Сегодня: 24 апреля, понедельник
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2009 / "Нет, весь я не умру..."

"Нет, весь я не умру..."

А.С. Пушкин и искусство

 

 

 

 

Гигант Пушкин – величайшая гордость наша

и самое полное выражение сил России…

 

Максим Горький

 

 

 

В истории русской культуры Пушкиным начинается новая эпоха. Он выступает смелым преобразователем русской литературы – в поэзии, прозе, драме, преобразователем самого русского языка. Его теоретические обобщения определяют новую ступень русской эстетической мысли. Пушкин становится первооткрывателем нового направления в русской культуре и искусстве – реализма.

 

http://www.prometeus.nsc.ru/biblio/pushkin/new/art.ssi Библиографический список «А. С. Пушкин и искусство».

 

http://www.tvkultura.ru/literature/ – Материалы о новостях культуры, связанных с именем А.С. Пушкина (фильмы, театральные постановки фестивали, выставки и т.д.) на телеканале «Культура».

 

 

А. С. Пушкин об искусстве [Текст] / сост., предисл. и коммент. А. А. Вишневского. – М. : Искусство, 1999. – 679 с. : ил.

 

Книга содержит систематизированный и комментированный свод художественного и критического наследия Пушкина, относящегося к искусству в широком смысле слова, прежде всего к миру идей и образов самого Пушкина-художника. В книге использованы произведения в стихах и прозе, публицистика, дневники, письма поэта. В приложении даны фактические комментарии, ссылки на литературу.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

 

 

 

Живопись

 

Ах, отчего мне дивная природа

Корреджио искусства не дала?..

 

Но Рубенсом на свет я не родился,

Не рисовать, я рифмы плесть пустился.

 

А. С. Пушкин

 

 

В мировом изобразительном искусстве Пушкин ставил выше всего рафаэлевскую классическую традицию Возрождения. Среди художников-соотечественников и современников он выделял О. Кипренского, К. Брюллова, графиков Ф. Толстого и А. Орловского, скульпторов русского классицизма. Но главная линия связи поэта с пластическим искусством проходит через его собственное графическое творчество.

 

http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/ltp/ltp2328-.htm  – Пушкин в живописи и скульптуре на проекте Фундаментальной электронной библиотеки.

 

http://www.exlibris.su/beylinson4.php Бейлинсон Я. Пушкинский экслибрис на сайте «Музей экслибриса».

 

Быстрый карандаш [Текст] / авт.-сост. Е. В. Муза. – М. : Совет. Россия, 1974. – 47 с. : ил.

Быстрый карандаш – способ, манера выражения мыслей. Пушкинская манера. Отличительная особенность его рисунков в том, что они не создавались специально, а возникали в минуты творческих раздумий, поисков, пауз, возникали прямо на страницах рукописей, писем и просто на клочках бумаги. Это – рисунки для себя, и в этом их ценность. Рисунки сопровождаются текстами из произведений и переписки поэта.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

 

 

Денисенко, С. В. Пушкин рисует. Графика А. С. Пушкина / С. В. Денисенко, С. А. Фомичев. – СПб. : Нотабене ; N.Y. : Туманов & К', 2001. – 256 с. : ил.

 

Авторы провели анализ графического наследия А. С. Пушкина. В книге представлено более 100 рисунков великого поэта.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

 

 

Колокольцев, Е. Н. А. С. Пушкин в портретах и иллюстрациях / Е. Н. Колокольцев. – М. : Просвещение, 1999. – 104 с. : ил.

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал, абонемент «Юность», библиотеки семейного чтения по К. Маркса,30; Уральской,7; Октябрьской,30; Гайдара,22 и библиотеки семейного чтения в пос. Метлино и Татыш)

 

 

Краваль, Л. А. Рисунки Пушкина как графический дневник [Текст] : монография / Л. А. Краваль. – М. : Наследие, 1997. – 536 с. : ил. – (Пушкин в XX веке).

http://www.pushkin.md/articles/assets/morningprayer.html – Страницы из дневника.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, отдел искусств)

 

 

Кузьмин, М. Н. «Во сне я видел Пушкина…» [Текст] : А. С. Пушкин в рисунках и эссе Н. В. Кузьмина / М. Н. Кузьмин. – М. : Прогресс-Традиция, 1999. – 208 с.

Выдающийся художник-график Н. В. Кузьмин (1890-1987) был блестящим иллюстратором Пушкина. В книгу включены эссе художника о Пушкине, иллюстрации к его произведениям, полный цикл портретных зарисовок великого поэта.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, отдел искусств)

 

 

Лотман, Ю. М. Лица пушкинской эпохи в рисунках и акварелях : камерный портрет первой половины XIX века / Ю. М. Лотман. – М. : Искусство, 2000. – 456 с.

