 

Генрих Гейне – современник двух эпох. Родившись в 1797 году (на два года раньше А.С. Пушкина), он, видел в своем родном Дюссельдорфе императора Наполеона во всем блеске его славы; юношей он учился у теоретика немецкой романтической школы Августа Вильгельма Шлегеля, и у Гегеля, в учении которого нашла свое завершение немецкая классическая философия. Он посылал свои стихи уже старому Гёте и посетил его однажды в Веймаре. Десятилетием позже он вращался в Париже в кругу учеников социалиста-утописта Сен-Симона, спорил с Бальзаком и дружил с Жорж Санд. Спустя ещё одного десятилетия он познакомился с Карлом Марксом, Фридрихом Энгельсом, позднее с их соратником поэтом Георгом Веертом. А его последние произведения, которые он диктовал уже больным в годы, последовавшие за европейскими революциями 1848-1849 годов, появлялись почти одновременно с первыми произведениями Бодлера во Франции, Ибсена в Норвегии, Толстого в России.

Христиан Иоганн Генрих Гейне (Christian Johann Heinrich Heine) – выдающийся немецкий поэт, один из ярчайших представителей романтической эпохи, публицист и критик. Он остается в мировой литературе проникновенным лириком, блестящим публицистом и острым сатириком; его произведения изданы, практически, на всех языках мира. Гейне считается «последним поэтом романтической эпохи» и одновременно её главой. Он сделал разговорный язык способным к лирике, поднял фельетон и путевые заметки до художественной формы и придал ранее незнакомую элегантную лёгкость немецкому языку.

 

 

генрих гейне биография кратко

Родился Гейне в Дюссельдорфе, в семье обедневшего еврейского купца. Его воспитанием и образованием занималась преимущественно мать – умная и образованная женщина, увлекавшаяся идеями французского просветительства. «Мать мысленно связала со мной всякие великие, высокого полета затеи, и все воспитательные планы стремились к этой цели, – писал в своих «Мемуарах» Гейне. – Мать играла главную роль в истории моего развития, она составляла программы всех моих учебных занятий, и ее воспитательные планы возникли еще до моего рождения. Я послушно исполнял её пожелания, но, сказать по правде, именно она была повинна в бесплодности большинства моих попыток и стремлений на поприще гражданской службы, ибо служба никогда не соответствовала моей натуре».

Азы наук Гейне постигал во францисканском монастыре, затем его образование было продолжено в городском лицее (1810-1812).

 

 

После изгнания французов и присоединения Дюссельдорфа к Пруссии Генрих переходит в экономическое училище. Попытка сделать из мальчика продолжателя родовой финансово-торговой традиции провалилась. В 1816 году родители отправляют сына в Гамбург, где у его дяди, Соломона Гейне, был банк. Как настоящий педагог, он даёт Генриху возможность раскрыть свои способности и ставит племянника во главе маленькой компании, но Генрих «успешно» проваливает дело меньше, чем за полгода. 

Пребывание в Гамбурге имело важное последствие для Гейне – его безответная любовь к кузине послужила толчком для активного сочинения стихов и дебюта в журнале «Гамбургский страж» (1817), который остался незамеченным.

 

 

http://berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer2/Batkin2.jpg

Среди своих родных рождающаяся поэтическая душа не находила понимания, и в своих мемуарах он замечает: «...мать боялась поэзии, вырывала из рук всякий роман, который я держал в руках, запрещала ходить в театр».

Убедившись, что из Гейне купца не сделаешь, родственники дают ему возможность учиться в университете. В 1819 г. Гейне стал студентом Боннского университета, но постигать юридические науки ему было очень непросто, поэтому в 1820 г. он оказался в стенах другого учебного заведения с более высоким качеством преподавания права – Геттингенского университета. Преподававший историю немецкого языка и поэзии Август Шлегель значительно укрепил веру Гейне в собственный литературный талант.

 

 

 

В 1821 г. начинающего поэта исключают из-за того, что он вызвал обидчика на дуэль, поэтому образование он продолжил в Берлинском университете, где ему довелось слушать лекции Гегеля. В этот же период Гейне вливается в столичное литературное сообщество, сводит знакомство с известными людьми, в частности, поэтом Фридрихом Шлегелем.

В Берлине Гейне вступает в «Vereinfür Kulturund Wissenschaftder Juden» (Еврейское общество культуры и науки), националистические настроения которого находят отголоски в его творчестве. В декабре 1821 вышел первый томик стихов Гейне, отражающий его поэтические «годы учения».

