Сегодня: 18 октября, среда
 Главная 
 Карта сайта 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


«Ты же выжил, солдат…»


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Центр социально-значимой информации / Законодательство о противодействии экстремизму

Законодательство о противодействии экстремизму

«О противодействии экстремистской деятельности»: Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 08.03.2015)

 

Федеральным законом определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливается ответственность за ее осуществление.

В Законе перечисляются основные принципы и направления противодействия экстремистской деятельности, подчеркивается значение профилактических мер. На органы прокуратуры возлагается обязанность объявлять предостережения и выносить предупреждения общественным, религиозным и иным организациям о недопустимости осуществления экстремистской деятельности. Превентивные меры предусмотрены и в отношении средств массовой информации. Законом установлен запрет на использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.

В случае осуществления экстремизма общественным или религиозным объединением, деятельность такого объединения может быть приостановлена и по решению суда запрещена, а само объединение – ликвидировано. Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства за осуществление экстремистской деятельности несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

 

 

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.10.2015)

 

Статья 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов

 

КоАП РФ – это свод правил, определяющих основные принципы и порядок привлечения к административной ответственности.

Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, их производство либо хранение в целях массового распространения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц – от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц – от ста тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

 

 

Уголовный кодекс Российской Федерации: от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 16.07.2015)

 

Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

 

Кодекс является единственным актом, устанавливающим преступность и наказуемость деяний на территории России.

Особенная часть описывает составы конкретных преступлений, а также перечисляет санкции (виды и размеры наказаний) за их совершение. Система этой части отражает приоритеты уголовно-правовой охраны: на первое место в ней ставятся преступления против личности. Далее идут преступления в сфере экономики, против общественной безопасности и порядка, государственной власти, военной службы, мира и безопасности человечества.

Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет; либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

 

 

«О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации»: Указ Президента РФ от 26.07.2011 № 988 (вместе с «Положением о Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации»)

 

Образована Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в России. Утверждены состав комиссии и  президиума.

В частности, в состав комиссии входят Министры культуры, обороны, образования и науки, регионального развития, юстиции, директора СВР, ФМС, председатель Следственного комитета РФ. Председатель комиссии – Министр внутренних дел России.

Названный орган готовит предложения Президенту и Правительству РФ по формированию государственной политики, совершенствованию законодательства в области противодействия экстремизму. Он разрабатывает меры, проекты концепций, стратегий, программ и планов по противодействию экстремизму. Координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в названной сфере. Кроме того, комиссия участвует в международном сотрудничестве в рамках обозначенной проблемы.

Комиссия осуществляет свою деятельность на плановой основе в соответствии с регламентом, утверждаемым ее председателем.

Заседания проводятся не реже 1 раза в квартал. Они считаются правомочными, если присутствуют более половины членов.

Решение принимается большинством голосов. Оформляется протоколом.

 

 

«О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» : Указ Президента РФ от 23.03.1995 № 310 (ред. от 03.11.2004)

 

Данный указ издан в связи с участившимися случаями разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, распространения идей фашизма в Российской Федерации. Антиконституционная деятельность экстремистски настроенных лиц и объединений приобретает все более широкие масштабы и дерзкий характер; создаются незаконные вооруженные и военизированные формирования; нарастает угроза сращивания последних с некоторыми профсоюзными, коммерческими, финансовыми, а также криминальными структурами.

Эти крайне опасные явления создают угрозу основам конституционного строя, ведут к попранию конституционных прав и свобод человека и гражданина, подрывают общественную безопасность и государственную целостность Российской Федерации.

 

 

«Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей»: Постановление Правительства РФ от 06.08.2015 № 804

 

Пересмотрен порядок определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеется информация об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Установлено, как он доводится до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и ИП.

Перечень формируется Росфинмониторингом на основе данных, поступивших из прокуратуры, следственных органов СК РФ, Минюста России, органов федеральной службы безопасности, МВД России, МИДа России. Приведен состав передаваемых сведений. Также поводом для включения в перечень является вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за оказание финансовой поддержки терроризму.

Информация доводится до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и ИП через их личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга.

Аналогичным образом уведомляются адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Остальным лицам обеспечивается ограниченный доступ к информации об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, посредством ее размещения в соответствующем разделе официального сайта. Раскрываются наименование и ИНН организаций, ФИО, дата и место рождения физических лиц. Кроме того, эти данные не реже 1 раза в месяц публикуются в «Российской газете».

Прежний порядок признан утратившим силу.

 

 

«О мерах по противодействию экстремистской деятельности»: Приказ Следственного комитета РФ от 12.07.2011 № 109

 

Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.

Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженных деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах.

В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. По экспертным оценкам, в среднем 80 процентов участников организаций экстремистского характера составляют лица, возраст которых не превышает 30 лет.

