революционные события 1917 года в России глазами
писателей

|
Нам слышны громы: то – вековые
Устои рушатся в провалы;
Над снежной ширью былой России
Рассвет сияет небывалый.
В обломках троны; над жалкой
грудой
Народы видят надпись: «Бренность».
И в новых ликах, живой причудой
Пред нами реет современность.
В. Брюсов
«В ком сердце есть – тот должен
Cлышать время…»
О. Мандельштам
|
|
|
1917-й год навсегда останется переломным годом в
истории России. Вихрь беспощадного русского бунта – сначала Февраль, а затем
Октябрь – сокрушил историческую государственность, развенчал русскую культуру,
разрушил весь многовековой миропорядок, уклад жизни всех и каждого.
Свидетели и участники великого и трагического
времени пытались осмыслить события сквозь призму то общечеловеческих, то своих
собственных идеалов.
С ролью литературы, как «колыбелью русской
революции» были согласны многие мыслители Серебряного века. По мнению В.
Розанова, не литература должна приветствовать торжество революции, а революция
должна, наоборот, сказать спасибо литературе, которая все время, целых полвека
и более, призывала революцию.
Объективной реакцией со стороны писателей было
отображение своих мыслей в публицистике («Несвоевременные мысли» М. Горького);
в художественном творчестве («Двенадцать», «Скифы» А. Блока); в письмах (письма
В. Г. Короленко А. В. Луначарскому) и дневниковых записях (З. Гиппиус, К.
Паустовский).
Революции 1917 года, гражданская война, а затем
приход к власти большевиков остро поставил вопрос, сформулированный Максимом
Горьким: «С кем вы, мастера культуры?» (так называлась статья писателя,
опубликованная в 1932 году). Иными словами, речь шла об отношении писателей к
новой власти и о готовности с ней сотрудничать.
Согласившиеся. О готовности сотрудничать с
Советской властью практически сразу заявили авторы, приобретшие известность к
1917 году:
М. Горький,
А.А. Блок (в статье «Интеллигенция и революция»
он призывал «всем сознанием» слушать «музыку революции»),
В. Я. Брюсов, вступивший в 1920 году в ряды ВКП (б),
А.С. Серафимович,
С.А. Есенин,
В.В. Маяковский.
Эмигранты. Многие крупные писатели, не
признав новой власти и восприняв Октябрьскую революцию как катастрофу для
России, составили «первую волну» русской эмиграции:
И.А. Бунин (передавший впечатления от
революционных лет в книге «Окаянные дни»),
А.И. Куприн (вернётся в СССР в 1937 году),
А.Н. Толстой (вернётся в СССР в 1923 году),
В.В. Набоков,
Б.К. Зайцев,
А.Т. Аверченко,
Саша Чёрный,
Д.С. Мережковский,
З.Н. Гиппиус,
К.Д. Бальмонт,
В.Ф. Ходасевич,
А.М. Ремизов,
И.С. Шмелёв,
Е.И. Замятин,
М.И. Цветаева (вернётся в СССР в 1939 году)
и многие другие.
Попутчики: (не уехали, но и не согласились)
Некоторые писатели не определили своего отношения к Советской власти, но
остались на родине (их называли «попутчиками»):
А.А. Ахматова,
М.А. Волошин,
М.М. Пришвин,
И.Г. Эренбург,
Л.М. Леонов,
Б.А. Пильняк,
А. Белый.
Получившие известность после революции. В
начале 1920-х годов с фронтов гражданской войны возвращаются те, кому суждено
будет стать известными писателями:
Д. Фурманов,
Вс. Иванов,
М.М. Зощенко,
К.А. Федин,
И.Э. Бабель,
М.А. Булгаков.
Формирование отношения к революции в отечественной
литературе началось задолго до событий 1917г. При этом русские писатели и
поэты открыто заявляли о своих политических предпочтениях.
Так, например, Д. Мережковский, З. Гиппиус, И.
Бунин, В. Набоков, К. Бальмонт еще в начале века отрицали революцию и после
1917 г. сохранили свою позицию. В. Набоков в «Других берегах», И. Бунин в
«Окаянных днях», Д. Мережковский в «Больной России» выразили свое негативное
отношение к революции и большевистскому режиму, называя всё происходящее
«жестоким и бессмысленным» бунтом под названием «большевизм». И. Бунин,
принимая революцию как примитивный бунт черни, не видел в нем движения «того
самого европейского пролетариата, который несет будто бы в мир новую прекрасную
религию величайшей гуманности...» Литературная интеллигенция в начале XX в.
воспринимала революцию не как социальный, а как культурный феномен – как
революцию обновления человеческого духа.
Далеко не однозначным было понимание и восприятие
власти среди тех, кто поддержал революцию.
Ярким свидетельством этого является эволюция
взглядов А. Блока, В. Короленко, М. Волошина.
М. Горький высказал несогласие с методами
утверждения новой власти. Неразрешимые противоречия в понимании сути революции
привели к эмиграции писателя.
