Сегодня: 19 октября, четверг
 Главная 
 Карта сайта 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


«Ты же выжил, солдат…»


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2017 / «Изобразитель стихий»

«Изобразитель стихий»

200 лет со дня рождения И.К. Айвазовского

(29.07.1817 – 02.05.1900)

 

 

http://cameralabs.org/media/lab16/post/06-16/27/hudozhnik-Ivan-Ayvazovsky_4.jpg

 

Была ему звёздная книга ясна

И с ним говорила морская волна…

Е. Баратынский

 

«Айвазовский, вероятно,

обладает секретом составления красок,

и даже краски сами секретные;

таких ярких и чистых тонов я не видел

даже на полках москательных лавок».

И. Крамской

 

 

«Айвазовского принято считать «маринистом»

в тесном смысле слова...

Гораздо правильнее было бы назвать его

«изображателем стихий» «стихиистом»,

если возможно так выразиться...»

С.А. Качони

 

 

Иван Константинович Айвазовский родился 29 (17 по ст.ст.) июля 1817 года в обедневшей купеческой армянской семье.  Предки художника в 18-м веке переселились  из турецкой Армении в Галицию, а уже оттуда отец Айвазовского переехал в Феодосию.

Настоящее имя художника – Ованес Айвазян (Ованес – армянская форма имени «Иоанн»). Отец будущего мастера, Константин (Геворг), после переезда в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский». До 40-х годов на картинах мастера даже можно было увидеть подпись «Гай» – сокращение от фамилии. «Польская» буква «Г» исчезла из фамилии после 1840 года, во время встречи братьев Ивана и Габриэла в Венеции, когда они решили писать свою фамилию по-армянски Айвазян, а на русском – Айвазовские. Так художник официально стал Иваном Константиновичем Айвазовским.

 

 

http://i-aivazovsky.ru/books/item/f00/s00/z0000003/pic/000023.jpg

И.К. Айвазовский  с детства прекрасно рисовал и тянулся к музыке. Он самостоятельно, без помощи учителей, освоил игру на скрипке. Когда родители поняли, что у мальчика явный талант художника, его стали обучать живописи. Способности юноши проявились столь ярко, что его зачислили без препятствий в Академию художеств в Петербурге и назначили, как тогда говорили, содержание.

При содействии губернатора Тавриды А. И. Казначеева (до 1830 года он был градоначальником Феодосии и всячески поощрял первые шаги рисования мальчика) талантливый подросток в 1831 году был принят в Таврическую гимназию, а в 1833 – зачислен в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, которую окончил с большой золотой медалью и с правом поездки в Крым, а затем в Европу.

 

 

http://ru.hayazg.info/images/8/89/%D0%90%D0%B9%D0%B2%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B96.jpg

В 1840 г. художник отправился в заграничную командировку. Первой страной, которую он посетил, была Италия, поразившая его богатством музейных собраний, обилием памятников истории и культуры и природой, пышной и южной.

И.К. Айвазовский работал в Сорренто, Амальфи, Венеции. В Риме он сблизился с А.А. Ивановым и И.В. Гоголем. В 1842 г. И.К. Айвазовский по предложению Академии художеств покинул Италию, для того, чтобы участвовать в выставке в Париже. Его картины имели успех, и он был удостоен золотой медали. Известный французский живописец О. Верне сказал: «Ваш талант прославляет Ваше отечество».

Художник побывал в Англии, Голландии, Португалии и Испании. В Голландии за экспонирование выставки своих произведений И.К. Айвазовский получил звание академика.

Осенью 1844 г. И.К. Айвазовский вернулся в Россию известным художником. Его встретили с большим почетом, он получил звание академика в Петербургской Академии художеств и звание первого живописца Морского министерства.

 

 

К середине 1840-х гг. у живописца созрело решение навсегда поселиться в родном городе. Он купил большой участок земли на окраине и приступил к постройке собственного дома и мастерской. В этом доме и прошла вся его дальнейшая жизнь, и именно в феодосийской мастерской были написаны почти все его картины.

