Сегодня: 27 апреля, четверг
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2013 / Вся жизнь – театру…

Вся жизнь – театру…

190 лет со дня рождения А.Н. Островского

(12.04.1823 – 14.06.1886)

 

Описание: А. Н. Островский. Фотография. 1884 г.

«…Трагедия и сатира две сестры и идут рядом,

и имя обеим, вместе взятым, правда...»

Ф.М. Достоевский

 

 

«Театр как дело серьезное и народное начался у нас… настоящим образом с Островского…»

А.А. Григорьев

 

 

«Островский прекрасен, как освежающий родник,

из которого напьешься, из которого умоешься,

у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу...»

А. Кугель, театральный критик

 

 

Александр Николаевич Островский родился в старинном купеческом и чиновничьем районе – Замоскворечье. В Москве, на Малой Ордынке до сих пор сохранился двухэтажный дом, в котором 12 апреля (31 марта) 1823 года появился на свет  будущий великий драматург. Здесь же, в Замоскворечье, – на Малой Ордынке, Пятницкой, Житной улицах – прошли его детство и юность.

Отец писателя, Николай Федорович Островский, был сыном священника, но по окончании духовной академии избрал светскую профессию – стал судейским чиновником. Из среды духовенства вышла и мать будущего писателя, Любовь Ивановна. Она умерла, когда мальчику было 8 лет. Через 5 лет отец женился вторично, на этот раз на дворянке. Успешно продвигаясь по службе, Николай Федорович в 1839 году получил дворянское звание, а в 1842 году вышел в отставку и стал заниматься частной юридической практикой. На доходы от клиентов – преимущественно богатых купцов – он приобрел несколько имений и в 1848 году, удалившись от дел, переехал в сельцо Щелыково Костромской губернии и стал помещиком.

 

 

Описание: Островский Александр Николаевич

В 1840 году А. Н. Островский окончил 1-ю московскую гимназию. Еще в гимназические годы молодого человека привлекали литература и театр. По воле отца юноша поступил на юридический факультет Московского университета, но Малый театр, в котором играли великие русские актеры Щепкин и Мочалов, притягивает  его к себе, как магнит. Это не было пустым влечением богатого шалопая, видящего в театре приятное развлечение: для Островского сцена стала жизнью. Эти интересы заставили его весной 1843 года оставить университет.

"Я с молодости бросил всё и весь отдался искусству", – вспоминал он впоследствии.

 

 

Отец его в надежде, что сын станет чиновником, определил его писцом в Московский совестный суд, в котором рассматривались главным образом семейные имущественные споры.

Адвокатская практика отца, жизнь в Замоскворечье и служба в суде, продолжавшаяся почти восемь лет, дали Островскому немало сюжетов для его произведений.

А.Н. Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды сложились под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы. В гоголевской манере были написаны первые очерки и драматические этюды Островского.

Вплоть до 1851 года Островский служил в судах – и сочинительствовал. Первая пьеса, принёсшая ему известность, – комедия «Свои люди – сочтёмся» (другое название – «Банкрот»), в которой уже проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей. Пьеса была напечатана в 1850 году в журнале  «Москвитянин»; незадолго до смерти её успел поддержать Гоголь. Но до театральной премьеры дело тогда так и не дошло: цензура запретила постановку, а молодой драматург был отдан под негласный надзор полиции.

Летом 1849 года он, вопреки воле отца и без венчания в церкви, женился на простой мещанке Агафье Ивановне. Не обладая каким-либо образованием, она была умна и сердечна, сумела наладить быт Островского, замечательно пела русские песни.  С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет, а после ее кончины через два года, в 1869 году, обвенчался с артисткой Марией Васильевной Бахметьевой, которая подарила ему четырех сыновей и двух дочерей (все дети от Агафьи Ивановны умерли в малолетстве).

 

 

Описание: http://www.people.su/images/articles/img_item_229.jpg

В январе 1851 года А.Н. Островский отказывается от службы и целиком отдается литературной деятельности. Несмотря на холодное отношение властей, на тяжелое финансовое положение и непонимание части публики, он много работал, выпуская ежегодно по пьесе.

Первыми пьесами, разрешенными к постановке на сцене, были "Не в свои сани не садись" и "Бедность не порок". Их появление явилось началом переворота во всем театральном искусстве. Впервые на сцене зритель увидел простую будничную жизнь. Это потребовало и нового стиля актерской игры: жизненная правда стала вытеснять напыщенную декламацию и "театральность" жестов.

 

 

В 1850-60 годы окончательно определяется мировоззрение Островского. В 1856 году он сближается с журналом "Современник" и становится его постоянным сотрудником. Дружеские отношения установились у него с И.С. Тургеневым и Л.Н. Толстым, сотрудничавшими с журналом.

В 1856 г. вместе с другими русскими литераторами Островский принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, организованной Морским министерством для "описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озер и рек Европейской  России". Островскому было поручено обследование верховьев Волги. Он побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и т.д. Все наблюдения были использованы Островским в его произведениях.

Популярность пьес Островского продолжала расти, несмотря на сохранявшееся подозрительное отношение к нему властей и на упреки сторонников как «высокого», так и «обличительного» искусства. Укрепляется и его связь с Малым театром, где многие актеры разделяют новаторские идеи Островского. Не случайно большая часть пьес драматурга впервые оказалась поставленной именно на этой сцене.

