«Пристрастное слово»
 Сегодня: 21 апреля, суббота
 Главная 
 Карта сайта 
 Виртуальные выставки 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


«Ты же выжил, солдат…»


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2017 / «Пристрастное слово»

«Пристрастное слово»

Иван Бунин (1870 – 1953): «чума, холера – тоже стихия. Однако никто не прославляет их, никто не канонизирует, с ними борются...»

 

Потерь не счесть, не позабыть.

Пощечин от солдат Пилата

Ничем не смыть – и не простить.

Как не простить ни мук, ни крови,

Ни содроганий на кресте,

Всех убиенных во Христе,

Как не принять грядущей нови

В её отвратной наготе.

 

«Я был не из тех, кто был революцией застигнут врасплох, для кого ее размеры и зверства были неожиданностью, но всё же действительность превзошла все мои ожидания: во что вскоре превратилась русская революция, не поймет никто, её не видевший. Зрелище это было сплошным ужасом для всякого, кто не утратил образа и подобия Божия...»

И.А. Бунин

«Лишь слову жизнь дана…»: виртуальная выставка

«Идеал – полное слияние прозы и поэзии...»: методические материалы

 

И.А. Бунин решительно не принял Февральскую, а затем Октябрьскую революцию 1917 года. Эти трагические, в оценке писателя, события он переживал как личную драму, как конец светлого, чистого и горячо любимого этапа своей жизни.

В дневниках этих лет писатель характеризует произошедшие события как начало безусловной гибели России в качестве великого государства, как развязывание самых низменных и диких инстинктов, как кровавый пролог к неисчислимым бедствиям, какие ожидают интеллигенцию, народ, страну. Бунин определенно и во всеуслышание заявил о себе как убеждённый противник «великой русской революции».

Не приняв революции 1917 года, тяжело переживая гражданскую войну, И.А. Бунин принял решение покинуть родину и в 1920 году эмигрировал во Францию.

Спустя почти десять лет, 21 октября 1928 года, он закончит «Окаянные дни» – дневник событий жизни страны и размышлений писателя. Эта книги публицистики написана необыкновенно сильно, темпераментно, «личностно». Политические оценки писателя дышат враждебностью, даже ненавистью к большевизму и его вождям. «Книга проклятий, расплаты и мщения, она по темпераменту, желчи и ярости не имеет ничего равного в ожесточенной «белой» публицистике. Потому что и в гневе, почти исступлении, Бунин остается художником: это только его боль, его мука, которую он унес с собой в изгнание».

 

http://j.livelib.ru/boocover/1000443072/o/a223/I._Bunin_M._Gorkij__I._Bunin._Okayannye_dni._M._Gorkij._Nesvoevremennye_mysli.jpeg

Великий дурман; Окаянные дни. Письма к читателю; Несвоевременные мысли [Текст] / И.А. Бунин, А.М. Горький. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 416 с. – (Библиотека истории и культуры).

 

Электронная версия здесь >>

 

«Окаянные дни» представляют собой беллетризованный дневник 1918 – 1919 годов с экскурсами в предреволюционную пору и дни Февральской революции. «Неизбежна была русская революция или нет? Никакой неизбежности, конечно, не было, ибо, несмотря на все эти недостатки, Россия цвела, росла, со сказочной быстротой развивалась и видоизменялась во всех отношениях... Была Россия, был великий, ломившийся от всякого скарба дом, населенный огромным и во всех смыслах могучим семейством, созданный благословенными трудами многих и многих поколений, освященный богопочитанием, памятью о прошлом и всем тем, что называется культом и культурою. Что же с ним сделали?» («Миссия русской эмиграции», 1924)

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, библиотека семейного чтения по Уральской, 7;  Гайдара, 22)

 

 

И. Бунин в документальном проекте «1917. Свободная история»

 

Алексеев, А.Д. И.А. Бунин  [«Окаянные дни»] // Алексеев, А.Д. Литература русского зарубежья. – СПб., 1993.

 

Бакунцев, А.В. Лекция И.А. Бунина «Великий дурман» и её роль в формировании литературной репутации писателя // Вестник МГУ. Серия 10: Журналистика. – 2012. – № 4. – С. 72-78.

 

Благасова, Г.М. И. Бунин и К. Паустовский: аксиологические параллели / Г. М. Благасова, Ю. В. Курбатова // Знание. Понимание. Умение. – 2007. – № 2.

 

Денисов, А. Окаянные дни. Иван Бунин: Док. фильм [Видео] // YouTube – Россия

 

Ильинский, И.  Белая правда Бунина [Текст]: (Заметки о бунинской публицистике. «Окаянные дни») / И. Ильинский // Наш современник. – 2011. – № 3. – С. 232-249.  

 

Карпенко, Л.Б. Безумие революции в «Окаянных днях» И. Бунина / Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина // Творческое наследие И.А. Бунина в контексте современных гуманитарных исследований: Сб. науч. трудов. – Елец, 2015. – С. 162-166.

 

Криволапова, Е.М. Литературный дневник «русской смуты» 1917 года: дневники З. Гиппиус и И. Бунина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2009. – № 4. – Т. 2.

 

Литвинова, В.И. «Окаянные дни» в жизни И.А. Бунина // Русский филологический портал

 

Подоксенов, А.М. М.М. Пришвин и И.А. Бунин об истоках и причинах революционной смуты 1917 года // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – № 12-1. – С. 80-88.

 

Подшивалова, Е.А. Лицо писателя и лики времени: «Несвоевременные мысли» М. Горького и «Окаянные дни» И. Бунина // Филологический класс. – 2005. – № 14.