 Книга рассказывает об истории русского карандашного и акварельного портрета. Основная часть – альбом, который состоит из 196 цветных воспроизведений портретов современников А. С. Пушкина  и развернутых комментариев к ним.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

Мир Пушкина : автографы, прижизненные портреты, пейзажи, отрывки из сочинений и писем, свидетельства современников / сост. Э. Лебедева, Е. Пролет, Г. Тюрина ; введ. С. Фомичев. – М. : Рус. кн., 1990. – 203 с. : ил., фото.

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент «Юность»)

 

 

Москва и Петербург Пушкина в графике Э. Бернштейна [Альбом] / сост. и авт. текста Т. И. Моргунова. – М. : Рус. кн., 1999. – 110 с. : цв. ил.

 

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

А. С. Пушкин и его современники в портретах : из собрания Пушкинского дома : альбом / авт.-сост.: Л. И. Вуич и др. ; науч. ред. Т. И. Краснобородько. – СПб. : Logos, 1999. – 488 с. : ил.

 

В настоящем издании представлено 300 портретов.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

 

 

Соколов, В. Д. Рядом с Пушкиным : портреты кистью и пером : в 2 ч. – М. – «Тверская, 13», 1998.

 

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал, абонемент «Юность»)

 

 

«Я к вам пишу…» : Пушкиниана на открытках XIX-XX вв. / сост., вступ. ст. и  послесл. М. С. Забоченя, М. Д. Филина. – М. : Русскiй мiръ, 1999. – 208 с. : ил.

 

Данная книга-альбом – комплексное изучение интереснейшего раздела пушкиноведения – огромной Пушкинианы, которая существует  на открытых письмах, выпущенных в России.

(Имеются экземпляры в отделах: абонемент, читальный зал, отдел искусств, библиотеки семейного чтения по Уральской,7 и Гайдара,22)

 

 

Певзнер, Л. Рисует Пушкин : Портрет А. Х. Востокова. 1828 [Текст] : [о рисунках А. С. Пушкина] / Л. Певзнер // Искусство. – 2001. – № 23. – С. 6-7. 

Ромм, М. Известный-неизвестный портрет А. С. Пушкина [Текст] : [Станковый портрет А. С. Пушкина художника Ореста Кипренского] / М. Ромм // Нева. – 2003. – № 2. – С. 233-235. 

 

 

Музыка

 

 

 

Силою своего гениального таланта, Пушкин очень часто

вырывается из тесных сфер стихотворчества

в бесконечную область музыки.

 

П. И. Чайковский

 

 

Александр Пушкин обладал уникальным даром писать непревзойденные сочинения, создавать особый ритм произведению. Неслучайно его творения пользовались и пользуются до сих пор большой популярностью у композиторов и музыкантов.

С произведениями Пушкина работали самые знаменитые музыканты разного времени, по ним были поставлены замечательные оперы. Крупнейшим из них стала «Руслан и Людмила», созданная М. И. Глинкой  и поставленная в 1840 г. в Петербурге.

Серьезным и интересным трудом является «Борис Годунов». Обращались к этому произведению и  М.П. Мусоргский, и Н.А. Римский-Корсаков, создавший одноименную оперу.

П.И. Чайковский же решил создать музыкальное произведение по мотивам «Евгения Онегина», его опера получилась очень лиричной и тонкой. Чайковский взялся и за написание музыкального сопровождения к психологической опере «Пиковая дама».

Оперы ставились и на роман «Дубровский», и на некоторые «Маленькие трагедии», и на «Повести Белкина». Всего же было создано порядка двадцати опер по литературным творениям Пушкина, а также около десяти балетов. На основе стихов Пушкина получались великолепные романсы и вальсы. Каждый романс, песня или опера обладают своей особенной музыкальной гармонией.

 

http://www.library.tver.ru/~shishkova/s04-text.htm – Шишкова М. П., Шишков К. А. Пушкин. Музыка. Эпоха. В работе освещается музыкальный мир Пушкина: его музыкальные увлечений и впечатления, контакты с композиторами и музыкантами, с непрофессиональными исполнителями.

 

http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is5/is5-200-.htm – Гозенпуд, А. А. Пушкин и русская оперная классика.

 

Берлянд-Черная, Е. Пушкин и Чайковский [Текст] / Е. Берлянд-Черная. – М. : Музгиз, 1950. – 142 с.

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

 

Бэлза, И. Пушкин и Мицкевич в истории музыкальной культуры [Текст] / И. Бэлза. – М. : Музыка, 1988. – 255 с. : ил.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

 

Глумов, А. Музыкальный мир Пушкина [Текст] / А. Глумов. – М. ; Л. : Музгиз, 1950. – 279 с.