Публикация в 1860 году пьесы "Гроза" ярко продемонстрировала, что талант Островского не только не угас, а, напротив, проявлялся все сильнее и сильнее. Трагическая судьба Катерины, молодой женщины, задыхающейся в тяжелой обстановке патриархальной семьи, рвущейся на свободу, мечтающей о свете и воле, которых нет в ее провинциальном городке, – не случайно стала символом российской жизни на переломе двух эпох.

"Гроза", вызвавшая противоречивые отклики в обществе и критике, вовсе не была политическим манифестом, каким ее иногда пытались представить. Яркие характеры, трагическое столкновение различных взглядов на жизнь, прекрасно продуманный сюжет – все это придало драме исключительную театральность и обеспечило ее сценический успех.

 

 

Описание: А. Н. Островский. Фотография. 1875 г.

В середине XIX в. Островского не только считают лучшим российским драматургом, но порой прямо называют «гением». В 1862 г. в Мариинском театре в Петербурге заново расписывали плафон потолка. В его медальонах поместили портреты драматургов: Фонвизина, Грибоедова, Гоголя и… Островского — это стало уже всероссийским признанием писателя.

«С Островским русский зритель плакал и смеялся, но главное – думал и надеялся. Пьесы его любили и понимали люди разной образованности и подготовленности. Островский служил как бы посредником между великой реалистической литературой России и массовыми ее аудиториями. Видя, как воспринимаются пьесы Островского, писатели могли делать выводы о настроениях и способностях своего читателя...» (Ю.М. Лотман)

 

 

В 1865 г. он основывает в Москве артистический кружок. Островский был одним из его руководителей. Артистический кружок стал школой для талантливых любителей – будущих замечательных русских артистов: О.О. Садовской, М.П. Садовского, П.А. Стрепетовой, М.И. Писарева и многих других. В 1870 г. по инициативе драматурга в Москве создается Общество русских драматических писателей, с 1874 г. до конца жизни Островский являлся бессменным его председателем.

В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода художественный памятник отечественному театру. В 1872 году он написал стихотворную комедию "Комик XVII столетия" о рождении первого русского театра при дворе царя Алексея Михайловича, отца Петра I. Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре – "Таланты и поклонники" (1881 г.) и "Без вины виноватые" (1883 г.).

А.Н. Островский в течение многих лет пытался переменить всю систему работы драматических театров, писал многочисленные проекты, надеясь убедить власть в необходимости срочных действий. В конце концов, в 1886 уже тяжело больной Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров. В его руки было передано художественное руководство всеми театрами города.

А.Н. Островский надеялся освободить театр от бездарной, любительской игры, когда каждый актер был «сам за себя», пренебрегая художественной стороной театрального дела. Островский планировал начать формировать репертуар из серьезных пьес, не поступаясь интересами искусства в угоду кассовым сборам. Мечтал он и о возрождении театральной школы, которая должна была готовить профессиональных актеров.

Однако смерть 14 (2) июня 1886 в Щелыково Костромской губернии не позволила ему провести в жизнь давно задуманные реформы.

 

 

Описание: http://lit-classic.ru/images_dwn/ostrovskiy_400.jpg

Создание национального театра Островский считал «признаком совершеннолетия нации», и он дал России национальный театр, создав репертуар поразительный по жанровому разнообразию.

Проработав для русской сцены без малого сорок лет, Островский создал целый репертуар – пятьдесят четыре пьесы, среди которых историческая и бытовая драма, сатирическая и народная комедия, водевиль и мелодрама, трагедия и драматическая сказка. "Исписал всю русскую жизнь" – от доисторических, сказочных времен ("Снегурочка"), и событий прошлого (хроника "Козьма Захарьич Минин, Сухорук") до злободневной действительности.  Кроме того, перу Островского принадлежат многочисленные переводы из Сервантеса, Шекспира, Гольдони и т.д.

Значение А. Н. Островского для развития отечественной драматургии и сцены, его роль в достижениях всей русской культуры неоспоримы и огромны. Им сделано для России столь же много, как Шекспиром для Англии или Мольером для Франции. Продолжая лучшие традиции русской прогрессивной и зарубежной драматургии, Островский написал 47 оригинальных пьес. Говоря словами самого Островского, это «целый народный театр».

В связи с тридцатипятилетием драматургической деятельности А.Н. Островского Иван Александрович Гончаров писал: "Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой русский, национальный театр", Он, по справедливости, должен называться: "Театр Островского".

 

Использованы материалы с сайта

 

 

Интернет-ресурсы

 

А.Н. Островский в Википедии 

А.Н. Островский в проекте Хронос

http://ostrovskiy-a.ru/ –  А.Н. Островский

А.Н. Островский в Русской литературной сети (биография, произведения, статьи и др.)

http://www.epwr.ru/quotauthor/522/ – биографии

А.Н. Островский в Библиотеке Мошкова

Пьесы А.Н. Островского в Библиотеке драматургии

А.Н. Островский на сайте Государственного центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина

А.Н. Островский в энциклопедии «Кругосвет»

А.Н. Островский в проекте Кроссворд-Кафе

http://www.maly.ru/audio-archive.php – Звуковые записи спектаклей [в т.ч. по пьесам А.Н. Островского] на сайте Государственного Академического Малого театра

А.Н. Островский в проекте Литература и Жизнь

Группа ВКонтакте

 


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"