Дон Жуаны французской комедии
 Сегодня: 6 августа, четверг
 Главная 
 Карта сайта 
 Архив экспозиций выставочного зала 
 Полнотекстовые базы данных 
 Виртуальные выставки 
 Знаменательные даты 
Поиск по сайту
АКТУАЛЬНО


ИНТЕРНЕТ-ИЗБРАННОЕ


КОНТАКТЫ

 

Адрес:

456784 г.Озёрск Челябинской обл., ул.Советская, 8

Телефоны:

(35130) 2-46-00;
2-18-45; 2-30-79

E-mail:

libozersk@yandex.ru

Как нас найти:

Яндекс-Карты

 















 Главная / БиблиОзёрск / Библиотека рекомендует / Виртуальные выставки / 2017 / Дон Жуаны французской комедии

Дон Жуаны французской комедии

 

 

 

http://relax.wild-mistress.ru/wm/relax.nsf/publicall/C4323FE98821D706C325749D00668046/$File/1.jpg

285 лет со дня рождения

Пьера Огюстена Карона де Бомарше

(24.01.1732 — 18.05.1799)

 

 

 

«Бомарше влечет на сцену, раздевает донага

и терзает всё, что еще почитается неприкосновенным...

Старая монархия хохочет и рукоплещет.

 Общество созрело для великого разрушения».

 

А.С. Пушкин

 

 

 

Авантюрист по складу характера, он, словно его Фигаро, оказывался то тут, то там, и повсюду были слышны его остроумные отзывы и замечания по случаю очередного проявления глупости. Вольтер, знавший Бомарше и одобрявший его деятельность, писал о нем: «Что за человек! Он сочетал в себе всё: шутку и серьезное, ум и веселость, фарс и трогательное, – словом, все виды красноречия».

Деловой человек, негоциант и прожектер, тайный королевский агент и деятельный поборник независимости Американских штатов, собеседник и советчик министров, издатель Вольтера, изобретатель и законник. Он был судьей, узником, сочинителем памфлетов, учителем, музыкантом, часовщиком,  поставщиком оружия.

Всем этим занимался один человек. Ворочая миллионами, он писал пьесы, следил за их постановкой, отстаивал права драматургов. Выполняя приватные поручения короля, размышлял – и очень проницательно – о высокой политике. Отбиваясь от противников, посягавших на его честь и состояние, сотрясал общество своими мемуарами. Будучи лишенным гражданских прав, составлял по поручению правительства проект реформ высшего судебного органа страны.  Как тут не вспомнить ломоносовское «всё испытал, во всё проник»?

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше родился 24 января 1732 года в Париже, в семье богатого часовщика, первоначально сам был часовщиком. В двадцать один год он создал революционный часовой механизм – анкерный спуск, который обеспечивает равномерный ход часов. А в двадцать два года Бомарше принимают в Лондонское королевское общество, таким образом, он становится академиком.

 

 

Музыкальные таланты и великолепный дар оратора, а также должность королевского часовщика открыли молодому Бомарше (тогда еще Карону) доступ в высокое общество: он становится учителем музыки у дочерей короля Людовика XV. Веселый, красивый, галантный, остроумный, знающий все городские и дворцовые новости, последний романс и последнюю сплетню, Пьер-Огюстен Карон становится во дворце незаменимым человеком.

Выгодно женившись, он присоединил к своей фамилии Карон название поместья жены – Бомарше, так он стал Кароном де Бомарше. В 1761 г. ему удалось приобрести дворянское звание, которое закрепило это имя.  

 

 

Благодаря трём выгодным бракам (все три раза он женился на богатых вдовах), а также сотрудничеству с банкиром Дювернэ, Бомарше стал обладателем весьма значительного состояния. Но когда Дюверне умер, Бомарше оказался ввергнутым в судебные тяжбы по наследству, которые грозили разорением и тюрьмой.

И тогда Бомарше решил воспользоваться силой печатного слова. Он написал «Мемуары» (1773–1774) – 4 памфлета о судебных беззакониях. «Мемуары» принесли ему огромную популярность, в итоге он выиграл судебный процесс.

В 1774 г. в Париже Верховный суд выносит приговор по поводу «Мемуаров» Пьера-Огюстена Карона де Бомарше: они должны быть «разорваны и сожжены королевским палачом на площади подле Дворца правосудия как содержащие дерзостные выражения и наветы, позорящие и оскорбляющие судебную корпорацию…».

Это вызвало негодование собравшихся у Дворца многих сотен парижан, а многие знатные люди приветствовали Бомарше как «великого гражданина Франции».

