Урал мастеровой
 Сегодня: 23 ноября, четверг
 Главная 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / Библиотекарям / Методические материалы / Викторины / Урал мастеровой

Урал мастеровой

Викторина

 

Южный Урал удивлял мир не раз –

знаменитым каслинским литьем,

таинственной булатной сталью,

красотой златоустовской гравюры.

Но удивление далеко не исчерпано этим.

Нам ещё предстоит открыть целый мир

народного искусства, творчества, промысла,

который вызревал столетиями, жил традицией,

 передавался из поколения в поколение.

(П.И. Сумин)

 

I. В 1900 году искушенная публика Всемирной парижской выставки восхищенно цокала языками перед стендом  каслинского завода. Особенно поразила всех чудная цепочка для карманных часов, сработанная не из золота-серебра, а… из чугуна!

Кто в 1944 году повторил опыт старых каслинских мастеров и отлил тончайшую чугунную цепочку?

 

а) Е. Самоделкина

б) М. Буравкина

в) Н. Родоспорая

 

II. Какая работа каслинских мастеров имела грандиозный успех, была признана шедевром литейного искусства и получила на Парижской Всемирной выставке1900 года высшую награду – «Гран-при»?

 

а) «Граф Л. Толстой пашет»

б) «Чугунный павильон»

в) «Мефистофель»

 

III. Кто выполнил наборные иконы «Воскрешение Господне» и «Преображение Господне», отправленные в 1826 году из Екатеринбурга для церкви Горного Кадетского корпуса в Санкт-Петербург?

 

               а) И. Бушуев и Н. Бушуев

               б) Н. Бушуев и П. Бояршинов

               в) П. Бояршинов и И. Бояршинов

 

IV. Чей образ воспет Павлом Бажовым в сказе «Иванко-Крылатко»?

 

               а) И. Бушуева

               б) И. Бояршинова

               в) С. Фетисова

 

V. Кто в 1834 г. изготовил «Древнее вооружение» - комплект рыцарских доспехов для наследника российского престола цесаревича Александра?

 

               а) кусинские мастера

               б) златоустовские мастера

               в) каслинские мастера

 

VI. Каким уникальными художественными изделиями прославился  город Куса?

 

               а) чугунным литьем

               б) гравюрой на стали

               в) изделиями из меди

 

Ответы:

I. Зимой 1944 года Елена  Самоделкина  - ученица  ремесленного училища г. Касли повторила опыт старых каслинских мастеров и отлила тончайшую чугунную цепочку. Её работа вызывала восхищение: цепочка была сделана не просто кольцо в кольцо, каждое звено имело два отверстия с поворачивающимся стержнем следующего звена. И все это было едино,  из литого чугуна. Цепочка побывала на различных выставках, в том числе и на ВДНХ в Москве.

 

(Источник: Елфимов, Ю. Н. Каслинские мастера / Ю. Н. Елфимов. – Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд., 1977. – С. 46-48.)

 

II. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже работа каслинских мастеров «Чугунный павильон», напоминавший по архитектуре сказочный дворец, имела грандиозный успех, была признана шедевром литейного искусства и получила высшую награду выставки – «Гран-при». Внутри павильона были расставлены множество изделий чугунного художественного литья. Эта выставка принесла каслинскому литью большую славу и известность. Все каслинские мастера, принимавшие участие в выставке, получили в награду за свое искусство именные серебряные часы.

              

(Источник: Третьякова, Т. Н. Историко-культурное наследие [уральского региона] : учеб. пособие для вузов : в 2 ч. Ч. 1 / Т. Н Третьякова, С. В. Федорова, М. С. Локтева. – Челябинск : Издат. центр «Уральская Академия», 2007. – С. 332-335.)

 

III. Авторами наборных икон «Воскрешение Господне» и «Преображение Господне»являются отцы известных художников-граверов Ивана Бушуева и Ивана Бояршинова, стояшие у истоков златоустовского украшенного оружия.  Известно, что икону "Преображение Господне" выполнил Петр Климентьевич Бояршинов, а "Воскресение Господне" - Николай Никитович Бушуев, "живописцы-самородки".  Иконы были изготовлены для церкви Горного Кадетского корпуса в Санкт-Петербурге  (ныне музей Горного института) и были присланы в 1826 г.  из Екатеринбурга.  Это были удивительные произведения искусства, которые заинтересовали специалистов и сюжетом, и исполнением. По технике исполнения их можно приравнять к диораме в миниатюре или к «горке», т.е. своеобразной коллекции минералов. Для икон были использованы 215 камней, начиная поделочными и заканчивая золотыми самородками.

 

(Источник: Лаженцева, Л. Дело о четырех самородках / Л. Лаженцева  // Урал. следопыт. – 2001. - № 2. – С. 19.)

 

IV. Образ Ивана Николаевича Бушуева – художника-гравера, основоположника златоустовской школы художественного оружия воспел П. Бажов в сказе «Иванко-Крылатко». На многих своих гравюрах Иван Бушуев  мастерски изображал стремительно несущегося крылатого коня как образ светлого жизнеутверждающего начала. За это в народе художника прозвали Иван-Крылатко, а на гербе Златоуста появился крылатый конь.

 

(Источник:  Златоустовская энциклопедия : в 2 т. Т. 1 : А-К / ред.-сост. А. В. Козлов и др ; под. ред. М. А. Тарынина, В. Г. Глыбовского. – Златоуст : Златоуст. рабочий, 1994.- С. 52-53.)

 

V. Вершиной творчества златоустовских мастеров-оружейников первой половины 19 века стало «Древнее вооружение» - комплект рыцарских доспехов, создававшихся для наследника российского престола цесаревича Александра. Работа над этими доспехами велась 4 года по эскизам И. Бушуева. В работе принимали участие специалисты всех заводских профессий, были использованы все виды оформления металла – травление, синение, чернь, позолота. Впервые были использованы просечка (сквозные узоры) и огранка.  В 1834 г. делегацией Златоустовской оружейной фабрики доспехи были вручены четырнадцатилетнему наследнику престола.

 

(Источник: Третьякова, Т. Н. Историко-культурное наследие [уральского региона] : учеб. пособие для вузов : в 2 ч. Ч. 1 / Т. Н Третьякова, С. В. Федорова, М. С. Локтева. – Челябинск : Издат. центр «Уральская Академия», 2007. – С. 317-318.)

 

VI. Кусинское чугунное литье достойно конкурировало с каслинским чугунным литьем на отечественных и зарубежных выставках. Без участия Кусинского завода не обходилась ни одна художественно-промышленная выставка последней четверти XIX - начала XX. Кусинские художественные чугунные изделия были удостоены многочисленных отечественных и зарубежных наград и всегда пользовались успехом.

 

(Источник: Третьякова, Т. Н. Историко-культурное наследие [уральского региона] : учеб. пособие для вузов : в 2 ч. Ч. 1 / Т. Н Третьякова, С. В. Федорова, М. С. Локтева. – Челябинск : Издат. центр «Уральская Академия», 2007. – С. 337-349.)

 

 

Сергеева Г.В.,

зав.сектором читального зала,

Лучина Т.Н.,

библиотекарь читального зала


© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"