Зимой 1824 г. состоялось возвращение Гейне в Геттингенский университет, где уже в следующем году он получает степень доктора права. В 1825 г. Гейне принимает лютеранство в надежде получить доступ к государственной или университетской службе. Отступничество стало для Гейне на всю жизнь источником угрызений совести и огорчений; сразу после крещения он писал: «Желаю всем ренегатам настроения, подобного моему».

Но даже став христианином, Гейне продолжал оставаться для немецких властей, прежде всего, радикалом и к занятию какой-либо должности так и не был допущен и вся его дальнейшая деятельность сосредоточена на литературном поприще.

В 1827 г. выходит лирический сборник, куда вошли стихи прошлых лет «Книга песен», сделавший его известным не только у себя на родине, выдержавший 13 только прижизненных переизданий. Впечатления от путешествий по континенту легли в основу цикла очерков «Путевые картины» (1826-1831), в которых автор достаточно остро говорил о проблемах своей родины, причем делая это в рамках высокохудожественных произведений.

 

 

Генрих Гейне

В цикл «Возвращение на родину» книги «Путешествие по Гарцу» входит одно из самых знаменитых стихотворений Гейне – баллада «Лорелея» (или «Лореляй»), приобретшая, по словам Вейнберга, статус «первой народной песни немецкой нации». Даже нацисты, сжигавшие книги Гейне, пытавшиеся искоренить самую память о нём и стёршие с лица земли в марте 1941 года его могилу на парижском кладбище, вынуждены были включать «Лорелею» в антологии немецкой поэзии, правда, как народную песню или же как «произведение неизвестного автора».

 

 

Свою личную обездоленность поэт отождествляет с царящей в мире общественной несправедливостью («мир раскололся надвое, и трещина прошла через сердце поэта»), а путь к равноправию и свободе видит в борьбе с любой формой политического, экономического и духовного угнетения. Разгул немецкой реакции после июльской революции 1830 г. во Франции, гонения цензуры и угроза личной свободе заставили Гейне в 1831 г. эмигрировать.

 

 

Гейне Генрих

Париж меняет его жизнь, он поднимается на новую ступень как прозаик и публицист. Его репортажи о Франции посвящены общественной жизни, политике, искусству и театру; репортажи о Германии – литературе и философии. Начал он с серии статей о Париже в «Утреннем листке» («Morgenblatt»), продолжив эту работу циклом публикаций для «Всеобщей газеты» («Allgemeine Zeitung»). Эти последние вызвали недовольство австрийского канцлера Меттерниха и полностью были напечатаны только отдельной книгой под названием «Французские дела» («Franzsische Zustnde»).

Книга эта посвящена режиму Луи Филиппа и содержит знаменитое предисловие с резкой критикой Вильгельма IV Прусского, призывающее его дать народу обещанную конституцию. Статьи Гейне о Германии выходили на двух языках и включают работы «Романтическая школа» («Dieromantische Schule», 1833) и «К истории религии и философии в Германии» («Zur Geschichteder Religionund Philosophiein Deutschland», 1834).

 

 

https://img-fotki.yandex.ru/get/11/davidaidelman.b8/0_397b5_81391405_XL

В 1834 году Генрих Гейне знакомится с молоденькой продавщицей Кресанс Эжени Мира, которую увековечит в стихах под именем Матильды. В 1841 году они поженились.

Несмотря на то, что с Францией Гейне связывало многое, несмотря на то, что он стал своим в кругу выдающихся людей, представляющих французскую культуру – музыку, литературу, таких, как Дюма, Ж. Санд, Берлиоз, Мейербер и другие, он тосковал по своей Германии. Тоска эта была так глубока и продолжала углубляться по мере того, как усиливался разрыв Гейне со своей родиной. Он так и не смог стать посредником между Германией и Францией.

 

 

 

В 1835 году в Пруссии рейхстаг запретил произведения ряда политически прогрессивных авторов «Молодой Германии» («Dasjunge Deutschland»). Имя Гейне стояло в списке рядом с именами К. Гуцкова, Г. Лаубе, Т. Мундта и Л. Винбарга. Не сумев снискать благосклонность официальной Пруссии, Гейне не ладил и с немецкими революционерами-реформаторами, которых в Париже объединил вокруг себя Л. Бёрне.

