Сегодня: 22 октября, воскресенье
 Главная 
 Карта сайта 
 Виртуальные выставки 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


«Ты же выжил, солдат…»


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2017 / «Пристрастное слово»

«Пристрастное слово»

революционные события 1917 года в России глазами писателей

 

 

http://gz.raz-vmeste.ru/wp-content/uploads/2017/06/e86f0cd4-c07d-11e6-9581-6e714efd800d.870x490.jpg

Нам слышны громы: то – вековые

Устои рушатся в провалы;

Над снежной ширью былой России

Рассвет сияет небывалый.

В обломках троны; над жалкой грудой

Народы видят надпись: «Бренность».

И в новых ликах, живой причудой

Пред нами реет современность.

В. Брюсов

 

«В ком сердце есть – тот должен

Cлышать время…»

О. Мандельштам

 

 

 

1917-й год навсегда останется переломным годом в истории России. Вихрь беспощадного русского бунта – сначала Февраль, а затем Октябрь – сокрушил историческую государственность, развенчал русскую культуру, разрушил весь многовековой миропорядок, уклад жизни всех и каждого.

Свидетели и участники великого и трагического времени пытались осмыслить события сквозь призму то общечеловеческих, то своих собственных идеалов.

С ролью литературы, как «колыбелью русской революции» были согласны многие мыслители Серебряного века. По мнению В. Розанова, не литература должна приветствовать торжество революции, а революция должна, наоборот, сказать спасибо литературе, которая все время, целых полвека и более, призывала революцию.

Объективной реакцией со стороны писателей было отображение своих мыслей в публицистике («Несвоевременные мысли» М. Горького); в художественном творчестве («Двенадцать», «Скифы» А. Блока); в письмах (письма В. Г. Короленко А. В. Луначарскому) и дневниковых записях (З. Гиппиус, К. Паустовский).

Революции 1917 года, гражданская война, а затем приход к власти большевиков остро поставил вопрос, сформулированный Максимом Горьким: «С кем вы, мастера культуры?» (так называлась статья писателя, опубликованная в 1932 году). Иными словами, речь  шла об отношении писателей к новой власти и о готовности с ней сотрудничать.

Согласившиеся. О готовности сотрудничать с Советской властью практически сразу заявили авторы, приобретшие известность к 1917 году:

    М. Горький,

    А.А. Блок (в статье «Интеллигенция и революция» он призывал «всем сознанием» слушать «музыку революции»),

    В. Я. Брюсов, вступивший в 1920 году в ряды ВКП (б),

    А.С. Серафимович,

    С.А. Есенин,

    В.В. Маяковский.

 

Эмигранты. Многие крупные писатели, не признав новой власти и восприняв Октябрьскую революцию как катастрофу для России, составили «первую волну» русской эмиграции:

 

    И.А. Бунин (передавший впечатления от революционных лет в книге «Окаянные дни»),

    А.И. Куприн (вернётся в СССР в 1937 году),

    А.Н. Толстой (вернётся в СССР в 1923 году),

    В.В. Набоков,

    Б.К. Зайцев,

    А.Т. Аверченко,

    Саша Чёрный,

    Д.С. Мережковский,

    З.Н. Гиппиус,

    К.Д. Бальмонт,

    В.Ф. Ходасевич,

    А.М. Ремизов,

    И.С. Шмелёв,

    Е.И. Замятин,

    М.И. Цветаева (вернётся в СССР в 1939 году)

и многие другие.

 

Попутчики: (не уехали, но и не согласились) Некоторые писатели не определили своего отношения к Советской власти, но остались на родине (их называли «попутчиками»):

    А.А. Ахматова,

    М.А. Волошин,

    М.М. Пришвин,

    И.Г. Эренбург,

    Л.М. Леонов,

    Б.А. Пильняк,

    А. Белый.

 

Получившие известность после революции. В начале 1920-х годов с фронтов гражданской войны возвращаются те, кому суждено будет стать известными писателями:

    Д. Фурманов,

    Вс. Иванов,

    М.М. Зощенко,

    К.А. Федин,

    И.Э. Бабель,

    М.А. Булгаков.

 

Формирование отношения к революции в отечественной литературе началось задолго до событий 1917г.  При этом русские писатели и поэты открыто заявляли о своих политических предпочтениях.

