Сегодня: 28 июня, среда
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Виртуальные выставки 
 Полнотекстовые базы данных 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2014 / "Поэзия сильнее, чем судьба..."

"Поэзия сильнее, чем судьба..."

125 лет со дня рождения А.А. Ахматовой

23.06.1889 – 05.03.1966

 

1925 год

 

 

 

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней царственное слово.

 

А. Ахматова

 

 

Анна Горенко родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой. Она не раз отмечала, что в том же году появились на свет Чарли Чаплин и Габриэла Мистраль, «Крейцерова соната» Толстого и Эйфелева башня в Париже… Анна была третьей из шести детей в семье отставного флотского инженер-механика, человека консервативного, впоследствии – члена «Союза русского народа». Мать ее, судя по всему, была человеком более демократичного склада – в молодости она даже входила в организацию «Народная воля». Вероятно, именно от своих родителей дочь унаследовала в равной мере и свободолюбие, и приверженность старой России.

Уже в годовалом возрасте Аня была перевезена в тогдашнюю столицу империи, точнее, в один из ее самых знаменитых пригородов – Царское Село (ныне – город Пушкин). Это была летняя резиденция императорской фамилии, «Русский Трианон», «город парков и зал», который и стал настоящей духовной родиной будущей поэтессы.

 

Впрочем, этот торжественный уклад жизни не сделал из нее примерной барышни. Юная Ахматова отличалась дерзостью, самоуверенностью; будучи гибкой, спортивной, она шокировала приличную публику своими акробатическими трюками или тем, что на море (где проводила каждое лето) любила, покинув лодку, заплывать на большие расстояния… В подростковом возрасте, посетив дачу, на которой родилась, она заявила матери, что когда-нибудь тут будет висеть мемориальная доска. В ответ та только вздохнула: «Как же плохо я тебя воспитала!..».

Однажды Аня познакомилась с гимназистом Николаем Гумилевым. Будущий знаменитый поэт учился в мужской царскосельской гимназии, где директором был Инокентий Анненский, – тоже поэт, которого Ахматова позднее назовет своим учителем. Анна сразу завоевала сердце юного Николая Гумилева.

 

http://stat11.privet.ru/lr/080cc130a4809d336ad891c528dd3b3c

Когда Ахматовой исполнилось шестнадцать лет, ее родители разошлись, и мать вместе с детьми снова перебралась на юг. Вначале семья жила в Евпатории, затем в Киеве, где Анна закончила гимназию. В те времена выбор профессий для женщины был невелик: это, главным образом, медицина или стезя преподавателя. Не имея склонности ни к тому, ни к другому, она поступила на недавно открывшийся юридический факультет Высших женских курсов – с тем, чтобы получить потом место секретаря в какой-нибудь нотариальной конторе. От такой тоскливой участи ее спас Гумилев, приехавший в Киев, чтобы предложить ей руку и сердце.

 

http://www.velchel.ru/achmatova/img/gallery/g_5.jpg

После венчания и путешествия по Европе они вновь возвращаются в Царское Село и окунаются в литературную жизнь Петербурга. Гумилев встает у истоков нового поэтического направления – акмеизма; к нему присоединяется и Ахматова. В 1912 году произошло два важных для нее события: вышел ее первый поэтический сборник «Вечер»  и родился единственный сын Лев, будущий крупный ученый-востоковед.

«Вечер», а также опубликованные спустя два года «Четки» делают Ахматову знаменитой. Известна, она, впрочем, была не только своим творчеством, но и красотой, позируя для портретов Модильяни, Альтману и многим другим известным художникам и скульпторам.

 

В начале прошедшего века публиковать свои стихотворения для барышни-дворянки считалось делом весьма сомнительным. Дабы не компрометировать доброе имя семьи, юная Аня Горенко, недавняя выпускница гимназии, была вынуждена подбирать себе псевдоним. Поскольку прабабушкой со стороны матери была татарская княжна Ахматова (что, согласно семейному преданию, являлась прямым потомком самого Чингисхана), «ее фамилию, – как писала впоследствии Анна Андреевна, – не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, я сделала своим литературным именем». А ведь начинающей поэтессе ничего не стоило бы обратить свой взор и на бабушку-гречанку со стороны отца – ей, так любившей родное Причерноморье. Однако выбор пал именно на это имя, «татарское, дремучее...».