Творческая плодовитость Айвазовского была колоссальной: за свою долгую жизнь, работая практически каждый день, он создал около 6 тыс. произведений. Обыкновенно на работу над одним произведением у него уходило лишь несколько часов, самое большее – пара дней. Любопытно, что он никогда не возвращался к законченным картинам, не пытался усовершенствовать или переделать их.

К концу 40-х гг. сложился его уникальный творческий метод. Прекрасная зрительная память и неиссякаемое воображение дали ему возможность не писать с натуры, а импровизировать. Об этом художник писал в «Автобиографии»: «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом, связанным по рукам и ногам... Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны немыслимо с натуры... Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем своей кистью».

 

 

Описание: http://mosmaps.com/wp-content/uploads/2015/06/ae2baf2b975aa82541f129e2b521c65c.jpg

Родившись в Крыму, Айвазовский обладал особым даром понимать природу, а море было для него одним из самых ярких чудес природы, которое он страстно любил,  чувствовал его дыхание, норов. В ранние годы живописец в основном изображал море спокойным, умиротворенным. Но всё же стихия Айвазовского-мариниста – буря. Он часто писал кораблекрушения, людей, борющихся с волнами, помогающих друг другу.

В широко известных полотнах «Девятый вал», «Радуга», «Буря у мыса Айя» он воспел смелость и волю человека. Исполнял огромные полотна в полнокровной, сочной гамме красок, отличавшихся броской романтической красотой. «В его буре есть упоение, – писал Ф. М. Достоевский, – есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой настоящей буре».

Ни один художник не поднялся до восприятия моря как живой стихии, и только Айвазовский, наделив его всеми оттенками своих чувств и переживаний, сумел передать на полотне поэтическое представление своего народа о море как о грозной силе, зовущей к мужеству, отваге, борьбе.

Как живописец Главного Морского штаба России, Айвазовский стал летописцем жизни российского флота. Дружба Айвазовского с российским морским флотом не прерывалась в течение всей жизни художника. Он близок был с известными русскими флотоводцами М.П. Лазаревым, П.С. Нахимовым, В.А. Корниловым.

Его патриотические чувства были настолько высоки, что он принимал участие не только в маневрах, но и в боевых действиях русского флота, во время Крымской войны несколько раз побывал в осажденном Севастополе и даже открыл там выставку своих картин для поддержания боевого духа защитников города. «Каждая победа наших войск на суше и на море радует меня как русского в душе и дает мысль как художнику изобразить её на полотне», – писал Айвазовский. Флот ценил своего живописца, и в дни празднования 50-летия его творческой деятельности в 1887 году в приветственной речи Морского министерства прозвучало, что Морское ведомство гордится тем, что художник состоит в его списках.

Особую группу произведений, пока еще не очень хорошо известных широкой публике, составляют картины И.К. Айвазовского на библейские темы. В своем большинстве они были написаны для армянских церквей, в которых служил старший брат художника, Габриэл, теолог, историк, филолог, в зрелом возрасте ставший ректором Эчмиадзинской духовной Академии, а затем архиепископом. В числе этих произведений и канонически трактованные сцены из Нового Завета, и различные вариации сюжета хождения по водам, включая монументальное полотно 1873 г.

 

 

И. Айвазовский с внуком

Художник очень любил путешествовать. За свою жизнь объездил почти весь мир и прославился как превосходный «народный дипломат», представляя российское искусство в мире.  

Заграничный паспорт художника представляет собой тетрадь в сорок шесть страниц и прилагающийся к ней лист длиной в полметра, заполненные многочисленными печатями и штампами о пересечении границы. Он – действительный член Русского географического общества (билет ему выдавал знаменитый путешественник Семенов-Тян-Шанский).

Иван Константинович трижды награждался французским орденом Почетного легиона, не раз удостаивался высоких государственных наград Османской империи.