Так, например, Д. Мережковский, З. Гиппиус, И. Бунин, В. Набоков, К. Бальмонт еще в начале века отрицали революцию и после 1917 г. сохранили свою позицию. В. Набоков в «Других берегах», И. Бунин в «Окаянных днях», Д. Мережковский в «Больной России» выразили свое негативное отношение к революции и большевистскому режиму, называя всё происходящее «жестоким и бессмысленным» бунтом под названием «большевизм». И. Бунин, принимая революцию как примитивный бунт черни, не видел в нем движения «того самого европейского пролетариата, который несет будто бы в мир новую прекрасную религию величайшей гуманности...» Литературная интеллигенция в начале  XX в. воспринимала революцию не как социальный, а как культурный феномен – как революцию обновления человеческого духа.

Далеко не однозначным было понимание и восприятие власти среди тех, кто поддержал революцию.

Ярким свидетельством этого является эволюция взглядов А. Блока, В. Короленко, М. Волошина.

М. Горький высказал несогласие с методами утверждения новой власти. Неразрешимые противоречия в понимании сути революции привели к эмиграции писателя.

Конечно, революционная стихия и первые преобразования советской власти нашли свое отражение и в литературном творчестве писателей этого периода. Спектр настроений публикуемой литературы был чрезвычайно велик: от резкой критики до раздумий о судьбах русского народа и революции; от восторженного восхищения до глубокого разочарования; от стремления выступить палачом своего народа до попыток его понять.

 

 

Интернет-ресурсы

 

Проект «Литература и жизнь»

Проект «1917. Свободная история»

Проект «Русская революция 1917 года в литературных источниках»

Проект «Поэты Серебряного века»

 

 

Общие

 

Аристова, О.В. Интеллигенция и революция: Интегрированный урок (история + литература), 11-й класс / О.В. Аристова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

 

Березовая, Л.Г. События 1917 года в художественном восприятии современников // Октябрь 1917 года: взгляд из XXI века: Сборник материалов Всероссийской научной конференции / ИГУМО. – М.: РИПО, 2007. – С. 44-55.

 

Булдаков, В.П. Гражданская война и проза 1920-х годов: [образы революции и Гражданской войны в художественной литературе 1920-х] // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2013. – № 5.

 

Гассиева, В.З. Три автора – три концепции: революция, социализм и будущее человечества в творчестве Е.И. Замятина, А.П. Платонова, М.А. Булгакова / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. – Владикавказ, 2012.

 

Гердт, Н. Февраль 1917-го глазами поэтов и писателей // Варианты. – 2010. – 2 февр.

 

Кознова, Н.Н. Литературные портреты политических деятелей в мемуарах русских писателей-эмигрантов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. – 2011. – № 1. – С. 82-88.  

 

Кознова, Н.Н. Мемуарная проза русских писателей эмигрантов: осмысление революционной стихии в России XX века // Преподаватель ХХI век. – 2007. – №4.

 

Кознова, Н.Н. Мемуары писателей-эмигрантов о русской истории // Известия Вологодского государственного педагогического университета. – 2001. – № 2. – С. 113-117.

 

Колядинова, О.В. Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов: Урок литературы, 11-й класс / О.В. Колядинова // ИнфоУрок

 

Криволапова, Е. М. Литературный дневник «Русской смуты» 1917 года (З.Гиппиус, И. Бунин ) // Вестник ВятГГУ. – 2009. – № 4.

 

Криволапова, Е. М. События 1917 года в дневниках русских писателей: (З. Гиппиус, М. Пришвин, С. Каблуков) // Литературоведческий журнал. – 2009. – № 26.

 

Крылова, Р.И. Художественная литература как источник при изучении отечественной истории: [М. Шолохов «Тихий Дон», М. Осоргин «Сивцев Вражек»] // Альманах современной науки и образования. – 2007. – № 7. – Ч. II. – С. 87-89.

 

Ланцман, М. Чёрный день календаря: Русские советские писатели вспоминают о большевистской революции [В. Вересаев, К. Паустовский] // Блог перемен. – 2012. – 7 нояб.

 

Лау, Н.В. «Лики святости» и «маски бесовства» в прозе русской эмиграции: (И. Шмелёв, Б. Зайцев, И. Бунин) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 115. – С. 226-230.

 

Малов-Бойчевский, П. Российские писатели и Октябрьская революция // Проза.ру

 

Осмоловский, М. Литературный процесс 1917-1934 гг.: от Октябрьской революции до I съезда советских писателей / М. Осмоловский, И. Осмоловская // Русская зарубежная литература

 

Платонова, И.В. Октябрьская революция глазами современников и потомков. Путь прозрения: Урок литературы, 11-й класс / И.В. Платонова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  

 

Ракитова, Л.А. Основополагающие категории писательской публицистической прозы 1917-1921 годов: "революция", "интеллигенция", "русская идея" [на примере произведений Л.Н. Андреева, М.А. Волошина, К.Д. Бальмонта] // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. – 2016. – № 2.

