Максим Горький (Алексей
Максимович Пешков) родился 28 (16) марта 1868 г. в Нижнем Новгороде.
Отец, Максим Савватиевич Пешков
(1840-71) – сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В
последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать,
Варвара Васильевна Каширина (1842-79) – из мещанской семьи; рано овдовев,
вторично вышла замуж, умерла от чахотки.
Детство писателя прошло в доме
деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем
разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед
обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука
к народным песням и сказкам, но главное – заменила мать, «насытив», по словам
самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).
Настоящего образования Горький
не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась
самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе,
«мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных
постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили
мечты о переустройстве мира.
«Мы в мир пришли, чтобы не
соглашаться...» – сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова
«Песнь старого дуба».
Ненависть к злу и этический
максимализм были источником нравственных терзаний будущего писателя. В 1887
году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде,
«ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные
философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В.
Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А.
Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с «Капиталом» К. Маркса и
«Историческими письмами» П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера
и Ф. Ницше.
Грубость и невежество
провинциального быта отравили его душу, но и – парадоксальным образом –
породили веру в Человека и его потенциальные возможности. Из столкновения
противоречащих друг другу начал родилась романтическая философия, в которой
Человек (идеальная сущность) не совпадал с человеком (реальным существом) и
даже вступал с ним в трагический конфликт.
Гуманизм Горького нес в себе
бунтарские и богоборческие черты. Любимым его чтением была библейская Книга Иова,
где «Бог поучает человека, как ему быть богоравным и как с п о к о й н о
встать рядом с Богом» (письмо Горького В. В. Розанову, 1912).
Горький начинал как
провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида). Псевдоним М.
Горький появился в 1892 г. в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан
первый рассказ «Макар Чудра». Письма и документы писатель подписывал
настоящей фамилией – А. Пешков; а обозначения «А. М. Горький» и «Алексей
Максимович Горький» отсылают псевдоним к настоящему имени.
В 1895 году, благодаря помощи
В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство»
(рассказ «Челкаш»). В 1898 г. в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы»,
имевшая сенсационный успех. В 1899 г. появились поэма в прозе «Двадцать шесть
и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев».
Слава Горького росла с
невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л.
Н. Толстого.
С самого начала обозначилось
расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть
в нем рядовой читатель. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты
его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. Его герои
совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и
литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял
героев по собственному желанию, не всегда согласуясь с «правдой жизни».
Критики в связи с его текстами
решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а
непосредственно «вопрос о Горьком» и созданном им собирательном лирическом
образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 –
начала 20 вв. и который критика сравнивала со «сверхчеловеком» Ницше. Все это
позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем
реалистом.
Общественная позиция Горького
была радикальной. Он не раз подвергался арестам, в 1902 году Николай II
распорядился аннулировать его избрание почетным академиком по разряду изящной
словесности (в знак протеста Чехов и Короленко вышли из Академии). В 1905г.
он вступил в ряды РСДРП (большевистское крыло) и познакомился с В.И.Лениным.
Им оказывалась серьезная финансовая поддержка революции 1905-1907 гг.
Быстро проявил себя Горький и
как талантливый организатор литературного процесса. В 1901 году он встал во
главе издательства товарищества «Знание» и вскоре стал выпускать «Сборники
товарищества «Знание», где печатались И.А. Бунин, Л.Н. Андреев, А.И. Куприн,
В.В. Вересаев, Е.Н. Чириков, Н.Д. Телешов, А.С. Серафимович и др.
Вершина раннего творчества,
пьеса «На дне», в огромной степени обязана своей славой постановке К. С.
Станиславского в Московском художественном театре (1902), в которой играли
Станиславский, В.И. Качалов, И.М. Москвин, О.Л. Книппер-Чехова и др.) В 1903
г. в берлинском Kleines Theater состоялось представление «На дне» с Рихардом
Валлентином в роли Сатина. Другие пьесы Горького – «Мещане» (1901), «Дачники»
(1904), «Дети солнца», «Варвары» (обе 1905), «Враги» (1906) – не имели такого
сенсационного успеха в России и Европе.
После поражения революции
1905-1907 гг. Горький эмигрировал на остров Капри (Италия). «Каприйский»
период творчества заставил пересмотреть сложившееся в критике представление о
«конце Горького» (Д. В. Философов), которое было вызвано его увлечениями
политической борьбой и идеями социализма, нашедшими отражение в повести
«Мать» (1906; вторая редакция 1907).
Он создает повести «Городок
Окуров» (1909), «Детство» (1913-14), «В людях» (1915-16), цикл рассказов «По
Руси» (1912-17). Споры в критике вызвала повесть «Исповедь» (1908), высоко
оцененная А. А. Блоком. В ней впервые прозвучала тема богостроительства,
которое Горький с А. В. Луначарским и А. А. Богдановым проповедовал в
каприйской партийной школе для рабочих, что вызвало его расхождения с
Лениным, ненавидевшим «заигрывание с боженькой».
