235 лет со дня рождения французского писателя Анри-Мари
Бейля (Стендаль)
(23.01.1783 – 23.03.1842)
«Писатель не должен думать о
критике,
так же как солдат о госпитале».
Ф. Стендаль
«Понадобилось два поколения,
чтобы с грехом пополам его
догнать,
чтобы вслед за ним разгадать
кое-какие из загадок, составлявших его муку и его наслаждение».
Ф. Ницше
Анри Мари Бейль – французский
писатель, один из основоположников психологического романа, имел, по
свидетельству его друзей, несколько сотен псевдонимов. Из них удержался один
– Фредерик Стендаль (Штендаль – название немецкого города, в котором родился
известный немецкий искусствовед XVIII века И. Винкельман, творчеством
которого увлекался писатель).
Анри Мари Бейль родился 23
января 1783 г. в Гренобле в семье богатого адвоката. Его мать рано умерла.
Отец же почти не занимался воспитанием сына, доверив его католическому
аббату. Педагогическое «искусство» последнего имело своим результатом лишь
то, что Стендаль возненавидел и церковь, и религию.
Потихоньку от своего
воспитателя юноша стал знакомиться с трудами философов-просветителей
(Кабаниса, Дидро, Гольбаха). Это чтение, а также наиболее сильные впечатления
и переживания детских лет, связанные с первой французской революцией, и
явились определяющими моментами в формировании мировоззрения будущего
писателя.
Приверженность революционным
идеалам он сохранил на всю жизнь. Ни один из французских писателей XIX века
не отстаивал эти идеалы с такой страстностью и смелостью, как это делал
Фредерик Стендаль.
В 13 лет Анри начал обучение в
Центральной школе Гренобля. Особенные успехи он показывал в изучении
математики, и преподаватели пророчили ему большое будущее. С целью
дальнейшего изучения математических дисциплин в 1799 г. он приехал в Париж
для прохождения обучения в Политехнической школе.
Но вместо этого, вдохновленный
переворотом Наполеона, поступает на службу в действующую армию. Его зачисляют
сублейтенантом в драгунский полк. Влиятельные родственники выхлопотали для
Бейля назначение на север Италию, и юноша навсегда полюбил эту страну.
В качестве военного чиновника
наполеоновской армии Анри побывал в Италии, Германии, Австрии. В походах он
находил время для размышлений и писал заметки о живописи и музыке.
В 1812 г. Анри принял участие
в русской кампании Наполеона. Побывал в Орше, Смоленске, на Вязьме, был
свидетелем Бородинского сражения. Видел, как горела Москва, хотя собственно
боевого опыта у него не было. В России, по его словам, увидел «патриотизм и
настоящее величие». Он был поражен тем, что «деспотизм русского самодержавия
совсем не принизил народ духовно».
После падения Наполеона
будущий писатель, негативно воспринимавший Реставрацию и Бурбонов, подает в
отставку и уезжает на семь лет в Италию, в Милан. Именно здесь он подготавливает
к печати и пишет свои первые книги: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и
Метастазио» (1815), «История живописи в Италии» (1817), «Рим, Неаполь и
Флоренция в 1817 году».
В Италии Анри сближается с
республиканцами – карбонариями. Здесь же он пережил безнадежную любовь к
Матильде Висконтини, супруге польского генерала Я. Дембовского, которая рано
умерла, но навсегда оставила след в его памяти.
В 1820 году в Италии
начинается преследование карбонариев, в том числе друзей Стендаля, вынудившее
его два года спустя вернуться на родину. Отвращение к реакционному
австрийскому режиму, установившему своё господство на севере Италии, он
впоследствии передаст на страницах романа «Пармская обитель».
Париж встретил писателя
неприветливо, так как сюда добрались слухи о его сомнительных итальянских
знакомствах. Ему приходится быть очень осторожным. Он печатается в английских
журналах, не подписывая свои статьи. Лишь спустя сто лет был определен автор
этих статей. В 1822 году он публикует книгу «О любви» в различные исторические
эпохи. В 1823 г. в Париже увидел свет манифест французского романтизма –
трактат «Расин и Шекспир».
В 20-е годы Стендаль стяжал
себе в литературных салонах репутацию неутомимого и остроумного спорщика. В
те же годы он создает несколько произведений, свидетельствующих о его
движении в сторону реализма. Издает свой первый роман «Арманс» (1827),
героиней которого делает русскую девушку, дочь декабриста, повесть «Ванина
Ванини» (1829). В том же 1829 году ему предлагают создать путеводитель по
Риму, он откликается, и так появляется книга «Прогулки по Риму»,
представляющая собой рассказ французских путешественников о поездке в Италию.
В 1830 году выходит в свет
роман «Красное и чёрное», основанный на происшествии, о котором автор прочёл
в газетном разделе криминальной хроники.
После победы Июльской
революции и установления буржуазной монархии Стендаль получил возможность
поступить на государственную службу: его назначили французским консулом в
Триест, а затем в Чивитта-Веккью, где в качестве консула он проработает до
самой смерти. В этом портовом городишке парижанину было скучно и одиноко,
чиновничья рутина оставляла мало времени для литературных занятий. Чтобы
развеяться, он часто ездил в Рим.
В 1832 году начал писать
«Воспоминания эготиста», а ещё через 2 года занялся романом «Люсьен Левен»,
который позднее забросил. С 1835 по 1836 годы был увлечён написанием
автобиографического романа «Жизнь Анри Брюлара».
Выхлопотав себе продолжительный отпуск, Стендаль
провёл в Париже плодотворные три года с 1836 по 1839. За это время были
написаны «Записки туриста» (опубликованы в 1838, Стендаль если не придумал
слово «туризм», то первым ввёл его в широкий оборот) и последний роман
«Пармская обитель». Внимание широкой читающей публики к фигуре Стендаля в 1840
году привлёк один из популярнейших французских романистов, Бальзак, в своём «Этюде о Бейле».
Незадолго до смерти дипломатическое ведомство предоставило писателю новый
отпуск, позволивший ему в последний раз вернуться в Париж.
8 ноября 1841 г. писатель записал в дневнике:
«Ничего нет смешного в том, что я могу умереть на улице». И он действительно
умер 23 марта 1842 г. на улице во время прогулки, сраженный апоплексическим
ударом. На следующий день во французских газетах появилось сообщение о том, что
на кладбище Монмартр погребен «малоизвестный немецкий стихотворец Фридрих
Стиндаль».
Возрождение интереса к Стендалю пришлось на вторую
половину XIX в. Поклонники Стендаля вывели из его произведений целую теорию
счастья, так называемый «бейлизм», который «предписывал не упускать ни одной
возможности насладиться красотою мира, а также жить в ожидании неожиданного,
находиться в постоянной готовности к божественной непредвиденности».
Гедонистический пафос творчества Стендаля унаследовал из крупных французских
писателей Андре Жид, а доскональный анализ психологических мотивировок героев,
которым увлекался французский писатель, позволяет считать его непосредственным
предшественником Льва Толстого.