К этому времени Бомарше уже заявил о себе как о драматурге. Придерживаясь идей Дидро о необходимости создания «серьезного жанра» – драмы, он написал драмы «Евгения» (1769) и «Два друга» (1770). В период борьбы в суде Бомарше решает снова обратиться к драматургии, но ситуация подсказывает ему иной жанр – комедию, сатирически рисующую нравы аристократов.

Своего «Севильского цирюльника» Бомарше сначала сочинил как оперу, и лишь через несколько лет (в 1775 году) состоялась его премьера на сцене «Комеди Франсез», завершившаяся оглушительным провалом. Всего лишь за два дня автор полностью переделал пьесу – и второе представление обернулось её триумфом, сделавшим его самым любимым писателем Франции того времени и лидером национального театра.

Пьеса была испанской по антуражу, но совершенно французской по духу. Выдающееся значение она приобрела не столько благодаря искрометному юмору и блестящим диалогам, сколько образу Фигаро – хитроумного, неистощимого на выдумки, проницательного слуги. На ее основе написано либретто оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник» (1816).

Автор дал своему знаменитому герою несуществующее имя Фигаро, под которым скрыл собственное – от Фикаро (сын Каро), как писал в черновиках.

Уже через год Бомарше написал «Женитьбу Фигаро» – вершину своего творчества,  где феодальные привилегии подверглись столь яростной атаке, что король не разрешил показывать ее публично. Наполеон отзывался о ней как о «революции в действии». А до него Людовик XVI сказал так: «Если быть последовательным, то, допустив постановку этой пьесы, следует разрушить Бастилию. Этот человек смеётся над всем, что следует почитать при известном образе правления...»

Описание: http://www.parvaencyclopaediaphilatelica.it/tematiche/personaggi/fot/0273.jpg

Появившись на сцене почти в канун Французской революции, Фигаро символизирует торжество тенденций, вызревавших на протяжении десятилетий в творчестве Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро и других философов. Хлесткие реплики Фигаро и внятные намеки снискали комедии неувядаемую славу на театральных подмостках.

«Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд. 

В 1776 году дипломатический талант Бомарше блестяще сказался в едва ли не единственной благородной внешнеполитической акции, которой отмечено царствование Людовика XVI: Франция решила тайно поддержать восставшие североамериканские колонии в их войне за независимость от Англии; и именно Бомарше, имевший влиятельных друзей среди повстанцев, с энтузиазмом взялся организовать покупку и отправку для них оружия и обмундирования. Он убедил короля выделить ему миллион ливров, снарядил суда, нанял людей, и сам потратил три миллиона, чтобы завершить эту колоссальную, рискованную во всех отношениях операцию.

 Победы восставших приводили Бомарше в восхищение. Но американское правительство не захотело ни вернуть деньги, потраченные Бомарше из собственных средств, ни помочь ему хотя бы окупить затраты коммерческими перевозками товаров из Америки.

Бомарше удалось принести немало пользы на общественном поприще. Обладая блестящими деловыми способностями, он добился утверждения авторских прав и прав на гонорары для пишущих театральные пьесы, основал объединение драматических авторов, организовал акционерный банк, ставший затем частью Французского Банка. Он потратил большие деньги, чтобы скупить и вернуть Королевской библиотеке разворованные архивные исторические документы.

Но самое крупное, после помощи американской войне за независимость, деяние национального масштаба Бомарше совершил в 1779 году, взявшись в одиночку за издание полного собрания сочинений Вольтера, который умер годом ранее.

В 1781 году Бомарше принес в Театр комедии «Безумный день» – так сначала он назвал свою вторую бессмертную комедию о Фигаро. Но пьеса не была поставлена из-за запрета короля. Екатерина II предложила автору отдать «Безумный день» для постановки на петербургской сцене. Бомарше предпочел опубликовать отдельные фрагменты комедии, и вскоре Париж уже распевал куплеты пажа.

Комедию все-таки поставили несколько месяцев спустя на домашней сцене в замке Женвилье. Успех был большой. Но затем пришлось шесть раз подвергать комедию цензуре на разных уровнях. Стало известно, что король дал согласие на парижскую постановку только после того, как его убедили в предстоящем провале спектакля. «Безумный день» сыграли в Театре комедии 27 апреля 1784 года. Весь цвет Парижа с утра занял места в театре, графы и маркизы стояли в партере вперемешку с лавочниками. Это был триумф драматурга.