Заметно активизировались попытки иностранных неправительственных некоммерческих организаций и международных организаций по использованию молодежи для осуществления деятельности, направленной на трансформацию политической системы России. В связи с выше изложенными фактами и издан приказ Следственного комитета РФ от 12.07.2011 № 109 «О мерах по противодействию экстремистской деятельности».

 

 

«Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности»: Приказ Генпрокуратуры РФ от 19.11.2009 № 362

 

Приказ издан в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности, руководствуясь п.1 ст.17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

 

 

«Об утверждении Положения о Научно-консультативном совете при Министерстве юстиции Российской Федерации по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма»: Приказ Минюста РФ от 22.07.2009 № 224

 

При Минюсте России образован Научно-консультативный совет по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма. Совет содействует правоохранительным органам в пресечении фактов распространения таких материалов. Он также вправе публиковать разъяснения отдельных аспектов религиозных взглядов и учений для осведомления общественности.

В то же время деятельность совета не является альтернативой установленному порядку признания наличия в информационных материалах признаков экстремизма. Он не является экспертным учреждением, однако его члены могут выступать в качестве экспертов.

В состав совета входят специалисты в области теологии, религиоведения, социологии, истории, филологии, психологии и др. Регламентирован порядок работы совета.

Заключения совета направляются заявителям, в Минюст России, а также публикуются на официальном сайте Министерства. При наличии в материалах признаков экстремизма заключение представляется в органы прокуратуры.

 

 

«О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма»: Распоряжение Генпрокуратуры РФ № 270/27р, МВД РФ № 1/9789, ФСБ РФ № 38 от 16.12.2008

 

Распоряжение Генпрокуратуры издано в целях предупреждения и пресечения деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма в молодежной среде, которая наиболее подвержена деструктивному влиянию, где легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Во избежание пополнения молодыми гражданами рядов экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах, и проводится работа в соответствии с указанным распоряжением.

 

 

«О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет»: <Письмо> Министерства образования и науки России от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 (вместе с «Методическими рекомендациями по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования», «Рекомендациями по организации системы ограничения в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования»).

 

 3.7. Противодействие экстремизму

 

Министерство образования и науки России направляет Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, Рекомендации по организации системы ограничения в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования, и Перечень видов информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования (далее – Методические материалы).

 

 

«Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации»: Распоряжение Роскомнадзора от 29.06.2012 № 21

 

23.2. Соблюдение требований ст. 4 Закона о СМИ и Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»

 

Роскомнадзором подготовлены методические рекомендации, как следует осуществлять госконтроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о СМИ. Должностные лица Службы и ее территориальных органов руководствуются ими при проведении плановых и внеплановых контрольных мероприятий в отношении учредителей и редакций периодических печатных и электронных изданий, теле-, радиопрограмм (каналов), сетевых изданий.

Контроль осуществляется в формах систематического наблюдения и мониторинга. В ходе первого анализируется экземпляр издания, эфирная запись или скриншот web-страницы сетевого издания. Их получают без участия проверяемого СМИ (например, у предприятия радиочастотной службы, получателей обязательного экземпляра издания).

Даны рекомендации по оформлению результатов контроля, проведению исследований, экспертиз и оценок публикаций (материалов), применению мер к нарушителям.

Особо обращается внимание на контроль за сетевыми изданиями. При выявлении нарушений в комментариях и (или) сообщениях читателей учредителю или редакции издания направляется обращение с требованием удалить в течение суток неправомерное высказывание.

Также приведены рекомендации по проверке соблюдения отдельных требований законодательства о СМИ (в частности, об обязательной регистрации, представлении в Службу копии устава редакции, выходных данных, хранении эфирных записей, направлении обязательного экземпляра издания).

 

 

«О Правительстве Челябинской области»: Закон Челябинской области от 17.12.2001 № 57-ЗО (ред. от 31.08.2015)

 

Статья 22. Полномочия Правительства области в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, коррупцией, противодействия терроризму и экстремизму

 

Правительство области участвует в реализации единой государственной политики в сфере обеспечения законности и безопасности личности, общества и государства; в пределах своих полномочий осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, коррупцией, наркоманией и другими общественно-опасными явлениями; в пределах своих полномочий осуществляет меры по противодействию терроризму и экстремизму.

 

 

«О государственной программе Челябинской области «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Челябинской области» на 2014 – 2016 годы»: Постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 № 360-П (ред. от 18.03.2015)

 

Информационно-методическое обеспечение профилактики экстремизма.

Необходимость принятия программы обусловлена активизацией деятельности транснациональной преступности, проявлениями экстремизма и террористическими угрозами. Мероприятия программы осуществляются по следующим основным направлениям: совершенствование системы профилактики преступлений и терроризма, формирование толерантного общества на основе ценностей многонационального российского общества, создание безопасных условий движения на дорогах.