Первая мировая война тяжело
отразилась на душевном состоянии Горького. Она символизировала начало
исторического краха его идеи «коллективного разума», к которой он пришел
после разочарования ницшевским индивидуализмом (по мнению Т. Манна, Горький
протянул мост от Ницше к социализму). Безграничная вера в человеческий разум,
принятая как единственный догмат, не подтверждалась жизнью. Война стала
вопиющим примером коллективного безумия, когда Человек был низведен до
«окопной вши», «пушечного мяса», когда люди зверели на глазах и разум
человеческий был бессилен перед логикой исторических событий.
Октябрьская революция
подтвердила опасения Горького. В отличие от Блока, он услышал в ней не
«музыку», а страшный рев стомиллионной крестьянской стихии, вырвавшейся через
все социальные запреты и грозившей потопить оставшиеся островки культуры.
В «Несвоевременных мыслях»
(цикл статей в газете «Новая жизнь»; 1917-18; в 1918 вышли отдельным
изданием) он обвинил Ленина в захвате власти и развязывании террора в стране.
Но там же назвал русский народ органически жестоким, «звериным» и тем самым
если не оправдывал, то объяснял свирепое обращение большевиков с этим
народом.
Несомненной заслугой Горького
была энергичная работа по спасению научной и художественной интеллигенции от
голодной смерти и расстрелов, благодарно оцененная современниками (Е. И.
Замятин, А. М. Ремизов, В. Ф. Ходасевич, В. Б. Шкловский и др.)
Едва ли не ради этого
задумывались такие культурные акции, как организация издательства «Всемирная
литература», открытие «Дома ученых» и «Дома искусств» (коммун для творческой
интеллигенции, описанных в романе О. Д. Форш «Сумасшедший корабль» и книге К.
А. Федина «Горький среди нас»). Однако многих писателей (в т. ч. Блока, Н.С.
Гумилева) спасти не удалось, что стало одной из основных причин
окончательного разрыва Горького с большевиками.
С 1921 по 1928 Горький жил в
эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина.
Поселившись в Сорренто (Италия), он не прерывал связей с молодой советской
литературой (Л. М. Леоновым, В. В. Ивановым, А. А. Фадеевым, И. Э. Бабелем и
др.) Написал цикл «Рассказы 1922-24 годов», «Заметки из дневника» (1924),
роман «Дело Артамоновых» (1925), начал работать над романом-эпопеей «Жизнь
Клима Самгина» (1925-36). Современники отмечали экспериментальный характер
произведений Горького этого времени.
В 1928 Горький совершил
«пробную» поездку в Советский Союз (в связи с чествованием, устроенным по
поводу его 60-летия), до этого вступив в осторожные переговоры со сталинским
руководством. Апофеоз встречи на Белорусском вокзале решил дело – Горький
возвратился на родину.
Правительство предоставило ему
бывший особняк Рябушинского на Спиридоновке, дачи в Горках и в Теселли
(Крым).
Как художник он целиком
погрузился в создание «Жизни Клима Самгина», панорамной картины России за
сорок лет. Как политик фактически обеспечивал Сталину моральное прикрытие
перед лицом мирового сообщества.
Его многочисленные статьи
создавали апологетический образ вождя и молчали о подавлении в стране свободы
мысли и искусства – фактах, о которых Горький не мог не знать. Он встал во
главе создания коллективной писательской книги, воспевшей строительство заключенными
Беломорско-Балтийского канала им. Сталина.
Организовал и поддерживал
множество предприятий: издательство «Аcademia», книжные серии «История фабрик
и заводов», «История гражданской войны», журнал «Литературная учеба», а также
Литературный институт, затем названный его именем, выступил с инициативой
возрождения дореволюционной серии «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ).
В 1934 М. Горький возглавил
Союз писателей СССР, созданный по его инициативе, его усилиями был
подготовлен и проведен 1-й Всесоюзный съезд советских писателей.
В 1934 г. неожиданно скончался
его горячо любимый сын Максим – официальной причиной смерти было крупозное
воспаление легких, но многие, в том числе и сам Горький, подозревали, что
этой смерти поспособствовали.
Вокруг кончины самого
Горького, последовавшей 18 июля 1936 г., тоже ходили разноречивые толки.
Возможно, его смерть была ускорена целенаправленными действиями врачей.
Горький нужен был как идеальный символ, а не как живой человек со своим
мнением. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли
документального подтверждения.
М. Горький был торжественно
похоронен в Москве на Красной площади у Кремлевской стены.
Урна с прахом Горького
помещена в Кремлевской стене в Москве.