В истории русской культуры Пушкиным начинается новая эпоха. Он
выступает смелым преобразователем русской литературы – в поэзии, прозе,
драме, преобразователем самого русского языка. Его теоретические обобщения
определяют новую ступень русской эстетической мысли. Пушкин становится
первооткрывателем нового направления в русской культуре и искусстве –
реализма.
Материалы о
новостях культуры, связанных с именем А.С. Пушкина (фильмы, театральные
постановки фестивали, выставки и т.д.) на сайте «Год литературы».
А. С.
Пушкин об искусстве [Текст] / сост., предисл. и коммент. А. А. Вишневского. –
М. : Искусство, 1999. – 679 с. : ил.
Книга содержит систематизированный и комментированный свод
художественного и критического наследия Пушкина, относящегося к искусству в
широком смысле слова, прежде всего к миру идей и образов самого
Пушкина-художника. В книге использованы произведения в стихах и прозе,
публицистика, дневники, письма поэта. В приложении даны фактические
комментарии, ссылки на литературу.
(Имеются
экземпляры в отделах: читальный зал)
Живопись
Ах,
отчего мне дивная природа
Корреджио
искусства не дала?..
Но
Рубенсом на свет я не родился,
Не
рисовать, я рифмы плесть пустился.
А.
С. Пушкин
В мировом изобразительном искусстве Пушкин ставил выше всего
рафаэлевскую классическую традицию Возрождения. Среди
художников-соотечественников и современников он выделял О. Кипренского, К.
Брюллова, графиков Ф. Толстого и А. Орловского, скульпторов русского
классицизма. Но главная линия связи поэта с пластическим искусством проходит
через его собственное графическое творчество.
Быстрый
карандаш [Текст] / авт.-сост. Е. В. Муза. – М. : Совет. Россия, 1974. – 47 с.
: ил.
Быстрый карандаш – способ, манера выражения мыслей. Пушкинская
манера. Отличительная особенность его рисунков в том, что они не создавались
специально, а возникали в минуты творческих раздумий, поисков, пауз,
возникали прямо на страницах рукописей, писем и просто на клочках бумаги. Это
– рисунки для себя, и в этом их ценность. Рисунки сопровождаются текстами из
произведений и переписки поэта.
(Имеются
экземпляры в отделах: читальный зал)
Денисенко,
С. В. Пушкин рисует. Графика А. С. Пушкина / С. В. Денисенко, С. А. Фомичев.
– СПб. : Нотабене; N.Y. : Туманов & К', 2001. – 256 с. : ил.
Авторы провели анализ графического наследия А. С. Пушкина. В книге
представлено более 100 рисунков великого поэта.
(Имеются
экземпляры в отделах: читальный зал)
Колокольцев,
Е. Н. А. С. Пушкин в портретах и иллюстрациях / Е. Н. Колокольцев. – М. :
Просвещение, 1999. – 104 с. : ил.
(Имеются
экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал, «Юность», библиотеки
семейного чтения по Уральской,7; Октябрьской,30; Гайдара,22 и библиотеки
семейного чтения в пос. Метлино и Татыш)
Краваль, Л.
А. Рисунки Пушкина как графический дневник [Текст] : монография / Л. А.
Краваль. – М. : Наследие, 1997. – 536 с. : ил. – (Пушкин в XX веке).
(Имеются
экземпляры в отделах: читальный зал, отдел искусств)
Кузьмин, М.
Н. «Во сне я видел Пушкина…» [Текст] : А. С. Пушкин в рисунках и эссе Н. В.
Кузьмина / М. Н. Кузьмин. – М. : Прогресс-Традиция, 1999. – 208 с.
Выдающийся художник-график Н. В. Кузьмин (1890-1987) был блестящим
иллюстратором Пушкина. В книгу включены эссе художника о Пушкине, иллюстрации
к его произведениям, полный цикл портретных зарисовок великого поэта.
(Имеются
экземпляры в отделах: читальный зал, отдел искусств)
Лотман, Ю.
М. Лица пушкинской эпохи в рисунках и акварелях : камерный портрет первой
половины XIX века / Ю. М. Лотман. – М. : Искусство, 2000. – 456 с.
Книга рассказывает об истории русского карандашного и
акварельного портрета. Основная часть – альбом, который состоит из 196
цветных воспроизведений портретов современников А. С. Пушкина и
развернутых комментариев к ним.
(Имеются
экземпляры в отделах: отдел искусств)
Мир
Пушкина: автографы, прижизненные портреты, пейзажи, отрывки из сочинений и
писем, свидетельства современников / сост. Э. Лебедева, Е. Пролет, Г. Тюрина
; введ. С. Фомичев. – М. : Рус. кн., 1990. – 203 с. : ил., фото.
(Имеются
экземпляры в отделах: «Юность»)
Москва и
Петербург Пушкина в графике Э. Бернштейна [Альбом] / сост. и авт. текста Т.
И. Моргунова. – М. : Рус. кн., 1999. – 110 с. : цв. ил.
(Имеются
экземпляры в отделах: отдел искусств)
А. С.
Пушкин и его современники в портретах: из собрания Пушкинского дома : альбом
/ авт.-сост.: Л. И. Вуич и др. ; науч. ред. Т. И. Краснобородько. – СПб. :
Logos, 1999. – 488 с. : ил.
(Имеются
экземпляры в отделах: читальный зал)
Соколов, В.
Д. Рядом с Пушкиным : портреты кистью и пером : в 2 ч. – М. – «Тверская, 13»,
1998.