Французская революция внесла в биографию Бомарше очередной штрих: посланный революционным правительством в Голландию, он исполнил ряд поручений, но затем был брошен в тюрьму. Выйдя на свободу, стал агентом Комитета Общественного Спасения и подвергался преследованиям как эмигрант. Имущество его конфисковали, семья была арестована. В 1796 ему разрешили вернуться во Францию.

Умер Бомарше в Париже 18 мая 1799.

В одном из черновиков Бомарше есть такая запись: «Я скажу вам, дорогие мои современники, что не знаю ни другого века, когда я предпочел бы родиться, ни другой Нации, к которой мне было бы приятней принадлежать. Не говоря уж о том, сколь любезно французское общество, я обнаруживаю в нас последние двадцать или тридцать лет единое стремление возвеличить мысль полезными изысканиями, добиться всеобщего счастья силами разума. Дух Нации переживает некий счастливый кризис: яркий, всепроникающий свет будит в каждом ощущение, что все доступно совершенствованию. Повсюду беспокойство, деятельность, поиски, реформы...»

Дух неугомонного обновления пронизывает все, что делал сам Бомарше. В нем – единство творчества этого писателя. В нём – секрет его смеха, легкого, непочтительного, искрящегося. В нем та крепкая нить, которая связывает нас сегодня с творцом Фигаро.

 

Использованы материалы с сайта

 

 

Интернет-ресурсы

 

Бомарше в Википедии

П. О. Бомарше в проекте «Либрусек»

Биография Бомарше

П.О. Бомарше в энциклопедии «Кругосвет»

Бомарше в энциклопедии  «Вокруг света»

http://citaty.su/citaty-i-aforizmy-bomarshe  – Цитаты и афоризмы из произведений П. О. Бомарше

http://briefly.ru/bomarshe/ – Краткое содержание произведений Бомарше

 

 

Произведения П. О. Бомарше

 

Полное собрание сочинений Бомарше, французское издание 1865 г. : оцифрованное издание // http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k29634h/f5.table  

 

«Севильский цирюльник» на французском языке: электронная версия // http://www.atramenta.net/lire/le-barbier-de-seville/2140

 

 

Описание: http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1002522405.jpg

 

Бомарше, П. О. Избранные произведения / П. О. Бомарше; пер. с франц. Т. Щепкиной-Куперник, М. Рожицыной, Н. Любимова; сост. и вступ. статья С. Д. Артамонова. – М. : Худож. лит., 1954. – 650 с.

 

 

(Фонд редкой книги МКУК «ЦБС»)

 

 

Описание: http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1000529762.jpg

 

Бомарше, П. О. Драматические произведения. – Мемуары. / П. О. Бомарше; пер. с франц., вступ. статья и примеч. Л. Зониной; ил. Ю. Игнатьева. – М. : Худож. лит., 1971. – 543 с. – (Библиотека всемирной литературы).

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», абонемент, книгохранение)

 

 

Описание: http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/1000446318.jpg

Бомарше, П. О. Драматическая трилогия / П. О. Бомарше; пер. с фр. Н. Любимова; вступ. ст. и прим. Л. Зониной; послесл. А. Пузикова; ил. Ю. Игнатьева. – М. : Худож. лит., 1982. – 351 с.

 

В книгу вошли лучшие комедии Бомарше: «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Преступная мать, или Второй тартюф».

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», абонемент, читальный зал, библиотека семейного чтения по Гайдара, 22)

 

 

 

 

Материалы о П. О. Бомарше

 

Описание: http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/pavlenkovbairon99.jpg

 

Боккаччо. Бомарше. Беранже. Байрон. Бальзак [Текст] : биогр. повествования. – Челябинск : Урал LTD, 1998. – 456 с., портр., 8 л.ил. – (ЖЗЛ. Биогр. б-ка Ф. Павленкова; Т.26).

 

 

(Имеются экземпляры в отделах: читальный зал, абонемент, «Юность», библиотеки семейного чтения по К. Маркса, 30; Уральской, 7;  Октябрьской, 30; Гайдара, 22; п. Татыш и Метлино)

 

 

http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/08_05_001.jpg

Радзинский, Э. С. Игры писателей [Текст] : (Неизданный Бомарше) / Э. С. Радзинский. – М. : Вагриус, 2001. – 416 с., ил.

 

Радзинский, Э. Игры писателей: [Неизданный Бомарше. Роман] / Э. Радзинский // Октябрь. – 2001. – № 3–4.

