Владимир Семёнович Высоцкий
родился 25 января 1938 г. в Москве в семье военного. Отец, Семен
Владимирович, участник Великой Отечественной войны. Мать, Нина Максимовна,
родилась в Москве, по специальности переводчик.
Раннее детство Владимир провёл
в московской коммунальной квартире на 1-ой Мещанской улице: «…На тридцать
восемь комнаток всего одна уборная…» – напишет в 1975 году Высоцкий. В
начале Великой Отечественной войны он с матерью эвакуируется на Урал, в город
Бузулук Оренбургской области.
В 1945 г. юный Высоцкий пошёл
в первый класс 273-й школы Ростокинского района Москвы. Через некоторое время
после развода родителей, в 1947 г., Владимир переехал жить к отцу и его
второй жене в г. Эберсвальде (Германия), по месту службы отца, где юный
Володя научился играть на фортепиано.
В октябре 1949 г. он вернулся в
Москву и поступил в 5-й класс мужской средней школы № 186. В это время семья
Высоцких жила в Большом Каретном переулке 15. Этот переулок увековечен в его
песне: «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!».
Весной 1955 г. переезжает жить
к матери. По окончании школы (1955) Высоцкий поступает на механический
факультет Московского инженерно-строительного института, который вскоре
оставляет, проучившись в нем всего один семестр. Еще будучи школьником,
Высоцкий занимается в драмкружке Дома учителя, которым в то время руководил
артист МХАТа В. И. Богомолов. В 1956 г. после серьезной подготовки Высоцкий
выдерживает экзамены и поступает в Школу-студию МХАТ на курс П. В.
Массальского.
В студенческие годы Высоцкий
– один из постоянных авторов и участников многочисленных «капустников». Он
писал стихи, пародии, куплеты, экспромты. По окончании студии играл на
столичной сцене: в театре им. А. С. Пушкина, Театре миниатюр, пробовался в
театр «Современник».
К середине 60-х годов в
творчестве Владимира Высоцкого наметился кризис. Его приход в только что
реорганизованный Театр драмы и комедии на Таганке (1964) во многом обусловил
разрешение этого кризиса. Ещё никому не известный, пришёл наниматься на
работу и главный режиссёр Юрий Петрович Любимов вместо отведённых 10 минут
слушал его больше часа. У Высоцкого в тот день была с собой гитара, и Любимов
попросил его спеть. Узнав, что Высоцкий поёт свои песни, Любимов тут же
принял его в театр. И до последних дней жизни Высоцкий работает в этом
театре.
Начало своего творческого пути
Высоцкий связывал с влиянием на него Булата Окуджавы: «Меня поразило,
насколько сильнее воздействие его стихов на слушателей, когда он читает их
под гитару, и я стал пытаться делать это сам». Первой своей песней Высоцкий
считал «Татуировку» (1961), которая была написана в Ленинграде. Творчество
Высоцкого начального периода (1961-1964) опиралось в основном на традиции
«блатного» фольклора и городского романса и носило скорее характер пародии,
вариации на «блатные» темы.
Первой песней Высоцкого,
профессионально исполненной в спектакле («Десять дней, которые потрясли мир»,
1965), была песня белых офицеров «В куски разлетелася корона». В дальнейшем
песенное творчество стало, наряду с актёрским, главным делом его жизни.
Высоцкий написал свыше 100
стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), то есть его
перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений. Довольно много
песен было написано специально для кинофильмов.
В 1965 г. в спектакле Театра
на Таганке «Павшие и живые» (поэтическая композиция по произведениям поэтов
военного поколения) звучала песня Высоцкого «Солдаты группы «Центр», а в 1966
г. в фильме В. Турова «Я родом из детства» прозвучало несколько песен Высоцкого,
в том числе «Братские могилы» в исполнении М. Бернеса. В этом же году
Высоцкий снимается в фильме С. Говорухина «Вертикаль», для которой пишет цикл
«альпинистских» песен.