(Имеются
экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал, «Юность»)
«Я к вам
пишу…» : Пушкиниана на открытках XIX-XX вв. / сост., вступ. ст. и
послесл. М. С. Забоченя, М. Д. Филина. – М. : Русскiй мiръ, 1999. – 208 с. :
ил.
Данная книга-альбом – комплексное изучение интереснейшего раздела
пушкиноведения – огромной Пушкинианы, которая существует на открытых
письмах, выпущенных в России.
(Имеются
экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал, отдел искусств, библиотеки
семейного чтения по Уральской,7 и Гайдара,22)
Певзнер, Л.
Рисует Пушкин : Портрет А. Х. Востокова. 1828 [Текст] : [о рисунках А. С.
Пушкина] / Л. Певзнер // Искусство. – 2001. – № 23. – С. 6-7.
Ромм, М.
Известный-неизвестный портрет А. С. Пушкина [Текст] : [Станковый портрет А.
С. Пушкина художника Ореста Кипренского] / М. Ромм // Нева. – 2003. – № 2. –
С. 233-235.
Музыка
Силою
своего гениального таланта, Пушкин очень часто
вырывается
из тесных сфер стихотворчества
в
бесконечную область музыки.
П.
И. Чайковский
Александр Пушкин обладал уникальным даром писать непревзойденные
сочинения, создавать особый ритм произведению. Неслучайно его творения
пользовались и пользуются до сих пор большой популярностью у композиторов и
музыкантов.
С произведениями Пушкина работали самые знаменитые музыканты разного
времени, по ним были поставлены замечательные оперы. Крупнейшим из них стала
«Руслан и Людмила», созданная М. И. Глинкой и поставленная в 1840 г. в
Петербурге.
Серьезным и интересным трудом является «Борис Годунов». Обращались к
этому произведению и М.П. Мусоргский, и Н.А. Римский-Корсаков,
создавший одноименную оперу.
П.И. Чайковский же решил
создать музыкальное произведение по мотивам «Евгения Онегина», его опера
получилась очень лиричной и тонкой. Чайковский взялся и за написание
музыкального сопровождения к психологической опере «Пиковая дама».
Оперы ставились и на роман «Дубровский», и на некоторые «Маленькие
трагедии», и на «Повести Белкина». Всего же было создано порядка двадцати
опер по литературным творениям Пушкина, а также около десяти балетов. На
основе стихов Пушкина получались великолепные романсы и вальсы. Каждый
романс, песня или опера обладают своей особенной музыкальной гармонией.
Мельц, М.
Я. Поэзия А. С. Пушкина в песенниках 1825–1917 гг. и русском фольклоре
[Текст] : библиогр. Указ. (по материалам Пушкинского Дома). – СПб. : Изд-во
«Дмитрий Буланин», 2000. – 215 с.
Солдатенко,
О.М. «Пушкин и музыка»: Сценарий музыкально-литературной гостиной // Инфоурок
Театр
Волшебный
край! Там в стары годы,
Сатиры
смелый властелин,
Блистал
Фонвизин…
А.
С. Пушкин, «Евгений Онегин»
В распоряжении театральных режиссеров имеются только пушкинские
«Борис Годунов» (1825) и «Маленькие трагедии» (1830), а также 2 незаконченные
работы – «Русалка» (1832) и «Сцены из рыцарских времен» (1835). Свои
драматические произведения Пушкин писал не для чтения, а как театральные
пьесы, с расчетом на их сценическое воплощение.
Однако на театральных подмостках появляются не только чистые
драматические произведения русского классика. Многие его повести так же
заслуживают внимания театральных режиссеров. К сценическим постановкам были
приспособлены и некоторые пушкинские рассказы из «Повестей Белкина», а также
известные поэмы автора. «Медный всадник», «Руслан и Людмила», «Домик в
Коломне», «Бахчисарайский фонтан» – ряд произведений, на которые были созданы
театральные сценарии, можно продолжать бесконечно.
Государственный Пушкинский
театральный центр в Санкт-Петербурге создан в 1992 г. в преддверии
200-летия со дня рождения А. С. Пушкина как всероссийская и международная творческая
организация, призванная вести работу по освоению пушкинского наследия. Центр
возглавил известный актер, режиссер, поэт, прозаик, драматург В. Э. Рецептер.
С его помощью проводились ежегодные Всероссийские Пушкинские фестивали в
Михайловском и Пскове, фестиваль «Пушкинская сцена» в Москве, «Пушкинские
дни» в Омске, Орле и Красноярске, международные фестивали «Пушкинская
программа» в Германии и Англии и др.
Главное направление деятельности Центра – программа «Театральное
собрание сочинений Пушкина» – осуществление пушкинских постановок в
российском театре, в том числе по произведениям, не имевшим ранее сценической
истории.
Театр-студия
«Пушкинская школа» был создан в 2006 г., чтобы открывать и осваивать
театральное наследие Пушкина. Это первый в мировой и отечественной практике
театр, основой репертуара которого стали произведения величайшего поэта
России и русской классики ближнего пушкинского круга.
Играем Пушкина: Пушкин. театр. фестивали, творч. лаборатории,
науч. конференции 1994-2001 / сост. : Н. Г. Бржозовская, П. А. Копылова. –
СПб. : Гос. Пушкин. театр. центр в Санкт-Петербурге, 2001. – 511 с. –
(Пушкин. премьера).
Секиринский,
С. С. Четыре «Капитанские дочки» [Текст] : [Экранизации повести А. С.
Пушкина] / С. С. Секиринский // Отечеств. история. – 2003. – № 6. – С. 108-117.