На объявление Первой мировой войны Ахматова откликнулась несколькими стихотворениями. Самым значительным из них стала «Молитва», где были такие строки:

 

…Отними и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар –

Так молюсь за твоей литургией,

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

 

Это звучало и звучит едва ли не вызывающе – ведь и поныне существует устойчивое мнение, что женщина не должна отказываться от своих близких ради чего-то отвлеченного, дальнего: хоть идеи, хоть родины. Однако такова была позиция Ахматовой: без родины, как и без Бога, все как-то разом обессмысливается, – даже поэзия.

Именно поэтому в дальнейшем она раз и навсегда откажется от эмиграции, решившись разделить участь своей страны. В этом проявлялась не только любовь к родине, но и чувство долга, каким она его понимала. В двадцатые годы Ахматова говорила о том, что если бы эмиграция не была столь массовой, то в России осталось бы достаточно много образованных людей, с которыми власть, так или иначе, вынуждена была бы считаться, – а они, в свою очередь, могли бы в полной мере способствовать сохранению культурной традиции.

 

Картинка 102 из 4679

 

После революции Ахматова бедствовала, как и подавляющее большинство «бывших». В 1918 году они расстались с Гумилевым, но не переставали интересоваться творчеством и жизнью друг друга. В 1921 году поэта расстреляли по обвинению в контрреволюционном заговоре.

Ценители ахматовского творчества восторженно приняли ее сборники, вышедшие в двадцатые годы (так же, как и предыдущую «Белую стаю», появившуюся между Февральской и Октябрьской революциями). В. В. Маяковский заметил: "Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины".

 

 

Ахматова была несравненным по поэтическому своеобразию художником любви. Ее новаторство первоначально проявилось именно в этой традиционно вечной теме. Все отмечали "загадочность" ее лирики; при всем том, что ее стихи казались страничками писем или оборванными дневниковыми записями, крайнее немногословие, скупость речи оставляли впечатление немоты или перехвата голоса. "Ахматова в своих стихах не декламирует. Она просто говорит, еле слышно, безо всяких жестов и поз. Или молится почти про себя. В этой лучезарно-ясной атмосфере, которую создают ее книги, всякая декламация показалась бы неестественной фальшью", – писал ее близкий друг К.И. Чуковский.

Но новая критика подвергала их травле: за пессимизм, за религиозность, за индивидуализм и так далее. С середины 20-х годов ее почти перестали печатать. Наступила тягостная пора, когда она и сама почти перестала писать стихи, занимаясь лишь переводами, а также «пушкинскими штудиями», результатом которых стало несколько литературоведческих работ о великом русском поэте.

В 1924 новые стихи Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на ее имя наложен негласный запрет. В печати появляются только переводы (письма Рубенса, армянская поэзия), а также статья о "Сказке о золотом петушке" Пушкина.

В 1935 арестованы ее сын Л. Гумилев и её третий муж Николай Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождают. В 1937 НКВД готовит материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности. В 1938 году снова арестован сын Ахматовой. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл "Реквием", который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге.

В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предлагают Ахматовой ряд публикаций. Выходит ее сборник "Из шести книг" (1940), включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник подвергается идеологическому разносу и изымается из библиотек.

 

Начало Великой Отечественной войны застанет Анну Андреевну в Ленинграде. Во время блокады Ахматова вылетела оттуда на самолете вместе с писательской делегацией и была эвакуирована в Ташкент. Там она создала много новых стихов, а также завершила одно из своих главных произведений – «Поэму без героя».

Из Ташкента Ахматова вернется в Ленинград в 1944 году. Последующие два года, подаренные ей судьбой, можно считать счастливыми: с любимого города снята страшная блокада, приходит долгожданная Победа, сын возвращается с фронта живым и невредимым.

http://www.museum.ru/imgB.asp?9568

Стихи ее вновь печатают, и она с невероятным триумфом выступает на вечерах поэзии. В Москве, в Колонном зале Дома союзов, публика, приветствуя ее, в течение пятнадцати минут аплодирует стоя (согласно легенде, Сталин, когда ему было об этом доложено, отреагировал вопросом: «Кто организовал вставание?»).

Однако вскоре всему этому будет положен конец: в августе 1946 года выходит постановление ЦК партии «О журналах «Звезда» и «Ленинград», где Ахматова и Зощенко подвергаются грубейшей и беспощадной критике. Их исключают из Союза писателей. Вскоре вновь арестовывают сына Ахматовой. Наступают годы глухой опалы. Ради смягчения участи сына она даже решается на написание стихов во славу Сталина. Но все тщетно: стихи эти охотно публикуют, сына не выпускают…

 

А

Опала была снята с Ахматовой лишь в 1962 году, когда из печати вышла ее "Поэма без героя", которая писалась 22 года, а в 1964 году увидел свет поэтический сборник "Бег времени". Любители поэзии приняли эти книги с восторгом, впрочем, они Ахматову никогда и не забывали. Несмотря на долгие годы молчания, ее имя, произносимое с неизменным глубоким почтением, всегда стояло в первом ряду русских поэтов XX века. За два года до смерти она возглавила Союз писателей СССР, из которого ее с позором исключили в 1946 году.