Конечно, революционная стихия и первые
преобразования советской власти нашли свое отражение и в литературном
творчестве писателей этого периода. Спектр настроений публикуемой литературы
был чрезвычайно велик: от резкой критики до раздумий о судьбах русского народа
и революции; от восторженного восхищения до глубокого разочарования; от
стремления выступить палачом своего народа до попыток его понять.
Интернет-ресурсы
Проект «Литература
и жизнь»
Проект «1917. Свободная
история»
Проект «Русская революция 1917
года в литературных источниках»
Проект «Поэты Серебряного
века»
Общие
Аннинский, Л. Красный
век: эпоха и её поэты: [А. Блок, Н. Клюев, В. Хлебников, Н. Гумилев, И.
Северянин, Вл. Ходасевич, О. Мандельштам, Б. Пастернак, А. Ахматова, М.
Цветаева, В. Маяковский, С. Есенин, Э. Багрицкий, Н. Тихонов, П. Антокольский,
И. Сельвинский, А. Прокофьев, М. Исаковский, А. Баркова, В. Луговской, А.
Сурков, М. Светлов, Н. Заболоцкий, Л. Мартынов]
Аристова, О.В. Интеллигенция и революция: Интегрированный урок
(история + литература), 11-й класс / О.В. Аристова // Фестиваль педагогических
идей «Открытый урок»
Березовая, Л.Г. События 1917 года в художественном восприятии
современников // Октябрь 1917 года: взгляд из XXI века: Сборник материалов
Всероссийской научной конференции / ИГУМО. – М.: РИПО, 2007. – С. 44-55.
Булдаков, В.П. Гражданская война и проза 1920-х годов: [образы
революции и Гражданской войны в художественной литературе 1920-х] // Гуманитарные
исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2013. – № 5.
Гассиева, В.З. Три автора – три концепции:
революция, социализм и будущее человечества в творчестве Е.И. Замятина, А.П.
Платонова, М.А. Булгакова / Северо-Осетинский государственный университет им.
К.Л. Хетагурова. – Владикавказ, 2012.
Гердт, Н. Февраль 1917-го глазами поэтов и писателей // Варианты. – 2010. – 2
февр.
Кознова, Н.Н. Литературные портреты политических деятелей в
мемуарах русских писателей-эмигрантов // Вестник Московского
государственного областного университета. Серия: Русская филология. – 2011. – №
1. – С. 82-88.
Кознова, Н.Н. Мемуарная проза русских писателей эмигрантов:
осмысление революционной стихии в России XX века // Преподаватель
ХХI век. – 2007. – №4.
Кознова, Н.Н. Мемуары писателей-эмигрантов о русской истории //
Известия
Вологодского государственного педагогического университета. – 2001. – № 2. – С.
113-117.
Колядинова, О.В. Октябрьская революция и литературный процесс
20-х годов: Урок литературы, 11-й класс / О.В. Колядинова // ИнфоУрок
Криволапова, Е. М. Литературный дневник «Русской смуты» 1917
года (З.Гиппиус, И. Бунин ) // Вестник
ВятГГУ. – 2009. – № 4.
Криволапова, Е. М. События 1917 года в дневниках русских
писателей: (З. Гиппиус, М. Пришвин, С. Каблуков) // Литературоведческий
журнал. – 2009. – № 26.
Крылова, Р.И. Художественная литература как источник при
изучении отечественной истории: [М. Шолохов «Тихий Дон», М. Осоргин «Сивцев
Вражек»] // Альманах
современной науки и образования. – 2007. – № 7. – Ч. II. – С. 87-89.
Ланцман, М. Чёрный день календаря: Русские советские писатели
вспоминают о большевистской революции [В. Вересаев, К. Паустовский] // Блог перемен. – 2012. – 7 нояб.
Лау, Н.В. «Лики святости» и «маски бесовства» в прозе русской
эмиграции: (И. Шмелёв, Б. Зайцев, И. Бунин) // Известия
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. –
2009. – № 115. – С. 226-230.
Малов-Бойчевский, П. Российские писатели и Октябрьская
революция // Проза.ру
Нутрихин, Р. Закат Серебряного века: [Писатели и революция] // Чудеса
и приключения. – 2017. – № 9.
Осмоловский, М. Литературный процесс 1917-1934 гг.: от
Октябрьской революции до I съезда советских писателей / М. Осмоловский, И.
Осмоловская // Русская
зарубежная литература
Платонова, И.В. Октябрьская революция глазами современников и
потомков. Путь прозрения: Урок литературы, 11-й класс / И.В. Платонова // Фестиваль педагогических
идей «Открытый урок»
Ракитова, Л.А. Основополагающие категории писательской
публицистической прозы 1917-1921 годов: "революция",
"интеллигенция", "русская идея" [на примере произведений
Л.Н. Андреева, М.А. Волошина, К.Д. Бальмонта] // Вестник
Таганрогского института им. А.П. Чехова. – 2016. – № 2.