 

(Имеются экземпляры в отделах: «Юность», абонемент,  библиотеки семейного чтения по К. Маркса, 30;  Уральской , 7;  пос. Метлино и Татыш; в специализированной библиотеке медицинской литературы)

 

 

 

 

 

 

 

Аляшева, Н. Услужливый, живой, веселый Бомарше: Жизнеописание / Н. Аляшева // Сайт Н. Аляшевой  

 

Артамонов, С.Д. Пьер Огюстен Бомарше: Биография, творчество / С.Д. Артамонов // Школьнику

 

Бомарше. Исторический лексикон. XVIII век // Великая французская революция

 

Буккер, И. Пьер Огюстен Бомарше: Пройдоха и гений / И. Буккер // Правда.Ру. – 2008. – 21 февраля.

 

Вестер, В. Безумный день. И вся жизнь Бомарше / В. Вестер // Суперстиль. – 2007. – 06 марта.

 

Вольперт, Л.И. «Подобный своему чудесному герою, веселый Бомарше»: Влияние Бомарше на творчество Пушкина / Л.И. Вольперт // Ruthenia

 

Грандель, Ф. Бомарше глазами потомков / Ф. Грендель; пер. с фр. Л. Зониной и Л. Лунгиной; предисл. С. Козлова. – М. : Книга, 1985.  

 

Дамаскин, И. Пьер-Огюстен Бомарше (1732–1799) // Электронная библиотека Profilib

 

Джаралла, В. Человек эпохи Просвещения: Биография Пьера Огюстена Карон де Бомарше / В. Джаралла // Первая крымская. – 2005. – № 59.

 

Дубинянская, Я. Пьер-Огюстен Карон де Бомарше: Здесь и там / Я. Дубинянская // Личности. – 2016. – № 96.

 

Зонина, Л. Жизнь и похождения Пьера Огюстена Карона де Бомарше / Л. Зонина // Е-reading.club

 

Луков, Вл.А. Бомарше Пьер Огюстен Карон де / Вл.А. Луков // Французская литература от истоков до начала Новейшего периода

 

Луков, Вл.А. Фигаро (герой трилогии П.О. Карона де Бомарше) / Вл.А. Луков // Французская литература от истоков до начала Новейшего периода

 

Обломиевский, Д.Д. Бомарше: Творчество Бомарше как тенденция французского просветительского театра XVIII в. // История всемирной литературы. – Т. 5. – М., 1988. – С. 147-149.

 

Прокопенко, С. Пьер-Огюст Карон де Бомарше / С. Прокопенко // Записки Дикой Хозяйки

 

Сапрыкина, Е.Ю. Пьер Огюстен Карон де Бомарше (1732-1799) / Е.Ю. Сапрыкина // Исторический лексикон. XVIII век. – М.: Знание, Владос. 1996.

 

Сидорченко, Л. Творчество Бомарше // Сидорченко, Л. История зарубежной литературы XVIII века  

 

Фигаро тут, Фигаро там, или Какая связь между Севильей и анкерным спуском?: Бомарше – часовщик // Мои Часы. – 2002. – № 4.

 

Шапинская, Е.Н. Диалог о «Свадьбе Фигаро»: проблема власти и сопротивления в пьесе О. Бомарше и опере В.-А. Моцарта: интерпретация в различных контекстах / Е.Н. Шапинская, О.П. Добренкова // Культура культуры. – 2014. – № 2 (2).

 

 

 

Памятные места

 

 

Могила Бомарше на кладбище Пер-Лашез (Париж)

 

Пьер Огюстен Карон де Бомарше похоронен в фамильной могиле, где погребены его многочисленные родственники.

 

 

File:Statue Beaumarchais Clausade Paris.jpg

 

 

 

 

 

Памятник Бомарше в Париже

 

(1895, автор – Louis Clausade)

 

Установлен на ул. Сент-Антуан,

 

 

Описание: File:SACD, 11 bis rue Ballu, Paris 9.jpg

Мемориальная доска на Rue Ballu в Париже

 

С именем Бомарше связано появление первого авторского общества, которое боролось за признание прав авторов на произведения.

Бомарше вел правовые битвы против театров, неохотно признававших имущественные и неимущественные права авторов. Все это привело к созданию первого такого общества в 1777 году – Бюро по драматическому законодательству, которое позднее трансформировалось в Общество драматических авторов и композиторов (SАСD), которое располагалось на Rue Ballu в Париже, о чём напоминает мемориальная доска на этом здании.

 

 

 

 

Апанович А.А.,

гл. библиограф Интернет-зала


Страницы:
© 2008-2013 Муниципальное казённое учреждение культуры Озёрского городского округа
"Централизованная библиотечная система"
При использовании материалов, полученных с данного сайта, указание источника является обязательным
Разработано
студией "Идея"