К концу 60-х гг. относятся
первые (в основном – нотные) публикации произведений Высоцкого. В это же
время в официальной прессе появляется ряд статей, содержащих критику
произведений Высоцкого, где им было отказано не только в художественности, но
и в «высокой идейности, подлинной гражданственности». Поэтическим откликом
Высоцкого на эти события стала «Охота на волков» (1968).
В эти годы Владимир Высоцкий
пробует работать и в других жанрах: повесть «Жизнь без сна» (1968), заявка на
киносценарий «Удивительная история очень молодого человека из Ленинграда и
девушки из Шербурга» (1969; опубликована в 1992 г.) и киносценарий «Как-то
все вышло...» (1969-1970). Но ни один из замыслов Высоцкому реализовать не
удалось.
В октябре 1970 г. в Театре на
Таганке начинаются репетиции спектакля по пьесе Шекспира «Гамлет», где
Высоцкий играл главную роль. Эта актерская работа Высоцкого стала вехой не
только на его актерском, но и на поэтическом поприще, оказав заметное влияние
на все его последующее творчество.
Все чаще в произведениях
Высоцкого затрагиваются вопросы жизни и смерти, человеческого предназначения,
общечеловеческой связанности и ответственности, так или иначе окрашенные
«гамлетовской» темой: «Бег иноходца» (1970), «Горизонт» (1971), "Кони
привередливые» (1972).
Одно из центральных мест в
поэзии этого периода (1968-1973) занимает стихотворение «Мой Гамлет» (1972),
в котором размышлениям о судьбах своего поколения и о своей собственной
судьбе Высоцкий придал форму лирико-философского монолога, позволяющего не
только лучше понять искания самого поэта, но еще и представить его видение
образа Гамлета.
Наиболее зрелый этап
творчества поэта – 1973-1980-е годы. Центральное место в поэзии Высоцкого
этого периода занимает тема Судьбы – от судьбы отдельной личности до судьбы
целого поколения и всего народа. Для этого этапа наиболее характерны жанры
философского монолога и баллады, нередко – с ярко выраженным притчевым
началом («Две судьбы», «Притча о Правде и Лжи»).
В 1970-е годы Высоцкий часто
работает на радио, многие из спектаклей с его участием записаны на диски:
«Зеленый фургон», «Мартин Иден», «Незнакомка» и «Маленькие трагедии». Большой
цикл написан им для музыкальной сказки «Алиса в Стране чудес» (1977). В эти
годы Высоцкий продолжает работать в театре.
В конце 1970-х гг. Владимир
Высоцкий работает над прозой («Роман о девочках», 1977), киносценарием
(«Венские каникулы», в соавторстве с Э. Володарским), пробует себя в качестве
режиссера, вынашивает идею создания «авторского» кино.
Владимир Высоцкий был трижды
женат. В июле 1967 г. он познакомился с французской актрисой Мариной Влади
(Мариной Владимировной Поляковой), на которой женился в 1970 г. От второй
жены, Людмилы Абрамовой, у него двое сыновей – Аркадий и Никита.
А о первой и единственной из
них, кто носит его фамилию – Иза Высоцкая, – почти ничего не известно. Ее имя
редко упоминают даже биографы поэта. Иза Константиновна не дает интервью, не
появляется на тусовках «памяти великого поэта», да и в столице бывает крайне
редко.
Владимир Семёнович Высоцкий скончался в своей
московской квартире 25 июля 1980 года в возрасте 42 лет. Был похоронен 28 июля
1980 г. на Ваганьковском кладбище. Высоцкий умер во время проходивших в Москве
летних Олимпийских игр.
Официальное признание к Высоцкому пришло только
после смерти. Сначала это были отдельные шаги: в 1981 году был опубликован
первый крупный сборник произведений Высоцкого «Нерв», и вышла первая
полноценная («диск-гигант») советская пластинка. В 1987 посмертно присуждена
Государственная премия СССР. После смерти поэта немало говорили о том, как рано
оборвалась его жизнь, как много он мог бы ещё сделать…
http://www.vysockii.ru –
В. Высоцкий: mp3, фильмы, тексты песен, стихи, в том числе и переведенные на
английский язык, интервью, статьи о поездках в различные города СССР и мира
В.С. Высоцкого.