Ринчино, Е.А. «Мы были музыкой во льду…»: Литературный вернисаж
(интегрированный урок: литература + история + информатика; внеклассная работа)
/ Е.А. Ринчино, Т.Г. Тарасенко // Фестиваль педагогических
идей «Открытый урок»
Хохлова, Ю.В. Трагическое осмысление Октябрьской революции 1917
года в творчестве М. Волошина и З. Гиппиус: Урок литературы, 11-й класс / Ю.В.
Хохлова // Фестиваль
педагогических идей «Открытый урок»
Худоногова, О.Н. Революция и гражданская война в литературе
20-х годов: Урок литературы, 11-й
класс / О.Н. Худоногова // Фестиваль педагогических
идей «Открытый урок»
Шалаева, Н.В. Проблема восприятия власти в отечественной
литературе 1917 – начала 1920-х годов // Вестник
Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2011. –
№ 4. – С. 149-152.
Шохина, В. Слушая музыку революции: Как поэты Серебряного века
готовили революцию // Блог
перемен. – 2012. – 7 нояб.
Шумилина, Л.П. «Обещал быть Серебряным...»: Трагизм судеб
русских писателей и поэтов Серебряного века // Фестиваль педагогических
идей «Открытый урок»
Отдельные писатели:
Партис, З. Марк Алданов // Слово\Word. – 2007. – №
54.
Андреев, Л. Перед
задачами времени: политические статьи 1917 – 1919 гг. – Нью-Йорк, 1985.
– 205 с.
Шишкина, Л.И. Личность – Народ – Революция: Политическая
публицистика Леонида Андреева 1917 – 1919 годов // Научные
труды Северо-Западного института управления. – 2012. – Т.3. –Вып. 2. – С.
346-355.
Шишкина, Л.И. Писатель перед лицом истории: Публицистика Леонида
Андреева 1917-1919 гг. // Научные
труды Северо-Западного института управления. – 2013. – Т. 4. – № 2. – С.
225-236.
Петрова, Н.А. Но иногда глаза он раскрывал... : Февраль и Октябрь
в поэзии Эдуарда Багрицкого // Вестник
Томского государственного университета. Сер. Филология. – 2010. – № 4. – С.
86-94.
Сутырин, В.А. П.П. Бажов в революции 1917 года //
Вопросы всеобщей истории.
– 2016. – № 18. – С. 107-109.
Луначарский, А.В. Брюсов и революция // Наследие
А.В. Луначарского
Урвилов, В.А. Оппозиция «прошлое – настоящее» в романе В.
Вересаева «В тупике» // Вестник
Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2009. – № 5.
Гассиева, В.З. «Мы» Евгения Замятина –
роман-памфлет // Гассиева, В.З. Три автора – три концепции: революция,
социализм и будущее человечества в творчестве Е. Замятина, А. Платонова и М.
Булгакова. – Владикавказ, 2012. – С. 3-33.
Шишкина, Л.И. Народ и власть в политической сатире Евгения
Замятина // Управленческое
консультирование. – 2012. – № 3. – С. 205-212.
Папкова, Е.А. Народный утопический идеал в творчестве
«попутчика революции» Всеволода Иванова / Институт мировой
литературы им. А.М. Горького РАН; Ивановский государственный энергетический
университет им. В.И. Ленина // Соловьёвские
исследования. – 2015. – № 3. – С. 143-156.
Дмитриев, С. «Живая совесть литературы» : [Владимир
Короленко (1853-1921) и революционная смута в России. 1917–1921 гг.] /
С. Дмитриев // Наш
современник. – 2017. – № 7. – С. 187–216.
Лейдерман, Н.Л. Обвинительное слово: В.Г. Короленко
«Письма к А.В. Луначарскому» // Филологический
класс. – 2006. – № 15.
Магомедов, Р.Р. Политическое развитие России в начале ХХ века в
оценке В. Г. Короленко // Известия
Самарского научного центра Российской академии наук. – 2011. – № 3-1. – Том 13.
Куприн, А. «Падая – уничтожаю...»: О революции 1917 г. и
Гражданской войне / А. Куприн // Первое сентября –
История. – 2007. – № 13.
Малашонок, М.Г. Литературные истоки русской революции: Версия Д.С.
Мережковского / Тамбовский государственный университет имени Г.Р.
Державина // Аналитика
культурологии. – 2008. – № 11. – С. 129-134.
Пчелина, О.В. Между двух революций: Мировоззренческая позиция Д.С.
Мережковского в исторический период 1905-1917 гг. // Исторические,
философские, политические и юридические науки, культурология и
искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 8: В 2 ч. – Ч. II. –
С. 157-159.
Садулаев, Г.У. Бригадный комиссар из мертвого переулка: (Николай
Островский – человек, который себя придумал) / Г.У. Садуллаев // Universum:
Вестник Герценовского университета. – 2012. – № 2. – С. 198-207.
Норина, Н.В. Трагическое состояние мира в «Солнце мёртвых» И.С.
Шмелёва // Вестник
ЧелГУ. Сер. Филология. Искусствоведение. – 2011. – Вып. 58. – С. 119-125.
Волошин, М.А. Поэзия и революция: (Александр Блок и Илья
Эренбург) // Литература
и Жизнь
Страницы: