Сегодня: 27 мая, суббота
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ

В читальном зале Центральной городской библиотеки работает Центр социально-значимой и правовой информации



АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2017 / Другая сторона сказки

Другая сторона сказки

135 лет со дня рождения К. И. Чуковского,

русского поэта, переводчика, публициста и литературоведа

(31.03.1882 – 28.10.1969)

 

 

 

 

– Здесь, в мире горестей и бед,

В наш век и войн, и революций,

Милей забав ребячьих – нет,

Нет глубже, – так учил Конфуций.

 

Н. Гумилев. «Два сна»

 

 

Корней Иванович Чуковский (настоящее имя и фамилия – Николай Васильевич Корнейчуков) родился 31 (19 по ст. ст.) марта 1882 г. в Санкт-Петербурге.

Мать Чуковского, Екатерина Осиповна Корнейчукова, украинская крестьянка из Полтавской губернии, работала прислугой в доме его отца, петербургского студента. Он бросил Екатерину Осиповну, не посмев нарушить запрет родителей, препятствовавших браку. Екатерина Осиповна вынуждена была уехать в Одессу вместе с Николаем и его старшей сестрой Марией.

Свой псевдоним, ставший потом именем (Корней Чуковский), сын сделал из фамилии матери. Его страстью, религией, смыслом жизни с детства стала литература. Мальчишкой, еще не исключенным из одесской гимназии по указу о "кухаркиных детях", он убегал в парк с книжкой Овидия и читал вслух, упиваясь словами, складывающимися в волшебную мелодию. Позже, выучив по растрепанному самоучителю английский, он так же будет убегать к морю, читая  открытого им поэта Уолта Уитмена. Вряд ли он мог тогда предположить, что ему предстоит писать об этом великом американце.

Литературным и человеческим идеалом для будущего критика станет его современник Антон Павлович Чехов. Ему Чуковский посвятит всю жизнь, год за годом открывая в любимом писателе то, чего не захотели, не смогли увидеть современники.

 

 

Публицистический дебют девятнадцатилетнего Чуковского состоялся в газете «Одесские новости». Туда его заставил пойти старший приятель по гимназии, Владимир Жаботинский, чью энергию Чуковский позже сравнит с моцартовской и напишет об исходившей от друга "духовной радиации". Так, с 1901 года, сначала в "Одесских новостях", потом в других изданиях, начали появляться статьи молодого публициста Чуковского.

В 1903 году Чуковский женился на двадцатитрехлетней одесситке, дочери бухгалтера частной фирмы, Марии Борисовне Гольдфельд. Брак был единственным и счастливым. Вместе с женой Чуковский, по рекомендации все того же Жаботинского,  отправляется корреспондентом газеты в Англию.

 

 

Полтора года зарубежной жизни были неровными. Политическая ситуация в России менялась, на горизонте Черного моря замаячил призрак мятежного броненосца "Потемкин", "брожение в умах" ширилось.

Отправив молодую жену обратно в Одессу, "мистер" Чуковский селился по все более и более бедным адресам, но продолжал ежедневно посещать бесплатный читальный зал библиотеки Британского музея, где читал запоем английских писателей, историков, философов и – критиков-публицистов, тех, кто помогал ему вырабатывать собственный стиль, который называли "парадоксальным и остроумным". И вернувшись в Россию, он затеял издание сатирического журнала "Сигнал", но оказался в тюрьме за "оскорбление высочайшей фамилии". В ожидании суда, в одиночной камере, он читает вслух О.Генри, громко хохочет, пугая надзирателей (русский некролог О. Генри потом предстоит написать именно Чуковскому, в 1910 году его опубликует влиятельная газета "Речь").

Постепенно имя молодого критика становится нарицательным, на него рисуют карикатуры, и к печати готовится сразу несколько его книг: собрание избранных статей, исследование "Нат Пинкертон и современная литература" (анализирующее явление, которое впоследствии назовут "массовой культурой"). Наконец, книга о самом известном писателе этих лет – Леониде Андрееве. Все три выходят в 1908 году, а первый в жизни сборник статей под названием "От Чехова до наших дней" печатается в течение одного года трижды. А спустя почти столетие именно Корнея Ивановича Чуковского назовут лучшим критиком Серебряного века.

 

 

 

В 1906 году семейство Чуковских из Одессы перебирается под Петербург, снимая дачу в местечке Куоккала. В этом литературном поселке живут многие герои "критических рассказов" Чуковского. Его близким другом надолго станет Илья Репин. Репину Чуковский будет позировать для трех сюжетных картин и одного портрета, практически заставит его написать мемуары и станет их редактором, представит ему всех своих героев – от футуристов до Есенина и Мандельштама – и напишет о нем самом удивительную книгу.

Кстати, именно знаменитый художник придумал название легендарному домашнему альманаху Чуковского – "Чукоккала", собравшему на своих страницах автографы Конан Дойля и Маяковского, рисунки Шаляпина и... стихи Репина. Альманах "Чукоккала" никогда не был собранием автографов, а всегда – полем для игры.

 

 

 

Игра была естественной формой общения Корнея Ивановича и с собственными детьми.

Из четверых родившихся в  семье детей (Николай, Лидия, Борис и Мария) долгую жизнь прожили только двое старших – Николай и Лидия, сами впоследствии ставшие писателями. Младшая дочь Маша умерла в детстве от туберкулёза. Сын Борис погиб на войне в 1941 году; другой сын Николай тоже воевал, участвовал в обороне Ленинграда. Лидия Чуковская (родилась в 1907) прожила длинную и трудную жизнь, подвергалась репрессиям, пережила расстрел мужа, выдающегося физика Матвея Бронштейна.

Лидия Чуковская точно передает ощущение счастья, которым наполняло общение с отцом ее детство: "В состав воздуха, окружавшего нас, входило и чтение лекций в беседке у Репина, и чтение стихов, и разговоры, и споры, и игра в городки, и другие игры, главным образом литературные, но ни грана умственного безделья". Куоккальское счастье разрушил 1917 год.

 

 

В ноябре 1919 года, после мрачного вечера памяти Леонида Андреева в нетопленном зале Тенишевского училища – недавно престижнейшего петербургского лицея, в котором после революции проходили бесконечные лекции и диспуты, – Чуковский записал в дневнике: "Прежней культурной среды уже нет – она погибла, и нужно столетие, чтобы создать ее… "

Однако он еще многое успеет.

Возглавив по приглашению М. Горького детский отдел издательства «Парус», Чуковский и сам начал писать стихи (затем и прозу) для детей. Примерно с этого времени у Корнея Ивановича начинается увлечение детской словесностью.

Работа Чуковского в области детской литературы закономерно вывела его на изучение детского языка, первым исследователем которого он стал. Это стало его настоящим увлечением – психика детей и то, как они овладевают речью.

Он записал свои наблюдения за детьми, за их словесным творчеством в книге «Маленькие дети» (1928), получившую затем название «От двух до пяти» (1933).

К 1930 году, за первое послереволюционное десятилетие, будут написаны почти все его главные волшебные сказки – и "Мойдодыр", и "Айболит", и "Телефон". Он выдержит многолетнюю битву за них с тогдашними педологами, утверждавшими, что "Крокодил" – пародия на Некрасова, что "Муха-Цокотуха" прославляет кулаков и мещанский быт и советскому ребенку фантазия – во вред. Уже после смерти Сталина писатель Казакевич так и не смог поверить, что "Тараканище" – не смелая сатира, а своего рода "Ревизор" Гоголя для трёхлетних, что сказка появилась во времена, когда Чуковский не знал о существовании Сталина.

 

 

 

В эти годы Чуковский начинает писать мемуары, над которыми работал до конца жизни. Его дневники, описывающие бытие в двадцатые-пятидесятые годы, – чудовищная фантасмагория, наполненная бесконечной борьбой за право быть писателем, страшными потерями родных и близких людей, утратой любимой профессии. Не стало Блока, с которым Чуковский работал в издательстве "Всемирная литература". Умер в нищете эмиграции Леонид Андреев. В лагерях погибнут знакомый с еще куоккальских времен Мандельштам и сосед по Переделкину Исаак Бабель.

Сломана его собственная литературная судьба: "Как критик я принужден молчать... судят не по талантам, а по партбилетам. Сделали меня детским писателем. Но позорные истории с моими детскими книгами – их замалчивание, травля, улюлюкание – запрещения их цензурой – заставили меня сойти и с этой арены...".

 

 

 

Описание: 10 фактов о Корнее Чуковском СССР, история, писатели, факты

Он пережил и эту эпоху. В мае 1957 года, когда ему – к 75-летию, как положено "писателю с именем", – вместе с Хрущёвым вручали в Кремле орден Ленина, генсек шутливо пожаловался, что устает на работе, а внуки по вечерам заставляют читать "ваших Мойдодыров". Новое время, названное "оттепелью", окрылило Корнея Ивановича, но ненадолго.

Он стал свидетелем публичной казни Пастернака, не спал ночей, придумывая, как спасти товарища по цеху и судьбе. Между прочим, стихи Пастернака еще в двадцатые годы Чуковский назвал гордостью отечественной поэзии, а в старости шутливо мечтал о профессии экскурсовода "по пастернаковским местам" в Переделкине.

 

 

Чуковский много занимается переводами. Он открыл для русского читателя У. Уитмена, Р. Киплинга, О. Уайльда. Переводил М. Твена, Г. Честертона, О. Генри, А.К. Дойла, У. Шекспира, написал для детей пересказы произведений Д. Дефо, Р. Э. Распэ, Дж. Гринвуда. Как лингвист Чуковский написал остроумную и темпераментную книгу о русском языке «Живой как жизнь» (1962), решительно выступив против бюрократических штампов, так называемого «канцелярита». Как переводчик Чуковский занимается теорией перевода, создав одну из самых авторитетных в этой области книг – «Высокое искусство» (1968).