В 1960-е годы к Ахматовой, наконец, пришло мировое признание. Ее стихи появились в переводах на итальянском, английском и французском языках, за границей стали выходить ее поэтические сборники, она была номинирована на Нобелевскую премию.

 

В 1962 году Ахматовой была присуждена Международная поэтическая премия "Этна-Таормина" - в связи с 50-летием поэтической деятельности и выходом в Италии сборника избранных произведений Ахматовой. Процедура вручения премии проходила в старинном сицилийском городе Таормина, а в Риме в советском посольстве был дан прием в ее честь.

В том же году Оксфордский университет принял решение присвоить Анне Андреевне Ахматовой степень почетного доктора литературы. В 1964 году Ахматова побывала в Лондоне, где состоялась торжественная церемония ее облачения в докторскую мантию.

Последние годы жизни ее окружают многочисленные друзья, поклонники, ученики, среди которых много молодежи – достаточно упомянуть лишь Иосифа Бродского, поэта, будущего лауреата Нобелевской премии. Ее авторитет непререкаем, афоризмы и остроты расходятся не хуже, чем афоризмы и остроты ее подруги – блистательной Фаины Раневской…

Она не сетовала на возраст, и старость приняла как должное. Осенью 1965 года Анна Андреевна перенесла четвертый инфаркт, а 5 марта 1966 года она скончалась в подмосковном кардиологическом санатории. Похоронили Ахматову на Комаровском кладбище под Ленинградом.

До конца жизни Анна Андреевна Ахматова оставалась Поэтом. В своей короткой автобиографии, составленной в 1965 году, перед самой смертью, она писала: "Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных".

Справедливость была восстановлена: ее детские предсказания по поводу мемориальных досок полностью осуществились. Поэзия Анны Ахматовой,  внешне непохожая ни на чью из современников и ни на чью из предшественников,  признана неотъемлемой частью великой русской литературы.

 

Использованы материалы: 

Валикова, Д. Выбор будущего: Испытания и стойкость Анны Ахматовой // Классное руководство и воспитание школьников – Первое сентября. – 2009. – № 1.

 

 

 

Интернет-ресурсы

 

http://anna.ahmatova.com/  – «Анна Ахматова»  – сборники стихов, поэмы, проза, биография, статьи, рецензии, воспоминания, фото, портреты, посвящения, аудиозаписи.

 

http://www.akhmatova.org/ –  "Ты выдумал меня..." – сайт посвящён жизни и творчеству А. Ахматовой (Проза, поэзия, переводы, письма, биография, фото, литературоведческие материалы, памятные места, песни на стихи А. Ахматовой, видеоматериалы).

 

http://www.akhmatova.ru/ "Царственное слово" – произведения, биография, воспоминания современников, посвящения (в кодировке Юникод UTF-8)

 

http://achmatova.velchel.ru/ – Биография, произведения, фотогалерея

 

http://ahmatova.niv.ru/ – Стихи, воспоминания

 

http://ahmatova.ouc.ru/ – Стихи, проза, биография, переводы, воспоминания.

 

http://filegiver.com/free-download/anna-akhmatova-pro-et-contra-russkiy-put-2001.pdf Анна Ахматова : Pro et contra :  в 2 томах – Книга серии «Русский путь» : Критика и литературоведение. Ахматова в поэзии современников

 

 А. Ахматова в электронной библиотеке «ImWerden» (Тексты произведений, аудиофайлы, критика)

 

А. Ахматова в Википедии

 

А. Ахматова в энциклопедии "Кругосвет"

 

А. Ахматова в проекте «Хронос»

 

А. Ахматова в проекте «Чтобы помнили»

 

А. Ахматова на Library.ru

 

А. Ахматова в проекте «Рутения»

 

Фотогалерея портретов А. Ахматовой

 

http://www.cls-kuntsevo.ru/ahmatova/index.php «Анна Ахматова на фоне двух эпох»: Портал ЦБС «Кунцево»

 

А. Ахматова в проекте Кроссворд-Кафе

 

А.А. Ахматова в проекте "Урок в формате А4"  

 

А.А. Ахматова в проекте  "К уроку литературы" 

 

Проект «Творчество Анны Ахматовой»

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"