 

 

http://images.tuckdb.org/postcards/images/000/036/045/extra_large/2010_12_26_13_31_56.jpg

В 1838 году финансовое положение поэта стало катастрофическим. Ему пришлось принять пособие правительства Франции, которое выплачивалось эмигрантам, ведь Генрих находился в Париже именно в этом качестве. Кроме того, Гейне пришлось заключить с Юлиусом Кампе, французским издателем, кабальный договор. Согласно его условиям, издателю предоставлялись исключительные права на произведения Генриха на 11 лет.

Субсидия со стороны Соломона, его дяди, до определенной степени улучшила положение Гейне. Биография его, вероятно, сложилась бы иначе, если бы не влияние и помощь этого человека. Соломон не переставал заботиться о своем талантливом племяннике. Материальные невзгоды и напряженная творческая деятельность привели к тому, что здоровье Генриха стремительно ухудшилось. Он стал видеть все хуже, с большим трудом передвигался, однако не прекращал работать.

 

 

В 1843-1844 гг. Гейне пишет поэмы «Атта Тролль» и «Германия. Зимняя сказка», которые считаются вершиной его поэтического творчества. Помогал опубликовать его поэму, оказавшуюся последней, Карл Маркс, с которым у Гейне в этот период возникли дружеские отношения.

В декабре 1844 года умирает дядя Генриха Гейне, Соломон. Несмотря на горячие заверения, Соломон оставил своему племяннику в наследство только 8 тысяч франков. Это сильно подорвало и без того слабое здоровье Генриха.

Последний период жизни поэта – самый грустный и печальный. Тяжелая болезнь всего организма – усиливающаяся слепота, сильные головные боли, паралич руки – прогрессировала.

 

 

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/249/126249640_4514961_ne_ogrchai_razlykoi_nas.jpg

В мае 1848 г., выпив изрядную дозу опиума, чтобы ослабить боли, мучавшие его, Гейне последний раз прогулялся по Парижу. Возвратившись домой, он больше не покидал свое жилище. Здесь, в вынужденном заточении, поэта часто навещали А. Дюма, Беранже, Т. Готье и Ж. де Нерваль.

В 1851 году Г. Гейне создал третью и последнюю свою книгу стихов под названием «Романсеро». Биография его в это время была отмечена также продолжением работы над «Мемуарами», начатыми еще в 1840 г. Примерно за год до кончины Генриха навестила Камилла Сельден, большая поклонница его творчества. Ей удалось пробудить последнюю страсть в душе умирающего поэта. Камилла, так же как и Матильда, супруга Гейне, до самой смерти поэта не оставляли его.

 

 

Генрих скончался 17 февраля 1856 г. Его останки находятся на Монмартрском кладбище в Париже. Теофиль Готье и Александр Дюма были в числе тех, кто провожал поэта в последний путь.

Еще при жизни Генрих Гейне находит широкое признание за границей – в том числе и в России. Его творчество оказывает влияние сразу на несколько поколений русских литераторов и мыслителей, среди них – Лермонтов, Герцен, Тютчев. Тютчеву принадлежат первые переводы лирики Гейне. Однако ближе всего по духу произведения Гейне переводил Афанасий Фет. Стремясь отразить в переводах особенности стиля Гейне, русский поэт порой даже пренебрегал правилами синтаксиса русского языка.

Новые этап осмысления творчества Генриха Гейне в России приходится на начало 20 века. Обусловлено это было, прежде всего, социально-политическими изменениями в стране. В эпоху войн и революций поэзия Гейне приобрела в глазах русской интеллигенции новую актуальность. Русские символисты, в первую очередь Александр Блок, особенно ценили иронию Гейне, отрицающую ценности буржуазного мира.

 

Использованы материалы из открытых источников.

 

 

Интернет-ресурсы

 

«Никому из немецких лириков не удавалось создать

столь чарующих ритмов, подобных тем,

которыми так богаты стихи Гейне».

Л. Фейхтвангер

 

Г. Гейне в Википедии

Г. Гейне в Библиотеке Мошкова

Биография Г. Гейне в энциклопедии «Кругосвет»

Биография Г. Гейне на сайте Электронная библиотека отечественной и зарубежной поэзии XIX-XX веков

Г. Гейне в электронной библиотеке Imwerden

Г. Гейне в Библиотеке А. Белоусенко

Генрих Гейне на сайте Nekropole

Стихи Гейне Генриха на сайте «Стихи и проза»

Генрих Гейне на литературном портале «Мировая поэзия»

Генрих Гейне в проекте «Собрание классики»

Изображения Г. Гейне

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"