Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года вблизи
Екатеринбурга в семье горнорабочего Сысертского завода. Семья часто
переезжала с завода на завод, что позволило будущему «певцу Урала» хорошо
узнать жизнь обширного горного округа.
Фамилия Бажев – говорящая. «Бажить» – «колдовать». Отсюда детское
прозвище Бажова – Колдунков, которое позднее стало одним из псевдонимов
писателя Колдунков Егорша.
О своем детстве в городе Полевском
писатель позднее написал книгу "Зеленая кобылка".
Семья Бажовых жила бедно, но единственному сыну родители решили дать
достойное образование. П. Бажов учился в Екатеринбургском духовном
училище (1889-1893), затем за хорошую успеваемость был переведён в Пермскую
духовную семинарию (1893–1899), где обучение было гораздо дешевле, чем в
светских учебных заведениях.
До 1917 года он работал школьным учителем в Екатеринбурге и
Камышлове. В 1911 году счастливо женился на своей ученице Валентине
Иваницкой. Брак был основан на любви и единстве устремлений. Супруги
много читали, бывали в театрах. В семье было семеро детей, в лихие годы
Павел и Валентина потеряли троих. Младшей стала Ариадна, она родилась в 1925
году, стала ученым-историком, вышла замуж за сына Аркадия Гайдара – Тимура.
Учительствовал Павел Петрович 18 лет. Школьные каникулы он проводил
в странствованиях по родному краю; изучал труд гранильщиков, камнерезов,
сталеваров, литейщиков, оружейников, других уральских мастеров, беседовал с
ними о тайнах их ремесла; у "бывальцев" черпал горняцкие легенды и
поверия, так называемые "тайные сказы", к которым проявлял интерес
с раннего детства. Все услышанное учитель заносил в толстые тетради.
В Октябрьской революции П.П. Бажов увидел конец социального
неравенства. В Гражданскую войну воевал на стороне красных, был начальником
информационного отдела штаба 29-й дивизии, редактировал армейскую газету,
печатал на страницах "Окопной правды" свои очерки, рассказы и
фельетоны, в течение года был членом Семипалатинского губкома партии,
участвовал в создании партизанских отрядов Алтая и Сибири.
В Перми П. Бажова арестовали, в лютые морозы он бежал из тюрьмы,
пешком пробирался в Екатеринбург. От усталости свалился на дороге и наверняка
замерз бы, если бы его не спас проезжавший на санях крестьянин.
П.П. Бажов долго искал потерявшуюся семью, нашел ее в Камышлове в
бедственном положении (младший сын умер от истощения). Многие записи
уральских легенд и сказов погибли, пришлось их собирать заново. Устроившись в
"Крестьянскую газету" в Свердловске, стал писать книги по истории
Урала, в 1924 году издал первую книгу очерков "Уральские были" о
дореволюционном быте сысертских заводов.
За 10 с лишним лет Павел Бажов опубликовал несколько книг и сотни
статей, был на хорошем счету, хотя дважды исключался из партии. К нему
обращались как к ходячей энциклопедии Урала – он знал тайны ремесел, где и
что добывают, судьбы людей и городов, по одному словечку мог разгадать,
откуда родом его собеседник, держал в памяти сотни конкретных лиц и фактов.
П.П. Бажов стремился выработать собственный литературный стиль,
искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это
удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые
сказы.
В 1936 году в печати появился первый из его уральских сказов
"Девка Азовка", и к нему сразу же пришла всесоюзная слава. В 1939
году друзья на 60-летний юбилей подарили писателю сигнальный экземпляр
«Сказов старого Урала», изданных в "Свердлгизе" – так первоначально
называлась "Малахитовая шкатулка". Книга участвовала в Международной
выставке в Нью-Йорке.
П.П. Бажова приняли в Союз писателей, избрали руководителем
областной писательской организации, в 1943 году удостоили Сталинской премии
(ныне Государственная) второй степени, орденом Ленина, избрали в Верховный
Совет страны.
"Малахитовая шкатулка" пополнялась автором до последних
дней его жизни, много раз переиздавалась миллионными тиражами. В 1944 году
она была переведена на английский и вышла в Лондоне и Нью-Йорке, потом в
Праге, в 1947 году – в Париже. Книга переведена на 100 языков мира, вышла
многомиллионными тиражами.
Каких только сказов не найдешь у Бажова о камнерезах, гранильщиках,
углежогах, старателях, добытчиках камня, металлургах Урала! С подачи Бажова
имена мастеров узнала вся страна: знаменитого металлурга П. Аносова,
открывшего тайну булата, несравненного каслинского мастера В. Торокина.
В тяжелые
военные и послевоенные годы Павел Петрович Бажов помогал писателям,
эвакуированным в Свердловск из Москвы и Киева, многим простым людям. Его
называли "совестью писателей". По штату ему полагался автомобиль,
но он отказался от него. С семьей он жил в своем старом доме, где любил
работать в саду. Там всегда были гости, которых он любил угощать пельменями с
редькой. Работал Павел Петрович по ночам; писал самодельной ручкой из
камышинки, а когда почти ослеп, коллеги-писатели подарили ему печатную
машинку.
На праздновании в 1949 году 70-летнего юбилея юбиляр был верен себе:
«Это внимание, разумеется, не ко мне, а к тем безвестным творцам, материал
которых дошел до меня и стал доступен читателю. Моя роль в этом
второстепенная».
Скончался Бажов 3 декабря 1950 года в Москве от болезни легких,
похоронен в Свердловске (Екатеринбург) на высоком холме Ивановского погоста.
На памятнике слова из его сказа "Чугунная бабушка": "Работа –
она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется. Вот и смекай, как жить-то".
О творчестве П.П. Бажова написано в десятки раз больше, чем написал
он сам. Долгое время критики спорили, что за явление «этот Бажов» –
фольклорист, писатель, краевед, историк? С легкой руки писателя в
русскую фольклористику вошел термин «сказ», а мифологические персонажи его
сказов приобрели вневременной статус, в сознании народа став
"вечными" образами фольклора – Хозяйка Медной горы, Великий Полоз,
Бабка Синюшка, Огневушка-Поскакушка и другие.
Сам же Павел Бажов оценивал свое творчество более чем скромно. Он не
любил литературоведов и терпеть не мог похвал – ни устных, ни письменных. При
этом он неизменно повторял одно и то же: «был и остаюсь сторонником труда в
литературе... каждый через какой-нибудь десяток лет работы может дать
изумительное по своей неожиданности полотно».
|