 

Ринчино, Е.А. «Мы были музыкой во льду…»: Литературный вернисаж (интегрированный урок: литература + история + информатика; внеклассная работа) / Е.А. Ринчино, Т.Г. Тарасенко // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»  

 

Хохлова, Ю.В. Трагическое осмысление Октябрьской революции 1917 года в творчестве М. Волошина и З. Гиппиус: Урок литературы, 11-й класс / Ю.В. Хохлова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

 

Худоногова, О.Н. Революция и гражданская война в литературе 20-х годов: Урок литературы, 11-й

класс / О.Н. Худоногова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

 

Шалаева, Н.В. Проблема восприятия власти в отечественной литературе 1917 – начала 1920-х годов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2011. – № 4. – С. 149-152.

 

Шохина, В. Слушая музыку революции: Как поэты Серебряного века готовили революцию // Блог перемен. – 2012. – 7 нояб.

 

Шумилина, Л.П. «Обещал быть Серебряным...»: Трагизм судеб русских писателей и поэтов Серебряного века // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

 

 

Отдельные писатели:

 

Партис, З. Марк Алданов // Слово\Word. – 2007. – № 54.

 

Андреев, Л. Перед задачами времени: политические статьи 1917 – 1919 гг. – Нью-Йорк, 1985. – 205 с.

 

Шишкина, Л.И. Личность – Народ – Революция: Политическая публицистика Леонида Андреева 1917 – 1919 годов // Научные труды Северо-Западного института управления. – 2012. – Т.3. –Вып. 2. – С. 346-355.

 

Шишкина, Л.И. Писатель перед лицом истории: Публицистика Леонида Андреева 1917-1919 гг. // Научные труды Северо-Западного института управления. – 2013. – Т. 4. – № 2. – С. 225-236.

 

Сутырин, В.А. П.П. Бажов в революции 1917 года // Вопросы всеобщей истории. – 2016. – № 18. – С. 107-109.

 

Луначарский, А.В. Брюсов и революция // Наследие А.В. Луначарского  

 

Урвилов, В.А. Оппозиция «прошлое – настоящее» в романе В. Вересаева «В тупике» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2009. – № 5.

 

Гассиева, В.З. «Мы» Евгения Замятина – роман-памфлет // Гассиева, В.З. Три автора – три концепции: революция, социализм и будущее человечества в творчестве Е. Замятина, А. Платонова и М. Булгакова. – Владикавказ, 2012. – С. 3-33.

 

Шишкина, Л.И. Народ и власть в политической сатире Евгения Замятина // Управленческое консультирование. – 2012. – № 3. – С. 205-212.

 

Папкова, Е.А. Народный утопический идеал в творчестве «попутчика революции» Всеволода Иванова / Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН; Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина  // Соловьёвские исследования. – 2015. – № 3. – С. 143-156.

 

Лейдерман, Н.Л. Обвинительное слово: В.Г. Короленко «Письма к А.В. Луначарскому» // Филологический класс. – 2006. – № 15.

 

Магомедов, Р.Р. Политическое развитие России в начале ХХ века в оценке В. Г. Короленко // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – № 3-1. – Том 13.

 

Куприн, А. «Падая – уничтожаю...»: О революции 1917 г. и Гражданской войне / А. Куприн // Первое сентября – История. – 2007. – № 13.

 

Малашонок, М.Г. Литературные истоки русской революции: Версия Д.С. Мережковского / Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина // Аналитика культурологии. – 2008. – № 11. – С. 129-134.

 

Пчелина, О.В. Между двух революций: Мировоззренческая позиция Д.С. Мережковского в исторический период 1905-1917 гг. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 8: В 2 ч. – Ч. II. – С. 157-159.

 

Садулаев, Г.У. Бригадный комиссар из мертвого переулка: (Николай Островский – человек, который себя придумал) / Г.У. Садуллаев // Universum: Вестник Герценовского университета. – 2012. – № 2. – С. 198-207.  

 

Норина, Н.В. Трагическое состояние мира в «Солнце мёртвых» И.С. Шмелёва // Вестник ЧелГУ. Сер. Филология. Искусствоведение. – 2011. – Вып. 58. – С. 119-125.

 

Волошин, М.А. Поэзия и революция: (Александр Блок и Илья Эренбург) // Литература и Жизнь


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"