В 1960-х гг. К. Чуковский затеял пересказ Библии для детей. К этому проекту он привлек писателей и литераторов, и тщательно редактировал их работу. Сам проект был очень трудным, в связи с антирелигиозной позицией Советской власти. Книга под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды» была издана в издательстве «Детская литература» в 1968 г. Однако весь тираж был уничтожен властями. Первое книжное издание, доступное читателю, состоялось в 1990 г.

 

 

В 1957 г. Чуковскому была присвоена ученая степень доктора филологических наук, в 1962 – почетное звание доктора литературы Оксфордского университета за исследования литературной и человеческой судьбы Н. Некрасова.

На родине же его лучшие книги о Некрасове не выйдут из печати даже в хрущевскую оттепель. Будущая Ленинская премия за "Мастерство Некрасова" (1962 год) обрадует его разве тем, что "не каждый чиновник сможет теперь плюнуть мне в лицо".

 

 

Корней Иванович первым в мире написал восхищенный отзыв об "Одном дне Ивана Денисовича", давал приют Солженицыну у себя на даче, гордился дружбой с ним и... казнил себя в дневнике, что в угоду цензуре согласился позднее снять его имя в новом издании своей книги об искусстве художественного перевода. Он восхищался гражданским поведением своей дочери Лидии, тревожился за нее, но никогда не забывал, как когда-то присутствовал при обыске в ее квартире. В конце тридцатых он долго хлопотал о расстрелянном зяте, выдающемся физике Матвее Бронштейне, еще не зная, что того нет в живых. Он ничего не простил, но "приоткрылся" по-настоящему лишь в своих дневниковых записях, где были вырваны десятки страниц, а о некоторых годах, вроде 1938, не было сказано ни слова.

Вслед за Чеховым он посвятил себя помощи реальным людям, спасая многих от холода, голода, творческой и физической смерти. После революции он "устроил паек" сестре Некрасова Елизавете Александровне Рюмлинг. В голодные двадцатые постоянно опекал Ахматову. Помогал после смерти Блока членам его семьи. Как и дочери Репина, князю-анархисту Кропоткину, писателю Юрию Тынянову...

Умер Корней Иванович Чуковский 28 октября 1969 г. в возрасте 87 лет. В эти горькие дни один из его близких друзей написал: «Умер последний человек, которого ещё сколько-нибудь стеснялись»…

Использована статья:

Крючков, П. Грустная сказка Корнея Чуковского / П. Крючков // ГЕО/GEO. – 2002. – № 9. – С. 50-66.

 

 

Интернет-ресурсы

 

http://www.chukfamily.ru/index.html  – Сайт «Отдав искусству жизнь без сдачи: Корней Чуковский и Лидия Чуковская» посвящен отцу и дочери – писателям, публицистам и поэтам. На сайте – автобиографии, их произведения, воспоминания современников, интервью, статьи, фотографии. Отдельный раздел посвящен Елене Чуковской, внучке Корнея Чуковского и дочери Лидии Чуковской. Многие годы Елена Цезаревна занимается охраной и опубликованием их обширного наследия, благодаря ей появляются сегодня на полках книжных магазинов произведения Корнея и Лидии Чуковских. Она поддерживает дом-музей Чуковского в Переделкино.

 

http://www.chukovskiy.ru «Корней Иванович Чуковский». Биография, воспоминания о писателе, его произведения: сайт к 130-летию со дня рождения.

 

К.И. Чуковский в Википедии

 

http://www.vekperevoda.com/1855/chukov.htm   – «Корней Чуковский. Переводы У. Уитмена.

 

К.И. Чуковский в разделе «Литературные имена» на сайте «Library.ru»  

 

К.И. Чуковский на сайте «Хранители сказок»

 

К.И. Чуковский в энциклопедии «Вокруг света»

 

К.И. Чуковский в Энциклопедии «Кругосвет»

 

К.И. Чуковский в проекте «Чтобы помнили»

 

К.И. Чуковский на сайте «Хронос»

 

«Чукоккала»: О рукописном альманахе Корнея Чуковского на сайте «Русский путь»

 

http://chukovskiy.lit-info.ru – Корней Иванович Чуковский. Биография, творчество.

 

Произведения  К.И. Чуковского на сайте «Еврейская электронная библиотека»

 

Биография К.И. Чуковского

 

К.И. Чуковский на сайте «Поэты Серебряного века»  

 

Биография К. Чуковского на сайте РИА-Новости

 

10 фактов о К.И. Чуковском

 

Экранизации произведений К.И. Чуковского


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"