Результатом реализации государственной программы является минимизация ущерба, наносимого жизни и здоровью граждан, всем формам собственности в результате преступной и иной противоправной деятельности, обеспечение достаточно высокого уровня защищенности жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

Постановление вступило в силу с 1 января 2014 г.

 

 

«О межведомственной комиссии по вопросам противодействия проявлениям экстремизма на территории Челябинской области»: Постановление Губернатора Челябинской области от 17.12.2013 № 448 (вместе с «Положением о межведомственной комиссии по вопросам противодействия проявлениям экстремизма на территории Челябинской области», «Составом Межведомственной комиссии по вопросам противодействия проявлениям экстремизма на территории Челябинской области»)

 

Создана межведомственная  комиссия по вопросам противодействия проявлениям экстремизма на территории Челябинской области. Утверждено Положение о межведомственной комиссии по вопросам противодействия проявлениям экстремизма на территории Челябинской области вместе с составом межведомственной комиссии по вопросам противодействия проявлениям экстремизма на территории Челябинской области.

Комиссия осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Челябинской области, общественными объединениями и организациями.

 

 

«Об утверждении муниципальной программы «Профилактика экстремизма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений экстремизма на территории Озерского городского округа» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»: Постановление администрации Озерского городского округа Челябинской области от 17.04.2014 № 1106

 

Для формирования установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактики различных видов экстремизма утверждена муниципальная программа «Профилактика экстремизма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений экстремизма на территории Озерского городского округа» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».Это постановление имеет в настоящее время особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма.

В Озерском городском округе накоплен положительный опыт по сохранению межнационального мира и согласия, активно ведется работа по искоренению рисков экстремизма в начальной стадии, повышению толерантности населения и преодолению этносоциальных и религиозных противоречий.

Системный подход к мерам, направленным на предупреждение, выявление, устранение причин и условий, способствующих экстремизму, является одним из важнейших условий улучшения социально-экономической ситуации в округе.

Реализация такого подхода целесообразна в рамках программного метода, позволяющего разработать и реализовать комплекс мероприятий, взаимоувязанных по ресурсам и срокам исполнения, добиться наибольшей эффективности и результативности в решении задач, направленных на профилактику экстремизма, а также минимизацию и(или) ликвидацию последствий его проявления на территории округа.

 

 

Статьи:

 

Белова, М.А. Правовые средства противодействия экстремизму по российскому праву / М.А. Белова, Н.Э. Рустамов // Административное и муниципальное право. – 2015. – № 1.

 

Борисов, С.В. Новеллы уголовного законодательства в сфере противодействия экстремизму: критический анализ / С.В. Борисов, А.А. Чугунов // Современное право. – 2015. – № 4.

 

Григорьева, Л.В. О научном подходе к уголовно-правовой оценке действий экстремистской направленности / Л.В. Григорьева // Современное право. – 2015. – № 7.

 

Казберов, П.Н. Проблемные вопросы психологического изучения проявлений экстремизма и терроризма / П.Н. Казберов // Юридическая психология. – 2015. – № 2.

 

Лелеков, В.А. О причинах преступлений экстремистской направленности в молодежной среде / В.А. Лелеков, А.А. Черных // Российский следователь. – 2015. – № 8.

 

Макеева, И.С. Экстремизм как уголовно-правовая категория / И.С. Макеева // Законодательство и экономика. – 2014. – № 6.

 

Михайлов, В. Процедура признания материалов экстремистскими требует коррекции / В. Михайлов // Административное право. – 2015. – № 1.

 

Михеев, А.В. Особенности доказывания публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности в сети Интернет / А.В. Михеев // Российский следователь. – 2014. – № 9.

 

Морозова, Н.А. Проблемы привлечения к уголовной ответственности за экстремизм в информационной сети Интернет / Н.А. Морозова // Российский следователь. – 2014. – № 5.

 

Паненков, А.А. Кибертерроризм как реальная угроза национальной безопасности России / А.А. Паненков // Право и кибербезопасность. – 2014. – № 1.

 

Сальников, Е.В. Противодействие распространению экстремистских материалов через библиотечные сети / Е.В. Сальников // Культура: управление, экономика, право. – 2014.– № 2.

 

Шеломенцев, В.Н. Вопросы конфискации имущества, используемого или предназначенного для финансирования экстремистской деятельности / В.Н. Шеломенцев, С.С. Горохова // Адвокат. – 2015. – № 7.

 

Шкобенева, Г.В. Практика рассмотрения гражданских дел о признании информационных материалов экстремистскими: процессуальные особенности / Г.В. Шкобенева // Судья. – 2015. –№ 4.

 

 

Со статьями можно ознакомиться в читальном зале  в СПС «КонсультантПлюс».

 

 

Справки по тел. 2-30-75.

 

 

Лучина Т.Н.,

заведующая читальным залом

 

Барашкова В.С.,

библиотекарь читального зала


© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"