 

Пчелина, О.В. «Грядущий хам» и «Окаянные дни»: Мережковский и Бунин о личном и социальном // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. – 2012. – № 5. – С. 79-83.

 

Рубецкий, О. «Окаянные дни» И.А. Бунина // Военно-исторический портал

 

Руцкий, А.Н. К вопросу об историко-литературном контексте «Окаянных дней» И. Бунина: революция и культура в публицистике русского зарубежья и публицистике метрополии 1920-х годов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2010. – № 1. – Ч. II. – С. 177-184.

 

Руцкий, А.Н. Революция и культура в «Окаянных днях» И. Бунина и «Несвоевременных мыслях» М. Горького // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – 2007. – № 2. – С. 78-84.

 

Столбов, В.П. Взгляды П.А. Сорокина и И.А. Бунина на русскую революцию /  В.П. Столбов, М.Г. Амелина // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. – 2009. – № 4. – С. 185-191.

 

 

Максимилиан Волошин (1877 – 1932) : «В годину смуты и разврата Не осудите, братья, брата...»

 

И не смолкает грохот битв

По всем просторам русской степи

Средь золотых великолепий

Конями вытоптанных жнитв.

И здесь и там между рядами

Звучит один и тот же глас:

«Кто не за нас, тот против нас!

Нет безразличных! Правда – с нами!»

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами моими

Молюсь за тех и за других.

М. Волошин

 

 

 

Бескровную февральскую революцию Волошин воспринял «без особого энтузиазма», так как чувствовал в ней «интеллигентскую ложь, прикрывавшую подлинную реальность революции». Октябрьский переворот 17-го года представлялся Волошину делом бесовским, вселенским злом, ужасом кровавой народной усобицы. Он так и называл его «всенародным бесовским шабашем 17-го года».

Октябрьская революция застигла Максимилиана Волошина в Крыму, в Коктебеле, где у него был свой дом. Андрей Седых в своей книге «Далекое, близкое» рассказывает, что когда в Крыму были белые, Волошин заступался за красных, использовал все свое влияние для того, чтобы защитить арестованных, смягчить их участь. Белые, зная Волошина как деятеля русской культуры, в некоторых случаях шли ему навстречу. Когда же в Крым пришли красные, то Волошин стал защитником преследуемых белых, ходатаем за них.

М. Волошин – поэт революционных катастроф и социальных потрясений. Вряд ли русская пореволюционная поэзия знает другого мастера, который бы так почувствовал трагедию и апокалиптичность русской революции и принял близко к сердцу страдание и горе, которое она несет отдельным людям, России.

Поэт видит в русской революции 1917 года продолжение всей русской истории. Он подмечает интересную особенность: вся история России революционна, она своего рода «перманентная революция». Причина этого, согласно М. Волошину, лежит в своеобразном строе российской государственности. В противовес революционной борьбе за материальные интересы, которую поэт отождествляет с социализмом, политический идеал поэта представляет собой революционную борьбу за духовные интересы.

 

Книга: Максимилиан Волошин. Стихотворения | Максимилиан Волошин | Профиздат | ISBN: 5-255-01351-X - BazarKnig.ru

Волошин, М.А. Стихотворения [Текст] / М.А. Волошин; сост. М. Заячковского. –  М.: Профиздат,  2000. – 256 с. – (Поэзия XX века).

 

Волошин, М. Пути России: Стихи

Волошин, М.  Россия распятая: Статьи о революции

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, «Юность», в библиотека семейного чтения по Уральской, 7;  Гайдара, 22)

 

 

Волошин, М. Демоны  глухонемые  [Электронный  ресурс]  /  Стих.  Максимилиана Волошина.  –  [Харьков]  :  Камена,  1919  //  Европейская  цифровая библиотека  Europeana

 

Волошин, М. А. Очерки и статьи, опубликованные в 1917–1927 [Электронный  ресурс] / М.  А. Волошин // Национальная библиотека.

 

Волошин, М.А. Поэзия и революция: (Александр Блок и Илья Эренбург) // Литература и Жизнь

 

Волошин, М. Статьи о революции: [Пророки и мстители; Заметки 1917 года; Россия распятая] // Волошин, М. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников / Сост., вступит. ст., подготовка текста и комментарии З. Д. Давыдова, В. П. Купченко. – М., 1991.

 

М. Волошин в проекте «1917. Свободная история»

 

Бужор, Е.С. Осмысление русской революции в творчестве Максимилиана Волошина // Пространство и время: Электронный альманах. – 2013. – № 1. – Том. 2.

 

Жемчужный, И.С. Удивительное творческое содружество (М. Волошин и М. Булгаков) // Культура и текст. – 2004. – № 7.   

 

Заяц, С.М. Лики и причины русской смуты в поэтической мастерской Максимилиана Волошина. "Протопоп Аввакум"// Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 7. – Ч. I. – С. 76-79.

 

Мельников, Е.С. Мотив русской революции в сборнике М. А. Волошина «Неопалимая купина» // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. – 2015. – № 2.

 

Орлова, Е.И. М. Булгаков и М. Волошин в 1920-е годы // Вестник МГУ. Серия 10: Журналистика. – 2012. – № 2. – С. 94-107.  

 

Уздина, М. Сегодня и Максимилиан Волошин // Проза.ру  

 

Хохлова, Ю.В. Трагическое осмысление Октябрьской революции 1917 года в творчестве М. Волошина и З. Гиппиус: Урок литературы, 11-й класс / Ю.В. Хохлова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"