На родине Айвазовский также был награжден многочисленными орденами и дослужился до чина действительного тайного советника, что соответствовало чинам полного генерала и адмирала в иерархии воинских званий Российской империи. Он стал единственным российским художником, который так высоко продвинулся в Табеле о рангах гражданских чинов. Подняться выше по службе человеку нецарских кровей было уже невозможно.

 

 

И.К. Айвазовский. Феодосия. 1890-е

В течение жизни Айвазовский участвовал более чем в 120 выставках, свыше 60 из которых были персональными. Они открывались как в России, так и во многих городах Европы и Америки. Айвазовский стал почетным членом Амстердамской, Римской, Флорентийской, Штутгартской, Парижской академий художеств. Императорская Академия художеств в Санкт-Петербурге признала его академиком, а затем и профессором живописи.

Именно Иван Айвазовский стал первым русским художником, чьи картины были представлены на выставке в Лувре. Его  картина «Хаос. Сотворение мира» произвела  фурор и огромное впечатление на Папу Римского и впоследствии была подарена Понтифику автором.

Его талант оказался настолько сильным, что даже передался по наследству его потомкам – почти все его внуки стали художниками-маринистами.

А известный английский художник-маринист У. Тёрнер был настолько потрясён картинами Айвазовского, что посвятил ему стихи:

«Прости меня, великий художник, если я ошибся,

Приняв твою картину за действительность.

Но работа твоя очаровала меня,

И восторг овладел мною.

Искусство твоё высоко и монументально,

Потому что тебя вдохновляет гений».

 

 

И. Айвазовский обладал не только большим живописным дарованием, но и живым, деятельным, отзывчивым характером и умом, который обращал на благо людям. Его принципом стал девиз: «Иметь, чтобы помогать».  Он был первым русским художником, начавшим устраивать персональные выставки в крупных городах России и Европы и большую часть средств, полученных от них, он тратил на благотворительность.

И. К. Айвазовский основал в Феодосии картинную галерею, художественное училище, историко-археологический музей, содействовал сооружению железной дороги и реконструкции порта. Он помогал нуждающимся жителям многих городов России, студентам петербургской Академии художеств, Красному Кресту, ветеранам обороны Севастополя и семьям погибших в Крымской войне.

Жизнь художника оборвалась внезапно, в ночь на 2 мая 1900 г. И.К. Айвазовскому было почти 83, он был полон новых идей и творческих планов, готовил картины для выставки в Италии, сам намеревался отправиться туда на ее открытие.

Похороны Айвазовского состоялись под неумолчный звон колоколов. Провожала художника в последний путь вся Феодосия.

 

 

_2 (550x374, 140Kb)

Многотысячная траурная процессия протянулась от дома Айвазовского до самой церкви, в ограде которой состоялось погребение. Траурными вуалями были покрыты фонари на близлежащих улицах, а сама дорога была усыпана цветами. Начальник местного гарнизона возложил на гроб адмиральскую шпагу, а Черноморская эскадра салютовала в честь художника – факт, по тем временам исключительный.

Художник был похоронен в родном городе, в ограде средневековой армянской церкви св. Сергия. На месте захоронения стоит мраморное надгробие в форме саркофага, с одной стороны которого высечена древнеармянская надпись: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память».

 

 

 

Интернет-ресурсы

 

http://aivazovski.ru – И.К. Айвазовский

http://ayvazovskiy.su/ – И.К. Айвазовский: биография, картины

«Моря пламенный поэт»: Специальный проект к 200-летию И.К. Айвазовского.

И.К. Айвазовский на портале «Культура РФ»

И.К. Айвазовский в Википедии

И.К. Айвазовский в проекте «Хронос»

И.К. Айвазовский в энциклопедии «Кругосвет»

И.К. Айвазовский в Официальном блоге Государственной Третьяковской галереи

И.К. Айвазовский в Энциклопедии пейзажа

Картины И. Айвазовского здесь >>    здесь >>  здесь >>

Подробная биография

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"