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

 

Кикта, В. Г. Пушкинская музыкальная панорама XIX-XX веков [Текст] : крат. информ. справ. / В. Г. Кикта. – М. : Музыка, 1999. – 64 с.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, отдел искусств, информационно-библиографический отдел)

 

Майкапар, А. «Я помню чудное мгновенье» [Текст] : [История создания романса М. И. Глинки на стихи А. С. Пушкина] / А. Майкапар // Искусство – Первое сентября. – 2006. – № 15. – С. 21.

 

Мельц, М. Я. Поэзия А. С. Пушкина в песенниках 1825–1917 гг. и русском фольклоре [Текст] : библиогр. Указ. (по материалам Пушкинского Дома). – СПб. : Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. – 215 с.

Настоящая библиография основана на собрании лубка 1825-1917 гг., картотеке В. И. Чернышева, который в течение многих лет выписывал из старой и новой периодики, книг разного профиля сведения о народных и авторских песнях.

Указатель основан на изучении свыше 1000 изданий 1825-1917 гг., позднее значительно дополнен и расширен.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

 

Пушкин в музыке [Текст] : справочник / сост.: Н. Г. Винокур, Р. А. Каган. – М. : Сов. композитор, 1974. – 374 с.

Справочник охватывает период более 150 лет: с 1815 до 1970 г.

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал)

 

 

 

Театр

 

 

 

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин…

 

А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

 

 

В распоряжении театральных режиссеров имеются только пушкинские «Борис Годунов» (1825) и «Маленькие трагедии» (1830), а также 2 незаконченные работы – «Русалка» (1832) и «Сцены из рыцарских времен» (1835). Свои драматические произведения Пушкин писал не для чтения, а как театральные пьесы, с расчетом на их сценическое воплощение.

Однако на театральных подмостках появляются не только чистые драматические произведения русского классика. Многие его повести так же заслуживают внимания театральных режиссеров. К сценическим постановкам были приспособлены и некоторые пушкинские рассказы из «Повестей Белкина», а также известные поэмы автора. «Медный всадник», «Руслан и Людмила», «Домик в Коломне», «Бахчисарайский фонтан» – ряд произведений, на которые были созданы театральные сценарии, можно продолжать бесконечно.

 

 

Государственный Пушкинский театральный центр в Санкт-Петербурге создан в 1992 г. в преддверии 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина как всероссийская и международная творческая организация, призванная вести работу по освоению пушкинского наследия. Центр возглавил известный актер, режиссер, поэт, прозаик, драматург В. Э. Рецептер. С его помощью проводились ежегодные Всероссийские Пушкинские фестивали в Михайловском и Пскове, фестиваль «Пушкинская сцена» в Москве, «Пушкинские дни» в Омске, Орле и Красноярске, международные фестивали «Пушкинская программа» в Германии и Англии и др.

Главное направление деятельности Центра – программа «Театральное собрание сочинений Пушкина» – осуществление пушкинских постановок в российском театре, в том числе по произведениям, не имевшим ранее сценической истории.

 

 

Театр-студия «Пушкинская школа» был создан в 2006 г., чтобы открывать и осваивать театральное наследие Пушкина. Это первый в мировой и отечественной практике театр, основой репертуара которого стали произведения величайшего поэта России и русской классики ближнего пушкинского круга.

 

Играем Пушкина : Пушкин. театр. фестивали, творч. лаборатории, науч. конференции 1994-2001 / сост. : Н. Г. Бржозовская, П. А. Копылова. – СПб. : Гос. Пушкин. театр. центр в Санкт-Петербурге, 2001. – 511 с. – (Пушкин. премьера).

Книга представляет наиболее интересные и значимые материалы десяти Пушкинских театральных фестивалей и конференций.

(Имеются экземпляры в отделах: отдел искусств)

 

 

Кино

 

 

Википедия: Экранизация произведений Александра Пушкина.

 

http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/is5/is5-278-.htm – Горницкая, Н. С. Интерпретация пушкинской прозы в киноискусстве.

 

Дерябин, А. Пушкинские кинодокументы в РГАКФД : каталог / А. Дерябин // Киноведческие записки. – 1999. – № 42.

 

Листов, В. Тень Пушкина на отечественном экране / В. Листов // Киноведческие записки. – 1999. – № 42.

 

Рыжкова, Т. В. «Повести Белкина» в кино [Текст] : [«Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»] / Т. В. Рыжкова // Литература – Первое сентября. – 2007. – № 11. – С. 24-26; № 12. – С. 29-31.

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

 

Секиринский, С. С. Четыре «Капитанские дочки» [Текст] : [Экранизации повести А. С. Пушкина] / С. С. Секиринский // Отечеств. история. – 2003. – № 6. – С. 108-117.

(Имеются экземпляры в отделах: книгохранение)

 

Кузнецова Е. В.,

гл. библиограф Интернет-зала

Колянова Н. М.,

гл. библиограф отдела искусств

 

 

 

 


© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"